Хронология китайского искусства читать ~21 мин.
Вот хронологический список дат, показывающий развитие китайского искусства и цивилизации, начиная с каменного века. В хронологию также включена история корейского искусства как ближайшего соседа Китая. Начиная с эпохи доисторического искусства, список охватывает основные виды творчества, такие как древняя керамика, бронзовое литьё, каллиграфия, живопись тушью, резьба по нефриту, фарфор, буддийская скульптура и лаковые изделия.
Культуры Китая, Кореи и Японии тесно связаны и имеют много общего. Изначально культурному обмену способствовали сухопутные мосты, соединявшие Японию с азиатским континентом. Позже Корея стала основным каналом проникновения азиатской культуры в Японию, особенно в таких областях, как металлообработка, живопись и керамика. Общие религиозные верования, включая конфуцианство, даосизм и синтоизм, также оказывали объединяющее влияние. Две формы изобразительного искусства имели особое значение для восточноазиатской культуры: изготовление глиняных сосудов и каллиграфия.
Поскольку китайская живопись исторически была тесно связана с каллиграфией, художникам необходимо было в совершенстве владеть кистью для создания плавных и выразительных линий. В результате каллиграфия сыграла важную роль в передаче культурных ценностей. Чтобы узнать о древнем Китае, см.: Хронология доисторического искусства. Чтобы узнать об эволюции западной культуры, см. список дат в нашей Хронологии истории искусства. Об эстетике дальневосточных искусств см.: Традиционное китайское искусство. Для получения дополнительной информации о культурных практиках Восточной Азии см.: Японское искусство.
37 900 лет до н.э. Самый ранний известный вид азиатского искусства в Юго-Восточной Азии — пещерное искусство Сулавеси в Индонезии.
18 000 до н.э. Появление китайской керамики. Древнейший в мире образец — керамика из пещеры Сяньжэньдун в провинции Цзянси. Глиняная посуда считается древнейшим видом искусства Китая. См.: Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ.
16 000 до н.э. В бассейне реки Янцзы появляется керамика из пещеры Юйчанянь.
14 500 до н.э. Начало производства керамики Дзёмон — старейшей в Японии.
14 300 до н.э. Появление керамики бассейна реки Амур на Дальнем Востоке России — первой на территории современной России.
14 000 до н.э. Завершение периода палеолитического искусства и культуры. Появление самых ранних известных образцов японской керамики.
11 000 до н.э. Таяние ледников вызывает повышение уровня моря вокруг Японии. Это приводит к затоплению всех сухопутных мостов в Китай и изоляции Японии от материковой части Азии.
11 000 — 300 до н.э. Период Дзёмон в японской культуре, названный в честь узоров в виде верёвок (дзё), нанесённых на характерные глиняные горшки (мон). В середине этого периода, относящегося к искусству мезолита в Азии, гончары производят сосуды со сложной скульптурной формой, а также различные глиняные фигурки. Для получения дополнительной информации см.: Хронология гончарного искусства.
7500 до н.э. Искусство неолита в Китае развивается в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Культура неолита известна своим керамическим искусством (изделия обжигались в кострах), производством шёлка (VI тысячелетие до н.э.), резьбой по слоновой кости и нефриту, а также костяными флейтами (например, находки культуры Цзяху, 7000 – 5700 гг. до н.э.).
В Корее, на юго-восточном побережье полуострова, создаются наскальные рисунки в сибирском «рентгеновском» стиле. Самые ранние известные образцы корейской керамики относятся к периоду Чыльмун.
В Китае появляются знаки Цзяху — одна из древнейших форм протописьменности, основанной на пиктограммах.
6600 до н.э. Впервые одомашнены собаки и куры.
6000 до н.э. Культура Яншао процветает в провинциях Хэнань, Шэньси и Шаньси. Одомашнены быки и овцы.
5000 — 3000 до н.э. Появляются древнейшие образцы резьбы по нефриту — основной формы неолитического искусства в Китае.
