Величайшие скульптуры всех времён читать ~26 мин.
Этот список величайших произведений мировой скульптуры включает работы величайших скульпторов за всю историю скульптуры. Здесь представлены шедевры ранних цивилизаций, включая древние культуры бронзового века Средиземноморья, Индии и Китая, классической античности, Средневековья, эпохи Возрождения и барокко, а также Нового и Новейшего времени. В него включены миниатюрная резьба, статуэтки, различные виды отдельно стоящих статуй, в том числе конные, а также современные формы. Рельефы, величайшие из которых перечислены отдельно, в этот список не входят.
Наш список «100 величайших произведений скульптуры» включает объекты, созданные или вырезанные из камня, железа, мрамора, стали, стеклопластика, глины, бронзы, золота, меди, пластика, всех видов дерева, а также из меха, атласа, поролона и «найденных» предметов. Он включает в себя как абстрактную, так и репрезентативную и фигуративную скульптуру. Ввиду преобладания произведений античности и ранних эпох, скульптура конца XX и начала XXI века представлена менее полно. Кроме того, за исключением доисторического периода, мы вынуждены ориентироваться преимущественно на западную скульптуру. Тем не менее, список охватывает примеры из большинства основных направлений в истории искусства и является прекрасной отправной точкой для дальнейшего изучения.
Список 100 лучших скульптур
Список был составлен и отобран профессором Нилом Коллинзом, который также является автором списка «Величайшие картины всех времён: Топ-300».
Для начала — краткая подборка наиболее значимых образцов доисторической скульптуры, относящихся к ориньякской и граветтской культурам верхнего палеолита. Все работы выполнены анонимными скульпторами каменного века.
Человек-лев из Холенштайн-Штаделя (ок. 38 000 лет до н.э.)
Эта резьба по слоновой кости из пещеры Холенштайн-Штадель является древнейшей в мире антропоморфной скульптурой.
Венера из Холе-Фельс (38 000–33 000 гг. до н.э.)
Также известна как Венера из Шельклингена. Это древнейшая из известных скульптур, изображающих человеческую фигуру.
Резные фигурки мамонта, льва, лошади из пещеры Фогельхерд (Швабская Юра) (ок. 33 000 лет до н.э.)
Включает древнейшую известную резьбу по животному (мамонт); выдающийся образец доисторического искусства.
Венера из Дольни-Вестонице (ок. 26 000–24 000 гг. до н.э.), глина
Древнейший в мире образец керамической скульптуры.
Венера Виллендорфская (Австрия) (ок. 25 000 лет до н.э.), оолитовый известняк
Самая известная из «палеолитических венер»; наиболее наглядное изображение полной женской фигуры.
Венера из Брассемпуи (ок. 23 000 лет до н.э.)
Необычные детали лица делают эту резную женскую голову первым известным примером доисторического портретного искусства.
Венера Костёнковская (ок. 22 000 лет до н.э.), мамонтовая кость
Самый ранний из известных образцов доисторической русской скульптуры.
Влюблённые из Айн-Сахри (ок. 9000 лет до н.э.)
Скульптура вырезана из кальцита и была обнаружена в одной из пещер Айн-Сахри близ Вифлеема. Входит в список телесериала BBC «История мира в 100 предметах». Сравните с «Поцелуем» Константина Бранкузи.
Шигирский идол (ок. 7500 г. до н.э.)
Древнейшая известная деревянная скульптура в мире. В настоящее время находится в Екатеринбурге.
Богиня из Чатал-Хююка, сидящая на троне (ок. 6000 лет до н.э.)
Необыкновенная терракотовая скульптура, изображающая богиню-мать в процессе родов, сидя на троне.
Мыслитель из Чернаводы («Gânditorul») (ок. 5000 лет до н.э.), терракота, Национальный музей истории Румынии
Величайшая созерцательная скульптура доисторического периода.
Львица из Гуэннола (ок. 3000 лет до н.э.), частная коллекция
Эта антропоморфная фигура львицы, созданная месопотамскими мастерами, является шедевром шумерского искусства протоэламского периода. См. также: Ассирийское искусство и Хеттское искусство, также относящиеся к Месопотамии.
Баран в зарослях (ок. 2500 г. до н.э.), сусальное золото, медь, лазурит, раковина и красный известняк
Одно из самых впечатляющих трёхмерных произведений искусства древности. Сейчас находится в Британском музее, Лондон.
Майкопский бык (ок. 2500 г. до н.э.), золото, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Один из величайших золотых артефактов, изготовленных в России в эпоху бронзового века.
Танцующая девушка из Мохенджо-Даро (ок. 2500–2000 гг. до н.э.), бронза, Национальный музей, Нью-Дели
Замечательное произведение ранней индийской скульптуры, самая известная бронзовая статуэтка цивилизации долины Инда (3300–1300 гг. до н.э.).
Подробнее см.: Греческая скульптура.
