Историческая живопись читать ~19 мин.
Происходящий от итальянского слова storia (повествование), термин историческая живопись относится к любой картине с возвышенным или героическим повествованием (посланием), которое иллюстрируют образцовые поступки персонажей.
Что такое историческая живопись? (Определение и характеристики)
Первоначально в этой категории преобладали религиозные картины, но в эпоху итальянского Возрождения она расширилась и стала включать произведения на сюжеты из мифологии, литературы или реальной истории, как правило, выполненные в крупном формате. Величайших представителей этого жанра в мировом искусстве вы найдёте здесь: Лучшие художники-историки.
Каковы различные типы исторической живописи?
Существует пять основных категорий исторической живописи: религиозная, мифологическая, аллегорическая, литературная и собственно историческая. Важно отметить, что к какой бы категории ни относилась картина, её послание должно быть назидательным и возвышенным.
Религиозно-исторические картины. К этому типу относятся любые картины с религиозным повествованием — христианским (католическим, протестантским), исламским, индуистским, буддийским, иудейским или основанным на племенных верованиях. Яркие примеры: «Снятие с креста» (ок. 1435–1440, Прадо, Мадрид) Рогира ван дер Вейдена и «Пьета из Вильнёв-ле-Авиньон» (1454–1456, Лувр, Париж) Ангерана Картона. Общие темы, связанные с христианством, см.: Христианское искусство (150–2000). Более поздние произведения см.: Искусство протестантской Реформации (ок. 1520–1700), а также искусство католической Контрреформации (1560–1700).
Мифологические исторические картины. Мифы — это истории, созданные для объяснения явлений окружающего мира. Мифологическая живопись включает любые картины, иллюстрирующие мифы, басни или легенды. Популярные темы — это, например, легенды о греческих богах (таких как Арес, Афродита, Аполлон, Артемида, Афина, Деметра, Дионис, Гефест, Гера, Гермес, Гестия, Посейдон и Зевс) или мифы о римских божествах, таких как Аполлон, Диана, Юнона, Юпитер, Марс, Меркурий, Нептун и Венера. Примеры: «Вакх и Ариадна» (1520–1523) и «Вакханалия на острове Андрос» (1523–1525) Тициана; «Юпитер и Ио» (1533, Вена) Корреджо; «Аллегория с Венерой и Амуром» (1540–1550) Бронзино; «Похищение дочерей Левкиппа» (1618, Старая пинакотека, Мюнхен) и «Суд Париса» (1635, Национальная галерея, Лондон) Рубенса; «Похищение сабинянок» (1634–1635, Музей Метрополитен) и «И я в Аркадии» (1637, Лувр) Николя Пуссена; «Венера с зеркалом» (Венера Рокби) (1647–1651, Национальная галерея, Лондон) Веласкеса; «Самоубийство Лукреции» (ок. 1666, Институт искусств Миннеаполиса) Рембрандта ван Рейна; «Колосс» (1810, Прадо, Мадрид) Гойи; «Сатурн, пожирающий своего сына» (1819–1823, Прадо, Мадрид) Гойи; «Пасифая» (1943, Музей Метрополитен) Джексона Поллока; «Три этюда к фигурам у подножия Распятия» (1944, Галерея Тейт) Фрэнсиса Бэкона.
Аллегорические исторические картины. Аллегория — это история, содержащая скрытый смысл. В аллегорических картинах обычно используются образы людей или предметы, которые символизируют других людей или явления. Примеры: «Аллегория доброго и дурного правления» (1338–1339, Сиена) Амброджо Лоренцетти; «Сад земных наслаждений» (1500–1505, музей Прадо, Мадрид) Иеронима Босха; и «Гроза» (1508, Галерея Академии, Венеция) Джорджоне. Современный пример см.: «Мастерская художника. Реальная аллегория» (1855, Музей Орсе) Курбе.
