Хронология китайского искусства читать ~21 мин.
Вот хронологический список дат, показывающий развитие китайского искусства и цивилизации, начиная с каменного века. В хронологию также включена история корейского искусства как ближайшего соседа Китая. Начиная с эпохи доисторического искусства, список охватывает основные виды творчества, такие как древняя керамика, бронзовое литьё, каллиграфия, живопись тушью, резьба по нефриту, фарфор, буддийская скульптура и лаковые изделия.
Культуры Китая, Кореи и Японии тесно связаны и имеют много общего. Изначально культурному обмену способствовали сухопутные мосты, соединявшие Японию с азиатским континентом. Позже Корея стала основным каналом проникновения азиатской культуры в Японию, особенно в таких областях, как металлообработка, живопись и керамика. Общие религиозные верования, включая конфуцианство, даосизм и синтоизм, также оказывали объединяющее влияние. Две формы изобразительного искусства имели особое значение для восточноазиатской культуры: изготовление глиняных сосудов и каллиграфия.
Поскольку китайская живопись исторически была тесно связана с каллиграфией, художникам необходимо было в совершенстве владеть кистью для создания плавных и выразительных линий. В результате каллиграфия сыграла важную роль в передаче культурных ценностей. Чтобы узнать о древнем Китае, см.: Хронология доисторического искусства. Чтобы узнать об эволюции западной культуры, см. список дат в нашей Хронологии истории искусства. Об эстетике дальневосточных искусств см.: Традиционное китайское искусство. Для получения дополнительной информации о культурных практиках Восточной Азии см.: Японское искусство.
37 900 лет до н.э. Самый ранний известный вид азиатского искусства в Юго-Восточной Азии — пещерное искусство Сулавеси в Индонезии.
18 000 до н.э. Появление китайской керамики. Древнейший в мире образец — керамика из пещеры Сяньжэньдун в провинции Цзянси. Глиняная посуда считается древнейшим видом искусства Китая. См.: Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ.
16 000 до н.э. В бассейне реки Янцзы появляется керамика из пещеры Юйчанянь.
14 500 до н.э. Начало производства керамики Дзёмон — старейшей в Японии.
14 300 до н.э. Появление керамики бассейна реки Амур на Дальнем Востоке России — первой на территории современной России.
14 000 до н.э. Завершение периода палеолитического искусства и культуры. Появление самых ранних известных образцов японской керамики.
11 000 до н.э. Таяние ледников вызывает повышение уровня моря вокруг Японии. Это приводит к затоплению всех сухопутных мостов в Китай и изоляции Японии от материковой части Азии.
11 000–300 до н.э. Период Дзёмон в японской культуре, названный в честь узоров в виде верёвок (дзё), нанесённых на характерные глиняные горшки (мон). В середине этого периода, относящегося к искусству мезолита в Азии, гончары производят сосуды со сложной скульптурной формой, а также различные глиняные фигурки. Для получения дополнительной информации см.: Хронология гончарного искусства.
7500 до н.э. Искусство неолита в Китае развивается в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Культура неолита известна своим керамическим искусством (изделия обжигались в кострах), производством шёлка (VI тысячелетие до н.э.), резьбой по слоновой кости и нефриту, а также костяными флейтами (например, находки культуры Цзяху, 7000–5700 гг. до н.э.).
В Корее, на юго-восточном побережье полуострова, создаются наскальные рисунки в сибирском «рентгеновском» стиле. Самые ранние известные образцы корейской керамики относятся к периоду Чыльмун.
В Китае появляются знаки Цзяху — одна из древнейших форм протописьменности, основанной на пиктограммах.
6600 до н.э. Впервые одомашнены собаки и куры.
6000 до н.э. Культура Яншао процветает в провинциях Хэнань, Шэньси и Шаньси. Одомашнены быки и овцы.
5000–3000 до н.э. Появляются древнейшие образцы резьбы по нефриту — основной формы неолитического искусства в Китае.