Мирон (активен в середине V в. до н.э.)
Знаковое произведение греческой скульптуры.
Дискобол (ок. 450 г. до н.э.), мрамор (римская копия), Национальный музей Рима.
Художник неизвестен
Одно из великих классических произведений Древней Греции.
Геракл Фарнезский (V в. до н.э.), мрамор (копия), Национальный археологический музей, Неаполь.
Художник неизвестен
Выдающийся пример баланса и динамики.
Зевс или Посейдон с мыса Артемисион (ок. 460 г. до н.э.), бронза, Национальный археологический музей, Афины.
Фидий (ок. 480–430 гг. до н.э.)
Уроженец Афин, считается величайшим скульптором Древней Греции.
Афина Парфенос (ок. 440 г. до н.э.), хрисоэлефантинная техника (утрачена), Парфенон, Афины.
Статуя Зевса в Олимпии (430–422 гг. до н.э.), (утрачена), одно из Семи чудес света.
Воины из Риаче (ок. 450 г. до н.э.), бронза, Национальный музей Великой Греции, Реджо-ди-Калабрия.
Поликлет (активен в 450–420 гг. до н.э.)
Один из величайших греческих скульпторов.
Раненая амазонка (440–430 гг. до н.э.), мрамор (копия), Капитолийские музеи, Рим.
Дорифор («Копьеносец») (ок. 440 г. до н.э.), мрамор (копия), Национальный археологический музей, Неаполь.
Художник неизвестен
Скульптура, посвящённая легенде о Ромуле и Реме и основании Рима.
Капитолийская волчица (ок. 450 г. до н.э.), бронза, Капитолийские музеи, Рим.
Художник неизвестен
Классическая греческая статуя.
Юноша с Антикитеры (IV в. до н.э.), бронза, Национальный археологический музей, Афины.
Пракситель (активен в середине IV в. до н.э.)
После Фидия — величайший скульптор Древней Греции.
Аполлон Сауроктон («Убивающий ящерицу») (IV в. до н.э.), мрамор (копия), Музей Пио-Клементино, Ватикан.
Венера Капитолийская (350–340 гг. до н.э.), мрамор (копия), Капитолийские музеи, Рим.
Афродита Книдская (350–340 гг. до н.э.), мрамор (копия), Музей Пио-Клементино, Ватикан.
Леохар (активен в середине/конце IV в. до н.э.)
Работал над Галикарнасским мавзолеем вместе со Скопасом.
Аполлон Бельведерский (приписывается, ок. 330 г. до н.э.), мрамор (копия), Музеи Ватикана.
Лисипп (активен в середине/конце IV в. до н.э.)
Величайший скульптор из Коринфа, создавший, по преданиям, 1500 работ из бронзы.
Геракл Фарнезский (350–300 гг. до н.э.), мрамор (копия), Национальный археологический музей, Неаполь.
Харес из Линдоса (активен в 300–280 гг. до н.э.)
Прославился этим огромным произведением, признанным одним из Семи чудес Древнего мира.
Колосс Родосский (292–280 гг. до н.э.), бронзовая статуя, ныне утрачена.
Художник неизвестен
Одна из самых известных скульптур античности.
Умирающий галл (ок. 240 г. до н.э.), мрамор (копия), Капитолийские музеи, Рим.
Художник неизвестен
Ведущий образец Пергамской школы эллинистической скульптуры (241–133 гг. до н.э.).
Галл Людовизи, убивающий себя и свою жену (ок. 220 г. до н.э.), мрамор (римская копия), Национальный музей Рима.
Художник неизвестен
Потрясающий образец скульптуры.
Фавн Барберини (ок. 220 г. до н.э.), мрамор, Глиптотека, Мюнхен.
Художник неизвестен
Знаменитая эллинистическая статуя без головы.
Ника Самофракийская (ок. 190 г. до н.э.), мрамор, Лувр, Париж.
Агесандр, Афинодор и Полидор
Величайшая скульптурная группа в греческом искусстве.
Лаокоон и его сыновья (ок. 150–50 гг. до н.э.), мрамор, Музей Пио-Клементино, Ватикан.
Аполлоний Траллийский (активен в середине II в. до н.э.)
Скульптурная группа, знаменитая своим драматизмом, входит в коллекцию Фарнезе.
Наказание Дирки (»Фарнезский бык») (II в. до н.э.), мрамор (копия), Национальный археологический музей, Неаполь.
Художник неизвестен
Три классические женские обнажённые фигуры.
Три грации (II в. до н.э.), мрамор (копия), Лувр, Париж.
Художник не установлен
Самая известная греческая статуя, подписана: «[Агес]андр, сын Менида, из Антиохии на Меандре».
Венера Милосская (Афродита с острова Милос) (ок. 100 г. до н.э.), мрамор, Лувр, Париж.
Художник неизвестен
Предмет из знаменитого Бройтерского клада, одной из сокровищниц кельтского искусства.