Литературно-исторические картины. Более узкая категория (иногда включаемая в «мифологическую»), состоящая из картин, основанных на сюжетах из литературы (за исключением мифов). Популярные литературные источники включают пьесы Уильяма Шекспира, поэмы Генри Уодсворта Лонгфелло, Альфреда Теннисона и классические произведения, такие как «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Примеры картин: «Ева, искушаемая змеем» (1800, Музей Виктории и Альберта) Уильяма Блейка; «Офелия» (1852, Галерея Тейт) Джона Эверетта Милле; «Примирение Монтекки и Капулетти» (1854, Йельский центр британского искусства) Фредерика Лейтона; «Сон Данте» (1871, Художественная галерея Уокера) Данте Габриэля Россетти; и «Леди из Шалот» (1888, Галерея Тейт) Джона Уильяма Уотерхауса.
Собственно историческая живопись. Наиболее прямолинейная категория, в которую входят все картины, изображающие историческое событие, его момент или историческую личность и несущие ясное послание. Примеры: «Битва при Сан-Романо» (1438–1455; Национальная галерея, Лондон; Уффици, Флоренция; Лувр, Париж) Паоло Уччелло; «Афинская школа» (1509–1511, фреска, Станца делла Сеньятура, Ватикан) Рафаэля; «Сдача Бреды» (1635) Веласкеса; «Третье мая 1808 года в Мадриде» (1814, Прадо, Мадрид) Гойи; «Скачка Пола Ревира» (1931, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Гранта Вуда; и «Герника» (1937, Центр искусств королевы Софии) Пабло Пикассо.
Анализ величайших исторических картин, созданных до 1800 года, см.: Анализ знаменитых картин (1250–1800). Более поздние работы см.: Анализ современных картин (1800–2000).
Историческая живопись эпохи Возрождения (1400–1600)
В своём трактате «О живописи» (Della Pittura, 1435) итальянский художник и теоретик эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404–1472) отождествлял искусство с изображением образцовых поступков и нравственного выбора героев — святых, библейских персонажей, языческих божеств, мифологических героев, а также участников исторических событий. Согласно традициям Ренессанса, историческая живопись была призвана содействовать нравственному возвышению общества и идеально подходила для украшения общественных зданий, церквей, ратуш и дворцов. Она рассматривалась как вдохновляющий и поучительный жанр искусства, который лучше всего воплощается на крупноформатных полотнах.
Почти все художественные достижения итальянского искусства Проторенессанса можно рассматривать как развитие исторической живописи. В своих знаменитых фресках капеллы Скровеньи в Падуе (1304–1313) Джотто концентрировал библейское повествование на моментах высшей драмы, подчёркивая ключевых действующих лиц и создавая новые, возвышенные и драматичные сцены. Например, «Поцелуй Иуды» (1305) и «Оплакивание Христа» (1305).
Возможно, двумя величайшими художниками-историками Раннего Возрождения были Мазаччо (1401–1428) — создатель фресок капеллы Бранкаччи (1424–1428), и Боттичелли, ключевыми работами которого стали мифологические полотна «Весна» и «Рождение Венеры» — обе очень сложные по своему содержанию картины.
За ними последовал Леонардо да Винчи (1452–1519), чей разрушающийся шедевр «Тайная вечеря» (1495–1498, монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан) — одна из самых известных картин в христианской истории — является одновременно достоверной записью уникального события и убедительным изображением его всеобщего значения.
Микеланджело (1475–1564) ещё более усовершенствовал историческую живопись своей фреской «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле (часть фресок на своде), в которой запечатлён тот самый момент сотворения человека, когда искра жизни передаётся от Бога к Адаму. Двадцать пять лет спустя Микеланджело выполнил фреску «Страшный суд» на алтарной стене капеллы. Рафаэль (1483–1520), третий гений Возрождения, последовательно создавал вдохновляющие исторические картины (например, «Афинская школа»).
Одновременно с флорентийским Ренессансом школа фламандской живописи начала выдвигать своих величайших мастеров. Фламандская традиция детального реализма в сочетании с выдающимся мастерством в новой технике масляной живописи привела к созданию ослепительного разнообразия исторических картин художников нидерландского, а также немецкого Возрождения (ок. 1430–1580). Интересно, что «Битва Александра при Иссе» (1529, Старая пинакотека, Мюнхен) Альбрехта Альтдорфера представляет собой сочетание исторической живописи и пейзажа.
Примеры исторических картин эпохи Возрождения
Симоне Мартини (1284-1344)
«Благовещение» (триптих) (1333) Галерея Уффици, Флоренция.
