Художественные движения и школы читать ~34 мин.
Список художественных школ и движений.
Абстрактное искусство
Непредметная живопись и скульптура, отказывающаяся от изображения реальных объектов. См. также: Движения в абстрактном искусстве.
Абстрактный экспрессионизм
Направление в абстрактном искусстве, развившееся в США в 1940-х и 1950-х годах. В первую очередь ассоциируется с Аршилом Горки и Джексоном Поллоком. Живопись абстрактного экспрессионизма также известна как «нью-йоркская школа». После 1952 года это направление получило название «живопись действия».
Академическое искусство
Официальный стиль, которому обучали в европейских академиях изящных искусств.
Живопись действия
Термин ввёл в 1952 году американский критик Гарольд Розенберг для описания одного из видов абстрактного экспрессионизма. Этот стиль практиковали Джексон Поллок и другие художники. Основной акцент в нём делался на физическом акте нанесения краски, которую часто разбрызгивали или выливали на холст, расстеленный на полу.
Эстетическое движение
Движение, активно развивавшееся в Великобритании в 1870-е и 1880-е годы как в изобразительном, так и в декоративно-прикладном искусстве. Его девизом был лозунг «искусство ради искусства», провозглашавший культ чистой красоты. В живописи его эстетическую философию представляли Уистлер, Альберт Мур и отчасти Лейтон. В декоративно-прикладном искусстве идеи движения были близки Уильяму Моррису.
Американский импрессионизм
Направление, следовавшее французской традиции. Ведущими фигурами были Уильям Меррит Чейз (1849–1916), Теодор Робинсон (1852–1896), Мэри Кэссэтт (1844–1926), Джон Сингер Сарджент (1856–1925), Чайльд Хассам (1859–1935), Джон Генри Твахтман (1853–1902), Джулиан Олден Уир (1852–1919) и Уиллард Лерой Меткалф (1858–1925).
Живопись американской сцены
Общее название для художественных течений в США (1925–1945), для которых было характерно использование истинно американских образов, запечатлённых в реалистичной, часто ностальгической манере. Тесно связано с риджионализмом.
Аналитический кубизм
Ранняя фаза кубизма (около 1907–1912), в рамках которой природные формы анализировались и раскладывались на простейшие геометрические составляющие.
Armory Show
Самая знаменитая выставка современного искусства, когда-либо проводившаяся в США. Состоялась в Нью-Йорке в 1913 году.
Ар-деко
Стиль в дизайне интерьеров, архитектуре, промышленном и графическом дизайне 1920-х и 1930-х годов. Характеризуется сочетанием модерна (ар-нуво) с новыми геометрическими формами.
Ар информель (Art Informel)
Термин был придуман французским критиком Мишелем Тапье в 1950-х годах для описания европейского эквивалента американского абстрактного экспрессионизма.
Ар-нуво (модерн)
Декоративный стиль в искусстве, популярный в Европе в конце XIX – начале XX века. Для него характерно использование стилизованных криволинейных растительных форм. В Германии был известен как «югендстиль».
Arte Povera
Термин введён итальянским критиком Джермано Челантом в 1967 году для описания творчества художников, работавших с «бедными», или обыденными, материалами, такими как песок, камни и ветки. Среди представителей — Яннис Кунеллис, Марио Мерц, Джузеппе Пеноне.
Движение искусств и ремёсел
Движение, идейным вдохновителем которого был Уильям Моррис. Оно утверждало ценность качественного дизайна и ручного ремесленного труда в эпоху массового машинного производства. Проложило путь для ар-нуво, Баухауса и ар-деко.
Школа «мусорных вёдер»
Термин, использовавшийся с 1930-х годов для описания группы художников-реалистов, выросшей из объединения «Восьмёрка» (Нью-Йорк, около 1908 года). Объектом их изображения обычно была городская среда.
Австралийская колониальная живопись
Ранние стили искусства европейских переселенцев в Австралии.
Австралийский импрессионизм
Творчество Тома Робертса, Артура Стритона, Фреда Маккаббина, Чарльза Кондёра. Направление также известно как Гейдельбергская школа.
Австралийская современная живопись
Современное искусство XX века, представленное творчеством Рассела Драйсдейла, Сидни Нолана и других.
Барбизонская школа
Группа французских пейзажистов середины XIX века, которые писали природу как самостоятельный объект, часто на пленэре, непосредственно с натуры.
Барокко
Стиль в архитектуре, живописи и скульптуре, зародившийся в Италии и распространившийся в Европе в конце XVI – середине XVIII века. Для барокко характерен повышенный интерес к динамичному движению и драматическим эффектам. Термин «барокко» также иногда используется в уничижительном смысле для обозначения чего-то чрезмерно сложного и витиеватого. Периодом барокко называют XVII век, когда этот стиль достиг своего расцвета.
Баухаус
Название школы образовано сочетанием немецких слов, означающих «строить» (bau) и «дом» (haus). Это была высшая школа строительства и художественного конструирования, основанная в Веймаре (Германия) в 1919 году архитектором Вальтером Гропиусом. Она стала центром современного дизайна. Школа переехала в Дессау в 1925 году, в Берлин — в 1932 году и была закрыта нацистами в 1933 году. В её методике преподавания традиционные отношения «учитель — ученик» были заменены идеей сообщества художников, работающих сообща.
Берлинский сецессион
Объединение, возглавляемое немецким художником-импрессионистом Максом Либерманом. В 1908 году представило работы художников группы «Мост» (Die Brücke). Немецкое название: Berliner Sezession.
Бидермайер
Романтико-реалистический стиль в «домашней» живописи, дизайне интерьеров и архитектуре, популярный в Германии, Австрии и Дании примерно в 1810–1860-х годах.
Биоморфная (органическая) абстракция
Стиль, использующий округлые абстрактные формы, который применял Генри Мур и другие художники. Также известен как «органическая абстракция».