Бройтерская лодка (I в. до н.э.), золото (латенский стиль), Национальный музей Ирландии.
Ещё один пример кельтской языческой скульптуры см.: Камень Туруа.
Художники неизвестны (предположительно, участвовало до 700 000 рабочих)
Возможно, самый масштабный скульптурный ансамбль, когда-либо созданный.
Терракотовая армия (246–208 гг. до н.э.), глина, гробница императора Цинь Шихуанди, провинция Шэньси.
Художник неизвестен
Кельтские высокие кресты представляют собой наиболее значительный пласт отдельно стоящей скульптуры, созданной в период между падением Римской империи (ок. 450 г.) и началом итальянского Возрождения (ок. 1400 г.).
Высокий крест Муиредаха (IX в.), песчаник, Монастербойс, графство Лаут.
Дополнительная информация
Средневековая скульптура (ок. 400–1000 гг.)
Романская скульптура (ок. 1000–1200 гг.)
Готическая скульптура (ок. 1150–1280 гг.)
Английская готическая скульптура и Немецкая готическая скульптура.
Художник неизвестен
Скульптура, близкая к экспрессионизму по своему эмоциональному воздействию.
Пьета из Рёттгена (ок. 1300 г.), липа, Рейнский краевой музей, Бонн.
Якопо делла Кверча (ок. 1374–1438)
Сиенский скульптор, оказавший влияние на Микеланджело.
Фонтан Фонте Гайя (1414–1419), Палаццо Пубблико, Сиена.
Порта Магна (главный вход) (1425), истрийский камень, базилика Сан-Петронио, Болонья.
Лоренцо Гиберти (1378–1455)
Учёный-ювелир и скульптор; это его шедевр.
Рельеф «Иаков и Исав», Врата Рая (1425–1452), бронза, баптистерий, Флоренция.
Донателло (1386–1466)
«Давид» Донателло является, безусловно, величайшим произведением итальянской скульптуры эпохи Возрождения.
Давид (ок. 1440), бронза, Национальный музей Барджелло, Флоренция.
[Анализ см. в: Давид работы Донателло]
Мария Магдалина (ок. 1455), расписное дерево, Национальный музей Барджелло, Флоренция.
Конная статуя Гаттамелаты (кондотьер Эразмо да Нарни) (1444–1453), бронза, Пьяцца дель Санто, Падуя.
Антонио дель Поллайоло (1432–1498)
Сцена борьбы двух фигур демонстрирует мастерство художника в передаче движения и равновесия.
Геракл и Антей (ок. 1470), бронза, Национальный музей Барджелло, Флоренция.
Михаэль Пахер (1435–1498)
Выдающийся австрийский резчик по дереву и живописец поздней готики.
Алтарный образ Святого Вольфганга (1471–1481), церковь Св. Вольфганга, Санкт-Вольфганг-им-Зальцкаммергут.
Андреа дель Верроккьо (Андреа ди Чони) (1435–1488)
Величайший флорентийский скульптор между Донателло и Микеланджело.
Давид (ок. 1475), бронза, Национальный музей Барджелло, Флоренция.
Конная статуя Коллеони (Бартоломео Коллеони) (1480–1495), позолоченная бронза, Кампо-Санти-Джованни-э-Паоло, Венеция.
Тильман Рименшнейдер (ок. 1460–1531)
Величайший резчик по дереву Северного Возрождения.
Голова Святой Анны (ок. 1500), липа, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Никколо дель Арка (ок. 1435–1494)
Скульптурная группа, передающая глубокие эмоции шести фигур у тела мёртвого Христа.
Оплакивание мёртвого Христа (ок. 1463), терракота, Национальная пинакотека, Болонья.
Грегор Эрхарт (ок. 1470–1540)
Отличается тонкой детализацией волос и кожи.
Мария Магдалина (»La Belle Allemande») (ок. 1500), полихромная липа, Лувр, Париж.
Микеланджело (1475–1564)
Величайший скульптор в истории искусства.
Пьета (1497–1499), мрамор, собор Святого Петра, Рим.
Давид (1501–1504), мрамор, Галерея Академии, Флоренция.
Умирающий раб (1513–1516), мрамор, Лувр, Париж.
Фейт Штосс (ок. 1447–1533)
Второй величайший резчик по дереву своей эпохи после Рименшнейдера.
Рафаил и Товия (1516), дерево, Немецкий национальный музей, Нюрнберг.
Якопо Сансовино (1486–1570)
Скульптор родом из Флоренции, представитель классицизма, работавший в период венецианского Возрождения.
Венера и Купидон (ок. 1550), бронза, Музей Гетти, Лос-Анджелес.
См. также: Скульпторы эпохи Возрождения.
Бенвенуто Челлини (1500–1571)
Один из величайших образцов флорентийской скульптуры маньеризма.