Мельхиор Брудерлам (ок. 1350-1411)
Дижонский алтарь (1394-99) Музей изящных искусств, Дижон.
Андрей Рублёв (ок. 1360-1430)
«Троица» (ок. 1411) Третьяковская галерея, Москва.
Ян ван Эйк (1390-1441)
Гентский алтарь (1432) Собор Святого Бавона, Гент.
Рогир ван дер Вейден (1400-1464)
«Снятие с креста» (1435-40) Музей Прадо.
«Положение во гроб» (1450) Галерея Уффици.
Мазаччо (1401-28)
«Чудо со статиром» (ок. 1425–26) Капелла Бранкаччи.
«Изгнание из рая» (ок. 1425–26) Капелла Бранкаччи.
Ангеран Картон (1410-1466)
«Пьета из Вильнёв-ле-Авиньон» (1454-6) Лувр, Париж.
Пьеро делла Франческа (1420-1492)
«Крещение Христа» (1440-50) Национальная галерея, Лондон.
Антонелло да Мессина (1430-1479)
«Христос, увенчанный терновым венцом» («Се человек») (1470) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Андреа Мантенья (1430-1506)
«Оплакивание мёртвого Христа» (ок. 1490) Пинакотека Брера, Милан.
Ханс Мемлинг (1433-1494)
«Страшный суд» (триптих) (1471) Национальный музей, Гданьск.
Перуджино (1450-1523)
«Христос передаёт ключи апостолу Петру» (1481-82) Сикстинская капелла, Ватикан.
Иероним Босх (1450-1516)
«Воз сена» (триптих) (1490) Музей Прадо, Мадрид
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
«Четыре апостола» (диптих) (1526) Старая пинакотека, Мюнхен
Маттиас Грюневальд (1475-1528)
Изенгеймский алтарь (1512-15) Музей Унтерлинден, Кольмар.
Тициан (1477-1576)
«Вознесение Девы Марии» («Ассунта») (1516-8) Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция.
«Вакх и Ариадна» (1522) Национальная галерея, Лондон.
«Венера и Адонис» (1553) Музей Прадо, Мадрид.
«Диана и Актеон» (1556-59) Шотландская национальная галерея.
«Похищение Европы» (1559-62) Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.
Лоренцо Лотто (1480-1556)
«Благовещение» (1534) Городская пинакотека, Реканати
Рафаэль (1483-1520)
«Сикстинская Мадонна» (1513) Галерея старых мастеров, Дрезден.
«Преображение» (1518-20) Ватиканская пинакотека, Ватикан.
Ханс Бальдунг (1484-1545)
«Три возраста и Смерть» (ок. 1540) Прадо, Мадрид
Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547)
«Воскрешение Лазаря» (1517-19) Национальная галерея, Лондон
Иоахим Патинир (1485-1524)
«Переправа через Стикс» (1515-24) Прадо, Мадрид.
«Отдых на пути в Египет» (1515) Антверпен и Мадрид.
Корреджо (1489-1534)
«Вознесение Девы Марии» (фреска в Пармском соборе) (1526-30).
«Юпитер и Ио» (1531-32) Музей истории искусств, Вена.
Якопо Понтормо (1494-1556)
«Снятие с креста» (1525-28) Капелла Каппони, Флоренция
Аньоло Бронзино (1503-1572)
«Аллегория с Венерой и Амуром» (ок. 1545) Национальная галерея, Лондон
Джорджо Вазари (1511-1574)
«Свадьба Есфири и Артаксеркса» (1548) Государственный музей, Ареццо
Тинторетто (1518-1594)
«Распятие» (1565) Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция.
«Тайная вечеря» (1592-94) Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569)
«Вавилонская башня» (1563) Музей истории искусств, Вена.
«Перепись в Вифлееме» (1566) Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
Паоло Веронезе (1528-1588)
«Брак в Кане Галилейской» (1563) Лувр, Париж.
«Пир в доме Левия» (1573) Галерея Академии, Венеция.
Эль Греко (1541-1614)
«Снятие одежд с Христа» («Эсполио») (1577-79) Толедский собор, Толедо.
«Погребение графа Оргаса» (1586) Церковь Сан-Томе, Толедо.