4900 до н.э. Культура Хуншань (4700–2900 до н.э.) развивается во Внутренней Монголии, Ляонине и Хэбэе на северо-востоке Китая. Она известна нефритовыми фигурками «свинодраконов» и глиняными статуэтками беременных женщин.
4700 до н.э. Появляются первые известные образцы лаковой посуды. Создаются изображения птиц, вырезанные из кости и слоновой кости.
4500 до н.э. Появление письменности Баньпо. Зарождается традиция китайской живописи на водной основе. В отличие от масляной, живопись водяными красками стала одним из самых характерных видов китайского искусства.
4000 до н.э. Начало «культуры расписной керамики» в Китае (до 2000 лет до н.э.). В то же время культуры среднего и нижнего течения реки Янцзы производили тонкие кубки и чаши, украшенные чёрными или оранжевыми узорами. Сравните: древнеперсидское искусство (с 3500 г. до н.э.).
3630 до н.э. Самый старый образец китайского шёлка был найден в провинции Хэнань. Немного более поздние находки шёлка были сделаны на стоянке Лянчжу в Цяньшаньяне, провинция Чжэцзян, и датируются не позднее 2570 г. до н.э.
3500 до н.э. Культура гребенчатой керамики в Корее, начало гончарного периода Средний Чыльмун.
2400–2200 до н.э. В рамках культуры Лянчжу появляются первые известные примеры нефритовых изделий «цун» и «би». Сравните культуру Лянчжу с египетским искусством (с 3100 г. до н.э.).
3300–1300 до н.э. Цивилизация долины Инд, которая развивалась вдоль рек Инд и Гхаггар-Хакра в Индии (также известная как Хараппская цивилизация по названию города Хараппа в Пенджабе). Начало производства индийской скульптуры из бронзы.
3100 до н.э. Начало китайского бронзового века.
3100–2700 до н.э. Культура Мацзяяо в Китае. Найдены первые бронзовые предметы.
3000–2000 до н.э. Культура Луншань появляется в среднем и нижнем течении Жёлтой реки. Художники Луншань известны своей полированной чёрной тонкостенной глиняной посудой, напоминающей яичную скорлупу, и производством шёлка. Начинается использование плуга.
2500 до н.э. Иглоукалывание уже используется в китайской медицине.
2100 до н.э. Начало культуры Ся (завершилась в 1700 г. до н.э.).
2000 до н.э. В Китае впервые была произведена тушь (известная на Западе как «индийские чернила»). Некоторые учёные не согласны с этим, утверждая, что тушь появилась после династии Хань (около 220 г. н.э.).
1700 до н.э. Масштабное производство бронзового литья в Эрлитоу, первом крупном центре металлообработки в Китае. Примерно в это же время происходит зарождение китайской каллиграфии.
1600 до н.э. Начало эры искусства династии Шан (закончилась около 1050 г. до н.э.), известной своими церемониальными бронзовыми сосудами с зооморфным и абстрактным орнаментом.
1500 до н.э. Начало корейского керамического периода Мумун.
1200 до н.э. Появилась бронзовая скульптура Саньсиндуй. Эти саньсиндуйские бронзы, найденные при раскопках недалеко от города Наньсин в провинции Сычуань, свидетельствуют о культуре, которая развивалась независимо от цивилизаций Жёлтой реки. В основном это были фигуративные изображения голов людей, а также животных и птиц.
1100 до н.э. Изображения тигров, волков, орлов и антилоп становятся распространённым мотивом в китайском искусстве.
1050 до н.э. Начало эры искусства династии Чжоу (закончилась в 221 г. до н.э.).
1000 до н.э. Корейские мастера-металлурги, вдохновлённые сибирскими орнаментами, изготавливали бронзовые кинжалы и зеркала, подобные тем, что использовали скифские народы евразийской степи. Сравните их с кельтской культурой Гальштата. Также появляются корейские резные фигурки из нефрита.
