«Маятник Фуко» Умберто Эко, краткое содержание читать ~13 мин.
«Маятник Фуко» – это продолжение дебютного романа Умберто Эко «Имя розы», имевшего огромный успех. Тот факт, что «Маятник Фуко» стал вторым романом Эко, не должен создавать ложного представления о том, что он был молодым, по сути, неопытным писателем, воспользовавшимся издательским феноменом.
Эко был 50-летним высокоуважаемым писателем и переводчиком нехудожественных книг по философии, семиотике, медиалогии, литературной критике, истории и многому другому. Все эти знания, накопленные Эко, подготовили его к написанию дебютного и второго романа необычайной сложности, демонстрирующего не только широкий диапазон его знаний, но и творческий дух, способный художественно интегрировать лабиринты сюжета с непрерывной игрой слов и языковыми играми.
«Маятник Фуко» можно описать как «Код да Винчи», написанный Томасом Пинчоном. Сюжет в некоторой степени похож на этот популярный, быстро развивающийся триллер тем, что в нём затрагивается тайный международный заговор с участием рыцарей-тамплиеров и Святого Грааля. И на этом сравнение заканчивается. В то время как Дэн Браун написал удивительно увлекательную книгу, «Маятник Фуко» требует сосредоточенности и, возможно, лучше всего читается при наличии интернета. Не хочу сказать, что Эко не увлекательный писатель, но сюжет подчинён почти всем другим аспектам литературного искусства написания романа.
Дочитайте «Маятник Фуко» до конца, и то, что останется в памяти после прочтения, будет вызывать множество воспоминаний, наименьшим из которых может быть следующее: Что произошло и почему?
Как знак того, как подходить к книге, следует воспринимать тот факт, что раскрытие заговора, который инициирует аспекты триллера в книге, начинается как шуточная компьютерная программа доинтернетовского периода, которая для сравнения можно сказать, что напоминает те программы, которые якобы создают закодированные сообщения в библейских писаниях, когда определённые числовые строки букв складываются вместе. Те учёные, которые работают с этой программой – «Планом» – оказываются случайно наткнувшимися на действительно тайное общество, которое обратило внимание на эту трещину в их истории версий кода.
В результате получился триллер, который берет идею тайных обществ и помещает её в очень конкретный мир интерпретаций. По сути, в книге ставится вопрос о том, когда интерпретация смысла достигает точки, за которой её следует закрыть. Или, наоборот, все и всегда должно быть полностью открыто для интерпретации?
Несмотря на успех, «Маятник Фуко» не смог вызвать такого широкого признания и интереса, как «Имя розы», а также не смог привлечь Голливуд к экранизации, хотя, возможно, отчасти это было связано с низкими кассовыми сборами предыдущего фильма.
Сюжет
События этого романа происходят в начале семидесятых годов двадцатого века, когда в Италии все ещё бушевали молодёжные бунты. Однако филология стала «политическим выбором» для рассказчика, студента Миланского университета Казаубона. Он подружился с научным редактором издательства «Гарамон» Бельбо и его коллегой Диоталлеви, которого не смущает разница в возрасте. Их объединяет интерес к тайнам человеческого разума и к Средним векам. Казобон написал диссертацию о тамплиерах; перед глазами читателя проходит история этого рыцарского братства, его происхождение, участие в крестовых походах, обстоятельства судебного процесса, закончившегося казнью руководителей ордена и его роспуском.
Далее в романе выдвигаются гипотезы – Казобон с друзьями пытается проследить посмертную судьбу ордена рыцарей Храма. Отправной точкой их усилий становится появление в издательстве отставного полковника, который уверен, что нашёл зашифрованный план рыцарей, план заговора, план мести, разработанный на века. Через день полковник бесследно исчезает и предполагают, что его убили. Само происшествие или его неприятное послевкусие заставляет Казобона разойтись с друзьями. Разлука длится несколько лет: окончив университет, он уезжает в Бразилию в качестве преподавателя итальянского языка.
