Китайское искусство читать ~30 мин.
Отрезанный горами, пустынями и океанами от других центров человеческой эволюции, Китай развил собственную самодостаточную, но высокоразвитую цивилизацию, которая отличалась удивительным сочетанием прогрессивных технологий, древнего искусства и культурного сознания. Например, самая древняя керамика в мире – это пещерная керамика Сяньрэндун из провинции Цзянси и пещерная керамика Ючанян из Хунани. Это влиятельное развитие керамики распространилось на Сибирь – см. Керамику бассейна реки Амур (14 300 г. до н.э.) – и Японию в виде керамики Дзёмон (14 500 г. до н.э.). Как ни странно, до сих пор появилось мало свидетельств какой-либо значительной традиции наскального искусства на материковой части Китая.
Первоначальный центр китайской культуры находился вдоль великой Жёлтой реки, которая пересекает Северо-Китайскую равнину, где стабильные поселения датируются как минимум 4000 лет до н.э. Подробнее см.: Искусство неолита в Китае (7500–2000 гг. до н.э.). Археологические открытия – особенно из могил-курганов зажиточных людей – указывают на то, что примерно с 2500 г. до н.э. китайцы выращивали шёлкопрядов, имели прекрасно обработанные инструменты и производили широкий спектр культурных артефактов.
После этого, в период 2500–100 лет до нашей эры, китайские художники овладели многочисленными формами изобразительного искусства, включая китайскую керамику (которая зародилась в Китае около 10 000 лет до нашей эры и сюда же входит китайский фарфор); резьбу по нефриту и другие виды металлообработки и ювелирного искусства; обработку бронзы (в основном церемониальные сосуды); Буддийскую скульптуру и светскую терракотовую скульптуру (см. например статью о Китайской терракотовой армии); Китайскую живопись и каллиграфию; а также такие ремёсла, как лакировка.
Кроме искусства, в Китае была своя собственная история научных и технологических изобретений, многие из которых распространились в Европу с Востока. Более того, к 1800 г. до н.э. развитая культура Китая также разработала систему письма, которая до сих пор является основой современного китайского письма. См. также: Хронология доисторического искусства (2,5 млн – 500 лет до н.э.). Об искусстве индийского субконтинента см.: Индия, живопись и скульптура.
Китайские династии: простая хронология
Китай датируется его династиями, это слово было придумано западными историками от греческого корня, означающего «власть, сила или господство». Последовательные волны захватчиков выходили из среднеазиатской суши, из степей и завоёвывали, правили и, в свою очередь, ассимилировались. Различные виды искусства в Китае развивались в соответствии с интересами и покровительством каждой династии, а также прихотями региональных правителей. Торговые отношения со своими восточноазиатскими соседями также были важным стимулом для развития китайского изобразительного искусства, особенно гончарного и лакового искусства.
Династия Ся (2100-1700 гг. до н.э.)
Династия Шан (1700-1050 гг.)
Династия Чжоу (1050-221 гг.), включая Период Воюющих Государств 475-221
Император Цинь и трёхлетняя династия (221-206)
Династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Период шести династий (220-589)
Династия Суй (589-618)
Династия Тан (618-906)
Период пяти династий (907-60), у власти были военные правители
Династия Сун (960-1279)
Династия Юань (1271-1368)
Династия Мин (1368-1644)
Династия Цин (1644-1911).
Характеристики китайского искусства
Метафизический, даосский аспект
Ещё со времён доисторического искусства, китайское общество – почти полностью сельскохозяйственное или сельское до 20 века – всегда придавало большое значение пониманию природы и сосуществованию с ней. Природа воспринималась как видимое проявление творческих способностей Бога, использующее взаимодействие жизненных сил инь (женская) и янь (мужская). Основная цель китайского искусства, изначально сосредоточенная на умилостивлении и жертвоприношении, вскоре превратилась в выражение человеческого понимания этих жизненных сил в различных формах искусства, включая живопись (особенно пейзажи, бамбук, птицы и цветы), керамику, рельефные скульптуры и тому подобное.
Китайцы также считали, что энергия и ритм, создаваемые художником, тесно связаны с основным источником этой энергии. Они считали, что искусство – особенно каллиграфия и живопись – способно освежить душу художника или задержать его духовно, в зависимости от гармонии его практики и характера самого человека. См. также: Традиционное китайское искусство: характеристики.
Моральный, конфуцианский аспект
Китайское искусство также имело социальные и моралистические функции. Например, самые ранние фрески изображали доброжелательных императоров, мудрых министров, верных генералов, а также их злые противоположности в качестве примера и предупреждения наблюдателям. Портретное искусство имело аналогичную моральную функцию, которая была направлена на то, чтобы выделить не столько лицевые или фигуративные особенности объекта, сколько его или её характер и статус в обществе.