800 до н.э. Начало культуры бронзовых кинжалов в Ляонине и Корее.
551 до н.э. Рождение Конфуция (551–479 до н.э.).
548 до н.э. Первое упоминание о китайской настольной игре вэйци, известной в Японии как го.
475 до н.э. Начало периода Сражающихся царств (закончился в 221 г. до н.э.). Разработана технология плавки чугуна. Появляются первые железные плуги. В этот период китайские художники создают предметы изобразительного искусства и начинают изображать окружающий мир. Ранее большинство росписей носило декоративный характер.
450 до н.э. Приблизительная дата самого раннего образца вышивки шёлком в Китае, найденного в гробнице в Машане, провинция Хубэй. Большинство китайских вышивок изготавливается из шёлка. Пик производства пришёлся на XIV век при династии Мин. Четыре наиболее важных региональных стиля: хунаньская вышивка (Сян Сю), сучжоуская вышивка (Су Сю), сычуаньская вышивка (Шу Сю) и гуандунская вышивка (Юэ Сю).
433 до н.э. Гробница маркиза И из Цзэн построена в Суйчжоу, провинция Хубэй.
400 до н.э. Появляются древнейшие образцы росписи по шёлку.
300 до н.э. Трактат «Дао Дэ Цзин», приписываемый Лао-цзы, вдохновляет основание китайской философии даосизма. Выпущен первый китайский словарь. Начало культуры Яёй в Японии (закончилась в 300 г. н.э.), известной элегантной расписной или полированной керамикой. Техника бронзового литья, заимствованная из Кореи, привела к производству бронзовых орудий и колоколов дотаку.
221 до н.э. Начало эры искусства династии Цинь (продлилась до 206 г. до н.э.).
208 до н.э. Завершение изготовления «Терракотовой армии» — величайшего памятника терракотовой скульптуры.
206 до н.э. Начало эры искусства династии Хань (закончилась в 220 г. н.э.). Это искусство известно «нефритовыми костюмами» умерших аристократов (например, принца Лю Шэна, его жены принцессы Доу Вань, принца Чжао Мо), которые должны были защищать от злых духов в загробной жизни. Примером ханьской культуры также является изысканное ювелирное искусство из опала, янтаря, кварца, золота и серебра. Художники династии Хань первыми сосредоточились на фигурной живописи, известной в основном по захоронениям, где росписи выполнены на шёлковых знамёнах и стенах гробниц. Первые росписи появляются в пещерах Аджанты в Махараштре, Западная Индия: см. Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.).
113 до н.э. Завершение строительства знаменитой гробницы императора Лю Шэна.
108 до н.э. Китай создаёт первые колонии в Северной Корее, в том числе в Наннане (Лэлан) недалеко от Пхеньяна, который становится центром китайской керамики, бронзовой скульптуры и изделий из металла.
57 до н.э. Период Трёх корейских государств (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.). Страной правили три монархии: королевство Когурё (ок. 37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) со столицей в Пхеньяне; королевство Пэкче (ок. 18 г. до н.э. – 660 г. н.э.); королевство Силла (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.) со столицей в Кёнджу. Позже в этот период из Китая в Корею пришли даосизм, конфуцианство и буддизм.
30 до н.э. Первое упоминание о колёсной тачке.
25 год н.э. Сообщается, что самые ранние образцы селадона были обнаружены при раскопках гробниц в Чжэцзяне, относящихся к восточной династии Хань (25–220 гг. н.э.). Другие эксперты утверждают, что селадон не создавался до начала северной династии Сун (960–1127).
67 г. н.э. Прибытие буддизма в Китай (во многом благодаря Лю Ину, сыну императора Гуан-у). Буддизм не получал широкого распространения примерно до 300 года. Эта универсальная система верований вдохновила множество форм буддийского религиозного искусства (особенно каменной скульптуры и настенной живописи), прославляющих жизнь и идеи Сиддхартхи Гаутамы, почитаемого как Будда.