Непосредственной причиной отъезда становится его любовь к местной уроженке Ампаро, красивой полукровке, проникнутой идеями Маркса и пафосом рационального объяснения мира. Он вновь пытается изучать историю древних культов и герметических учений, приобщая к своим занятиям скептическую Ампаро; его привлекает страна ведьм – Баия. Его усилия проникнуть в таинственное приносят свои плоды, но они горьки для него: во время магического ритуала, для участия в котором они с Ампаро были приглашены, против своей воли она впадает в транс и, очнувшись, не может простить этого ни себе, ни ему. После ещё одного года жизни в Бразилии Казобон возвращается.
В Милане он вновь встречает Бельбо и получает приглашение работать в издательстве «Гарамон». Сначала речь идёт о составлении научной энциклопедии металлов, но вскоре сфера его интересов значительно расширяется, вновь захватывая таинственное и эзотерическое; он признается себе, что становится все труднее отделить мир магии от мира науки. Появляется серия публикаций по оккультизму и магии, чтобы привлечь серьёзных спонсоров и фанатиков, готовых платить деньги за публикацию своих трудов.
Однако издание, предназначенное для «Гарамона», все же должно отвечать определённым требованиям; в качестве научного консультанта проекта по рекомендации Казобона приглашается господин Алье. Он из Бразилии, довольно богат, с тонким вкусом и, несомненно, с глубокими познаниями в магии и оккультизме; он рассказывает о самых древних магических ритуалах, как будто сам присутствовал при этом; более того, иногда он намекает на это.
Эти события вновь толкают друзей на поиски Плана тамплиеров; загадочный документ, оставшийся от пропавшего полковника, исследуется ими снова и снова, и каждый его пункт ищет историческую интерпретацию. Если план действительно существует, он должен все объяснить.
Проходит лето. Диоталлеви возвращается из отпуска тяжело больным, Бельбо ещё больше взволнован Планом, а Казобон готовится стать отцом: его новая подруга Лия скоро должна родить. Их усилия, между тем, подходят к концу, они понимают, что последняя встреча участников Плана должна стать парижским музеем в аббатской церкви Сен-Мартен-де-Шан, хранилищем искусств и ремёсел, где находится маятник Фуко, который в определённый момент укажет им точку на карте – вход во владения Короля Мира, центр теллурических токов, Пуп Земли, Umbilicus Mundi.
Они постепенно уверяют себя, что знают день и час, стоит только найти карту, но тут Диоталлеви оказывается в больнице с самым неутешительным диагнозом, Казобон отправляется вместе с Лией и ребёнком в горы, а Бельбо, движимый ревностью к Алье, который стал его счастливым соперником в личной жизни, решает поделиться с ним своими знаниями о Плане, умолчав при этом об отсутствии карт и уверенности в том, что вся эта расшифровка не является плодом их совершенно разбушевавшегося воображения.
Лия тем временем доказывает Казобону, что те фрагментарные записи конца XIX века, за которые они приняли набросок Плана, скорее всего, являются счетами владельца цветочного магазина. Диоталлеви при смерти, у него рак; Бельбо в руках Алье и стаи его последователей, которые шантажируют его и под страхом смерти заставляют поделиться с ними последней тайной – картой. Казобон бросается на его поиски, но успевает застать лишь финал: в хранилище искусств и ремёсел врывается бешеная толпа алхимиков, герметизма, сатанистов и прочих гностиков во главе с Алье, которого теперь называют графом Сен-Жерменом.
Отчаявшись получить признание Бельбо, они подвешивают его к маятнику Фуко; его возлюбленная тоже умирает. Казобон бежит; на следующий день в музее нет никаких следов вчерашнего происшествия, но Казобон не сомневается, что теперь за ним будут охотиться, к тому же Диоталлеви тоже умирает. Казаубон, не желая подвергать опасности свою возлюбленную и ребёнка, заперся в доме Бельбо, ожидая того, кто придёт его убить.
Список персонажей
Казобон
Как главный герой, Казобон диктует темп развития сюжета. Он – молодой человек, увлечённый, почти до одержимости, оккультизмом и тайнами. В колледже он пишет о тамплиерах. Хотя несколько лет он посвящает романтическим отношениям и семье, работа втягивает его в мир после окончания колледжа. Он тесно сотрудничает с Алье, но видит, как тот неглубоко прикрывается благотворительностью. По ходу повествования Казобон теряет способность к волевому усилию. Он больше не хочет заниматься заговором, но от этого зависит его жизнь. К концу книги он остаётся один в своём доме и ждёт, когда Алье или один из его сообщников убьёт его.