Вдохновляющие, но не религиозные по сути
Придворные художники часто получали заказы для изображения благоприятных и памятных событий, но религиозная живопись высокого уровня неизвестна в китайском искусстве. Даже буддизм, который стимулировал создание множества шедевров, на самом деле был импортным. Главное, чтобы темы, использованные в традиционном китайском искусстве, почти всегда были благородными или вдохновляющими. Таким образом избегали слишком реалистичных сюжетов, таких как война, смерть, насилие, мученичество или даже обнажённая натура. Более того, китайская художественная традиция не отделяет форму от содержания: недостаточно, например, чтобы форма была изысканной, если предмет не поучительный.
Внутренняя сущность, а не внешний вид.
В отличие от западных художников, китайские художники не были заинтересованы в воспроизведении природы или создании реалистичного изображения (скажем) пейзажа. Вместо этого они сосредоточились на выражении внутренней сущности предмета. Помните, камни и ручьи рассматривались как «живые» объекты, видимые проявления невидимых сил космоса. Таким образом, роль художника заключалась в том, чтобы запечатлеть духовные, а не материальные характеристики объекта.
Символизм в китайском изобразительном искусстве
Китайское искусство полно символизма, поскольку художники обычно стремятся изобразить некоторые аспекты целостности, которые они интуитивно осознают. Вдобавок китайское искусство наполнено особыми символами: бамбук олицетворяет дух, который можно согнуть в силу обстоятельств, но нельзя сломать; нефрит олицетворяет чистоту; дракон часто символизирует императора; кран, долгая жизнь; пара уток, верность в браке. К растительным символам относятся: орхидея, ещё один символ чистоты и верности; и сосна, которая символизирует выносливость. Некоторые искусствоведы однако предпочитают описывать китайское искусство как по сути экспрессионистское, а не символическое.
Влияние художника-любителя
В период Воюющих царств и династии Хань рост класса торговцев и землевладельцев привёл к увеличению числа любителей искусства и покровителей, у которых было свободное время. Это привело к появлению в III веке н.э. элитного класса учёных-любителей, занимающихся искусством поэзии, каллиграфии, живописи и целым рядом ремёсел. Эти любители были склонны смотреть свысока на профессиональных художников из низшего сословия, нанятых Императорским двором и другими региональными или гражданскими властями. Более того, это разделение художников впоследствии оказало значительное влияние на характер китайского искусства. Начиная с династии Сун (960–1279), художники стали тесно связаны со все более утончёнными формами тушёвки и рисования, каллиграфии, и их работы стали важным средством обмена в социальной экономике, где вручение подарков было жизненно важным шагом в построении личных контактов. Так же, как умение писать письма или стихи, способность преуспеть в каллиграфии и живописи помогала утвердить свой статус в обществе образованных людей.
История китайского искусства
Список дат, касающихся искусства и культуры в Китае (а также в Корее и Японии), см.: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – по настоящее время). См. также: Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ.
Искусство бронзового века во времена династии Шан (1600-1050 гг. до н.э.)
Династия Шан считалась мифической до тех пор, пока в 1898 году на северо-западе Китая не были обнаружены бычьи лопатки с надписями. (Но см. также: «Культура династии Ся» около 2100–1600 гг.) В том же регионе, недалеко от Аньяна, было обнаружено большое количество бронзовых сосудов с надписями древним китайским письмом. При расшифровке и сравнении они позволили учёным сопоставить историю Шанского общества с именами и датами царей. Это была свободная федерация городов-государств, чьё бронзовое оружие позволяло им доминировать в долине Хоанг-хо (или Хуан-Хэ, Жёлтая река) и вдоль её притока Вэй.
Во многом Шан напоминал микенских князей, которых прославлял Гомер. Их бронзовые вазы и сосуды – главное достижение искусства династии Шан – изготовлены методом прямого литья, а также методом cire-perdue (потерянный воск). Их использовали короли и их слуги для ритуальных и жертвенных церемоний. Надписи, которые они имеют, указывают имя владельца и изготовителя, а также цель церемонии. Сосуды закапывались вместе с их владельцами, и они приобретали зелёную, синюю или красную патину в зависимости от характера почвы. Они делятся на три основные категории: сосуды для приготовления пищи в т.ч. ритуальной, сосуды для разогрева или наливания проса и сосуды для ритуального мытья. Они были утилитарными, функциональными объектами, но это не мешало им быть великолепными произведениями искусства. Их ритуальное назначение и магический подтекст объясняют символическую природу раннего убранства.В основном использовались мотивы из животного мира – дракон и цикада (жизнь и плодородие) или сказочный тао-тйех, напоминающий нечто среднее между быком и тигром.