Персей с головой Медузы (1545–1554), бронза, Лоджия Ланци, Флоренция.
Джамболонья (1529–1608)
Итальянский скульптор фламандского происхождения, крупнейший представитель маньеризма.
Меркурий (1564–1580), бронза, Национальный музей Барджелло, Флоренция.
Похищение сабинянок (1581–1583), мрамор, Площадь Синьории, Флоренция.
Геркулес и кентавр (1594–1600), мрамор, Лоджия Ланци, Флоренция.
ОЦЕНКА ПЛАСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
См. также два вводных очерка по оценке скульптуры: Как ценить скульптуру (ок. 40 000 лет до н.э. – 1850 г.) и нашу более позднюю статью Как ценить современную скульптуру (ок. 1850–2000 гг.).
Франсуа Дюкенуа (1597–1643)
Фламандский скульптор, который вместе с Альгарди был главным скульптором Рима после Бернини.
Святой Андрей (1629–1633), мрамор, собор Святого Петра, Ватикан.
Алессандро Альгарди (1598–1654)
Скульптор-классицист эпохи высокого барокко, любимец папы Иннокентия X, главный соперник Бернини.
Гробница папы Льва XI (1634–1644), мрамор, собор Святого Петра, Рим.
Экстаз святого Филиппа Нери (1638), мрамор, Санта-Мария-ин-Валличелла, Рим.
Встреча папы Льва I и Аттилы (1646–1653), мраморный рельеф, собор Святого Петра, Рим.
Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680)
Величайший скульптор эпохи барокко.
Экстаз святой Терезы (1647–1652), мрамор, капелла Корнаро, Рим.
Похищение Прозерпины (1621–1622), мрамор, Галерея Боргезе, Рим.
Аполлон и Дафна (1622–1625), мрамор, Галерея Боргезе, Рим.
Фонтан Четырёх рек (1651), Пьяцца Навона, Рим.
Экстаз блаженной Людовики Альбертони (1671–1674), мрамор и яшма, Сан-Франческо-а-Рипа, Рим.
Пьер Пюже (1620–1694)
Величайший французский скульптор XVII века.
Милон Кротонский (1671–1682), мрамор, Лувр, Париж.
Франсуа Жирардон (1628–1715)
Наряду с Куазево считается лучшим скульптором эпохи правления Людовика XIV.
Аполлон, обслуживаемый нимфами (1666–1672), мрамор, Версальский дворец.
Похищение Прозерпины Плутоном (1693–1710), бронза, Версальский дворец.
Жан-Батист Тюби (1635–1700)
Одно из величайших в мире произведений из камня, поднимающееся из воды.
Фонтан Аполлона (1671), свинец, покрытый позолотой, Версальский дворец.
Гринлинг Гиббонс (1648–1721)
Замысловатая работа величайшего английского резчика по дереву.
Резной кружевной галстук (ок. 1690), липа, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Бальтазар Пермозер (1651–1732)
Великолепная передача движения и драпировки.
Аполлон (1715), мрамор, Государственные художественные собрания, Дрезден.
Андреас Шлютер (ок. 1660–1714)
Величайший барочный скульптор Северной Германии.
Конная статуя курфюрста Фридриха Вильгельма Великого (1689–1708), бронза, дворец Шарлоттенбург, Берлин.
Гийом Кусту (1677–1746)
Огромная сила и движение лошади.
Конь, сдерживаемый конюхом (»Кони Марли») (1739–1745), мрамор, Лувр, Париж.
Жан-Батист Пигаль (1714–1785)
Отправился в Рим, чтобы учиться в Академии; стал одним из самых успешных французских скульпторов.
Безупречные позы и анатомия.
Меркурий, завязывающий сандалию (1753), свинец, Лувр, Париж.
Обнажённый Вольтер (1776), мрамор, Лувр, Париж.
Обзор скульптуры этой эпохи см.: Скульптура барокко (1600–1700).
Этьен Морис Фальконе (1716–1791)
Наиболее известен героическим классическим конным памятником.
Памятник Петру I (»Медный всадник») (1766–1778), бронза, Санкт-Петербург.
Франц Ксавер Мессершмидт (1736–1783)
Австрийский скульптор, известный своими портретными бюстами карикатурами, известными как «характерные головы» (Charakterköpfe).
Повешенный (1770–1783), алебастр, галерея Бельведер, Вена.
Джозеф Ноллекенс (1737–1823)
Одна из самых безмятежных неоклассических работ английского скульптора.
Венера (1773), мрамор, Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Жан-Антуан Гудон (1741–1828)
Французский скульптор неоклассического направления, известный своими портретами.
Вольтер в кресле (1781), мрамор, Комеди Франсез, Париж.
Франц Антон фон Цаунер (1746–1822)
Впечатляющий образец неоклассицизма от этого австрийского художника.
Конная статуя Иосифа II (1795–1806), бронза, Йозефплац, Вена.