4900 до н.э. Культура Хуншань (4700 – 2900 до н.э.) развивается во Внутренней Монголии, Ляонине и Хэбэе на северо-востоке Китая. Она известна нефритовыми фигурками «свинодраконов» и глиняными статуэтками беременных женщин.
4700 до н.э. Появляются первые известные образцы лаковой посуды. Создаются изображения птиц, вырезанные из кости и слоновой кости.
4500 до н.э. Появление письменности Баньпо. Зарождается традиция китайской живописи на водной основе. В отличие от масляной, живопись водяными красками стала одним из самых характерных видов китайского искусства.
4000 до н.э. Начало «культуры расписной керамики» в Китае (до 2000 лет до н.э.). В то же время культуры среднего и нижнего течения реки Янцзы производили тонкие кубки и чаши, украшенные чёрными или оранжевыми узорами. Сравните: древнеперсидское искусство (с 3500 г. до н.э.).
3630 до н.э. Самый старый образец китайского шёлка был найден в провинции Хэнань. Немного более поздние находки шёлка были сделаны на стоянке Лянчжу в Цяньшаньяне, провинция Чжэцзян, и датируются не позднее 2570 г. до н.э.
3500 до н.э. Культура гребенчатой керамики в Корее, начало гончарного периода Средний Чыльмун.
2400 — 2200 до н.э. В рамках культуры Лянчжу появляются первые известные примеры нефритовых изделий «цун» и «би». Сравните культуру Лянчжу с египетским искусством (с 3100 г. до н.э.).
3300 — 1300 до н.э. Цивилизация долины Инд, которая развивалась вдоль рек Инд и Гхаггар-Хакра в Индии (также известная как Хараппская цивилизация по названию города Хараппа в Пенджабе). Начало производства индийской скульптуры из бронзы.
3100 до н.э. Начало китайского бронзового века.
3100 — 2700 до н.э. Культура Мацзяяо в Китае. Найдены первые бронзовые предметы.
3000 — 2000 до н.э. Культура Луншань появляется в среднем и нижнем течении Жёлтой реки. Художники Луншань известны своей полированной чёрной тонкостенной глиняной посудой, напоминающей яичную скорлупу, и производством шёлка. Начинается использование плуга.
2500 до н.э. Иглоукалывание уже используется в китайской медицине.
2100 до н.э. Начало культуры Ся (завершилась в 1700 г. до н.э.).
2000 до н.э. В Китае впервые была произведена тушь (известная на Западе как «индийские чернила»). Некоторые учёные не согласны с этим, утверждая, что тушь появилась после династии Хань (около 220 г. н.э.).
1700 до н.э. Масштабное производство бронзового литья в Эрлитоу, первом крупном центре металлообработки в Китае. Примерно в это же время происходит зарождение китайской каллиграфии.
1600 до н.э. Начало эры искусства династии Шан (закончилась около 1050 г. до н.э.), известной своими церемониальными бронзовыми сосудами с зооморфным и абстрактным орнаментом.
1500 до н.э. Начало корейского керамического периода Мумун.
1200 до н.э. Появилась бронзовая скульптура Саньсиндуй. Эти саньсиндуйские бронзы, найденные при раскопках недалеко от города Наньсин в провинции Сычуань, свидетельствуют о культуре, которая развивалась независимо от цивилизаций Жёлтой реки. В основном это были фигуративные изображения голов людей, а также животных и птиц.
1100 до н.э. Изображения тигров, волков, орлов и антилоп становятся распространённым мотивом в китайском искусстве.
1050 до н.э. Начало эры искусства династии Чжоу (закончилась в 221 г. до н.э.).
1000 до н.э. Корейские мастера-металлурги, вдохновлённые сибирскими орнаментами, изготавливали бронзовые кинжалы и зеркала, подобные тем, что использовали скифские народы евразийской степи. Сравните их с кельтской культурой Гальштата. Также появляются корейские резные фигурки из нефрита.