Синий всадник (Der Blaue Reiter)
Группа художников, созданная в Мюнхене в 1911 году Василием Кандинским и Францем Марком. Участники группы придерживались очень разных взглядов; к ней присоединялись и другие художники, в том числе Пауль Клее, Жорж Брак и Пабло Пикассо. См.: Немецкий экспрессионизм.
Болонская школа
Основана в Болонье (Италия) Аннибале Карраччи, его братом Агостино и двоюродным братом Лодовико (1555–1619).
Мост (Die Brücke)
Группа немецких художников-экспрессионистов, основанная в Дрездене в 1905 году. В неё входили художники Эрнст Людвиг Кирхнер и Карл Шмидт-Ротлуф. См.: Немецкий экспрессионизм. Немецкое название: Die Brücke («Мост»).
Брутализм
Архитектурный стиль 1950-х годов, связанный с Ле Корбюзье и Людвигом Мис ван дер Роэ, в котором строительные материалы не маскируются, а выставляются напоказ.
Византийское искусство
Общий термин для обозначения искусства, которое развивалось в Восточной Римской империи с центром в Константинополе (Византии) примерно с 350 по 1453 год. См. также: Христианское искусство византийского периода.
Кэмден-таунская группа
Группа английских художников-постимпрессионистов, сформированная в 1911 году вокруг Уолтера Сикерта. В неё входили Спенсер Гор, Люсьен Писсарро и Огастес Джон, которые применяли некоторые принципы Поля Гогена и Винсента Ван Гога к сюжетам из жизни современного Лондона.
Караваджизм
Стиль живописи, связанный с творчеством Микеланджело Меризи да Караваджо, для которого характерно использование резких контрастов света и тени (кьяроскуро и тенебризм).
Каролингское искусство
Возрождение европейского искусства (около 750–900) после Тёмных веков при франкском короле Карле Великом.
Искусство Контрреформации
Кампания по развитию католического искусства (около 1560–1700), начатая Ватиканом после Тридентского собора (1545–1563).
Кельтское искусство
Стиль, основанный на криволинейных формах с использованием спиралей, узлов и переплетающихся узоров.
Чикагская школа архитектуры
Группа архитекторов, работавших в Чикаго с 1871 по 1893 год под руководством Уильяма Ле Барона Дженни (1832–1907). Среди других участников были Луис Салливан, Данкмар Адлер, Дэниел Бернем, Джон Уэлборн Рут, Уильям Холаберд, Мартин Рош. См. также: Вторая чикагская школа архитектуры (около 1940–1975) под руководством Миса ван дер Роэ.
Шинуазри
Псевдокитайский стиль декора, который процветал в Европе в XVII – XVIII веках.
Христианское искусство
Изобразительное искусство, связанное с христианством, начиная со 150 года н.э.
Чинквеченто
Итальянское искусство XVI века (1500-е годы).
Классическая индийская живопись
Период от наскальной живописи в Аджанте до позднего классического буддийского искусства (до 1150 года н.э.).
Классицизм
Стиль в искусстве, обращающийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Движения классицизма и натурализма
Течения в итальянской живописи XVII века, яркими представителями которых были Аннибале Карраччи и Караваджо.
Клуазонизм
Стиль французской живописи, основанный на формах, напоминающих перегородчатую эмаль или витражи. Разработан в Понт-Авене Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном.
Группа CoBrA
Объединение голландских, датских и бельгийских художников-экспрессионистов, существовавшее в 1948–1951 годах. Название представляет собой акроним от городов Копенгаген, Брюссель и Амстердам.
Кёльнская школа
Немецкая средневековая школа живописи, которая достигла своего апогея в творчестве Стефана Лохнера около 1450 года.
Колониальное искусство (Америка)
В основном портреты, миниатюры, неоклассическая архитектура, мебель и ремёсла (около 1670–1800).
Живопись цветового поля
Школа живописи, для которой характерны работы большого формата, где сплошные области цвета доходят до самых краёв холста, создавая впечатление, что они простираются до бесконечности.
Компьютерное искусство
Общее название для художественных практик, использующих компьютерные технологии для создания цифровых изображений.
Конструктивизм
Международное движение в абстрактном искусстве, зародившееся в послереволюционной России. Его основателями были Владимир Татлин, Александр Родченко, Антуан Певзнер, Наум Габо и другие.
Школы и стили современного искусства
Направления, развивающиеся с 1960-х годов. См. также: Современная британская живопись.
Кубизм
Художественное движение около 1907–1915 годов, инициированное Пикассо и Браком как реакция на импрессионизм. Оно было направлено на анализ форм в геометрических терминах (аналитический кубизм) или на их реорганизацию в различных контекстах (синтетический кубизм). Цвет оставался вторичным по отношению к форме.
Циничный реализм
Китайское движение в современной живописи, возникшее в Пекине после событий на площади Тяньаньмэнь. Среди его участников — Юэ Миньцзюнь, Фан Лицзюнь и Чжан Сяоган.
Дада
Международное «антиискусство», зародившееся в Цюрихе около 1916 года. В движение входили, в частности, Марсель Дюшан, Жан Арп, Франсис Пикабиа. Дадаизм стал предшественником сюрреализма.
Дунайская школа
Название относится к нескольким немецким художникам начала XVI века, таким как Альбрехт Альтдорфер, Лукас Кранах Старший и Вольф Хубер, которые прославились своими атмосферными пейзажами и богатыми колористическими эффектами.
Деконструктивизм
Стиль постмодернистской архитектуры, одним из основателей которого является Фрэнк О. Гери (р. 1929).
«Дегенеративное искусство»
Термин нацистской пропаганды для обозначения авангардной живописи, скульптуры и графики, которые были объявлены «дегенеративными». Так же называлась выставка современного искусства, организованная нацистами в Мюнхене в 1937 году.
Делфтская школа
Направление в голландской жанровой живописи XVII века, связанное с творчеством Яна Вермеера и Питера де Хоха.