Начиная с 1986 года археологи сделали серию сенсационных открытий на археологическом участке Саньсиндуи, расположенном недалеко от городка Наньсин, уезд Гуанхань, провинция Сычуань. Эти находки включали многочисленные монументальные образцы бронзовой скульптуры эпохи династии Шан (1700–1050), которые были датированы углеродом примерно 1200–1000 гг. до н.э. Они раскрывают передовую культуру саньсиндуй, которая, в отличие от всех предыдущих исторических исследований, похоже, развивалась независимо от других культур Жёлтой реки. См.: Саньсиндуйские бронзы (1200–1000 гг. до н.э.).
Ещё одним достижением династии Шан было изобретение каллиграфии, которое произошло около 1700 г. до н.э. Кроме того, в моде была акварель, начавшаяся, как говорят, около 4000 лет до н.э. Для сравнительных видов искусства того периода см.: Месопотамское искусство (около 4500-539 гг. до н.э.) и более позднее египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.).
Искусство железного века династии Чжоу (1050-221 гг. до н.э.)
В землях Шан доминировали горцы Чжоу с запада, захватившие столицу Аньян в 1027 году до нашей эры. Искусство династии Чжоу многое заимствовало из культуры Шан и производило сосуды того же типа, но с некоторыми отличиями. Стилистическая эволюция была постепенной, и заметные изменения произошли только после того, как Чжоу переместились на восток в новую столицу, Лоян, в 722 году до нашей эры. Высокий рельеф скульптуры мотивов Шан уступили место барельефу и регистрам. Орнамент становился всё более геометрическим, пока не превратился в узоры с крыльями и спиралью и крючками и спиралью.
С орудиями железного века стало возможным ввести инкрустацию из золота и серебра. Это был период Воюющих Государств (около 475-221 гг. до н.э.), когда государство Чжоу распалось на соперничающие феодальные территории. Конфуций, умерший в начале этого периода, был возвышенным моралистом и какое-то время неудачным советником одного из правителей Чжоу. Он был странствующим учителем и читал лекции по политической этике, ненасилию и сыновней почтительности. Его учение было собрано гораздо позже в Аналектах, сборнике цитат, который стал евангелием всемогущего класса учёных государственных служащих, оставаясь таковым до наших дней, и который глубоко обозначил китайский кодекс нравов.
Даосизм
Среди «Сотни философских школ», обращавшихся к правящим классам Китая в период Воюющих царств, наиболее примечательной, возможно, была школа дао (даосов). Дао означает Путь или Универсальный Принцип. Даосизм – это отношение к жизни, а не система. Это подразумевает гармонию с природой и избегает всех догм и ограничительных моральных кодексов. Его самыми известными теоретиками были Лао-цзы, загадочный автор, выражавший себя в парадоксальных высказываниях, и Чжуанцзы (Чжуан-цзы) (около 350-275 гг. до н.э.) записывающий мужские мотивации. Некоторым людям кажется, что эти философы сочетают в себе лучшее из христианства, дзен-буддизма и йоги. Даосизму суждено было оказать глубокое влияние на китайскую живопись.
Император Цинь и трёхлетняя династия (221-206 до н.э.)
Политическая неразбериха положила конец диктатуре (221-206 гг. до н.э.) императора Цинь Шихуана, выходца из государства Цинь (ранее Чинь, отсюда и название Чайна – Китай). Он разгромил феодализм и заменил полевых командиров чиновниками или комиссарами. Его советники принадлежали к школам законников, которые утверждали власть государства. Предания должны были быть забыты, а все книги уничтожены, особенно сочинения Конфуция. Искусство династии Цинь было неважным по сравнению с её политической и административной деятельностью. Цинь Шихуан дал Китаю единую администрацию и дорожную систему; он построил каналы и расширил границы Китая. Он также заказал огромную серию терракотовых фигур, известную как Терракотовое войско (ок. 246-208 г. до н.э.). На изготовление 8000 статуй ушло около 38 лет, в которых участвовало около 700 000 мастеров и других рабочих.
После смерти Цинь Шихуана и периода гражданской войны на престол взошёл могущественный бандит Лю Панг и основал долгоживущую династию Хань, которая реабилитировала Конфуция, но сохранила административные реформы Цинь Шихуана и управляла Китаем с помощью централизованного управления.