800 до н.э. Начало культуры бронзовых кинжалов в Ляонине и Корее.
551 до н.э. Рождение Конфуция (551 – 479 до н.э.).
548 до н.э. Первое упоминание о китайской настольной игре вэйци, известной в Японии как го.
475 до н.э. Начало периода Сражающихся царств (закончился в 221 г. до н.э.). Разработана технология плавки чугуна. Появляются первые железные плуги. В этот период китайские художники создают предметы изобразительного искусства и начинают изображать окружающий мир. Ранее большинство росписей носило декоративный характер.
450 до н.э. Приблизительная дата самого раннего образца вышивки шёлком в Китае, найденного в гробнице в Машане, провинция Хубэй. Большинство китайских вышивок изготавливается из шёлка. Пик производства пришёлся на XIV век при династии Мин. Четыре наиболее важных региональных стиля: хунаньская вышивка (Сян Сю), сучжоуская вышивка (Су Сю), сычуаньская вышивка (Шу Сю) и гуандунская вышивка (Юэ Сю).
433 до н.э. Гробница маркиза И из Цзэн построена в Суйчжоу, провинция Хубэй.
400 до н.э. Появляются древнейшие образцы росписи по шёлку.
300 до н.э. Трактат «Дао Дэ Цзин», приписываемый Лао-цзы, вдохновляет основание китайской философии даосизма. Выпущен первый китайский словарь. Начало культуры Яёй в Японии (закончилась в 300 г. н.э.), известной элегантной расписной или полированной керамикой. Техника бронзового литья, заимствованная из Кореи, привела к производству бронзовых орудий и колоколов дотаку.
221 до н.э. Начало эры искусства династии Цинь (продлилась до 206 г. до н.э.).
208 до н.э. Завершение изготовления «Терракотовой армии» — величайшего памятника терракотовой скульптуры.
206 до н.э. Начало эры искусства династии Хань (закончилась в 220 г. н.э.). Это искусство известно «нефритовыми костюмами» умерших аристократов (например, принца Лю Шэна, его жены принцессы Доу Вань, принца Чжао Мо), которые должны были защищать от злых духов в загробной жизни. Примером ханьской культуры также является изысканное ювелирное искусство из опала, янтаря, кварца, золота и серебра. Художники династии Хань первыми сосредоточились на фигурной живописи, известной в основном по захоронениям, где росписи выполнены на шёлковых знамёнах и стенах гробниц. Первые росписи появляются в пещерах Аджанты в Махараштре, Западная Индия: см. Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.).
113 до н.э. Завершение строительства знаменитой гробницы императора Лю Шэна.
108 до н.э. Китай создаёт первые колонии в Северной Корее, в том числе в Наннане (Лэлан) недалеко от Пхеньяна, который становится центром китайской керамики, бронзовой скульптуры и изделий из металла.
57 до н.э. Период Трёх корейских государств (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.). Страной правили три монархии: королевство Когурё (ок. 37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) со столицей в Пхеньяне; королевство Пэкче (ок. 18 г. до н.э. – 660 г. н.э.); королевство Силла (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.) со столицей в Кёнджу. Позже в этот период из Китая в Корею пришли даосизм, конфуцианство и буддизм.
30 до н.э. Первое упоминание о колёсной тачке.
25 год н.э. Сообщается, что самые ранние образцы селадона были обнаружены при раскопках гробниц в Чжэцзяне, относящихся к восточной династии Хань (25 – 220 гг. н.э.). Другие эксперты утверждают, что селадон не создавался до начала северной династии Сун (960 – 1127).
67 г. н.э. Прибытие буддизма в Китай (во многом благодаря Лю Ину, сыну императора Гуан-у). Буддизм не получал широкого распространения примерно до 300 года. Эта универсальная система верований вдохновила множество форм буддийского религиозного искусства (особенно каменной скульптуры и настенной живописи), прославляющих жизнь и идеи Сиддхартхи Гаутамы, почитаемого как Будда.