Де Стейл (De Stijl)
Голландский художественный журнал, основанный в 1917 году Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом. Также название группы художников и архитекторов, связанных с журналом, которые сыграли важную роль в продвижении функционального дизайна Баухауса в 1920-х годах.
Дивизионизм
Техника живописи, систематически развиваемая Жоржем Сёра (1859–1891). Вместо смешивания цветов на палитре каждый цвет наносится «чистым» отдельными мазками, так что с определённого расстояния глаз и мозг зрителя производят смешение «оптически». См. также: Итальянский дивизионизм.
«Ослиный хвост»
Выставочная группа русских художников (1911–1912), созданная Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой для продвижения авангардного искусства, вдохновлённого русскими художественными традициями.
Голландский реализм
Этот самобытный стиль нидерландской станковой живописи был сосредоточен в таких городах, как Харлем, Делфт, Лейден, Утрехт, Дордрехт и Амстердам. Он подарил миру огромное количество шедевров во всех жанрах живописи. Его представителями были виртуозные портретисты, такие как Франс Халс (1582/83–1666) и Рембрандт (1606–1669); мастера бытового жанра, такие как Ян Вермеер (1632–1675); пейзажисты, такие как Якоб ван Рёйсдал (1628–1682); и мастера натюрморта, такие как Франс Снейдерс (1579–1657), Ян Давидс де Хем (1606–1683) и Виллем Кальф (1619–1693).
Раннее Возрождение
Стиль флорентийского искусства XV века (около 1400–1490), начальный этап эпохи Ренессанса.
Парижская школа (École de Paris)
Условное название для нескольких поколений художников, в основном не-французов, работавших в Париже примерно с 1900 года до Второй мировой войны. К школе относят таких мастеров, как Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Марк Шагал, Хаим Сутин и многих других.
Эдвардианский стиль
Стиль в архитектуре, живописи и декоративном искусстве, связанный с эпохой правления Эдуарда VII в Великобритании (1901–1910). Во Франции этот период известен как «Прекрасная эпоха» (Belle Époque). Великим представителем эдвардианского стиля в живописи был Джон Сингер Сарджент.
Элементаризм
Модифицированная форма неопластицизма, предложенная Тео ван Дусбургом в 1920-х годах. Введение диагональных линий в строгую горизонтально-вертикальную структуру привело к разрыву с Питом Мондрианом.
Елизаветинский стиль
Стиль искусства, связанный с эпохой королевы Елизаветы I (годы правления 1558–1603). Важным жанром была портретная живопись, выдающимися представителями которой были Николас Хиллиард и Маркус Герартс Младший.
Английская фигуративная живопись
Ранними мастерами этого направления были Уильям Хогарт (1697–1764), Джошуа Рейнольдс (1723–1792), Томас Гейнсборо (1727–1788), Джордж Ромни (1734–1802), Джозеф Райт из Дерби (1734–1797), Джордж Стаббс (1724–1806) и другие.
Английская пейзажная живопись
Общее движение, основоположниками которого были такие художники, как Ричард Уилсон (1714–1782), Томас Гейнсборо (1727–1788), Пол Сэндби (1731–1809), а его расцвет связан с именами Дж. М. У. Тёрнера (1775–1851) и Джона Констебла (1776–1837).
Euston Road Group
Группа художников, работавших в натуралистическом стиле на Юстон-роуд в Лондоне в короткий период с 1937 по 1939 год. В неё входили Уильям Колдстрим, Виктор Пасмор и Лоуренс Гоуинг.
Экзистенциальное искусство (1940-е и 1950-е годы)
Философия экзистенциализма Жан-Поля Сартра с её темами отчуждения и страха перед лицом человеческого бытия нашла отражение в работах американских абстрактных экспрессионистов, движений «Ар информель» и «CoBrA», а также в творчестве отдельных художников и скульпторов, таких как Альберто Джакометти и Фрэнсис Бэкон.
Экспрессионизм
Стиль, возникший в конце XIX века, в котором акцент делается на выражении эмоций и чувств, а не на объективном изображении природы. См. также: История экспрессионистской живописи (1880–1939), Движения в экспрессионизме (с 1880-х гг.).
Фовизм
Изначально уничижительный термин (от фр. Les Fauves — «дикие звери»), использовавшийся в отношении группы художников, включая Анри Матисса, которые выставлялись в Осеннем салоне в Париже в 1905 году.
Феминистское искусство
Движение конца 1960-х – начала 1970-х годов, стремившееся расширить права и возможности женщин в мире искусства и пересмотреть исторический канон, уделяя большее внимание художницам.
Фламандская школа живописи
Реалистичный стиль масляной живописи, развивавшийся во Фландрии в XV – XVII веках.
Флюксус
Название международного художественного движения, основанного в 1962 году. Целью Флюксуса было объединение европейского авангарда. Движение имело сходство с «антиискусством» дадаизма.
Школа Фонтенбло
Существовало две школы. Первая, при Франциске I (около 1528–1558), была по своей сути маньеристской и находилась под сильным влиянием итальянских мастеров. Вторая, при Генрихе IV (1589–1610), была менее значительной. Иногда школу Фонтенбло путают с Барбизонской школой XIX века, находившейся недалеко от Фонтенбло.
Французская живопись
Французская школа живописи. Её золотым веком стали XIX и начало XX века.
Футуризм
Итальянское художественное движение, основанное в 1909 году Филиппо Маринетти. Оно прославляло современный мир машин, скорости и насилия.
Георгианский стиль
Общий термин для стилей в искусстве, связанных с правлением королей Георга I, II, III и IV в Великобритании (1714–1830), особенно в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Его отличительная черта — классическая сдержанность и гармония.
Немецкое искусство XIX века
Неоклассицизм, реализм и импрессионизм в Германии.