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
В эпоху искусства династии Хань в изобразительном искусстве преобладало новое, натуралистическое мировоззрение. Это особенно очевидно в изделиях из бронзы и керамических фигурках, называемых мин-чи, которые люди хоронили вместе с умершими в могилах. Китайцы верили в загробную жизнь и любили окружать себя изображениями знакомых достопримечательностей, особенно тех вещей, которые доставляли им удовольствие на земле, таких как собаки и лошади, танцоры и наложницы. Эти фигурки позволяют нам точно знать, как были одеты подданные династии Хань, что они ели, какие инструменты использовали, в какие игры играли, домашних животных, которых они выращивали, и внешний вид домов, в которых они жили. Многие фигурки были покрыты свинцовой глазурью; другие были разрисованы. Все они интересны, а их стилизованная элегантность зачастую поражает своей красотой. Бронзовые вазы производились в большом количестве; так же были бронзовые скульптуры людей и лошадей, и они демонстрируют тот же стилизованный натурализм, что и фигурки из керамики. Это был отличный период для развития Китайской лаковой посуды, резьбы по нефриту и производства шёлковых тканей.
Живопись и печать династии Хань
Шелковица (плоды тутового дерева) какое-то время выращивалась в Китае, и шёлк стал китайской монополией. Это была основная статья экспорта в Персию и на Ближний Восток по караванным путям через Среднюю Азию, известным как «Шёлковый путь». Живопись и рисунок хань на шёлке, на лаке или на камне и плитке демонстрируют очень живую руку и большую лёгкость прикосновения. Ближе к концу правления (I век н.э.) была открыта техника изготовления бумаги. Это внесло значительный вклад в искусство, предоставив дешёвое и широко распространённое средство как для рисования, так и для письма. Это также привело к китайскому искусству складывания бумаги (или Zhezhi), а также к японскому искусству Оригами. Когда позже была изобретена блочная печать, китайцы обладали средствами распространения законов и литературы по всей Империи. Языков было много и они были разнообразны, но идеографический шрифт был одинаковым по всей стране. Это облегчило задачу администраций и дало китайцам единую культуру. В своей каллиграфической форме письмо стало самостоятельным искусством, формой искусства, которая пользовалась высочайшим уважением китайских интеллектуалов. Это стало образом жизни, достоянием немногих, среди которых были художники, поэты и учёные – те, чьё искусство было основано на каллиграфии.
Буддизм и анархия
После упадка династии Хань в 220 г. н.э. Китай пережил почти четыре века раздробленности в период шести династий (220-589). Это состояние хаоса усугублялось вторжениями из Северной и Центральной Азии. Голодных всадников из степей непреодолимо привлекало земледельческое общество с большими городами. Они переняли высшую китайскую культуру, стали ассимилироваться и вести оседлый образ жизни – процесс повторялся несколько раз.
Среди захватчиков VI века был народ Центральной Азии по имени Туоба, основавший династию Вэй и правивший северной половиной Китая с 386 по 534 годы. Их самый запоминающийся художественный вклад в искусство периода Шести династий (220-589) было официальным принятием буддизма, религии, рождённой в Индии, которая некоторое время проникала в Китай. (Примечание: он появился в Китае ещё в первом веке нашей эры, хотя широко не практиковался примерно до 300 года нашей эры.) Его основатель, живой Будда, жил на границе Непала незадолго до Конфуция. Буддизм распространился через Гандхару по Шёлковому пути на восток. В конце концов он достиг границы Китая, где в обширных святилищах Дуньхуан и Юньган были обнаружены настенные росписи и знамёна, а также множество статуй, вырезанных тесными рядами на стенах скал и пещер. Будучи некитайцами, Вэй приняли буддизм как способ самоутверждения. Конфуцианская элита всегда считала его диковинным и суеверным учением. Китайское буддийское искусство, включая живопись, скульптуру и архитектуру, процветало на протяжении всей династии Восточная Цзинь (317-420 гг.), Южной и Северной династий (420-581 гг.), Династии Суй (589-618 гг.) и большей части династии Тан (618-906).
Буддийская скульптура
Без китайской буддийской скульптуры было бы очень мало китайской скульптуры из камня. Школы буддизма Махаяна и Амитабха, которые преобладали в Китае, требовали представления Будды в его прошлой, настоящей и будущей форме, а также Бодхисаттв (устремлённых Будд) и сопровождающих. После распространения буддийского монашества они распространились по всей стране в камне или бронзе. Скульптура Вэй, особенно в пещерах Людей Лунг, обладает непревзойдённой красотой: идеализированные вытянутые фигуры с продолговатыми головами и загадочными улыбками, сидящие со скрещёнными ногами, в длинных одеждах, ниспадающих ритмичными складками вниз, – само изображение мистического блаженства. Поза, жесты и символы были стереотипами индийского происхождения. Китайцы, казалось, нашли в буддизме ответ на проблему человеческих страданий, ответ любви и молитвы, а также надежду Нирваны.