«Христос, изгоняющий торговцев из храма» (1609) Церковь Сан-Хинес, Мадрид.
Аннибале Карраччи (1560-1609)
«Любовь богов» (фрески в Палаццо Фарнезе) (1597-1608)
Историческая живопись XVII века
Среди художников эпохи барокко Питер Пауль Рубенс (1577–1640) выделяется как один из величайших мастеров исторического жанра, создавший такие работы, как «Последствия войны», «Минерва защищает Мир от Марса» и «Похищение дочерей Левкиппа». В отличие от него, мятежный итальянский художник Караваджо (1571–1610) снискал себе непреходящую славу благодаря своим предельно реалистичным религиозно-историческим картинам, таким как «Ужин в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), которые стали именно тем искусством, которое искала католическая Контрреформация. Другим историческим художником эпохи барокко был Веласкес (1599–1660), известный такими работами, как «Сдача Бреды» (1634). Голландский гений Рембрандт (1606–1669) также создал широкий спектр исторических картин — религиозных, мифологических и исторических, включая «Заговор Клавдия Цивилиса» (1661, Национальный музей, Стокгольм). Однако в целом в протестантской Северной Европе не было рынка для «религиозного искусства», поэтому художники были вынуждены обратиться к светским формам исторической живописи.
Примеры исторических картин эпохи барокко
Франсиско Рибальта (1565-1628)
«Христос, обнимающий святого Бернарда» (1625-27) Прадо.
Караваджо (1573-1610)
«Призвание апостола Матфея» (1599-1600) Сан-Луиджи-деи-Франчези.
«Мученичество святого Матфея» (1599-1600) Сан-Луиджи-деи-Франчези.
«Обращение Савла» (1601) Санта-Мария-дель-Пополо.
«Распятие святого Петра» (1601) Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
«Смерть Марии» (1601-6) Лувр, Париж.
«Положение во гроб» (1601-3) Музеи Ватикана, Рим.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
«Самсон и Далила» (1609) Национальная галерея, Лондон.
«Снятие с креста» (1614) Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен.
Адам Эльсхаймер (1578-1610)
«Бегство в Египет» (1609) Старая пинакотека, Мюнхен
Хусепе де Рибера (1591-1652)
«Святой Павел Отшельник» (1640) Прадо, Мадрид
Жорж де Латур (1593-1652)
«Кающаяся Магдалина» (1640) Лувр, Париж
Николя Пуссен (1594-1665)
«Вакханалия» (1628) Лувр, Париж.
«Похищение сабинянок» (1638) Лувр, Париж.
Пьетро да Кортона (1596-1669)
«Триумф божественного провидения» (1633-39) Палаццо Барберини.
Артемизия Джентилески (1597-1651)
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1620) Уффици, Флоренция
Франсиско де Сурбаран (1598-1664)
«Христос на кресте» (1627) Чикагский институт искусств.
Диего Веласкес (1599-1660)
«Христос на кресте» (1632) Музей Прадо, Мадрид.
«Сдача Бреды» («Копья») (ок. 1635) Прадо.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
«Вирсавия с письмом царя Давида» (1654) Музей Лувр, Париж.
«Иаков благословляет сыновей Иосифа» (1656) Галерея старых мастеров, Кассель; и др.
Шарль Лебрен (1619-1690)
«Въезд Александра в Вавилон» (1664) Лувр, Париж
Андреа Поццо (1642-1709)
«Апофеоз святого Игнатия» (1694) Церковь Сант-Иньяцио, Рим.
Историческая живопись XVIII века
Этот период стал переломным в развитии исторической живописи. К концу века из-за строгих предписаний академий и семантической путаницы между понятиями «история» (history) и «рассказ» (story) жанр начал терять свой высокий статус.
«Смерть генерала Вольфа» (1771) Бенджамина Уэста (1738–1820) стала знаковым произведением жанра, в то время как «Казнь леди Джейн Грей» (1833) Поля Делароша (1797–1856) была скорее сентиментальной мелодрамой.