68 г. н.э. Построен Храм Белой Лошади — первый буддийский храм в Китае.
105 г. н.э. Изобретение бумаги. Это оказало огромное влияние на искусство, в том числе на книгопечатание. Сообщается, что первый настоящий китайский фарфор был изготовлен в Чжэцзяне во время поздней династии Хань (100–200 гг. н.э.).
220 г. н.э. Начало периода Шести династий (закончился в 589 г. н.э.).
300 г. н.э. Начало культуры Кофун в Японии (продлится до 552 г.), известной своими курганами, построенными для знати и наполненными керамикой, бронзовыми зеркалами, каменными украшениями, а также глиняными скульптурами (ханива) в форме шаманов, воинов, зверей и птиц. Кроме того, из Китая в Корею проникает каллиграфия.
350 г. н.э. Начинает появляться монументальная скульптура. С IV века и далее почти все скульптуры были буддийскими и создавались по образцу греко-буддийских статуй, привезённых по Шёлковому пути.
370 г. н.э. Зарождение классической китайской пейзажной живописи, которое связывают с именем Гу Кайчжи (344–406).
372 г. н.э. Буддизм проник в Когурё из Китая. Он оказал большое влияние на корейский дизайн буддийских храмов, пластические искусства, особенно на буддийские статуи, а также на резьбу по нефриту и слоновой кости.
420 г. н.э. Первые картины в стиле шань-шуй («горы-воды») появились во времена династии Лю Сун V века (420–479). Эта форма китайской живописи изображает природные пейзажи с использованием кисти и туши, а не более традиционных красок.
500 г. н.э. Чань-буддизм, вариант буддизма Махаяны, появился в Китае в VI веке, а затем распространился во Вьетнам, Корею и Японию (где он известен как дзен-буддизм).
523 г. н.э. Строительство 40-метровой пагоды Сунъюэ, первой пагоды в Китае, построенной из кирпича.
550 г. н.э. Искусство надгробий процветает на Корейском полуострове: ярким примером является гробница короля Мурёна в Конджу.
552 г. н.э. Начало культуры Асука в Японии (продлится до 645 г.). Она известна распространением буддизма (552 г.) — идеологии, существовавшей параллельно с исконными верованиями, известными как синтоизм, или «путь богов». (Примечание: в синтоизме верующий поклоняется духам, которые, как считается, населяют природные объекты, такие как деревья, скалы, водопады и горы.) Буддийские монастыри стали крупными покровителями искусства.
559 г. н.э. Буддийская статуя Лашаосы Дафо была высечена в скале в уезде Ушань провинции Ганьсу.
560 г. н.э. Изобретение китайского искусства вырезания из бумаги (цзяньчжи), которое часто можно увидеть во время празднования китайского Нового года. Самый ранний известный пример был найден в Синьцзяне.
576 г. н.э. Статуя Будды Амитабхи Сишань Дафо была воздвигнута в Тайюане, провинция Шаньси.
589 г. н.э. Начало эры искусства династии Суй (продлится до 618 г.).
609 г. н.э. Завершение строительства Великого канала в Китае.
618 г. н.э. Начало эры искусства династии Тан (заканчивается в 906 году). Этот период известен монументальной буддийской каменной скульптурой, а также развитием китайского фарфора (особенно саньцай) и изысканным ювелирным искусством. Как и художники династии Хань, мастера Тан сосредотачиваются на человеческой фигуре. Элегантный реализм в фигуративной живописи достигает новых высот при дворе Южной Тан (937–975). Другие важные формы живописи, развитые в эпоху Тан, — это живопись тушью и пейзажи в стиле шань-шуй.
635 г. н.э. Первые христианские миссионеры (несторианские монахи) прибывают в Китай.