Немецкий экспрессионизм
Общая экспрессионистская тенденция в Германии, представленная такими группами художников, как Der Blaue Reiter («Синий всадник», 1911–1914, Мюнхен) во главе с Василием Кандинским и Францем Марком; Die Brücke («Мост», 1905–1913, Дрезден), основанная Карлом Шмидт-Ротлуфом и Эрнстом Людвигом Кирхнером; и Die Neue Sachlichkeit («Новая вещественность», 1920-е, Мангейм), среди известных членов которой были Отто Дикс, Георг Гросс и Макс Бекман.
Немецкое средневековое искусство
Каролингская и оттоновская скульптура, ювелирное дело, книжная миниатюра и архитектура.
Немецкое Возрождение
Художественное развитие в Германии в период около 1430–1580 годов, представленное творчеством Альбрехта Дюрера, Маттиаса Грюневальда, Ганса Гольбейна, Тильмана Рименшнейдера и других.
Жестуальная живопись
Стиль экспрессивной живописи, связанный с представителями нью-йоркской школы (Джексон Поллок, Виллем де Кунинг) и движения Art Informel (Жорж Матьё).
Школа Глазго
Группа художников-постимпрессионистов, находившаяся под влиянием барбизонской школы. Также в группу входил архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош.
Готика и готическая архитектура
Заключительный период средневекового искусства и архитектуры. Ранняя готика обычно относится к периоду 1140–1200 годов, высокая готика — к 1200–1250 годам, а поздняя готика — к периоду после 1250 года. В эпоху Возрождения термин «готика» использовался как уничижительное определение для всей средневековой архитектуры. В XIX веке возникло движение неоготики, особенно в британской и американской архитектуре. Среди американских практиков были Ричард Апджон (1802–1878) и Джеймс Ренвик (1818–1895).
Граффити
Граффити, также называемое «райтинг» или «аэрозольное искусство», — это художественное движение, связанное с хип-хоп культурой. Оно возникло в различных городах Америки, особенно в метрополитене Нью-Йорка, в 1970-х и 1980-х годах. Позже оно распространилось на Европу и Японию и со временем переместилось с улиц в галереи. Самым известным его представителем был Жан-Мишель Баския.
Gruppo Origine
Итальянская группа, основанная в Риме в 1951 году Альберто Бурри, Этторе Колла, Джузеппе Капогросси и Марио Баллокко. Она возникла в ответ на излишнюю декоративность абстрактного искусства того времени. В своём манифесте художники провозгласили возвращение к основам: отказались от трёхмерных форм, ограничили цвет до простейших сочетаний и стремились к созданию элементарных образов. Группа просуществовала недолго, завершив свою деятельность в том же 1951 году.
Гутай (1954–1972)
Ассоциация художников «Гутай» (Gutai Bijutsu Kyōkai) — японская авангардная группа, основанная в 1954 году в Осаке. Среди её основателей были Ёсихара Дзиро, Канайма Акира, Мураками Сабуро, Сирага Кадзуо и Симамото Сёдзо. Группа провела ряд публичных выставок в 1955 и 1956 годах, предвосхитив своими работами перформанс и концептуальное искусство. По словам искусствоведа Ива-Алена Буа, деятельность группы стала одним из важнейших явлений послевоенной японской культуры.
Гальштатская культура
Ранний стиль кельтского искусства (около 800–450 гг. до н.э.), центром которого были Австрия и верховья Дуная.
Живопись жёстких контуров
Термин был введён в 1959 году для описания абстрактной (но не геометрической) живописи, в которой используются большие плоские цветовые области с чёткими, резкими краями.
Гарлемский ренессанс
Афроамериканское художественное движение с центром в районе Гарлем в Нью-Йорке. Изначально известное как «Движение новых негров», оно оказало глубокое влияние на всю территорию Соединённых Штатов. Влиятельными участниками были Уильям Х. Джонсон, Лоис Майлу Джонс, скульптор и гравёр Сарджент Клод Джонсон, а также Джейкоб Лоуренс, Арчибальд Мотли и Ромар Бирден.
Гейдельбергская школа
Группа художников XIX века из Мельбурна, связанная с австралийским импрессионизмом.
Высокое Возрождение
В изобразительном искусстве — наивысшая точка развития итальянского Ренессанса, охватывающая период примерно с 1490-х до конца 1520-х годов. См. также: Ренессанс в Риме при папах Сиксте IV (1471–1484), Юлии II (1503–1513), Льве X (1513–1521) и Павле III (1534–1549). К шедеврам живописи Высокого Возрождения относятся фрески Сикстинской капеллы и росписи Станц Рафаэля в Ватикане.
Школа реки Гудзон
Группа американских пейзажистов, работавших с 1825 по 1875 год. В неё входили Томас Даути, Томас Коул, Ашер Браун Дюранд, Джон Фредерик Кенсетт, Генри Инман, Джаспер Кропси и Фредерик Эдвин Чёрч.
Гуманизм
Культурное и философское движение итальянского Возрождения, в центре которого находился человек и его возможности, в отличие от абстрактных концепций науки или теологии.
Импрессионизм
Французское художественное движение, возникшее в 1874 году. Художников-импрессионистов, таких как Писсарро, Моне, Ренуар и Сислей, объединяло стремление запечатлеть непосредственные визуальные впечатления, делая акцент на свете и цвете.
Интернациональная готика
Стиль живописи, скульптуры и декоративного искусства, распространившийся по Западной Европе в период 1375–1450 годов. Он служил мостом между готическим искусством и искусством Ренессанса. Его развитию способствовало растущее культурное соперничество между европейскими королевскими дворами. См. также: Интернациональная готическая миниатюра.
Интернациональный стиль
Направление в современной архитектуре, заложенное Вальтером Гропиусом и развитое Людвигом Мис ван дер Роэ, архитектурным бюро Skidmore, Owings & Merrill и другими.
Интимизм
Направление во французской жанровой живописи, для которого характерно изображение домашних, интимных сцен. Яркими представителями являются Пьер Боннар и Эдуар Вюйар.