68 г. н.э. Построен Храм Белой Лошади — первый буддийский храм в Китае.
105 г. н.э. Изобретение бумаги. Это оказало огромное влияние на искусство, в том числе на книгопечатание. Сообщается, что первый настоящий китайский фарфор был изготовлен в Чжэцзяне во время поздней династии Хань (100 – 200 гг. н.э.).
220 г. н.э. Начало периода Шести династий (закончился в 589 г. н.э.).
300 г. н.э. Начало культуры Кофун в Японии (продлится до 552 г.), известной своими курганами, построенными для знати и наполненными керамикой, бронзовыми зеркалами, каменными украшениями, а также глиняными скульптурами (ханива) в форме шаманов, воинов, зверей и птиц. Кроме того, из Китая в Корею проникает каллиграфия.
350 г. н.э. Начинает появляться монументальная скульптура. С IV века и далее почти все скульптуры были буддийскими и создавались по образцу греко-буддийских статуй, привезённых по Шёлковому пути.
370 г. н.э. Зарождение классической китайской пейзажной живописи, которое связывают с именем Гу Кайчжи (344 – 406).
372 г. н.э. Буддизм проник в Когурё из Китая. Он оказал большое влияние на корейский дизайн буддийских храмов, пластические искусства, особенно на буддийские статуи, а также на резьбу по нефриту и слоновой кости.
420 г. н.э. Первые картины в стиле шань-шуй («горы-воды») появились во времена династии Лю Сун V века (420 – 479). Эта форма китайской живописи изображает природные пейзажи с использованием кисти и туши, а не более традиционных красок.
500 г. н.э. Чань-буддизм, вариант буддизма Махаяны, появился в Китае в VI веке, а затем распространился во Вьетнам, Корею и Японию (где он известен как дзен-буддизм).
523 г. н.э. Строительство 40-метровой пагоды Сунъюэ, первой пагоды в Китае, построенной из кирпича.
550 г. н.э. Искусство надгробий процветает на Корейском полуострове: ярким примером является гробница короля Мурёна в Конджу.
552 г. н.э. Начало культуры Асука в Японии (продлится до 645 г.). Она известна распространением буддизма (552 г.) — идеологии, существовавшей параллельно с исконными верованиями, известными как синтоизм, или «путь богов». (Примечание: в синтоизме верующий поклоняется духам, которые, как считается, населяют природные объекты, такие как деревья, скалы, водопады и горы.) Буддийские монастыри стали крупными покровителями искусства.
559 г. н.э. Буддийская статуя Лашаосы Дафо была высечена в скале в уезде Ушань провинции Ганьсу.
560 г. н.э. Изобретение китайского искусства вырезания из бумаги (цзяньчжи), которое часто можно увидеть во время празднования китайского Нового года. Самый ранний известный пример был найден в Синьцзяне.
576 г. н.э. Статуя Будды Амитабхи Сишань Дафо была воздвигнута в Тайюане, провинция Шаньси.
589 г. н.э. Начало эры искусства династии Суй (продлится до 618 г.).
609 г. н.э. Завершение строительства Великого канала в Китае.
618 г. н.э. Начало эры искусства династии Тан (заканчивается в 906 году). Этот период известен монументальной буддийской каменной скульптурой, а также развитием китайского фарфора (особенно саньцай) и изысканным ювелирным искусством. Как и художники династии Хань, мастера Тан сосредотачиваются на человеческой фигуре. Элегантный реализм в фигуративной живописи достигает новых высот при дворе Южной Тан (937 – 975). Другие важные формы живописи, развитые в эпоху Тан, — это живопись тушью и пейзажи в стиле шань-шуй.
635 г. н.э. Первые христианские миссионеры (несторианские монахи) прибывают в Китай.
