Караваджизм читать ~4 мин.
Термин «караваджизм» описывает художественное направление, возникшее под влиянием итальянского живописца Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio; 1571–1610). Его новаторский подход, основанный на техниках кьяроскуро и тенебризма, нашёл отражение в религиозных и жанровых картинах, а также в натюрмортах. Впоследствии его стиль был воспринят многими художниками в Италии и по всей Европе.
Натурализм Караваджо сделал его стиль идеальным инструментом для искусства католической Контрреформации. Его фирменное кьяроскуро стало одним из определяющих элементов новой эпохи искусства барокко XVII века. Это влияние особенно заметно в работах таких мастеров, как Диего Веласкес и Рембрандт ван Рейн. Несмотря на бурную жизнь и раннюю смерть в 38 лет, Караваджо оставил после себя около 60–70 полотен, а его мастерство высоко ценилось современниками.
Величайшие картины Караваджо
К шедеврам Караваджо относятся:
Призвание апостола Матфея (1599–1600), Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
Мученичество святого Матфея (1599–1600), Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
Обращение по пути в Дамаск (1601), Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
Распятие Святого Петра (1601), капелла Черази, Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
Смерть Марии (1601–1606), Лувр, Париж.
Положение во гроб (1601–1603), Музеи Ватикана, Рим.
Амур-победитель (1602), Картинная галерея, Берлин.
Что такое караваджизм? — Характеристики
В отличие от своего современника Аннибале Карраччи (1560–1609), Караваджо отверг традиционную идеализацию, предпочитая правду изяществу и гармонии. Он использовал смелый, бескомпромиссный натурализм, усиленный резким контрастом света и тени (тенебризм). Моделями для его религиозных персонажей часто становились простые люди с улиц, которых он писал прямо с натуры, без предварительных эскизов. Это позволяло добиться мощного драматического эффекта.
Радикальный реализм Караваджо в изображении религиозных сюжетов нравился не всем заказчикам, и некоторые его работы были отвергнуты. Однако благодаря широкой популярности художника эти полотна охотно покупали кардиналы и состоятельные аристократы.
См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Тенебризм и кьяроскуро
Караваджизм включает в себя и кьяроскуро, и тенебризм. Обе техники основаны на использовании света и тени, но между ними есть различие. Кьяроскуро — это приём светотеневой моделировки, который придаёт фигурам трёхмерный объём. Тенебризм же предполагает, что значительные участки холста остаются в глубокой тени, в то время как отдельные фигуры или детали ярко освещены. Таким образом художник управляет вниманием зрителя и усиливает драматизм сцены.
Наиболее значительные караваджисты
Тенебризм Караваджо оказал влияние на развитие фламандского, голландского и испанского барокко. Среди ведущих итальянских последователей стиля были Орацио Джентилески и его дочь Артемизия Джентилески, автор знаменитой картины «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1620, Уффици, Флоренция). К ним также относят мастера жанровых сцен Бартоломео Манфреди и работавшего в Неаполе испанца Хусепе де Риберу, известного своими напряжёнными религиозными работами.
Неаполь стал одним из главных центров караваджизма и религиозной живописи Контрреформации. Кроме Риберы, здесь работали Баттистелло Караччоло, Маттиа Прети и другие. В то же время Гвидо Рени, представлявший болонскую школу, хоть и заимствовал драматизм светотени Караваджо, в остальном придерживался более классического стиля. Подробнее см.: Караваджо в Неаполе и Живопись в Неаполе (1600–1700). О раннем искусстве см.: Неаполитанская школа живописи (1600–1656); о более поздних художниках: Неаполитанское барокко (ок. 1650–1700).
В Голландии центром северного караваджизма стала Утрехтская школа. Её главными представителями были Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и Дирк ван Бабюрен. Драматическое кьяроскуро Караваджо также сильно повлияло на Рембрандта. В Испании его последователем был Франсиско де Сурбаран, во Франции — Жорж де Латур, давший наиболее лирическую интерпретацию стиля, и братья Ленен с их подлинным реализмом. В Англии выдающимся мастером тенебризма стал Джозеф Райт из Дерби, автор картины «Эксперимент с птицей в воздушном насосе» (1768, Национальная галерея, Лондон).
Упадок
В Риме караваджизм вышел из моды к концу 1620-х годов, но сохранял популярность в других частях Италии, особенно на Сицилии. В нидерландском Утрехте и на востоке Франции его влияние ощущалось вплоть до 1650-х годов.
Вклад в изобразительное искусство
Работа со светом и тенью в караваджизме оживила итальянскую живопись, усилив трёхмерность фигур. Этот подход позволил художникам управлять фокусом картины и повышать её драматическое напряжение. В руках таких мастеров, как Рембрандт, он также способствовал передаче глубоких эмоций и характеров. Эти качества были восприняты голландскими реалистами и художниками XVII века, работавшими в жанре религиозной исторической живописи в русле католической Контрреформации.
Работы знаменитых караваджистов можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
- Баттистелло Караччоло: неаполитанский художник, последователь Караваджо
- Хендрик Тербрюгген: голландский художник-жанрист Утрехтской школы, последователь Караваджо
- Маттиа Прети: итальянский фресковый художник эпохи барокко, караваджист
- Зулькарнайн Исмаил. Дополненная реальность 16+
- Тенебризм
- Братья Ленен: французские жанристы
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?