Джон Флаксман (1755–1826)
Английский скульптор-неоклассик, друг Уильяма Блейка.
Ярость Атаманта (1790), мрамор, Икворт-хаус, Великобритания.
Антонио Канова (1757–1822)
Величайший скульптор эпохи неоклассицизма; оказал огромное влияние.
Аполлон, венчающий себя (1781), мрамор, Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Тесей и Минотавр (1781), мрамор, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Амур и Психея (1787–1793), мрамор, Лувр, Париж.
Кающаяся Магдалина (1796), мрамор, Палаццо Бьянко, Генуя.
Персей с головой Медузы (1797–1801), мрамор, Музеи Ватикана, Рим.
Бертель Торвальдсен (1770–1844)
Датский художник, второй после Кановы; один из лучших скульпторов XIX века.
Ясон с золотым руном (1803–1828), мрамор, Музей Торвальдсена, Копенгаген.
Въезд Александра Македонского в Вавилон (1812), Квиринальский дворец, Рим.
Христос и двенадцать апостолов (1819–1838), собор Пресвятой Богородицы, Копенгаген.
Обзор работ неоклассицистов см.: Неоклассическая скульптура (1750–1850).
Жан-Жозеф Перро (1819–1876)
Один из классических шедевров художника.
Отчаяние (1869), мрамор, Музей Орсе, Париж.
Пьер-Луи Руйяр (1820–1881)
Одна из величайших в мире конных скульптур.
Лошадь с бороной (1878), бронза, Музей Орсе, Париж.
Жан-Батист Карпо (1827–1875)
Копия этой знаменитой работы находится на фасаде здания Парижской оперы.
Танец (1865–1869), камень, Музей Орсе, Париж.
Жан-Александр-Жозеф Фальгьер (1831–1900)
Умирающий ребёнок сохраняет странное спокойствие.
Тарцизий, христианский мученик (1868), мрамор, Музей Орсе, Париж.
Лорд Фредерик Лейтон (1830–1896)
Один из ведущих деятелей позднего викторианского искусства в Великобритании.
Атлет, борющийся с питоном (1874–1877), Лейтон-хаус, Лондон.
Лентяй (1885), бронза, Королевская академия художеств, Лондон.
Фредерик Огюст Бартольди (1834–1904)
Пожалуй, самая известная статуя в мире.
Статуя Свободы (1886), медь, остров Свободы, Нью-Йорк.
Эдгар Дега (1834–1917)
Создана в воске, но после смерти Дега отлита в бронзе.
Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица (1879–1881), бронза, Музей Орсе, Париж.
Огюст Роден (1840–1917)
Величайший скульптор в истории современного искусства.
Бронзовый век (1876), бронза, Музей Орсе, Париж.
Мыслитель (1881), бронза, Музей Родена, Париж.
Поцелуй (1888–1889), мрамор, Музей Родена, Париж.
Граждане Кале (1889), бронза, Музей Родена, Париж.
Антонен Мерсье (1845–1916)
Прекрасная модернистская интерпретация.
Давид (ок. 1872), бронза, Музей Орсе, Париж.
Дэниел Честер Френч (1850–1931)
Знаменитая монументальная скульптура.
Статуя Линкольна (1922), камень, Мемориал Линкольна, Вашингтон.
Жорж Минне (1866–1941)
Эта работа бельгийского художника-символиста напоминает произведения Донателло.
Коленопреклонённый юноша у фонтана (1898), бронза, Музей Орсе, Париж.
Раймон Дюшан-Вийон (1876–1918)
Скульптор-кубист, чья карьера была недолгой, брат Марселя Дюшана.
Большая лошадь (1914–1918), оригинал в Филадельфийском музее искусств.
Джеймс Эрл Фрейзер (1876–1953)
Одна из самых выразительных скульптур начала XX века.
Конец тропы (1915), бронза, сады Брукгрин, США.
Константин Бранкузи (1876–1957)
Один из величайших скульпторов XX века.
Поцелуй (1907), камень, Гамбургский кунстхалле, Гамбург.
Спящая муза (1910), бронза, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Первый шаг (1913), частная коллекция.
Птица в пространстве (1925–1931), серый мрамор, Кунстхаус, Цюрих.
Анна Хайатт Хантингтон (1876–1973)
Шедевр от специалиста по анималистической и конной скульптуре.
Боевые жеребцы (1950), алюминий, сады Брукгрин, Южная Каролина.
Джейкоб Эпштейн (1880–1959)
Противоречивый скульптор-портретист родом из Нью-Йорка, поселившийся в Лондоне в 1905 году.
Бурильщик (1913–1914), MoMA, Нью-Йорк.
Адам (1938), Харвуд-хаус, Лидс, Великобритания.
Иаков и ангел (1940–1941), Тейт Ливерпуль, Великобритания.
Вильгельм Лембрук (1881–1919)
Крупнейший немецкий скульптор-экспрессионист, работавший в камне и бронзе.