645 г. н.э. Культура Нара зарождается в Японии (закончится в 794 г.) и известна ростом буддийской архитектуры и скульптуры. Храмы наполняются статуями буддийских божеств, изготовленными из бронзы, дерева, глины и лака. В храме Тодай-дзи возведён гигантский бронзовый Будда (Дайбуцу). Картины и скульптуры эпохи Нара очень похожи на произведения китайской династии Тан.
650 г. н.э. Изобретение ксилографии (печати с деревянных досок). Первым зарегистрированным примером, обнаруженным в гробнице Тан возле Сианя, является одностраничная сутра Дхарани, напечатанная на санскрите на бумаге из конопли (650 – 670 гг. н.э.).
668 г. н.э. Начало периода Объединённого Силла в Корее (продлится до 935 г.). Это золотой век древнего корейского искусства, включая расцвет натурализма в скульптуре. Буддийские статуи, бронзовые колокола и керамические урны были другими характерными предметами этого периода.
712 — 756 гг. н.э. Император Сюаньцзун руководит классическим периодом китайского изобразительного искусства и литературы, который устанавливает стандарты для будущих поколений.
713 г. н.э. Начало строительства Гигантского Будды в Лэшане (завершено в 803 году). Это самая большая буддийская скульптура Китая, высеченная в скале в провинции Сычуань.
725 г. н.э. Появляются первые примеры китайской техники живописи тушью, связанные с именем художника Ван Вэя (699 – 759).
794 г. н.э. Культура Хэйан появляется в Японии (закончится к 1185 г.). В этот период произойдёт перенос столицы из Нары в Хэйан-кё (794 г.). Новые формы буддизма приходят в Японию из Кореи и Китая. К 1000 году буддизм Амиды вытеснит эзотерический буддизм, что приведёт к созданию элегантных архитектурных проектов и нового идиллического стиля в живописи и скульптуре. Японские учёные-художники и другие представители элиты развивают особые стили японской каллиграфии и живописи.
868 г. н.э. Китайские печатники выпускают «Алмазную сутру» — первую в мире полноформатную книгу стандартного размера с иллюстрациями.
907 г. н.э. Начало Великого века китайской пейзажной живописи (заканчивается в 1127 году).
918 г. н.э. В Корее начинается эпоха династии Корё (918 – 1392), известная своим великолепным глазурованным селадоном с инкрустацией саггам, живописью тушью и мастерством в ювелирном деле. Буддизм становится государственной религией.
960 г. н.э. Начало эры искусства династии Сун (заканчивается в 1279 г.). Неоконфуцианство становится доминирующей идеологией. Позднее философия чань (в Японии — дзен) повлияет на живопись, каллиграфию и гончарное искусство. Фарфор Сун славится своими чайными принадлежностями Цзянь (известными в Японии как изделия тэммоку), производимыми в Цзяньяне, провинция Фуцзянь. Он также известен производством селадона Лунцюань в южной провинции Чжэцзян. Император Хуэйцзун был ведущим меценатом этого периода.
960 г. н.э. Культура Северной Сун (960 – 1127) известна своей посудой Дин — первым фарфором, официально принятым императором, а также недекорированной и сдержанной посудой Жу и посудой Цзюнь, изготовленной в Юйчжоу в провинции Хэнань. Китайское искусство складывания бумаги, или чжэчжи, появилось примерно в X веке.
1017 — 1029 гг. Индуистский храм Кандарья-Махадева (Кхаджурахо) построен в Мадхья-Прадеше, Индия.
1041 г. Би Шэн изобретает печать с подвижным шрифтом.
1088 г. Камера-обскура впервые описана Шэнь Ко.
1105 г. Китайская живопись и Императорская академия живописи (основанная в X веке) процветают при императоре Хуэйцзуне (годы правления 1100 – 1126). Самыми популярными основами для живописи являются бумага и шёлк, а готовые работы обычно оформляются в виде свитков, альбомных листов, настенных росписей, а также наносятся на лаковую посуду и складные ширмы.