Ампаро
Ампаро – уроженка Бразилии, в которую влюбляется Казобон. Она – любительница природы, одержимая революционным марксизмом. За её разнообразные взгляды её и любит Казобон. Однажды во время магического ритуала с Ампаро случается несчастье, и она теряет себя. Она глубоко переживает случившееся и почему-то обвиняет Казобона, что приводит к разрыву отношений.
«Гарамон» Бельбо
Бельбо – редактор местного издательства в Милане. Познакомившись с Казобоном, когда тот ещё учился в колледже, Бельбо восхищается любознательностью и умом молодого человека и приглашает его работать на себя позже, когда у него будет своя газета. Он приглашает Алье из Бразилии для консультаций в свою газету, пока не начинает безумно ревновать его в личной жизни. Именно Бельбо раскрывает тайные планы тамплиеров Алье и его спутникам, но за это он вознаграждён пытками и смертью на месте маятника.
Лия
Лия – вторая девушка Казобона. Она рожает их ребёнка как раз в то время, когда Алье превращается в жертву, поэтому она представляет собой обузу для Казобона. Он отсылает её с ребёнком в горы, даже после того, как события завертелись.
Полковник
Этот человек – отставной полковник, который однажды появляется на пороге редакции с информацией о тамплиерах. Он раскрывает Казобону и его друзьям секретные планы ордена. Вскоре после этого он таинственно исчезает, и его больше никогда не видят, полагая, что он мёртв.
Диотавелли
Диотавелли работает вместе с Бельбо, когда Казобон встречает его. Он представляет собой третьего члена их тройки, намеревающегося раскрыть тайну тамплиеров. Из всех троих он наименее драматичен и агрессивен, часто позиционируя себя как миротворец. По трагической случайности Диотавелли заболевает раком ещё до окончания приключений и умирает в больнице.
Господин Алье
Родом из Бразилии, Алье нанят Бельбо в качестве консультанта в его газете. Он быстро убеждает Казобона рассказать ему о заговоре тамплиеров благодаря его обширным знаниям оккультизма, хотя у Казобона есть свои сомнения. Алье оказывается злодеем, стремящимся использовать Орден рыцарей Храма в своих корыстных целях. Завербовав всевозможных культистов, преступников и тому подобное, Алье заставляет Бельбо передать ему информацию полковника – ключ к разгадке тайны тамплиеров.
Темы
Предательство
Тема предательства возникает в нескольких местах на протяжении всего текста. Во-первых, Бельбо и Казобон переживают момент примирения, когда Бельбо признается, что часто чувствовал себя запуганным или манипулируемым Казобоном в соответствии с либеральным студенческим движением, хотя раньше он держал это чувство при себе. Казобон чувствует себя несколько преданным этим откровением, но он достаточно уважает Бельбо, чтобы забыть об этом секрете. В свою очередь, Казобона обвиняют в предательстве Ампаро. Когда она впадает в транс, она винит Казобона в своём неудачном опыте, потому что он должен был присматривать за ней. Травмированная пережитым, она направляет свою боль на него, выплёскивая её в патологических формах. В конечном итоге это обвинение разлучает их.
Конечно, последнее предательство – это предательство Алье, который проникает в гостеприимство Казобона и его друзей, притворяясь случайным интересом к тайне тамплиеров, хотя на самом деле он преследовал те же цели. Он выдаёт себя в драматическом повороте маятника Фуко, в итоге предавая Бельбо вплоть до убийства.
Безумие
Все персонажи книги демонстрируют определённую склонность к безумию. Казобон и его друзья достаточно хорошо понимают собственную уязвимость, чтобы осознать опасность потворства одержимости. Когда они становятся участниками заговора тамплиеров, то открывают для себя целый ряд новых искушений.
Но самое главное, Алье и его спутники преподают Казобону и остальным ценный урок о самих себе. Они преступники, алхимики, культисты и экстремисты – все они страдают от той или иной разновидности безумия, будь то психопатия (Алье), одержимость, шизофрения, помешательство, девиантность и т.д.