Ещё одним спорным примером стала картина «Ватсон и акула» (1778) Джона Синглтона Копли (1738–1815), которая изображала ужасное, но по своей сути частное событие. Тем не менее, другие работы Копли, такие как «Смерть графа Четэма» и «Смерть майора Пирсона», относятся к числу великих исторических картин, созданных в Англии в XVIII веке. Во Франции тем временем знаменитая композиция «Смерть Марата» Жака-Луи Давида стала одним из эталонов жанра.
Самой значительной художницей XVIII века, работавшей в историческом жанре, была швейцарка Ангелика Кауфман (1741–1807). Творя в неоклассическом стиле, Кауфман писала многих знаменитых героинь античной истории, которые символизировали важные женские добродетели.
Примеры исторических картин XVIII века
Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770)
Фрески Вюрцбургской резиденции (1750-53).
Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825)
«Ночной кошмар» (1781) Детройтский институт искусств.
Жак-Луи Давид (1748-1825)
«Клятва Горациев» (1785) Лувр, Париж.
«Смерть Сократа» (1787) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789, Лувр, Париж)
«Смерть Марата» (1793) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Историческая живопись XIX века
В XIX веке упадок исторической живописи ускорился. Художники всё больше стремились к драматизму, а не к возвышенному и нравственному искусству. Кроме того, по мере распространения образования рос и круг тем, которые можно было включать в историческую живопись, из-за чего великие образцы прошлого стали терять свой авторитет. Французский художник Эжен Делакруа (1798–1863) был самым ярким из романтических живописцев-историков, а его современники Поль Деларош (1797–1856), известный гравюрами с мелодраматическими историческими сценами, и Жан-Леон Жером (1824–1904), знаменитый своими зрелищными историческими полотнами, были, вероятно, самыми популярными у широкой публики. Стоит также упомянуть изысканные и очень востребованные миниатюрные работы на военную тематику Эрнеста Мейссонье (1815–1891), выполненные в строгом академическом стиле. Другим живописцем роялистских исторических сцен был Адольф фон Менцель (1815–1905), который добился известности благодаря изображению сцен из жизни двора Фридриха Великого. Будучи вдохновителем немецкого искусства XIX века, он оказал влияние на целое поколение немецких художников, включая Макса Клингера (1857–1920).
С другой стороны, художественные академии ошибочно возводили бытовые сюжеты в ранг исторической живописи, чтобы придать им больше веса. Когда Жан-Франсуа Милле (1814–1875) или Оноре Домье (1798–1879) изображали рабочих как героические фигуры, а Гюстав Курбе (1819–1877) писал огромный групповой портрет своих сограждан («Похороны в Орнане», 1850), они, возможно, высказывали ценную социальную точку зрения, но вряд ли способствовали нравственному возвышению общества. Вероятно, величайшим французским художником-историком XIX века был влиятельный академист Гюстав Моро (1826–1898), прославившийся своими мифологическими работами.
В Англии Джордж Фредерик Уоттс был лучшим из повествовательных художников викторианской эпохи, хотя британская историческая живопись была оживлена средневековым романтизмом и символизмом Братства прерафаэлитов, в частности Эдвардом Бёрн-Джонсом (1833–1898). Дэниел Маклис (1806–1870) внёс свой уникальный вклад в английскую историческую живопись. В Испании ведущим историческим художником начала XIX века был Франсиско Гойя (1746–1828).
В Америке традицию исторической живописи поддержал немецко-американский художник Эмануэль Лойце (1816–1868) со своей знаменитой картиной «Вашингтон переправляется через Делавэр» (1851, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
В России крупнейшим историческим живописцем был Василий Суриков (1848–1916), прославившийся такими картинами, как «Утро стрелецкой казни» (1878–81, Третьяковская галерея, Москва), «Меншиков в Берёзове» (1883, Третьяковка) и «Боярыня Морозова» (1887, Третьяковка). Среди других исторических живописцев были Илья Репин (1844–1930), известный по картинам «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885) и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880–91); Василий Перов (1833–1882), особенно известный картиной «Суд Пугачёва» (1879, Исторический музей, Москва); и Василий Поленов (1844–1927), наиболее известный по картине «Христос и грешница» (1887, Русский музей, Санкт-Петербург).