1127 г. Северная треть Китая захвачена маньчжурскими чжурчжэнями, основавшими династию Цзинь. Начало культуры Южной Сун (1127 – 1279 гг.), известной своей посудой Гуань, изготовленной в качестве замены посуды Жу, и фарфором цинбай («чистый сине-белый»), производимым в Цзиндэчжэне и в других местах на юге Китая.
1115 — 1145 гг. Кхмерский храм Ангкор-Ват построен в Камбодже.
1145 г. Завершение «Самгук саги» («Истории Трёх государств») — самой ранней из сохранившихся хроник Кореи.
1185 г. Начало культуры Камакура в Японии (продлится до 1333 г.), известной своими храмовыми проектами и реалистичным стилем скульптуры и живописи.
1271 г. Начало искусства эпохи династии Юань при Хубилай-хане (до 1368 г.). Монгольские правители не поощряли местных китайских художников.
1275 г. Марко Поло становится одним из первых европейцев, посетивших императорский двор Китая.
1280 г. Неоконфуцианство было введено в Корее императорами династии Юань.
1285 г. Завершение корейского трактата «Самгук юса» («Предания Трёх государств») — второй по возрасту хроники истории Кореи.
1298 г. Ван Чжэнь усовершенствовал печать с подвижным шрифтом, использовав первые деревянные литеры.
1338 г. Ваза Фонтхилл (изготовлена около 1330 г.) — первое изделие из китайского фарфора, попавшее в Европу. Начало эпохи постклассической индийской живописи (XIV – XVI вв.).
1368 г. Начало эпохи искусства династии Мин (продлится до 1644 г.). Она известна экспортом сине-белого фарфора (известного как фарфор краак), производимого в Цзиндэчжэне. Технические усовершенствования произошли в использовании кобальта для подглазурной синей росписи во время правления императора Сюаньдэ (1425 – 1435). При императоре Чэнхуа (1464 – 1487 гг.) аналогичные успехи были достигнуты в эмалировании и металлообработке. На другие изделия династии Мин повлияло исламское искусство (особенно в металлообработке) и искусство Древней Персии. Белый фарфор был впервые изготовлен при династии Мин в Дэхуа в провинции Фуцзянь.
1392 г. Культура династии Чосон зарождается в Корее. Неоконфуцианство сменяет буддизм в качестве официальной идеологии. Это приводит к появлению нового элитного класса — неоконфуцианских учёных-чиновников (янбан), доминирующих в бюрократии. Это также стимулирует производство белого фарфора, который считается воплощением неоконфуцианского идеала чистоты. Культура Муромати начинается в Японии (окончание в 1573 г.) при сёгунах Асикага. Она известна культурным обменом с Китаем и развитием дзенских монастырей, где художники-монахи создавали первые японские картины тушью.
1406 г. Начинается строительство Запретного города в Пекине.
1408 г. Закончена работа над огромной энциклопедией «Юнлэ дадянь».
1420 г. Запретный город в Пекине построен. Император Юнлэ объявляет Пекин новой столицей, а статус Нанкина понижается.
1431 г. Буддийская «Фарфоровая пагода» (Храм благодарности) завершена в Нанкине.
1440-е гг. Корейский правитель Седжон Великий курировал ряд культурных достижений, включая создание алфавита хангыль — корейской системы письма. Кроме того, в период 1400 – 1600 годов корейский фарфор создавался как для богатых, так и массово для менее обеспеченных слоёв. Производство керамики пунчхон в Корее было прекращено, хотя она продолжала существовать в Японии, где была популярным элементом чайной церемонии.
1449 г. Императоры династии Мин начинают масштабную реставрацию Великой Китайской стены.
1516 г. В Китай прибывают первые португальские исследователи — Жоржи Алвареш и Рафаэл Перестрелу.
1520 г. Португальские торговцы возвращаются из Китая с образцами каолиновой глины, поняв, что это важный ингредиент в производстве фарфора. Однако европейским мастерам долго не удавалось воспроизвести китайские изделия. В Индии появляется живопись моголов и живопись раджпутов.