История ирландского искусства
Справочник по основным направлениям живописи, скульптуры и архитектуры на острове Ирландия (с 3300 года до н.э.).
Исламское искусство
Общая категория искусства, созданного после VII века художниками на территориях, где распространились исламские культуры. Включает в себя архитектуру, архитектурный декор, керамику, мозаику, рельефную скульптуру, резьбу по дереву и слоновой кости, живопись, каллиграфию, книжную миниатюру, текстиль, ювелирное дело и другие виды искусства.
Якобинский стиль
Общий художественный стиль, связанный с эпохой правления Якова I (1603–1625), особенно в театре и живописи. Ведущими представителями были выдающийся елизаветинский миниатюрист Николас Хиллиард и художники голландского происхождения Пол ван Сомер и Даниел Мейтенс Старший.
Японизм
Европейское увлечение японским декоративно-прикладным искусством в конце XIX века, включая веера, ширмы, лаки, бронзу, шёлк, фарфор и гравюры укиё-э.
Югендстиль
Название стиля ар-нуво в Германии, популяризированного Мюнхенским сецессионом.
Джанк-арт (мусорное искусство)
Подвид «найденного искусства» (обже труве), для которого характерно использование выброшенных повседневных материалов. Его истоки лежат в творчестве Дюшана, Пикассо, Швиттерса и Раушенберга.
Искусство «кухонной раковины»
Термин «Kitchen Sink School» был впервые использован критиком Дэвидом Сильвестром в журнале «Encounter» по отношению к работам художников-реалистов, известных как «Beaux Arts Quartet»: Джона Брэтби, Деррика Гривза, Эдварда Миддлдича и Джека Смита.
Кинетическое искусство
Искусство, объектами которого являются движущиеся или создающие иллюзию движения конструкции.
«Бубновый валет»
Выставочное общество русских художников (1910–1917), продвигавшее авангардное искусство из России и Европы.
Латенская культура
Стиль кельтского искусства, характеризующийся изделиями из металла и абстрактным дизайном (около 450 г. до н.э. — I в. н.э.).
Люминизм
Термин, применяемый к американским пейзажистам из школы реки Гудзон примерно с 1830 по 1870 год, поскольку на многих их картинах преобладали интенсивные, драматичные световые эффекты. Форма люминизма также лежит в основе «Ноктюрнов» Уистлера.
Лирическая абстракция
Термин был введён французским художником Жоржем Матьё в 1947 году для описания более декоративного, живописного стиля в рамках движения «Ар информель».
Магический реализм
Термин, придуманный немецким фотографом и искусствоведом Францем Ро для описания реалистичных картин конца XIX – начала XX века с фантастическими или сказочными сюжетами.
Маньеризм
Художественный стиль, зародившийся в Италии около 1520–1590 годов, для которого характерно искажение фигур и подчёркнутая эмоциональность. См. также: Живопись маньеризма.
Маккьяйоли
Группа художников-реалистов и импрессионистов, работавшая во Флоренции примерно с 1855 по 1870 год.
Семья Медичи
Вероятно, самая влиятельная итальянская семья меценатов. Оказала огромное влияние на развитие живописи и скульптуры во Флоренции XV века.
Средневековое искусство (на практике — средневековое христианское искусство)
Термин «Средневековье» описывает период европейской истории от падения Западной Римской империи (около 450 года н.э.) до начала эпохи Возрождения (около 1400 года). Средневековое искусство было в основном архитектурным или декоративным (скульптура, мозаика, книжная миниатюра, гобелены). Ярким примером декоративного искусства служат произведения, созданные при дворе короля Карла Великого.
Средневековая скульптура
Термин «средневековая скульптура» в основном описывает период с 400 по 1000 год. За ним последовала романская скульптура.
Метафизическая живопись
Движение 1915–1918 годов, связанное с художником Джорджо де Кирико. Частично было реакцией на футуризм. Итальянское название: Pittura Metafisica.
Мексиканский мурализм
Термин применяется к возрождению крупномасштабной общественной настенной живописи в Мексике в 1920-х и 1930-х годах. Его практиковали художники левых взглядов: Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и Давид Альфаро Сикейрос.
Минимализм
Нефигуративный стиль в живописи, скульптуре и архитектуре конца 1960-х годов, который был строго ограничен в использовании визуальных элементов и сводился к простым геометрическим формам или массам.
Движения в искусстве модернизма
Стили изобразительного искусства примерно с 1850 по 1960 год.
Маасская школа
Искусство XII и XIII веков в долине реки Маас (Мёз) во Франции. Здесь была создана первая великая школа художников-эмальеров, использовавших технику шамплеве.
Московская школа живописи
Искусство периода ~1500–1700 годов, представленное Строгановской школой, творчеством Симона Ушакова и росписями Ярославля и Костромы.
Могольская живопись
Школа исламской живописи, развивавшаяся на Индийском субконтиненте в XVI – XIX веках.
Мюнхенский сецессион
Выход в 1892 году группы мюнхенских художников из традиционных художественных институтов. Движение оставалось относительно консервативным. За ним последовали Венский сецессион (1897) и Берлинский сецессион (1898).
Наби (Les Nabis)
Группа французских художников, работавших с 1892 по 1899 год. Они находились под влиянием Гогена в использовании цвета и декоративных эффектов. В группу входили Пьер Боннар, Жан-Эдуар Вюйар, Феликс Валлоттон и Поль Серюзье.
Назарейцы
Группа немецких художников-романтиков во главе с Фридрихом Овербеком, работавшая в Риме в начале XIX века. Вдохновлялась искусством Северного Возрождения XV – начала XVI веков.
Неоклассицизм
Европейский стиль конца XVIII – начала XIX века (примерно с 1770 по 1830 год). Стал реакцией на излишества барокко и рококо, возродив интерес к античности. Он подразумевал возврат к классическим источникам, которые привнесли сдержанность и простоту в живопись и архитектуру.