К тому времени, когда Казобон, Диоталлеви и Бельбо осознают опасную природу окружающих их людей, они вынуждены признать свою собственную склонность к безумию. В конце концов, они преследуют этот заговор до физического вреда, в ущерб безопасности, отношениям, безопасности, финансовой стабильности и психическому здоровью.
Насилие в связи со скукой
Будучи студентом колледжа того времени, Казобон не чужд насилия. В 70-е годы студенты бунтовали на улицах, шантажировали людей и устраивали насильственные демонстрации против правительства. Их действия были мотивированы отсутствием цели. Не имея возможности найти работу и реальных средств для успешного обучения в колледже, им было скучно, достаточно скучно, чтобы прибегнуть к насилию. Точно так же Казобон сталкивается с такой же формой насилия в поведении Алье, который поначалу кажется нормальным.
Алье обманывает трёх друзей, заставляя их поверить, что он обычный, академический наблюдатель оккультизма, но на самом деле он фанатик, решивший раскрыть секреты тамплиеров. Он строит свою личность вокруг манипулирования людьми, чтобы приблизиться к этой цели. По мере того как он становится все более самодовольным, он подкрепляет своё бездействие яростным гневом, в конце концов угрожая Казобону и Бельбо.
К концу книги он становится виновником смерти Бельбо, а также целого ряда других преступлений, каждое из которых более коварно, чем предыдущее, и отражает его полную преданность этой цели. Его действия являются продуктом чрезвычайного интеллекта, лишённого мотивации. Если бы у него было что-то более продуктивное, чтобы занять свой интеллект, он, возможно, не стал бы злодеем.
С интригами, сложностями и приключениями «Маятник Фуко» – один из самых увлекательных романов Умберто Эко. Сюжет вращается вокруг главного героя, Казобона, который увлекается орденом рыцарей Храма, тамплиеров. Казалось бы, волею судьбы, Казобон постоянно оказывается втянут в расследование остатков ордена, особенно после исчезновения полковника. Другие увлечения, такие как семья и богатство, неоднократно отходят на второй план, потому что Казобон навязчиво продолжает расследование. В конце концов он теряет контроль над собой и поддаётся жестоким требованиям своих соперников.
В колледже при Миланском университете Казобон пишет дипломную работу о тамплиерах. Он заводит дружбу с коллегами из местной газеты, Бельбо и Диоталлеви. После того, как появляется полковник в отставке с секретной картой и планами тамплиеров вернуться и отомстить за прошлое подавление, трое друзей оказываются на крючке. Полковник исчезает, но Казобон оставляет все это дело на втором плане, продолжая свой роман с Ампаро в Бразилии. Вернувшись в Милан, он устраивается на работу к Бельбо в его собственную газету.
Всегда интересовавшийся оккультизмом, Казобон постоянно попадает в неприятности из-за отсутствия надлежащих научных доказательств своей работы, поэтому в качестве консультанта привлекается господин Алье, учёный из Бразилии. Алье вновь знакомит друзей с тайной ордена тамплиеров.
Различные препятствия отделяют команду от раскрытия заговора тамплиеров. Лия беременеет от Казобона, и у них рождается общий ребёнок, в дополнение к его отношениям с Ампаро.
Кстати, связь Алье с Бразилией и Ампаро не случайна. У Диоталлеви диагностируют рак, он остаётся в больнице на протяжении второй половины книги и в конце концов умирает. Со своей стороны, Бельбо передаёт информацию о секретном плане Алье, который впоследствии приводит его к маятнику Фуко вместе с разнообразными спутниками Алье и выпытывает у него секреты. В конце концов Бельбо умирает в маятнике от ран, полученных во время допроса. В конце концов выживает только Казобон, но и он после этого ведёт мучительное, параноидальное существование, убеждённый, что Алье и его команда убьют его, чтобы не допустить свидетелей их погони за сокровищами тамплиеров.
- «Новый Органон» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание
- «Имя розы» Умберто Эко, краткое содержание
- «Капитал» Карла Маркса, кратко
- «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание
- «Нулевой номер» Умберто Эко, краткое содержание
- «Как ничего не делать: противостояние экономике внимания» Дженни Оделл, краткое содержание
- «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, кратко
- Россия заблокировала вывоз экспонатов на выставки в США из-за дела Хабад
Комментирование недоступно Почему?