«Сотворение Адама», Микеланджело читать ~5 мин.
Знаменитая фреска «Сотворение Адама» — часть серии библейских сцен из Книги Бытия, заказанных папой Юлием II Микеланджело для росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Это произведение считают ключевым для Ренессанса в Риме, а его статус знакового образца религиозного искусства неоспорим. Некоторые искусствоведы называют эту работу величайшим творением в истории христианской живописи.

Название: «Сотворение Адама» («Бог передаёт искру жизни»)
Художник: Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
Техника: Фреска
Жанр: Религиозная историческая живопись
Направление: Высокий Ренессанс
Находится: Потолок Сикстинской капеллы, Ватикан.
Описание
Изначально проект фресок Сикстинской капеллы предполагал изображение лишь двенадцати апостолов с несколькими декоративными элементами. Однако, приступив к работе, Микеланджело значительно расширил замысел. К октябрю 1512 года он написал более 300 фигур, иллюстрирующих сюжеты из Книги Бытия, других книг Ветхого Завета и классической мифологии.
На роспись потолка ушло четыре года. Большую часть этого времени художник провёл, работая на лесах на высоте 18 метров в крайне тяжёлых условиях. Микеланджело был преимущественно скульптором, и его опыт в живописи был невелик, хотя он и создал темперой «Тондо Дони» (1504-1506, Уффици). Его познания в сложной технике фрески были и вовсе ограниченны.
Несмотря на это, созданный им потолок, известный как фреска «Бытие», стал квинтэссенцией искусства Возрождения. «Сотворение Адама» — центральная композиция этого цикла и одна из величайших картин Ренессанса, а также одно из самых узнаваемых и тиражируемых произведений мирового искусства.
Знаковое изображение
Фреска «Сотворение Адама», написанная около 1511 года, является четвёртой в хронологическом порядке библейского повествования, но создавалась одной из последних. Эта знаменитая религиозная картина расположена в центральной части свода, занимая пространство между боковыми тимпанами.
Композиция иллюстрирует библейский сюжет, в котором Бог дарует жизнь Адаму, первому человеку. Мощное видение этой сцены Микеланджело, где искра жизни передаётся через почти соприкасающиеся пальцы, — настоящий живописный шедевр. Этот образ стал каноническим для христианского искусства и современным символом передачи духовной и физической энергии, обладающим огромным внутренним напряжением.
Среди мастеров, повлиявших на фреску Микеланджело «Бытие», выделяют итальянского художника Мелоццо да Форли (1438–1494), известного своим мастерством в использовании ракурсов и перспективы.
Композиция и центральные фигуры
Фреска представляет собой прямоугольник размером примерно 3 на 5,8 метра. Слева расположена атлетическая фигура Адама — одно из самых известных изображений обнажённой мужской фигуры в истории искусства. В ней сочетаются естественная и идеализированная красота, а анатомическая точность демонстрирует гармонию человеческих пропорций.
Адам расслабленно протягивает левую руку навстречу Богу. Творец изображён как пожилой бородатый мужчина, парящий в окружении ангелов в динамичном горизонтальном движении. Бог протягивает правую руку, чтобы передать Адаму искру жизни. Их пальцы разделяет всего мгновение до касания, что создаёт ощущение колоссального напряжения на нейтральном фоне. Это один из первых и самый известный случай в истории искусства, когда Бог изображён в активном горизонтальном полёте.
Божественная энергия и человеческая пассивность
Основное впечатление от фрески строится на контрасте между динамичной божественной энергией и пассивностью человека. Движение Творца, кажется, излучает действие, тогда как в позе Адама сквозит расслабленность. Этот контраст достигает кульминации в жесте почти соприкасающихся рук в момент перед передачей искры жизни.
Указательный палец Бога напряжён и полон силы, в то время как рука Адама безвольна, а его пальцы вяло согнуты. Немногие изображения способны так точно передать концептуальную и физическую дистанцию между Богом и человеком.
В терминах искусства Ренессанса, «Сотворение Адама» воплощает триумф флорентийского подхода disegno (рисунка и линии) над венецианским colorito (цветом и колоритом).
Другие великолепные картины см.: Анализ известных картин.
Художественное образование
См. наши образовательные статьи:
Как ценить искусство
Как ценить картины.
Интерпретации и символизм
Существует множество интерпретаций деталей фрески. Например, американский врач Фрэнк Мешбергер в 1990 году предположил, что очертания группы фигур вокруг Бога и драпировки точно повторяют форму человеческого мозга в разрезе. Согласно этой теории, можно различить лобную долю, ствол мозга и гипофиз. Другие исследователи видят в красной ткани, окружающей Творца, форму человеческой матки, а в зелёном шарфе внизу — перерезанную пуповину.
Не утихают споры и о личности женской фигуры под левой рукой Всемогущего. Чаще всего её идентифицируют как ещё не сотворённую Еву. Другие версии предполагают, что это София (олицетворение божественной мудрости) или Дева Мария. Также отмечается, что очертания группы Бога с ангелами образуют идеальный эллипс, символизирующий космическое яйцо, тогда как фигура Адама формирует лишь незавершённый овал.
«Сотворение Адама» демонстрирует выразительную силу жеста в живописи. Композиция оказала влияние на множество поздних произведений, включая «Воскрешение Лазаря» Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547), для которого Микеланджело, как известно, делал эскизы.
Микеланджело
Спустя почти четверть века после завершения этого шедевра живописи Высокого Возрождения, Микеланджело вновь пригласили в Сикстинскую капеллу. Папа Климент VII (1523–1534) поручил ему расписать алтарную стену, и художник создал грандиозную фреску «Страшный суд». Эта работа стала ещё одной вершиной искусства чинквеченто. Вместе с бессмертными скульптурами «Пьета» (1498–1499, собор Святого Петра, Рим) и «Давид» (1501–1504, Галерея Академии, Флоренция), эти произведения укрепили статус Микеланджело не только как одного из величайших исторических художников, но и как одного из величайших мастеров всех времён.
- В Москве прошло вручение литературной премии «Дебют»
- Когда и как опускается живот перед родами
- «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс» Ребекки Склут, краткое содержание
- «Флёр» Луизы Эрдрич, краткое содержание
- Пути гармонии. Реализм и абстракционизм в творчестве Светланы Матковской
- «Собачье сердце» Булгакова, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Главная, на мой взгляд, деталь – это точный контур человеческого мозга. Ибо бог это наши мысли, бог у нас в голове, ну и конечно – мысль и есть создатель, ведь всё начинается с неё.
Комментирование недоступно Почему?