Искусство династии Тан (618-906)
Китай был воссоединён в 589 году н.э. могущественным генералом, основавшим династию Суй (589-618). Политический и военный режим, искусство династии Суй был почти полностью вдохновлён Буддой, и за ней последовала династия Тан (618-906), величайший лидер которой, император Тайцзун (Тай-цзун), распространил империю глубоко на Центральную Азию и Корею и позволил всем религиям и расам процветать в атмосфере толерантности и интеллектуального любопытства. Столица Чанган стала большим космополитическим центром, как и Гуанчжоу (кантон) и другие южные порты. Мусульмане, христиане (несториане) и манихеи жили бок о бок с буддистами, даосами и конфуцианцами.
На смену Тайцзуну пришёл его сын и способная, но свирепая наложница, императрица Ву, которая поддерживала буддизм и даже попала под чары монаха, похожего на Распутина. Ее преемник, император-конфуцианец Сюаньцзун (Hsuan-tsung) председательствовал при самом блестящем дворе и основал Академию словесности; он любил музыку, живопись и поэзию, а также лошадей. Танское общество кипело энергией и оптимизмом. Динамизм Тан чувствуется во всех искусствах. Скульптура из камня, созданная под влиянием индийского стиля Гупта, демонстрирует округлые выпуклые формы, сочетающие индийскую плоть с китайским линейным ритмом.
Фрески Дуньхуана в стиле Тан демонстрируют динамичную линию кисти и ту же полноту формы в ярких цветах. Светские росписи надгробий ещё живее; они изображают влиятельных мужчин и богатых женщин в широких одеждах и театральных позах, демонстрируя острое наслаждение жизнью. Сохранилось немного живописи на шёлке или бумаге – этого достаточно, чтобы свидетельствовать о той же любви к ярким цветам и интересу к пейзажной живописи, который принёс свои плоды при последующих династиях. Это было время, когда искусство поэзии, тесно связанное с живописью и каллиграфией, дало свои первые шедевры, в том числе работы Бай Цзюй (По-чу-и), Лин-по и художника Ван-вэя.
Что касается ювелирного дела и драгоценных металлов, особенно серебра, то здесь обнаруживается влияние древнеперсидского искусства: многие иранские художники, спасаясь от арабских завоевателей, поселились в Китае, но, как и в случае со всеми другими иностранными влияниями, перс был поглощён и безошибочно стал китайцем, по духу и сознанию. Некоторые из лучших образцов танского декоративного искусства можно увидеть в сокровищнице Сёсо-ин в храмовом комплексе Тодай-дзи в Нара, Япония. Ведь японцы уже искали вдохновение в Китае.
Чтобы узнать, как искусство и ремёсла в китайском стиле распространяются в Восточной Азии, см.: Корейское искусство (около 3000 лет до н.э.).
Развитие танской живописи
Китайская пейзажная живопись была возрождена в начале династии Тан, когда художники начали создавать пейзажи в редком монохроматическом стиле – не столько для воспроизведения истинной реальности пейзажа, сколько для того, чтобы уловить атмосферу или настроение места. Тринадцать веков спустя художники-импрессионисты, такие как Клод Моне, использовали аналогичные рассуждения, чтобы создать совершенно другой тип ландшафта.
Вдобавок вернулось рисование фигур. Используя яркие цвета и тщательно продуманные детали, художники, такие как Чжоу Фан, изображали на картинах великолепие придворной жизни Тан, Императора, его дворцовых дам и лошадей. В отличие от богатого красочного стиля Чжоу Фана, художник Даоцзы использовал только чёрные чернила и плавные мазки для создания таких захватывающих рисунков тушью, что толпы собирались, чтобы посмотреть, как он рисует. С тех пор рисунки тушью больше не считались просто рисунками, залитыми цветом; вместо этого они ценились как законченные произведения искусства.
Танская керамика и фарфор
Современная керамика, и особенно фигурки из гробниц (мин-чи), даёт нам яркое представление об обществе Тан: лошади, которых так любили Тан, верблюды, музыканты, жонглёры, странствующие торговцы, многих из которых сильно подчёркивали иностранные черты лица, танцовщицы, сановники и генералы, хранительницы гробниц и земные духи. Все эти свидетели того периода ярко окрашены в богатую, полихромную, свободно текучую глазурь – недавнее изобретение Китая, сделанное из оксидов меди, железа и кобальта, как и вазы и другие сосуды из керамики или фаянса. Они круглые, красиво исполнены и всегда прекрасно сбалансированы.
К тому времени китайцы заново открыли и довели до совершенства ещё одно из своих изобретений – искусство изготовления фарфора (твёрдую полупрозрачную посуду, сплавленную при высоких температурах с помощью «китайского камня» (петунце) и полевого шпата). Это искусство было утрачено со времён династии Шан (1600-1050 гг. до н.э.). Белый фарфор высшего качества изготавливали в эпоху династии Тан и вскоре он попал в Японию, Персию и Ближний Восток.