Коленопреклонённая (1911), Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Падающий (1916), Новая национальная галерея, Берлин.
Сидящий юноша (1918), Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне.
Пабло Пикассо (1881–1973)
Пожалуй, самый известный скульптор (и художник) XX века.
Чикагский Пикассо (1966–1967), сталь, Дейли-Плаза, Чикаго.
Умберто Боччони (1882–1916)
Итальянский скульптор и художник-футурист, эта работа является его шедевром.
Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913), бронза, Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Эли Надельман (1882–1946)
Художник польского происхождения, известный остроумными «светскими» работами.
Стоящая обнажённая (ок. 1908), бронза, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Человек на открытом воздухе (ок. 1915), бронза, Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Анри Лоран (1885–1954)
Французский скульптор, обучался на каменотёса, испытал влияние Родена и кубизма.
Сидящая на корточках женщина (Прощание), бронза, частная коллекция.
Жан Арп (1886–1966)
Французский художник-авангардист, дадаист и сюрреалист, известный своими чувственными биоморфными произведениями.
Торс (1932), белый мрамор, Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Джорджия О’Киф (1887–1986)
Пионер модернизма в Америке.
Абстракция (1946), литой алюминий, Музей Джорджии О’Киф, Санта-Фе.
Александр Архипенко (1887–1964)
Идущая женщина (1912), Денверский художественный музей.
Бокс (1914), Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Осип Цадкин (1888–1967)
Русский скульптор-экспрессионист; это одна из величайших скульптур в истории.
Разрушенный город (1953), бронза, Шидамседейк, Роттердам.
Наум Габо (Наум Певзнер) (1890–1977)
Художник русского происхождения, по образованию инженер, представитель конструктивизма. Один из первых абстрактных скульпторов XX века.
Линейная конструкция в пространстве № 4 (1962), пластик/нержавеющая сталь, Музей американского искусства Уитни.
Голова № 2 (оригинал 1916 года, увеличенная версия 1964 года), галерея Тейт, Лондон.
Анри Годье-Бжеска (1891–1915)
Французский скульптор-авангардист, чья карьера была прервана ранней смертью, работал в Лондоне.
Танцовщица из красного камня (1913), песчаник, галерея Тейт, Лондон.
Жак Липшиц (1891–1973)
Художник литовского происхождения, был знаком с Матиссом, Модильяни и Пикассо, пионер кубизма.
Мать и дитя (1930), бронза, Художественная академия Гонолулу.
Александр Колдер (1898–1976)
Американский художник, изобретатель «мобиля», пионер кинетического искусства.
Миксоматоз (1953), листовой металл/краска, Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Человек (1967), скульптура из металлической плиты/болтов, Монреаль.
Генри Мур (1898–1986)
Величайший британский скульптор. См.: Современная британская скульптура 1930–1970 гг.
Лежащая фигура (1936), вяз, Художественная галерея Уэйкфилда, Западный Йоркшир.
Задрапированная лежащая мать с младенцем (без даты), Йоркширский парк скульптур, Великобритания.
Лунная голова (1964), бронза, Фонд Генри Мура, Лидс.
Две формы (1966), сорайский мрамор, частная коллекция, Цюрих.
Луиза Невельсон (1899–1988)
Американский скульптор русского происхождения, известная своим ассамбляжем и «скульптурными стенами».
Небесный собор (1958), окрашенное дерево, Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Альберто Джакометти (1901–1966)
Швейцарский скульптор, известный своим «экзистенциальным» искусством, в частности, скульптурами истощённых, вытянутых фигур.
Женщина с перерезанным горлом (1932), бронза, частная коллекция.
Кошка (1954), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Шагающий человек I (1960), бронза, Фонд Маг, Сен-Поль-де-Ванс.
Марино Марини (1901–1980)
Один из самых выдающихся итальянских скульпторов XX века.
Лошадь (1950), бронза, Гамбургский кунстхалле, Гамбург.
Барбара Хепуорт (1903–1975)
Ключевая фигура в развитии британской абстрактной скульптуры.
Проткнутая форма (1931) – разрушена во время Второй мировой войны.
Сальвадор Дали (1904–1989)
Самый известный скульптор-сюрреалист.
Диван «Губы Мэй Уэст» (1937), дерево и атлас, частная коллекция.
Телефон-омар (1936), пластик, окрашенный гипс, смешанная техника, галерея Тейт.
Тающий фургон с мороженым (1970), частная коллекция.
Барнетт Ньюман (1905–1970)
Более известен как один из основателей живописи цветового поля.
Сломанный обелиск (1969), сталь, Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Ф. Э. Мак-Уильям (1909–1992)
Величайший скульптор Северной Ирландии.
Глаза, нос и щека (1939), галерея Тейт, Лондон.
Неподвижные ноги (ок. 1960), бронза, Банбридж, графство Даун.
Женщина во время взрыва (1974), бронза, коллекция AIB Bank.