Неодадаизм
Этот термин часто используется для описания работ Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса в Нью-Йорке в конце 1950-х годов из-за использования коллажей, ассамбляжей и найденных предметов, а также их очевидной «антихудожественной» направленности.
Неоэкспрессионизм
Возрождение экспрессивной фигуративной живописи в 1980-х годах. В Германии движение было известно как Neue Wilden («Новые дикие»), во Франции — Figuration Libre («Свободная фигуративность»), в Италии — Transavantguardia («Трансавангард»), а в США — Bad Painting («Плохая живопись»).
Неоимпрессионизм
Развитие идей импрессионизма через научный анализ цвета, предпринятый Жоржем Сёра. См.: Дивизионизм, пуантилизм.
Неопластицизм
Строгий голландский стиль абстракции, основанный на прямоугольниках, горизонтальных и вертикальных линиях. Основан Питом Мондрианом в начале 1920-х годов.
Неоромантизм
Широкий термин для обозначения нескольких европейских художественных движений XX века, которые опираются на мистические, сказочные сюжеты, экспрессивные формы и приёмы сюрреализма.
Нидерландское Возрождение
Художественное развитие во Фландрии и Голландии в период около 1430–1580 годов, представленное творчеством Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего.
Новая вещественность (Neue Sachlichkeit)
Немецкое художественное движение 1920-х годов, основанное Отто Диксом и Георгом Гроссом, которые ярко изображали коррупцию и гедонизм в Германии того времени. См.: Немецкий экспрессионизм.
Ньюлинская школа
Художники, поселившиеся в городе Ньюлин в Корнуолле с начала 1880-х годов под руководством Стэнхоупа Форбса и Фрэнка Брэмли. Они следовали импрессионистской доктрине пленэра — работы непосредственно на природе.
Нью-йоркская школа
Ядро абстрактного экспрессионизма в Нью-Йорке 1940-х – начала 1950-х годов. Включает Джексона Поллока, Виллема де Кунинга и Марка Ротко.
Северное Возрождение
Искусство Северной Европы (Фландрия, Голландия, Германия, Великобритания) периода около 1420–1600 годов.
Нориджская школа
Важная английская школа пейзажной живописи, основанная в 1803 году под руководством Джона Крома и Джона Селла Котмана.
Новый реализм
Термин, введённый в 1960 году французским критиком Пьером Рестани для обозначения искусства, отчасти происходящего от дадаизма и сюрреализма. Движение выступало против более абстрактных течений, используя промышленные и повседневные предметы для создания объектов.
Новгородская школа иконописи
Школа иконописи периода ~1100–1500 годов, представленная творчеством Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия и других мастеров.
Оп-арт
Сокращение от «оптическое искусство». Движение в живописи 1960-х годов, в котором иллюзия движения создавалась путём сопоставления контрастирующих геометрических форм, тонов, линий и цветов. Бриджит Райли была ведущей представительницей этого направления.
Ориентализм
Стиль живописи с экзотическими сюжетами — городскими пейзажами Леванта, жанровыми сценами и т.п., — который совпал с началом эпохи пароходных путешествий. Его представляли французский художник Жан-Леон Жером, а также Джон Фредерик Льюис, Дэвид Робертс, Уильям Мюллер и Дэвид Уилки. Среди более поздних практиков были прерафаэлиты Холман Хант и Томас Седдон.
Орфизм (также орфический кубизм, симультанизм)
Термин, введённый около 1912 года Гийомом Аполлинером для обозначения ветви кубизма, связанной с Робером Делоне. В орфизме подчёркивался цвет и анализ света в его связи с природой.
Оттоновское искусство
Продолжение культурного возрождения эпохи Карла Великого при Оттоне I, II, III и их преемниках (около 900–1050).
Палладианство
Архитектурный стиль, возникший в Англии в 1715 году. Он подражал стилю Андреа Палладио и был реакцией на барокко в пользу классицизма.
Пергамская школа
Стиль эллинистической скульптуры, названный в честь города Пергам в Малой Азии. Отличался высокой степенью экспрессии и ярко выраженным натурализмом, которые создавали у зрителя ощущение реальности.
Фото-сецессион
Американское общество фотохудожников, выступавших против истеблишмента. Основано Альфредом Стиглицем и другими в 1902 году. В него входили некоторые из величайших фотографов Соединённых Штатов.
Фотореализм
Стиль, также называемый «суперреализмом» или «гиперреализмом», который описывает ультрареалистичную живопись, создаваемую непосредственно с фотографий. Впервые был предложен Чаком Клоузом, Ричардом Эстесом и другими.
Пикториализм
Фотографическое движение, в котором фотограф манипулирует обычным снимком для создания «художественного» изображения, подражающего живописи или графике.
Пуантилизм
Техника неоимпрессионизма, впервые применённая Жоржем Сёра. Основана на использовании точек чистого цвета вместо смешивания красок на палитре. См. также: Дивизионизм.
Понт-Авенская школа
Колония художников, в основном символистов, работавших в Понт-Авене (Франция) в конце XIX века. Включала Поля Гогена и будущих участников группы «Наби». Среди ирландских художников, входивших в школу, были Родерик О’Конор и Натаниэль Хилл.
Поп-арт
Стиль, заимствовавший образы из массовой культуры 1960-х годов, включая коммерческую иллюстрацию, комиксы и рекламу. Является британским и американским эквивалентом «нового реализма».
Постклассическая индийская живопись
Книжная миниатюра, иллюстрации и другие формы живописи в Индии с XIV по XVI век.
Постимпрессионизм
Термин, придуманный теоретиком искусства Роджером Фраем для обозначения творчества художников, таких как Сезанн, Ван Гог и Гоген. См. также: Живопись постимпрессионизма (1880–1895) для обзора тенденций и стилей.
