«Сотворение Адама», Микеланджело читать ~5 мин.
Знаменитая фреска, известная как «Сотворение Адама», является одной из серии библейских изображений из Книги Бытия, которые были заказаны папой Юлием II у Микеланджело для потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, Рим. Считаясь ключевым произведением Ренессанса в Риме, его статус культового произведения религиозного искусства не имеет себе равных, более того, некоторые искусствоведы считают его величайшим произведением христианской живописи.

Название: «Сотворение Адама» («Бог передаёт искру жизни»)
Художник: Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
Техника: Фреска
Жанр: Религиозная историческая живопись
Направление: Высокий Ренессанс
Находится: Потолок Сикстинской капеллы, Ватикан, Рим.
Описание
Первоначально проект фресок Сикстинской капеллы ограничивался двенадцатью апостолами и несколькими другими декоративными элементами. Но, приступив к работе, Микеланджело расширил всю концепцию, и к моменту завершения работы в октябре 1512 года он написал более 300 фигур из Книги Бытия и других историй Ветхого Завета, а также из классической мифологии. В общей сложности на роспись потолка Сикстинской капеллы у него ушло четыре года, бо́льшую часть которых он провёл в неблагоприятных условиях на высоте 18 метров на строительных лесах. Более того, он был в основном скульптором, хотя и имел некоторые знания в области живописи темперой на панелях «Тондо Дони» (1504-6, Уффици), а его практический опыт в сложном искусстве настоящей фрески был чрезвычайно ограничен. Несмотря на всё это, его потолок Сикстинской капеллы, известный как Фреска «Бытие», центральным произведением которой является «Сотворение Адама», считается квинтэссенцией искусства Возрождения и одной из лучших картин Возрождения XV и XVI веков, а также одной из самых известных и тиражируемых картин всех времён.
Иконическое изображение
Написанная в 1511 году «Создание Адама» является четвёртой сценой в хронологическом порядке повествования фрески «Бытие», но была одной из последних основных панелей, которые были завершены. Одна из самых известных религиозных картин на потолке, она расположена на большом поле свода шестого пролёта, между треугольными тимпанами.
Картина иллюстрирует сюжет Книги Бытия, где Бог вдыхает жизнь в Адама, первого человека. Мощное изображение этой сцены Микеланджело, показывающее искру жизни, передаваемую от одного вытянутого пальца к другому, является визуальным шедевром. Оно стало культовым образом христианского искусства, а также современным графическим символом передачи физической и духовной энергии и обладает почти электрическим магнетизмом.
Среди художников, чьи работы оказали влияние на фреску Микеланджело «Бытие», можно назвать итальянского художника Мелоццо да Форли (1438-1494), который был известен своим выдающимся мастерством в области перспективы.
Протянутые руки
Картина имеет форму прямоугольника размером примерно 3×5,8 метров. Слева лежащая атлетическая фигура Адама — безусловно, один из самых известных мужских обнажённых натур в истории искусства — объединяет естественную и идеальную красоту, а точное анатомическое воспроизведение Микеланджело демонстрирует гармонию человеческих пропорций. Адам лениво протягивает свою безжизненную левую руку к Богу — пожилому бородатому мужчине, который парит горизонтально, как будто в движении, среди группы ангелов. Бог протягивает правую руку к Адаму, чтобы передать ему искру жизни. Их пальцы изображены на расстоянии всего нескольких миллиметров друг от друга на нейтральном фоне, напоминающем электрическое поле. Это первый случай в истории искусства, когда Бог изображён в горизонтальном положении.
Божественная энергия против человеческой вялости
Главное впечатление, производимое этой картиной, — это сравнение божественной динамической энергии, иллюстрируемой иллюзорным движением Творца, который, кажется, излучает действие, и человеческой вялости, представленной аурой лени Адама. Этот контраст воплощён в почти соприкасающихся пальцах двух рук, когда искра жизни передаётся Адаму. Указательный палец Бога полностью вытянут и напряжён от энергии; пальцы Адама настолько вялы, что не могут даже полностью выпрямиться. Ни одно изображение не может лучше охарактеризовать физическую и концептуальную пропасть между Богом и человеком.
В терминах Ренессанса «Сотворение Адама» воплощает триумф disegno над менее совершенным искусством colorito.
Другие великолепные картины см.: Анализ известных картин.
Художественное образование
См. наши образовательные статьи:
Как ценить искусство
Как ценить картины.
Символизм или пустые домыслы
На этом мы можем остановиться, хотя другие зашли дальше. Некоторые утверждают, например, что в пространстве между Богом и Адамом видна тень, олицетворяющая «дыхание жизни» Бога. Другие утверждают, что фигуры и формы, окружающие фигуру Бога, являются точным изображением человеческого мозга, в котором можно различить лобную долю, ствол мозга и гипофиз, а также другие части головного мозга. Третьи предполагают, что красная ткань, окружающая Бога, имеет форму человеческой матки, а зелёный шарф внизу — это свежеобрезанная пуповина.
Среди других вопросов: неизвестная личность женской фигуры, окружённой левой рукой Всемогущего. Одно из предположений заключается в том, что она олицетворяет ещё не воплощённую Еву. Сравнительные очертания Адама и Бога также вызвали комментарии о том, что Бог и его ангелы образуют эллипс (то есть идеально сформированный овал), символизирующий космическое яйцо, в то время как Адам образует лишь неполный овал. Читателям следует решить самим, является ли всё это сложной символикой или пустыми домыслами.
«Сотворение Адама» демонстрирует силу жеста в живописи. Оно повлияло на множество более поздних произведений, в том числе на «Воскрешение Лазаря» Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547).
Микеланджело
Через четверть века после завершения этого шедевра живописи Высокого Возрождения, Микеланджело был вновь вызван в Сикстинскую капеллу папой Климентом VII (1523-1534), который поручил ему написать фреску «Страшный суд» на алтарной стене. Это стало ещё одной вершиной искусства чинквенто и не только сделало Микеланджело одним из лучших исторических художников, но и – наряду с его бессмертными скульптурами «Пьета» (1500, базилика Святого Петра, Рим) и Давидом (1501-04, Галерея Академии, Флоренция) — делает его (по нашему скромному мнению) лучшим художником всех времён.
- В Москве прошло вручение литературной премии «Дебют»
- Когда и как опускается живот перед родами
- «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс» Ребекки Склут, краткое содержание
- «Флёр» Луизы Эрдрич, краткое содержание
- Пути гармонии. Реализм и абстракционизм в творчестве Светланы Матковской
- «Собачье сердце» Булгакова, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Главная, на мой взгляд, деталь – это точный контур человеческого мозга. Ибо бог это наши мысли, бог у нас в голове, ну и конечно – мысль и есть создатель, ведь всё начинается с неё.
Комментирование недоступно Почему?