Китай никогда не открывал свои границы так широко для внешней торговли и иностранных идей, как в период Тан, когда процветал торговый флот и когда китайские армии вторгались в Западный Туркестан. Вдоль Шёлкового пути череда оазисных королевств, находящихся под влиянием Китая, обеспечивала двустороннее движение предметов и идей между Востоком и Западом. Китай продавал фарфор, шёлковые рулоны и одежду, а взамен импортировал персидский кобальт, металлургические методы и стилистические идеи. Все это прекратилось в 751 году нашей эры, когда китайская армия потерпела сокрушительное поражение при Талласе в Туркестане от рук мусульманских захватчиков, которые завоевали Персию и вторглись в Среднюю Азию. Осталась одна связь с внешним миром: порты южного Китая с их большими колониями иностранных купцов, но они были уничтожены волной национализма в конце династии, и Китай начал политику изоляции, которая продолжалась до нашего времени.
Искусство династии Сун (960-1279)
После периода беспорядков, известного как период пяти династий (907-60), энергичный генерал снова воссоединил Китай, основав династию Сун. Несмотря на постоянную угрозу вторжения, Кайфэн, новая столица, стал одним из самых изысканных центров цивилизации, когда-либо известных, особенно во времена правления императора-художника Хуэйцзуна, который был окружён художниками и собрал потрясающую коллекцию их работ. Он уделял слишком много времени искусству за счёт своей армии, так как в ходе молниеносного набега варвары Дунху, называемые чжурчжэнями, захватили двор и уничтожили Кайфэн и всю императорскую коллекцию произведений искусства.
Весь северный Китай пал перед чжурчжэнями. Оставшиеся в живых поселились в Ханчжоу на реке Янцзы на юге, где они продолжали свои поиски культуры и красоты, пока не были окончательно затоплены под натиском монголов, который уже поразил Азию и угрожал Европе.
Доминирующая идеология в эпоху династии Сун (960–1279) было неоконфуцианством, смесью идей Конфуция и даосизма с некоторым буддийским аскетизмом. Это сопровождалось возобновлением интереса к более ранним традициям Китая, трудам классических авторов и сильным антикварным уклоном, что привело к копированию бронз Шан и Чжоу. Буддизм убеждения Амитабха шёл на убыль и выродился в суеверия.
Но на сцене появился новый духовный взгляд на философию дхан (японский дзэн), в котором человек приходит к согласию с самим собой и природой через мгновенную вспышку интуиции. Эта идеология должна была повлиять на живопись, каллиграфию и керамику. Муки Фачанг (Му-чи) был одним из самых известных его представителей. Скульптура династии Сун продолжила традицию Тан, но с большей элегантностью и мастерским ритмом плавных линий, что можно увидеть в изображениях Бодхисаттвы Куань-инь, духа милосердия, который стал для китайцев тем же, чем Мадонна стала для многих европейцев.
Для интересного сравнения со скульптурой периода Сун в Юго-Восточной Азии, рассмотрите статуи Будд и Бодхисаттв в кхмерском храме Ангкор-Ват 12-го века (1115-1145) в Камбодже.
Живопись Сун
Цивилизация Сун достигла своего пика в области живописи и керамики. До падения Кайфэна существовало две различные школы живописи: школа придворных художников, виртуозов, которые проявляли высшую, но бездушную компетентность, будь то в цвете или чернилах, на шёлке или бумаге, их предметами были цветы и животные, побеги бамбука и пейзажи, а вторая – это творчество любителей и индивидуалистов. Эти государственные служащие, учёные и поэты рисовали как форму личного самовыражения, как интеллектуального, так и духовного, как способ для человека прийти к соглашению с самим собой через общение с природой, в передаче сущности пейзажа, бамбуковой веточки или стрекозы. Опыт был настолько личным, что существовали сотни стилей, сотни способов очертить лист, камень, облако, точно так же, как существует сотня способов изображения персонажа. Мазок кисти по шёлку или бумаге не допускает колебаний или исправлений, он исходит прямо из ума, и это не может быть сделано спонтанно без предварительного глубокого созерцания. Китайцы изобрели искусство пейзажа как жанр, но оно никогда не было чисто описательным, хотя и приближённым к реальности. Это было духовное упражнение, которое касалось сути вещей.
На самом деле, после каллиграфии, пейзаж считается высшей формой китайской живописи. Считается, что начало классической китайской пейзажной живописи принадлежит известному художнику династии Цзинь Гу Кайжи (344-406). Однако период 907-1127 гг. известен как «Великий век китайского пейзажа». На севере страны китайские художники, такие как Фань Куань, Го Си и Цзин Хао, создавали изображения высоких гор, используя чёткие чёрные линии, тушь и резкие, пунктирные мазки, чтобы подчеркнуть грубый камень. На юге Цзюй Ран, Дун Юань и другие изображали холмы и реки более мягкими, натёртыми мазками. Эти два типа изображения натурных предметов и техник превратились в основные классические стили китайской пейзажной живописи.