Луиза Буржуа (1911–2010)
Франко-американская скульптор, одна из ведущих современных художниц Америки.
Маман (1999), бронза, Национальная галерея Канады, Оттава.
Крадущийся паук (2003), пирс 11, Сан-Франциско, Калифорния.
Мерет Оппенгейм (1913–1985)
Немецко-швейцарская художница, сюрреалистка с элементами дадаизма; это её шедевр.
Меховой чайный прибор (1936), чашка, блюдце и ложка, покрытые мехом, MoMA, Нью-Йорк.
Сезар Бальдаччини (1921–1998)
Французский художник-экспериментатор, известный своими сериями «Сжатия» и «Расширения».
Разделённая голова (1963), бронза, галерея Фиорини, Лондон.
Нандор Глид (1924–1997)
Бывший узник концлагеря, известный своим искусством о Холокосте.
Мемориал жертвам Холокоста, Дахау, Германия.
Дуэйн Хэнсон (1925–1996)
Американский скульптор, известный своими гиперреалистичными скульптурами людей в натуральную величину.
Молодая покупательница (1973), полиэстер и стекловолокно, галерея Саатчи, Лондон.
Арман (1928–2005)
Французский скульптор-постмодернист и художник-ассамбляжист, известный своими работами в техниках poubelles и accumulations.
Долгосрочная парковка (1982), автомобили и бетон, парк Шато-де-Монсель, Жуи-ан-Жозас.
Время для всех (1989), вокзал Сен-Лазар, Париж.
Роберт Индиана (1928–2018)
Поп-арт художник, работавший с текстом.
LOVE (оригинальная скульптура) (1970), Музей искусств Индианаполиса.
Сол Левитт (1928–2007)
Американский художник-концептуалист и скульптор, известный своими коробчатыми конструкциями.
Открытая геометрическая структура IV (1990), окрашенное дерево, галерея Лиссон, Лондон.
Клас Ольденбург (1929–2022)
Самый известный скульптор поп-арта.
Напольный бургер (1962), холст, поролон и картон, Художественная галерея Онтарио.
Огрызок яблока (1992), Музей Израиля, Иерусалим.
Джаспер Джонс (род. 1930)
Американский художник, скульптор, гравёр, пионер поп-арта.
Банки с элем (1964), масло по бронзе, Публичное художественное собрание, Базель.
Джонатан Де Паз (1932–1991), Донато Д’Урбино (род. 1935), Паоло Ломацци (род. 1936)
Эти три итальянских художника создали этот шедевр поп-арта.
Диван «Джо» (1968), частная коллекция.
Марк ди Суверо (род. 1933)
Американский скульптор, известный своими крупномасштабными общественными скульптурами из стали.
Ангел бури (1973–1974), сталь, площадь Шабас, Шалон-сюр-Сон.
Вальтер Де Мария (1935–2013)
Американский современный художник, известный своими минималистскими скульптурами и концептуальным искусством.
Клетка II (1965), нержавеющая сталь, MoMA, Нью-Йорк.
Ричард Серра (1938–2024)
Ведущий американский автор огромных стальных скульптур для общественных пространств.
Змея (1994–1997), Музей Гуггенхайма, Бильбао.
Материя времени (2004), Музей Гуггенхайма, Бильбао.
Джон Де Андреа (род. 1941)
Американский скульптор-гиперреалист, известный своими реалистичными обнажёнными фигурами.
Пара (1971), акрил на полиэстере, Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Модель в позе (1981), акрил на полиэстере, Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург.
Энтони Гормли (род. 1950)
Эта работа, расположенная у автострады А1, принесла британскому художнику премию Тёрнера в 1994 г.
Ангел Севера (1998), сталь, Гейтсхед, Великобритания.
Роуэн Гиллеспи (род. 1953)
Возможно, величайший ирландский скульптор-фигуративист.
Эхо (1981), бронза, коллекция AIB Bank.
Голод (1996–1997), бронза, набережная Кастом-Хаус, Дублин.
Танцоры из Кашела (1991), бронза, скала Кашел, Типперэри, Ирландия.
Стремление (1995), бронза, здание Казначейства, Дублин.
Аниш Капур (род. 1954)
Британский скульптор-абстракционист, лауреат премии Тёрнера в 1991 г.
Облачные врата (2004), нержавеющая сталь, Миллениум-парк, Чикаго.
Марсий (2002), Турбинный зал, Тейт Модерн, Лондон.
Джефф Кунс (род. 1955)
Американский скульптор и художник-концептуалист, известный своим нео-поп-артом.
Майкл Джексон и Бабблз (1988), фарфор/золото, Музей современного искусства Аструпа-Фернли.
Щенок (1992), цветущие растения, сталь, дерево, земля, Музей Гуггенхайма в Бильбао.
Собака из воздушных шариков (1994–2000), нержавеющая сталь с цветным покрытием, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Субодх Гупта (род. 1964)
Современный скульптор.