1573 г. Начало культуры Момояма в Японии (период продлится до 1615 г.), известной своей замковой архитектурой, текстилем и лаковыми изделиями.
1600 г. Итальянский священник-иезуит Маттео Риччи прибывает в Пекин, чтобы познакомить императорский двор с западной наукой. В Корее появляется и процветает новая форма народного искусства, известная как минхва. Оригами (от ору — «складывать» и ками — «бумага») — традиционное японское искусство складывания бумаги, зародилось в XVII веке.
1602 г. Голландская Ост-Индская компания за следующие восемь десятилетий экспортирует в Европу 6 миллионов единиц китайского фарфора.
1603 г. Японский стиль театрального искусства кабуки впервые появился в Киото.
1615 г. Начало японской культуры Эдо (закончится в 1868 г.), известной своими школами живописи, а также декоративно-прикладным искусством, включая керамику, лаковые изделия, текстиль и металлообработку.
1644 г. Маньчжуры захватывают Пекин; наступает эпоха искусства династии Цин (заканчивается в 1911 году). С этого времени Корея считает себя центром конфуцианской цивилизации. Два величайших покровителя искусства Цин — император Канси (1661 – 1722) и император Цяньлун (1735 – 1796).
1645 г. Маньчжуры заставляют китайских мужчин заплетать волосы в косу по маньчжурскому образцу.
1654 г. Могольские архитекторы и строители завершают строительство Тадж-Махала в Индии.
1661 г. Император Канси открывает золотой век культуры Цин.
1670 г. Появляются первые образцы японских гравюр на дереве укиё-э периода Эдо (ок. 1670 – 1900). Этот новый вид графического искусства создаётся для горожан. Благодаря массовым и недорогим гравюрам искусство становится доступным для всех. Известные мастера этого жанра: Харунобу (1724 – 1770), Хиросигэ (1797 – 1858), Хокусай (1760 – 1849) и Утамаро (ок. 1753 – 1806). Этот жанр окажет важное влияние на историю плакатного искусства в Европе.
1683 г. Тайвань захвачен цинскими войсками.
1700 г. В XVIII веке корейские художники разработали национальный жанр чинён сансу («пейзаж с реальным видом»), изображающий корейские пейзажи, а не идеализированные ландшафты в китайском стиле. Век также ознаменовался ростом беззаботного стиля корейской жанровой живописи.
1705 г. Папский дипломат Шарль-Тома Майяр де Турнон прибывает в Китай.
1708 г. Немецкому учёному из Мейсена Эренфриду Вальтеру фон Чирнхаусу (1651 – 1708) наконец-то удалось изготовить твёрдый, белый, полупрозрачный материал, очень близкий к китайскому фарфору.
1711 г. Британская Ост-Индская компания открывает торговое представительство в Гуанчжоу.
1720 г. Секреты изготовления китайского фарфора раскрыты французским иезуитом Франсуа Ксавье д’Антреколем (1664 – 1741).
1784 г. Католицизм проникает в Корею из Китая. К 2010 году каждый третий южный кореец являлся христианином (всего их 13 миллионов).
1800 г. До династии Цин изделия из нефрита в Китае изготавливались из нефрита (минерала из группы амфиболов) или бовенита, известного как «белый нефрит». В 1800 году торговцы начинают импортировать из Бирмы новый ярко-зелёный сорт — жадеит (минерал из группы пироксенов), известный как фэйцуй, который становится фаворитом маньчжурского двора.
1807 г. Роберт Моррисон, первый протестантский миссионер, прибывает в Китай.
1823 г. Библия впервые издана на китайском языке.
1839 г. Первая опиумная война.
1842 г. Нанкинский договор.
1856 г. Вторая опиумная война.
1860 — 1900 гг. Расцвет японизма. Европейское увлечение японским декоративным искусством конца XIX века; особую популярность приобретают веера, ширмы, лаки, шелка, фарфор и ксилография.