Появилось несколько новых живописных техник. Художники начали изображать глубину за счёт использования размытых контуров и импрессионистской обработки элементов в середине и на дальней дистанции своей картины. В то же время даосский акцент был сделан на эмоционально-духовных качествах картины и на способности художника отображать гармонию между человеком и природой.
Керамика Сун
Эти художники и поэты также были большими любителями керамического искусства, поскольку красивая ваза, похожая на кусок нефрита, была одновременно стихотворением и картиной. Керамика предназначена как для использования, так и для созерцания. Их качество заключалось в балансе между их формой, сведённой к основам, и их глазурью, через которую они обращались к визуальным и тактильным ощущениям. Богатство мастерства, лежавшее в основе их элегантной сдержанности, удовлетворяло конфуцианский ум. По всему Китаю строились печи, работающие с разными глинами и глазурями. Среди самых известных были те, которые производили «потрескавшуюся» посуду «куан» и редкую посуду «дзю». Фарфор, такой как кремово-белая посуда Тинг или бледно-голубая посуда Чингпай с их резным декором, были ближе всего к совершенству.
Искусство династии Юань (1271-1368)
Монголы, захватившие Китай в 1270-х годах и провозгласившие новую династию Юань, быстро переняли китайскую культуру. У нас есть описание двора Хубилай-хана, написанное венецианским купцом Марко Поло, первым европейцем, посетившим Китай (1275 г.). Отсутствие официального патронажа в эпоху династии Юань заставило многих китайских художников и каллиграфов уйти от общественной жизни в уединение, где они создали более эрудированный и духовный стиль искусства. Период Юань был особенно известен своими художниками, особенно «четырьмя великими мастерами», которые держались в стороне от монгольского двора. Кроме изобразительного искусства (которое также включает буддийскую скульптуру), эпоха Юань известна своим декоративным искусством, в частности, подглазированным бело-голубым фарфором, а также лакированной посудой и нефритом.
Искусство династии Мин (1368-1644)
Монголы были свергнуты народным восстанием во главе с пастырем и лидером партизан, основавшим династию Мин со столицей в Нанкине, которая позже была перенесена в Пекин (Бейджин). Двор Мин был столь же очарователен, как и двор Тан, но был охвачен коррупцией и парализован внутренними конфликтами. Живопись продолжала процветать, как и прежде, в конце династии, становясь сверхтонкой. Появилось больше стилей живописи, в том числе школа У и школа Чжэ. Но искусство династии Мин особенно славится своим бело-голубым фарфором, где кобальтовый синий наносится на пасту под прозрачной глазурью. Позже керамисты стали использовать яркие эмали трёх-пяти цветов. (Примечание: эмаль – преимущественно перегородчатая эмаль – стали фирменной изюминкой династий Мин и Цин). Изделия были украшены аллегориями, даосскими и буддийскими символами, а также разнообразными мотивами птиц, цветов и драконов. Большая часть сохранившейся китайской архитектуры относится к этому периоду, но ей не хватает воображения зданий Сун с их консольными карнизами и кронштейнами.
Искусство при маньчжурах и династии Цин (1644-1911)
В 1644 году маньчжуры на севере воспользовались экономическими и социальными беспорядками в Китае. Это была военная народность, восхищавшаяся китайской культурой. Их императоры были влиятельными людьми, которые управляли страной сильной рукой до конца XIX века, но китайская элита долгое время не смешивалась с маньчжурами. Это было пагубным для развития китайской цивилизации в тот момент, когда европейцы стали играть важную роль в Азии.
Реакция на традиционные правила живописи произошла в эпоху искусства династии Цин, когда художники, известные как «индивидуалисты», начали использовать более свободный стиль пиьсма. Этот новый метод поощрялся в 1700-х и 1800-х годах, когда богатые покровители в центрах торговли, таких как Янчжоу и Шанхай, начали заказывать работы у художников для создания новых смелых картин.
Но император Канси и император Цяньлун всегда будут ассоциироваться с типами фарфора, известными как famille-verte и famille-rose, которые больше ценятся европейцами, чем китайцами, которые предпочитали тонкие монохромные цвета. Famille verte (называемый Kangxi wucai, или Susancai) использует зелёный и железно-красный с другими цветными глазури. Для Famille rose (называемый Fencai или Ruancai, что означает «мягкие цвета», или Yangcai, что означает «иностранные цвета»), в основном используется розовый или фиолетовый. Это фарфор пользовался большим спросом в 18-19 веках. Между отречением Цяньлуна в 1795 году и до 20 века Китай продолжал производить качественные предметы, но вдохновение пошло на спад и формы стали загромождаться декоративными деталями.