Очень голодный бог (2006), кухонная утварь, кастрюли и сковородки, частная коллекция.
Дэмиен Хёрст (род. 1965)
Величайший британский представитель постмодернизма.
Дева-мать (2005), площадь Левер-Хаус, Нью-Йорк.
Ради любви к Богу (2007), частная коллекция.
Дамиан Ортега (род. 1967)
Современный скульптор.
Контролёр Вселенной (2007), найденные инструменты и проволока, частная коллекция.
См. также Американские скульпторы (с 1850 г. по настоящее время).
Величайшие рельефные скульптуры
Ниже приведён список наиболее известных скульптурных рельефов, то есть скульптур, выступающих из фоновой поверхности, а не стоящих отдельно. Чаще всего они используются для архитектурного декора, особенно в соборах и церквях. Рельефная скульптура традиционно классифицируется по степени выступания и включает такие категории, как высокий рельеф (alto rilievo, haut-relief), средний (mezzo-rilievo), низкий (basso rilievo, bas-relief) или уплощённый (rilievo schiacciato).
Лучшие рельефы
Венера Лоссельская (ок. 23 000 лет до н.э.), известняк, Музей Аквитании, Бордо.
Самый ранний из известных барельефов в истории искусства.
Бизоны из пещеры Тюк д’Одубер (ок. 13 500 г. до н.э.), необожжённая глина, пещера Тюк д’Одубер, Франция.
Рельефная скульптура Парфенона (ок. 446–430 гг. до н.э.), мрамор, Акрополь, Афины / Британский музей, Лондон.
Храм Аполлона Эпикурейского, восточный фриз (ок. 420 г. до н.э.), мрамор, Британский музей, Лондон.
Галикарнасский мавзолей, фриз с амазономахией (ок. 350 г. до н.э.), мрамор, Британский музей, Лондон.
Пергамский алтарь, большой фриз (ок. 166–156 гг. до н.э.), мрамор, Пергамский музей, Берлин.
Алтарь Мира, северный фриз (13–9 гг. до н.э.), мрамор, Музей Алтаря Мира, Рим.
Колонна Траяна (113 г. н.э.), мрамор, Рим.
Мемориальный нарратив о дакийских войнах Траяна.
Арка Константина (ок. 312 г. н.э.), мрамор, Рим. См. также: Рельефная скульптура Древнего Рима.
Врата ада (1880–1917), бронза, Огюст Роден. Музей Родена в Филадельфии.
Величайшие образцы романской рельефной скульптуры (соборы и церкви):
Кентерберийский собор (XI век), Кентербери, Англия.
Собор Святого Лазаря (XI – XII вв.), Отён, Франция.
Аббатство Сент-Мари (XI – XII вв.), Суйак, Франция.
Церковь аббатства Сент-Фуа (XI – XIV вв.), Конк, Франция.
Величайшие образцы готической рельефной скульптуры (соборы и церкви):
Базилика Сен-Дени (1140–1281 гг.), Париж, Франция.
Собор Парижской Богоматери (ок. 1160–1250 гг.), Париж, Франция.
Шартрский собор (после 1194 г.), Франция.
Реймсский собор (начат в 1211 г.), Франция.
Кентерберийский собор (после 1100 г.), Англия.
Амьенский собор (1220–1270 гг.), Франция.
Бургосский собор (начат в 1221 г.), Испания.
Уэлсский собор (после 1230 г.), Англия.
Вестминстерское аббатство (после 1245 г.), Лондон, Англия.
Леонский собор (ок. 1250–1275 гг.), Испания.
Кёльнский собор (ок. 1250–1300 гг.), Германия.
Севильский собор (ок. 1400–1420 гг.), Испания.
Подробнее о развитии архитектурного искусства, включая примеры романского, готического, ренессансного, барочного и неоклассического стилей, см.: История архитектуры.
Величайшие алтарные рельефные скульптуры
К величайшим алтарным скульптурам относятся произведения:
Церковь Сен-Дидье, Авиньон (1481), камень. Автор: Франческо Лаурана.
Алтарный образ Святого Вольфганга, Австрия (1481), дерево. Автор: Михаэль Пахер.
Алтарь Девы Марии, Краков (1489), дерево. Автор: Фейт Штосс.
Алтарь Святой Крови, Ротенбург-об-дер-Таубер (1504), липа. Автор: Тильман Рименшнейдер.
Алтарь Блаубойренского монастыря, Блаубойрен (1494), дерево. Автор: Грегор Эрхарт.
Алтарь Марии, Креглинген-на-Таубере (ок. 1505–1510), липа. Автор: Тильман Рименшнейдер.
Антверпенский алтарь, Антверпен (1520), дуб, анонимный мастер.
Главный алтарь Мюнстера, Юберлинген (1616), ель/липа. Автор: Йорг Цюрн (1583–1638).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?