1876 г. В Токио открывается ориентированная на Запад Технологическая художественная школа. Японская живопись разделяется на два направления: ёга (живопись в западном стиле) и нихонга (живопись в традиционном японском стиле).
1894 г. Первая китайско-японская война.
1900 г. Боксёрское восстание в Китае.
1910 — 1945 гг. Корея находится под властью Японской империи, которая закрывает корейские художественные школы и заставляет оставшихся художников рисовать на японские сюжеты в японском стиле.
1934 г. Китайская националистическая партия Гоминьдан под предводительством Чан Кайши атакует китайских коммунистов под руководством Мао Цзэдуна, которые предпринимают Великий поход.
1937 — 1945 гг. Вторая китайско-японская война.
1945 — 1952 гг. Оккупация Японии союзными войсками.
1947 г. Япония принимает новую либерально-демократическую конституцию.
1948 г. Корея разделена на два независимых государства: Северную и Южную Корею.
1949 г. Мао Цзэдун основывает Китайскую Народную Республику (КНР). Всё китайское искусство политизируется: социалистический реализм становится доминирующим направлением культурной пропаганды.
1950 г. Уникальный вклад Японии в искусство XX века охватывает творчество в области графики, а также в анимации, графике видеоигр и концепт-арте. Отличительными формами становятся аниме и манга.
1950 — 1953 гг. Война между Северной и Южной Кореей.
1952 г. Сан-Францисский мирный договор положил конец оккупации Японии союзниками.
1966 — 1976 гг. Культурная революция в Китае — период массовых репрессий и политического хаоса. Китайские плакаты становятся важным средством пропаганды.
1976 г. После смерти Мао Цзэдуна и ареста «Банды четырёх» Дэн Сяопин становится верховным лидером Китая.
1989 г. Демонстрации на площади Тяньаньмэнь в Пекине.
1990-е гг. Появление циничного реализма — современного живописного движения, использующего юмор и сюрреалистические образы для выражения страха и неуверенности в Китае после событий на площади Тяньаньмэнь. Ведущими представителями этого направления стали такие современные художники, как Чжан Сяоган (р. 1958), Цзэн Фаньчжи (р. 1964) и Юэ Миньцзюнь (р. 1962). Циничный реализм ассоциируется с «политическим поп-артом» — ещё одним современным китайским движением — и его представителем Ван Гуанъи (р. 1957).
1996 г. 700-тонный Большой Будда в Линшане установлен в Уси, провинция Цзянсу.
1998 г. Буддийская статуя Гуаньинь Южно-Китайского моря установлена в Фошане, провинция Гуандун.
2000 г. Шанхайская биеннале искусств. Современное китайское искусство охватывает широкий спектр как современных, так и традиционных форм. К ним относятся кино, видео-арт и фотография, а также инсталляции и перформанс, наряду с возрождёнными версиями традиционной керамики, резьбы по нефриту и лаковых изделий.
2002 г. Будда Весеннего Храма, самая высокая статуя в истории скульптуры, построена в уезде Лушань провинции Хэнань.
2005 г. Буддийская статуя Гуаньинь Южного моря в Санье установлена на южном побережье китайской островной провинции Хайнань.
2009 г. Статуя «Гуйшань Гуаньинь с тысячью рук и глаз» создана в Чанше, провинция Хунань.
2010 г. Буддийская статуя Гуань Юя из Юньчэна установлена в городе Юньчэн, провинция Шаньси.
- Этапы развития китайского искусства
- Китайское искусство
- Искусство династии Хань
- Искусство династии Сун
- Искусство династии Тан
- Анализ рассказов Алана Силлитоу
- Корейское искусство
- Реклама в Телеграм – способ наращивания просмотров постов
- Леонардо да Винчи (1452-1519)
- В Египте обнаружены русские иконы
- Обе версии «Мадонны в скалах» Леонардо впервые окажутся вместе
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?