В дополнение к семантической путанице между «историей» и «рассказом», в этот период возникло ещё одно движение, известное как «историзм». Оно проявилось, когда некоторые художники начали перенимать художественные стили и условности, использовавшиеся в ту эпоху, которую они изображали. Среди известных представителей историзма был бельгийский художник Хендрик Лейс (1815–1869). Хорошим примером было его подражание живописным приёмам голландских художников в собственных жанровых сценах, таких как «Флорис собирается на вечеринку» (1845) и «Богослужение в Голландии» (1850).
Примеры исторических картин XIX века
Франсиско Гойя (1746-1828)
«Колосс» (1810) Прадо, Мадрид.
«Третье мая 1808 года в Мадриде» (1814) Прадо, Мадрид.
«Сатурн, пожирающий своего сына» (1823) Прадо, Мадрид.
Уильям Тёрнер (1775-1851)
«Переход Ганнибала через Альпы» (1812) Галерея Тейт.
«Пожар в здании Парламента» (1835) Филадельфийский музей.
«Последний рейс корабля «Отважный"» (1839) Национальная галерея, Лондон.
Дэвид Уилки (1785-1841)
«Ветераны Челси читают депешу о победе при Ватерлоо» (1822) Музей Веллингтона
Теодор Жерико (1791-1824)
«Плот «Медузы"» (1819) Лувр, Париж
Эжен Делакруа (1798-63)
«Смерть Сарданапала» (1827) Лувр, Париж.
«Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах») (1830) Лувр, Париж.
Дэниел Маклис (1806-1870)
«Встреча Веллингтона и Блюхера» (1858-65, Вестминстерский дворец)
«Смерть Нельсона» (1861-65, Вестминстерский дворец)
Эрнест Мейссонье (1815-1891)
«Наполеон возвращается из Суассона после битвы при Лаоне: 1814» (1864)
Форд Мэдокс Браун (1821-1893)
«Прощание с Англией» (1852-5) Городская художественная галерея, Бирмингем
Гюстав Моро (1826-1898)
«Эдип и Сфинкс» (1864) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Орфей» (1865) Музей Орсе, Париж.
«Химера» (1867) Частная коллекция.
«Явление» (1876) Художественный музей Фогга.
Арнольд Бёклин (1827-1901)
«Битва кентавров» (1873) Художественный музей, Базель
Уильям Холман Хант (1827-1910)
«Обретение Спасителя во Храме» (1854-60) Бирмингемский музей и художественная галерея.
Джон Эверетт Милле (1829-1896)
«Офелия» (1852) Галерея Тейт, Лондон.
«Христос в родительском доме» (1854-60) Галерея Тейт, Лондон.
Фредерик Лейтон (1830-1896)
«Примирение Монтекки и Капулетти» (1854) Йельский центр.
«Купание Психеи» (1890) Галерея Тейт.
Эдуар Мане (1832-1883)
«Казнь императора Максимилиана» (1867) Кунстхалле, Мангейм
Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898)
«Очарование Мерлина» (1874) Художественная галерея леди Левер.
«Золотая лестница» (1876-80) Галерея Тейт.
Одилон Редон (1840-1916)
«Циклоп» (1914) Музей Крёллер-Мюллер, Нидерланды
Илья Репин (1844-1930)
«Иван Грозный и сын его Иван» (1885) Третьяковская галерея, Москва
Поль Гоген (1848-1903)
«Видение после проповеди» (1888) Национальная галерея Шотландии.
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» (1897)
Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917)
«Леди из Шалот» (1888) Галерея Тейт, Лондон
Джеймс Энсор (1860-1949)
«Въезд Христа в Брюссель в 1889 году» (1888) Музей Гетти, Лос-Анджелес
Историческая живопись XX века
Возможно, потому что катаклизмы начала и середины XX века разрушили многие системы ценностей и размыли границу между добром и злом, в этот период уделялось меньше внимания различиям между жанрами живописи, а историческая живопись перестала иметь особый статус. Тем не менее, жанр сохранился как ресурс, к которому художники обращались, чтобы продемонстрировать серьёзность своих работ. Хорошими примерами исторической живописи XX века являются: мексиканский мурализм (1920-е годы), воплощённый в работах Диего Риверы (1886–1957), Хосе Клементе Ороско (1883–1949) и Давида Альфаро Сикейроса (1896–1974); «Герника» Пабло Пикассо (1881–1973) с её сопоставлением современных и традиционных образов.