645 г. н.э. Культура Нара зарождается в Японии (закончится в 794 г.) и известна ростом буддийской архитектуры и скульптуры. Храмы наполняются статуями буддийских божеств, изготовленными из бронзы, дерева, глины и лака. В храме Тодай-дзи возведён гигантский бронзовый Будда (Дайбуцу). Картины и скульптуры эпохи Нара очень похожи на произведения китайской династии Тан.
650 г. н.э. Изобретение ксилографии (печати с деревянных досок). Первым зарегистрированным примером, обнаруженным в гробнице Тан возле Сианя, является одностраничная сутра Дхарани, напечатанная на санскрите на бумаге из конопли (650–670 гг. н.э.).
668 г. н.э. Начало периода Объединённого Силла в Корее (продлится до 935 г.). Это золотой век древнего корейского искусства, включая расцвет натурализма в скульптуре. Буддийские статуи, бронзовые колокола и керамические урны были другими характерными предметами этого периода.
712–756 гг. н.э. Император Сюаньцзун руководит классическим периодом китайского изобразительного искусства и литературы, который устанавливает стандарты для будущих поколений.
713 г. н.э. Начало строительства Гигантского Будды в Лэшане (завершено в 803 году). Это самая большая буддийская скульптура Китая, высеченная в скале в провинции Сычуань.
725 г. н.э. Появляются первые примеры китайской техники живописи тушью, связанные с именем художника Ван Вэя (699–759).
794 г. н.э. Культура Хэйан появляется в Японии (закончится к 1185 г.). В этот период произойдёт перенос столицы из Нары в Хэйан-кё (794 г.). Новые формы буддизма приходят в Японию из Кореи и Китая. К 1000 году буддизм Амиды вытеснит эзотерический буддизм, что приведёт к созданию элегантных архитектурных проектов и нового идиллического стиля в живописи и скульптуре. Японские учёные-художники и другие представители элиты развивают особые стили японской каллиграфии и живописи.
868 г. н.э. Китайские печатники выпускают «Алмазную сутру» — первую в мире полноформатную книгу стандартного размера с иллюстрациями.
907 г. н.э. Начало Великого века китайской пейзажной живописи (заканчивается в 1127 году).
918 г. н.э. В Корее начинается эпоха династии Корё (918–1392), известная своим великолепным глазурованным селадоном с инкрустацией саггам, живописью тушью и мастерством в ювелирном деле. Буддизм становится государственной религией.
960 г. н.э. Начало эры искусства династии Сун (заканчивается в 1279 г.). Неоконфуцианство становится доминирующей идеологией. Позднее философия чань (в Японии — дзен) повлияет на живопись, каллиграфию и гончарное искусство. Фарфор Сун славится своими чайными принадлежностями Цзянь (известными в Японии как изделия тэммоку), производимыми в Цзяньяне, провинция Фуцзянь. Он также известен производством селадона Лунцюань в южной провинции Чжэцзян. Император Хуэйцзун был ведущим меценатом этого периода.
960 г. н.э. Культура Северной Сун (960–1127) известна своей посудой Дин — первым фарфором, официально принятым императором, а также недекорированной и сдержанной посудой Жу и посудой Цзюнь, изготовленной в Юйчжоу в провинции Хэнань. Китайское искусство складывания бумаги, или чжэчжи, появилось примерно в X веке.
1017–1029 гг. Индуистский храм Кандарья-Махадева (Кхаджурахо) построен в Мадхья-Прадеше, Индия.
1041 г. Би Шэн изобретает печать с подвижным шрифтом.
1088 г. Камера-обскура впервые описана Шэнь Ко.
1105 г. Китайская живопись и Императорская академия живописи (основанная в X веке) процветают при императоре Хуэйцзуне (годы правления 1100–1126). Самыми популярными основами для живописи являются бумага и шёлк, а готовые работы обычно оформляются в виде свитков, альбомных листов, настенных росписей, а также наносятся на лаковую посуду и складные ширмы.