Постмодернистское искусство
Эта фаза начинается с позднего поп-арта и включает в себя концептуальное искусство, неоэкспрессионизм, феминистское искусство и творчество «Молодых британских художников» 1990-х годов. Постмодернизм отвергает различие между высокой и массовой культурой, стремится стереть границу между искусством и повседневной жизнью и отказывается признавать какой-либо единственный стиль или определение того, чем должно быть искусство.
Постживописная абстракция
Термин, придуманный американским критиком Клементом Гринбергом для группы художников-абстракционистов, работавших в 1960-х годах. Он включает в себя ряд стилей и движений, таких как живопись цветового поля и минимализм.
Прецизионизм
Прецизионизм (также называемый «кубистским реализмом») — это стиль, в котором объект изображается реалистично, но с акцентом на его геометрическую форму. Являясь важным элементом американского модернизма, он находился под сильным влиянием кубизма и быстрой индустриализации в Северной Америке (1920–1930-е годы). Среди ведущих представителей — Чарльз Демут и Чарльз Шиллер, а также городские пейзажи Джорджии О’Кифф.
Доколумбово искусство
Искусство культур Мезоамерики и Южной Америки до прибытия Христофора Колумба.
Братство прерафаэлитов
Английское объединение художников (около 1848–1854), в которое входили Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант и Джон Эверетт Милле. У прерафаэлитов не было чёткой объединяющей доктрины, но они разделяли интерес к искусству до эпохи Высокого Возрождения (до 1490-х годов).
Примитивизм
Стиль в западной живописи и скульптуре, характеризующийся мотивами и образами, заимствованными из африканского, океанического, аборигенного или другого «примитивного» искусства.
Искусство протестантской Реформации
Преимущественно живопись малых форм XVII века, как правило, с бытовыми сценами, натюрмортами и портретами.
Проторенессанс
Стиль изобразительного искусства (около 1250–1400), основанный на греческих и византийских традициях. Его практиковали флорентинец Ченни ди Пепо (Чимабуэ), сиенский художник Дуччо ди Буонинсенья, а также Джотто ди Бондоне, заложивший основы искусства Ренессанса.
Кватроченто
Искусство XV века в Италии. Совпадает с ранним периодом итальянского Возрождения.
Раджпутская живопись
Королевский стиль индийского искусства, популярный в Индии в XVI – XIX веках.
Лучизм
Направление в абстрактном искусстве, разработанное русскими художниками Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой около 1913 года. Было ответвлением кубизма и в некоторых отношениях предшествовало футуризму.
Реализм
Стиль живописи XIX века, ярким представителем которого был Гюстав Курбе. Характеризуется сознательным выбором повседневных сюжетов. См. также: Реалистическая живопись XIX века.
Стиль Регентства
Стиль в мебели и декоративном искусстве, связанный с эпохой, когда будущий король Георг IV был принцем-регентом (1811–1820). Для него характерно сочетание классических тем с элементами египетского, китайского и французского рококо. Примерами стиля являются архитектура Джона Нэша и живопись Томаса Лоуренса.
Риджионализм
Американское художественное движение 1930-х годов, сосредоточенное на Среднем Западе. Его главными представителями были Томас Харт Бентон, Джон Стюарт Карри и Грант Вуд.
Ренессанс (Возрождение)
Период в истории европейской культуры, пришедший на смену Средневековью. В изобразительном искусстве (в Италии — примерно с 1400 по 1530 год) характеризуется возросшим вниманием к реализму, освоением линейной перспективы и новым открытием античного искусства.
Рококо
Элегантный, декоративный стиль 1730–1780-х годов. В XIX веке этот термин приобрёл уничижительный оттенок, означая нечто вычурное или чрезмерно богатое.
Романское искусство
Стиль архитектуры, существовавший с 1000 по 1150 год во Франции и до XIII века в остальной Европе. Характеризуется массивными стенами, сводами и полуциркульными арками. Этот термин также применяется к изобразительному и декоративному искусству того периода, особенно к романской скульптуре (около 1000–1200).
Неороманский стиль
Неосредневековый стиль монументальной архитектуры, который стал популярным в Америке и других странах в XIX веке. Ведущим его представителем был Генри Гобсон Ричардсон (1838–1886), спроектировавший знаменитый оптовый магазин Маршалла Филда (1885–1887) в Чикаго.
Романтизм
Направление в искусстве конца XVIII – начала XIX века, противопоставлявшее себя классицизму. В нём преобладало воображение художника и свободный выбор литературных тем. Среди ведущих художников-романтиков были Уильям Блейк, Эжен Делакруа и Дж. М. У. Тёрнер.
Шотландские колористы
Группа состояла всего из четырёх художников: Сэмюэля Пепло (1871–1935), Фрэнсиса Каделла (1883–1937), Джона Фергюссона (1874–1961) и Лесли Хантера (1877–1931). На них сильно повлияли Матисс и фовисты.
Золотое сечение (Section d’Or)
Парижская группа художников-кубистов, выставлявшаяся в Galerie La Boétie. Была ответвлением более широкой Пютоской группы, которая, в свою очередь, была дочерней компанией La Société Normande de Peinture Moderne.
Сиенская школа живописи
Консервативный стиль, центром которого была Сиена, главный соперник Флоренции. Ведущие представители школы: Дуччо ди Буонинсенья (около 1255–1319), Симоне Мартини (около 1284–1344), братья Лоренцетти, Сассетта (около 1392–1450), Маттео ди Джованни (около 1430–1495) и Доменико Беккафуми (1486–1551).
Социальный реализм
Фигуративный стиль искусства с социальным посылом. Традиционно относится к американской школе, ярким представителем которой был Бен Шан. Движение поддерживалось Федеральным художественным проектом в эпоху Великой депрессии.
Социалистический реализм
Тип реализма, прославляющий коммунистическое общество. Был навязан в СССР Сталиным с конца 1920-х годов. Основанный на искусстве плаката, он использовался как инструмент массовой пропаганды.
