Найденная на чердаке картина, возможно, принадлежит кисти Караваджо читать ~4 мин.
ПАРИЖ. На юге Франции обнаружили картину, которая, возможно, была написана 400 лет назад итальянским художником Караваджо. Последние 150 лет шедевр пролежал на чердаке старинного дома, в полной неизвестности.
Эрик Тюркен (Eric Turquin), французский эксперт, который реставрировал и изучал картину в течение двух лет, сказал, что она находится в исключительной сохранности и предварительно оценил её стоимость в 120 млн евро (около 135 млн долларов), несмотря на то, что, по его словам, пока эксперты расходятся во мнениях относительно авторства полотна.
Названная «Юдифь. Усекновение головы Олоферна» (Judith Beheading Holofernes), она изображает библейскую героиню Юдифь, обезглавливающую ассирийского генерала. Предположительно картина написана в Риме, в 1604-05 годах.
Два эксперта по творчеству Караваджо, с которыми консультировался Тюркен, считают, что автором полотна является Луи Финсон (Louis Finson), фламандский художник и арт-дилер, который был лично знаком с художником, обладал некоторыми его картинами и делал копии его работ. «Но третий эксперт, к которому я обратился, считает, что это не просто картина Караваджо, а истинный шедевр живописи», — говорит Тюркен. Находку, по его мнению, следует считать самой важной за последние 20 лет.
После того, как картина провела три недели в лабораториях Лувра, французские власти удостоили её статуса «Национальное достояние», а это означает, что полотно не может быть экспортировано в течение 30 месяцев. Это даёт национальным музеям достаточный запас времени для приобретения картины. Тот факт, что автор пока не определен, не остановило Министерство культуры Франции, которое обосновало своё решение о запрете на вывоз картины тем, что она в любом случае «заслуживает того, чтобы быть на (французской) территории, как очень важный образец школы Караваджо».
Бруно Артипрете (Bruno Arciprete), эксперт из Неаполя, который занимался реставрацией двух картин Караваджо – «Бичевание Господа» и «Семь деяний милосердия», сказал, что картина вполне может принадлежать Караваджо, но необходимы дальнейшие исследования. “Она имеет интересные особенности, которые можно отнести к Караваджо”, — сказал он в телефонном интервью. Артипрете пояснил, что он видел работу несколько месяцев назад в Париже и ушел с «очень хорошим впечатлением».
“Требуется больше научных исследований, а после — изучения историками искусства, необходимо тщательно проанализировать технику, пигменты, тип холста и его подготовку, чтобы понять, что материалы и приемы соответствует тем, которые использовал Караваджо”, — сказал он.
Однако Ричард Э. Спир (Richard E. Spear), учёный, специалист по итальянскому барокко, который также является экспертом по Караваджо, сказал, что «весьма сомнительно», что итальянский мастер на самом деле нарисовал эту картину. Спир, который видел только фотографии находки, рассказал, что вопросы у него вызывает техника нанесения мазков и некоторые анатомические детали персонажей. “В целом, картина выглядит довольно грубой и тяжёлой”, — поделился он своим впечатлением.
Владельцы дома в Тулузе обнаружили картину, которая оказалась частично повреждена водой, когда поднялись на чердак, чтобы устранить утечку. После этого, в течение двух лет она хранилась у Тюркена, подальше от глаз общественности, который изучал и реставрировал полотно с применением таких современных средств как инфракрасная рефлектограмма и рентгеновское исследование. Из-за большого размера картины, рентгеновский снимок пришлось делать в ветеринарной клинике. “Радиолог был немного удивлен, когда между приемом лошади и коровы пришлось исследовать картину”, — шутит Тюркен. “Тогда она [врач] сказала нам, что мы принесли ей украденную картину, потому что она думала, что это — на самом деле современная копия Финсона”. Сегодня эта копия находится на выставке в Неаполе и принадлежит итальянскому банку.
Есть мнение, что обе картины — копии, написанные Финсоном в Амстердаме в 1617 году, а оригинал — исчез.
Если авторство Караваджо подтвердится, то это будет крупнейшая находка образцов его творчества начиная с 1991 года, когда Национальный музей Ирландии официально подтвердил, что «Взятие Христа» (1602 год) принадлежит кисти мастера.
“Нет единого мнения [относительно авторства], и я не ищу консенсуса. В 2003 году в Дублине ещё более критические замечания высказывались относительно «Взятия Христа». Караваджо — художник, который оставляет место для полемики. Все согласны с тем, что это одна из самых важных картин XVII века, найденная за последние 30 лет”, — заключает Тюркен.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
- Джонатан Джонс: Караваджо, найденный на чердаке – подделка
- В Токио впервые выставлена потерянная картина Караваджо «Экстаз св. Марии Магдалины»
- Западноевропейская живопись
- Превратности судьбы: как в Великобритании менялось отношение к творчеству Караваджо
- Картина Караваджо оказалась в центре судебного разбирательства об отмывании денег
- Аукционный дом Sotheby’s обвиняют в халатности
- Новая выставка в Музее Искусств Маскарелле поднимает дебаты вокруг творчества Караваджо
- Музей Прадо подтвердил авторство Караваджо
Комментирование недоступно Почему?