1127 г. Северная треть Китая захвачена маньчжурскими чжурчжэнями, основавшими династию Цзинь. Начало культуры Южной Сун (1127–1279 гг.), известной своей посудой Гуань, изготовленной в качестве замены посуды Жу, и фарфором цинбай («чистый сине-белый»), производимым в Цзиндэчжэне и в других местах на юге Китая.
1115–1145 гг. Кхмерский храм Ангкор-Ват построен в Камбодже.
1145 г. Завершение «Самгук саги» («Истории Трёх государств») — самой ранней из сохранившихся хроник Кореи.
1185 г. Начало культуры Камакура в Японии (продлится до 1333 г.), известной своими храмовыми проектами и реалистичным стилем скульптуры и живописи.
1271 г. Начало искусства эпохи династии Юань при Хубилай-хане (до 1368 г.). Монгольские правители не поощряли местных китайских художников.
1275 г. Марко Поло становится одним из первых европейцев, посетивших императорский двор Китая.
1280 г. Неоконфуцианство было введено в Корее императорами династии Юань.
1285 г. Завершение корейского трактата «Самгук юса» («Предания Трёх государств») — второй по возрасту хроники истории Кореи.
1298 г. Ван Чжэнь усовершенствовал печать с подвижным шрифтом, использовав первые деревянные литеры.
1338 г. Ваза Фонтхилл (изготовлена около 1330 г.) — первое изделие из китайского фарфора, попавшее в Европу. Начало эпохи постклассической индийской живописи (XIV – XVI вв.).
1368 г. Начало эпохи искусства династии Мин (продлится до 1644 г.). Она известна экспортом сине-белого фарфора (известного как фарфор краак), производимого в Цзиндэчжэне. Технические усовершенствования произошли в использовании кобальта для подглазурной синей росписи во время правления императора Сюаньдэ (1425–1435). При императоре Чэнхуа (1464–1487 гг.) аналогичные успехи были достигнуты в эмалировании и металлообработке. На другие изделия династии Мин повлияло исламское искусство (особенно в металлообработке) и искусство Древней Персии. Белый фарфор был впервые изготовлен при династии Мин в Дэхуа в провинции Фуцзянь.
1392 г. Культура династии Чосон зарождается в Корее. Неоконфуцианство сменяет буддизм в качестве официальной идеологии. Это приводит к появлению нового элитного класса — неоконфуцианских учёных-чиновников (янбан), доминирующих в бюрократии. Это также стимулирует производство белого фарфора, который считается воплощением неоконфуцианского идеала чистоты. Культура Муромати начинается в Японии (окончание в 1573 г.) при сёгунах Асикага. Она известна культурным обменом с Китаем и развитием дзенских монастырей, где художники-монахи создавали первые японские картины тушью.
1406 г. Начинается строительство Запретного города в Пекине.
1408 г. Закончена работа над огромной энциклопедией «Юнлэ дадянь».
1420 г. Запретный город в Пекине построен. Император Юнлэ объявляет Пекин новой столицей, а статус Нанкина понижается.
1431 г. Буддийская «Фарфоровая пагода» (Храм благодарности) завершена в Нанкине.
1440-е гг. Корейский правитель Седжон Великий курировал ряд культурных достижений, включая создание алфавита хангыль — корейской системы письма. Кроме того, в период 1400–1600 годов корейский фарфор создавался как для богатых, так и массово для менее обеспеченных слоёв. Производство керамики пунчхон в Корее было прекращено, хотя она продолжала существовать в Японии, где была популярным элементом чайной церемонии.
1449 г. Императоры династии Мин начинают масштабную реставрацию Великой Китайской стены.
1516 г. В Китай прибывают первые португальские исследователи — Жоржи Алвареш и Рафаэл Перестрелу.
1520 г. Португальские торговцы возвращаются из Китая с образцами каолиновой глины, поняв, что это важный ингредиент в производстве фарфора. Однако европейским мастерам долго не удавалось воспроизвести китайские изделия. В Индии появляется живопись моголов и живопись раджпутов.