Испанская живопись
Живопись Испании в период с 1500 по 1970 год.
Спациализм
Итальянское движение (Movimento Spaziale, или «пространственность»), основанное в 1947 году аргентинско-итальянским художником Лучо Фонтана. Включало новаторский для своего времени стиль инсталляционного искусства. Среди других ведущих участников были Джованни Дова и Роберто Криппа.
Сент-Айвская школа
Группа художников-абстракционистов, базировавшаяся в Корнуолле. Её возглавляли Бен Николсон, Барбара Хепуорт и, в течение короткого времени, Наум Габо. Была активна в 1940-е, 50-е и 60-е годы.
Супрематизм
Направление в русском авангарде, основанное в 1915 году Казимиром Малевичем. Характеризуется использованием простейших геометрических форм.
Сюрреализм
Движение в искусстве и литературе между двумя мировыми войнами, которое пыталось соединить реальность со сном и бессознательным, используя, среди прочего, технику автоматизма.
Символизм
Направление в искусстве, возникшее около 1885 года во Франции, зародившись в поэзии. Стало реакцией на реализм и импрессионизм и было направлено на слияние реального и духовного миров, на визуальное выражение мистического.
Синхромизм
Стиль живописи, изобретённый двумя американскими художниками, Морганом Расселом и Стэнтоном Макдональдом-Райтом. Сочетал в себе цвет орфизма и структуру кубизма.
Синтетический кубизм
Вторая фаза кубизма (после 1912 года), в которой художники не столько анализировали и дробили предмет, сколько синтезировали его образ из различных элементов, зачастую используя технику коллажа и аппликации.
Синтетизм
Живописный метод, разработанный Полем Гогеном в Понт-Авене, схожий с клуазонизмом. Характеризуется упрощением форм и использованием больших плоскостей чистого цвета.
Ташизм
Термин, введённый в 1952 году французским критиком Мишелем Тапье для обозначения техники рисования нерегулярными мазками (от фр. tache — «пятно»), нанесёнными, на первый взгляд, случайным образом.
Тенебризм
Техника живописи XVII века, которую художники использовали для создания резкого контраста между светом и тьмой на своих картинах.
Тонализм
Американский стиль пейзажного искусства, в котором виды изображаются в мягком свете и тени, как бы сквозь туманную завесу. Он был заимствован американскими художниками под влиянием барбизонской школы. Развивался в 1880–1910-х годах. Ведущими представителями были Джордж Иннесс и Джеймс Эбботт Макнил Уистлер.
Треченто
Искусство XIV века в Италии, включая творчество Джотто (Флоренция) и Дуччо ди Буонинсенья (Сиена). Подробнее см.: Живопись Проторенессанса (1300–1400).
Утрехтская школа
Группа художников в Утрехте, включая Хендрика Тербрюггена и Геррита ван Хонтхорста, которые в 1610–1620-х годах посетили Рим и находились под влиянием реализма и светотени Караваджо.
Венецианская школа живописи
Стиль, основанный на принципе колорита (превосходства цвета над рисунком). Разработан Джованни Беллини, Джорджоне и Тицианом в противовес флорентийской школе, основанной на принципе дизеньо (рисунка).
Венский сецессион
Объединение австрийских художников, созданное в 1897 году в Вене во главе с Густавом Климтом в знак протеста против академизма. Движение имело тесные связи с югендстилем и ар-нуво.
Общество двадцати (Les Vingt)
Группа, созданная в Брюсселе Октавом Маусом. В её состав входили Джеймс Энсор, Виктор Орта, Фернан Кнопф и другие.
Вортицизм
Недолговечное английское авангардное движение, наиболее заметным участником которого был Уиндем Льюис. Название происходит от журнала, изданного группой в 1914 году: Blast! Review of the Great English Vortex.
Ворпсведская колония
Колония художников, основанная в 1889 году Фрицем Макензеном, Отто Модерзоном и Гансом ам Энде в сельской местности Нижней Саксонии, Германия. Изначально художники писали в традициях пленэра, но позже перешли к экспрессионизму. Среди других участников были Паула Модерзон-Беккер, Карл Виннен, Фриц Овербек и Генрих Фоглер.
Молодые британские художники (YBA)
Эта британская группа, состоящая из многочисленных художников, скульпторов, концептуалистов и инсталляторов, многие из которых учились в Голдсмитс-колледже в Лондоне, получила широкое освещение в СМИ благодаря своим шокирующим работам. Группа под руководством Дэмиена Хёрста стала мейнстримом в 1997 году, когда Лондонская Королевская академия совместно с Чарльзом Саатчи (их покровителем) организовала выставку «Sensation», вызвавшую немало споров.
- Общее объяснение терминологии изобразительного искусства см.: Словарь терминов искусства.
- Информацию о масле, акварели, акриле и других материалах для рисования см.: Глоссарий по живописи.
- Об архитектурных терминах см.: Словарь по архитектуре.
- Информацию о гравировке, офорте, литографии и ксилографии см.: Глоссарий по гравюре.
- Информацию о художественных цветах, пигментах и лаках см. в разделе «Словарь терминов, касающихся цвета в искусстве».
- Как нарисовать абстрактную картину: первые шаги
- Игорь Дрёмин: Выставка «Золотая коллекция Абстрактного искусства»
- Игорь Дрёмин: Творческий вечер художника Михаила Молочникова
- Абстрактное искусство
- Художники-абстракционисты, Ирландия: нерепрезентативные ирландские художники / скульпторы
- Премия Кандинского вручена Павлу Пепперштейну
- Премьера спектакля «Письма из пепла», поставленного Андреем Смолко в Большом театре кукол
- Выставка всемирно известного фотографа Джона Пеппера «Испарения»
- «Детская книга войны» — пепел Клааса, который должен достучаться в каждое сердце
- «Пепел» Лори Халс Андерсон, краткое содержание
- Выставка Кирилла Гатавана «Бытовая нежность»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?