Мода на псевдокитайское украшение, известная как шинуазри, распространилась по Европе в 17-18 веках.
Стоит также прочитать о двух великих художниках укиё-э периода Эдо в Японии: Хокусай (1760-1849) и Хиросигэ (1797-1858).
Традиционная китайская живопись подверглась дальнейшему давлению в конце 1800-х и начале 1900-х годов, когда художники все больше находились под влиянием западного искусства, что привело к появлению масляной живописи на материковой части Китая.
Китайское искусство ХХ века
После коммунистического переворота в 1949 году многие из устоявшихся традиций китайского искусства были названы реакционными. Новые формы современного искусства, ориентированные на прославление социализма, такие как социалистический реализм, появились в музыке, литературе и изобразительном искусстве. В 1966 году Культурная революция ускорила этот процесс. Несмотря на этот политический модернизм, традиционное китайское искусство не только продолжает формировать молодых китайских художников и вдохновлять других художников по всему миру, но и в сочетании с более экспериментальными формами двадцатого века создаёт динамичный рынок современного китайского искусства.
Современное искусство Китая
Актуальное искусство в Китае – это работы, созданные после Культурной революции (1966–1966). Несмотря на короткие периоды творческой свободы, неуверенность в том, что считать «официально приемлемым» содержанием и стилем, по-прежнему мешает многим художникам в Китае. В последнее время у китайских властей преобладают настроения большей терпимости, хотя сомнения остаются. Современное китайское искусство обычно включает широкий спектр форм, включая живопись, скульптуру, кино, видео, фотографию, инсталляцию и перформанс, а также возрождённые версии традиционной керамики. Появление новых коммерческих районов, таких как Художественный квартал 798 в Дашаньцзы в Пекине, оказалось полезным для многих творческих людей. В 2000 году Китай организовал Шанхайский биеннале, а в 2003 году ряд китайских художников были представлены на Венецианской биеннале 2003 года.
Согласно отчёту Artprice, общий доход, полученный сотней самых успешных китайских художников (которые в большинстве своём выросли в Китае после Мао) в 2003–2004 годах, составил всего 860 000 фунтов стерлингов. В период с июля 2007 года по июнь 2008 года эта же сотня продала картины, скульптуры и другие работы на огромную сумму в 270 миллионов фунтов стерлингов. Из них три художника заработали более 25 миллионов фунтов стерлингов каждый. Неудивительно, что многочисленные работы современных азиатских художников теперь представлены в галереях и музеях по всему миру, а выдающийся британский коллекционер произведений искусства Чарльз Саатчи открыл свою новую галерею в Челси с выставкой современных китайских художников.
В 2006 году картина Чжан Сяогана 1993 года, изображающая членов семьи с пустыми лицами середины 1960-х годов, была продана за 2,3 миллиона долларов. Среди других недавних сделок с произведениями искусства: покупка картины 1964 года «Все горы, покрытые красным» за 35 миллионов гонконгских долларов; покупка шедевра Сюй Бэйхуна 1939 года «Положи свой кнут» за 72 миллиона гонконгских долларов.
Известные современные китайские художники
Среди значительного числа талантливых художников и скульпторов из Китайской Народной Республики обратите внимание на следующих:
Чжан Сяоган (род. 1958).
В настоящее время занимает пятое место в списке лучших современных художников мира 2008 года. Чжан Сяоган – один из лидеров движения китайского циничного реализма – известен своими сюрреалистическими картинами, созданными под влиянием Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Упомянем его серию картин «Родословная», на которой представлены официальные монохромные портреты китайцев.
Цзэн Фаньчжи (род. 1964)
В настоящее время номер 6 в списке лучших современных художников мира, Цзэн Фаньчжи известен своими фигуративными работами, выполненными в сочетании экспрессионизма и реализма, а также серией ироничных картин Великих людей, в которую входят Мао, Карл Маркс, Ленин и другие.
Юэ Миньцзюнь (род. 1962)
В настоящее время занимает седьмое место в списке лучших современных художников мира. Юэ Миньцзюнь является ведущим представителем китайской школы «циничного реализма». Он известен своей причудливой и самобытной серией двойников.
Ван Гуаньи (род. 1957).
В настоящее время номер 9 в списке лучших современных художников мира. Художник «политической поп-музыки» Ван Гуаньи сочетает популярные потребительские логотипы со стилем и эстетикой коммунистических агитационных пропагандистских плакатов. Галерея Саатчи описывает Ван Гуаньи как художника смешанной техники, который использует язык холодной войны 1960-х годов для исследования современной полемики глобализации.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?