1573 г. Начало культуры Момояма в Японии (период продлится до 1615 г.), известной своей замковой архитектурой, текстилем и лаковыми изделиями.
1600 г. Итальянский священник-иезуит Маттео Риччи прибывает в Пекин, чтобы познакомить императорский двор с западной наукой. В Корее появляется и процветает новая форма народного искусства, известная как минхва. Оригами (от ору — «складывать» и ками — «бумага») — традиционное японское искусство складывания бумаги, зародилось в XVII веке.
1602 г. Голландская Ост-Индская компания за следующие восемь десятилетий экспортирует в Европу 6 миллионов единиц китайского фарфора.
1603 г. Японский стиль театрального искусства кабуки впервые появился в Киото.
1615 г. Начало японской культуры Эдо (закончится в 1868 г.), известной своими школами живописи, а также декоративно-прикладным искусством, включая керамику, лаковые изделия, текстиль и металлообработку.
1644 г. Маньчжуры захватывают Пекин; наступает эпоха искусства династии Цин (заканчивается в 1911 году). С этого времени Корея считает себя центром конфуцианской цивилизации. Два величайших покровителя искусства Цин — император Канси (1661–1722) и император Цяньлун (1735–1796).
1645 г. Маньчжуры заставляют китайских мужчин заплетать волосы в косу по маньчжурскому образцу.
1654 г. Могольские архитекторы и строители завершают строительство Тадж-Махала в Индии.
1661 г. Император Канси открывает золотой век культуры Цин.
1670 г. Появляются первые образцы японских гравюр на дереве укиё-э периода Эдо (ок. 1670–1900). Этот новый вид графического искусства создаётся для горожан. Благодаря массовым и недорогим гравюрам искусство становится доступным для всех. Известные мастера этого жанра: Харунобу (1724–1770), Хиросигэ (1797–1858), Хокусай (1760–1849) и Утамаро (ок. 1753–1806). Этот жанр окажет важное влияние на историю плакатного искусства в Европе.
1683 г. Тайвань захвачен цинскими войсками.
1700 г. В XVIII веке корейские художники разработали национальный жанр чинён сансу («пейзаж с реальным видом»), изображающий корейские пейзажи, а не идеализированные ландшафты в китайском стиле. Век также ознаменовался ростом беззаботного стиля корейской жанровой живописи.
1705 г. Папский дипломат Шарль-Тома Майяр де Турнон прибывает в Китай.
1708 г. Немецкому учёному из Мейсена Эренфриду Вальтеру фон Чирнхаусу (1651–1708) наконец-то удалось изготовить твёрдый, белый, полупрозрачный материал, очень близкий к китайскому фарфору.
1711 г. Британская Ост-Индская компания открывает торговое представительство в Гуанчжоу.
1720 г. Секреты изготовления китайского фарфора раскрыты французским иезуитом Франсуа Ксавье д’Антреколем (1664–1741).
1784 г. Католицизм проникает в Корею из Китая. К 2010 году каждый третий южный кореец являлся христианином (всего их 13 миллионов).
1800 г. До династии Цин изделия из нефрита в Китае изготавливались из нефрита (минерала из группы амфиболов) или бовенита, известного как «белый нефрит». В 1800 году торговцы начинают импортировать из Бирмы новый ярко-зелёный сорт — жадеит (минерал из группы пироксенов), известный как фэйцуй, который становится фаворитом маньчжурского двора.
1807 г. Роберт Моррисон, первый протестантский миссионер, прибывает в Китай.
1823 г. Библия впервые издана на китайском языке.
1839 г. Первая опиумная война.
1842 г. Нанкинский договор.
1856 г. Вторая опиумная война.
1860–1900 гг. Расцвет японизма. Европейское увлечение японским декоративным искусством конца XIX века; особую популярность приобретают веера, ширмы, лаки, шелка, фарфор и ксилография.