В Советском Союзе власти также наделяли искусство социалистического реализма благородством и величием, чтобы лучше продвигать свою политическую программу. Примером американской исторической живописи XX века может служить «Скачка Пола Ревира» (1931) Гранта Вуда. Другой пример — австралийский художник-экспрессионист Сидней Нолан (1917–1992), написавший серию картин, посвящённых истории Неда Келли. Одним из последних ярких представителей исторической живописи XX века является современный немецкий художник Ансельм Кифер (р. 1945), известный своими масштабными работами в стиле неоэкспрессионизма, поднимающими вопросы нацистского прошлого и скандинавской мифологии.
Современные исторические картины
Ловис Коринт (1858-1925)
«Се человек» (1925), Художественный музей, Базель.
Пабло Пикассо (1881-1973)
«Герника» (1937) Центр искусств королевы Софии, Мадрид.
«Плачущая женщина» (1937) Галерея Тейт, Лондон.
Карл Шмидт-Ротлуф (1884-1976)
«Фарисеи» (1912) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Диего Ривера (1886-1957)
«Организация аграрного движения» (1926) Частная коллекция
Марк Шагал (1887-1985)
«Война» (1964-6) Кунстхаус, Цюрих.
Сальвадор Дали (1904-1989)
«Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» (1936), Художественный музей Филадельфии
Барнетт Ньюман (1905-1970)
«Vir Heroicus Sublimis» (1950-1) MoMA, Нью-Йорк
Роберт Мазервелл (1915-1991)
Известен своей серией «Элегия», вдохновлённой гражданской войной в Испании.
«Элегия Испанской республике № 55» (1955-60) Кливлендский музей искусств.
Сидней Нолан (1917-1992)
«Смерть констебля Скэнлона» (1946) Национальная галерея Австралии, Канберра
Сай Твомбли (1928-2011)
«Леда и лебедь» (1962) MoMA, Нью-Йорк.
Ансельм Кифер (р.1945)
«Внутреннее пространство» (Innenraum) (1981) Музей Стеделек, Амстердам.
«Жена Лота» (1989) Кливлендский музей искусств.
Современное абстрактное искусство
Современной альтернативой устаревшей академической формуле исторической живописи стало обращение к более абстрактным формам искусства при изображении монументальных или серьёзных тем. С этой точки зрения, работа Сальвадора Дали «Дезинтеграция постоянства памяти» с её сюрреалистическим представлением ядерной эпохи может считаться исторической картиной. Более удачным примером является серия абстрактных картин «Элегия» Роберта Мазервелла. Другим художником, который использовал абстрактные образы и символизм для изображения серьёзных проблем, был Барнетт Ньюман (1905–1970), известный своей картиной «Vir Heroicus Sublimis» (1950-51). Тем не менее, вдохновляющая сила абстрактной картины, как правило, гораздо меньше, чем у фигуративного героя, запечатлённого в драматический момент истории.
Выживет ли историческая живопись?
Два фактора, возникшие в XX веке, в совокупности привели к вероятному упадку исторической живописи. Во-первых, сегодня, кажется, очень мало сюжетов (кроме, возможно, Рождества Христова), которые могут найти живой отклик в западном обществе. Во-вторых, повествование (нарратив), которое раньше было главным компонентом традиционной исторической живописи, теперь почти повсеместно передаётся с помощью кино. Почти все знаковые моменты и сюжеты из истории и мифологии теперь запечатлеваются с помощью фотографии, кино- или видеофильмов, а не изобразительного искусства. Если в живописи не произойдёт новый Ренессанс, трудно представить, как может выжить жанр исторической живописи.
Подробнее об эволюции живописи и скульптуры
см: Хронология истории искусства
а также см.: История искусства (с 800 г. до н.э.).
- Джон Мартин: исторический пейзажист, библейский художник
- Лучшие исторические художники: 1400-настоящее время
- Похищение дочерей Левкиппа, Рубенс
- Обнажённые девушки в истории искусства
- Боги Олимпа
- В Сан-Франциско арестован мужчина, укравший рисунок Пикассо
- Арестован человек, укравший предметы искусства в Запретном городе
- Статуя Траяна в Бухаресте стала объектом насмешек
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?