1876 г. В Токио открывается ориентированная на Запад Технологическая художественная школа. Японская живопись разделяется на два направления: ёга (живопись в западном стиле) и нихонга (живопись в традиционном японском стиле).
1894 г. Первая китайско-японская война.
1900 г. Боксёрское восстание в Китае.
1910–1945 гг. Корея находится под властью Японской империи, которая закрывает корейские художественные школы и заставляет оставшихся художников рисовать на японские сюжеты в японском стиле.
1934 г. Китайская националистическая партия Гоминьдан под предводительством Чан Кайши атакует китайских коммунистов под руководством Мао Цзэдуна, которые предпринимают Великий поход.
1937–1945 гг. Вторая китайско-японская война.
1945–1952 гг. Оккупация Японии союзными войсками.
1947 г. Япония принимает новую либерально-демократическую конституцию.
1948 г. Корея разделена на два независимых государства: Северную и Южную Корею.
1949 г. Мао Цзэдун основывает Китайскую Народную Республику (КНР). Всё китайское искусство политизируется: социалистический реализм становится доминирующим направлением культурной пропаганды.
1950 г. Уникальный вклад Японии в искусство XX века охватывает творчество в области графики, а также в анимации, графике видеоигр и концепт-арте. Отличительными формами становятся аниме и манга.
1950–1953 гг. Война между Северной и Южной Кореей.
1952 г. Сан-Францисский мирный договор положил конец оккупации Японии союзниками.
1966–1976 гг. Культурная революция в Китае — период массовых репрессий и политического хаоса. Китайские плакаты становятся важным средством пропаганды.
1976 г. После смерти Мао Цзэдуна и ареста «Банды четырёх» Дэн Сяопин становится верховным лидером Китая.
1989 г. Демонстрации на площади Тяньаньмэнь в Пекине.
1990-е гг. Появление циничного реализма — современного живописного движения, использующего юмор и сюрреалистические образы для выражения страха и неуверенности в Китае после событий на площади Тяньаньмэнь. Ведущими представителями этого направления стали такие современные художники, как Чжан Сяоган (р. 1958), Цзэн Фаньчжи (р. 1964) и Юэ Миньцзюнь (р. 1962). Циничный реализм ассоциируется с «политическим поп-артом» — ещё одним современным китайским движением — и его представителем Ван Гуанъи (р. 1957).
1996 г. 700-тонный Большой Будда в Линшане установлен в Уси, провинция Цзянсу.
1998 г. Буддийская статуя Гуаньинь Южно-Китайского моря установлена в Фошане, провинция Гуандун.
2000 г. Шанхайская биеннале искусств. Современное китайское искусство охватывает широкий спектр как современных, так и традиционных форм. К ним относятся кино, видео-арт и фотография, а также инсталляции и перформанс, наряду с возрождёнными версиями традиционной керамики, резьбы по нефриту и лаковых изделий.
2002 г. Будда Весеннего Храма, самая высокая статуя в истории скульптуры, построена в уезде Лушань провинции Хэнань.
2005 г. Буддийская статуя Гуаньинь Южного моря в Санье установлена на южном побережье китайской островной провинции Хайнань.
2009 г. Статуя «Гуйшань Гуаньинь с тысячью рук и глаз» создана в Чанше, провинция Хунань.
2010 г. Буддийская статуя Гуань Юя из Юньчэна установлена в городе Юньчэн, провинция Шаньси.
- Этапы развития китайского искусства
- Китайское искусство
- Искусство династии Хань
- Искусство династии Сун
- Искусство династии Тан
- Анализ рассказов Алана Силлитоу
- Корейское искусство
- Реклама в Телеграм – способ наращивания просмотров постов
- Леонардо да Винчи (1452-1519)
- В Египте обнаружены русские иконы
- Обе версии «Мадонны в скалах» Леонардо впервые окажутся вместе
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?