Художники-маньеристы читать ~12 мин.
После Высокого Возрождения
Искусство Высокого Возрождения часто сравнивают с достижением вершины, за которой неизбежно начинается спуск. Отчасти это справедливо: после великих мастеров новые поколения художников должны были искать собственные пути. (Подробнее о Высоком Возрождении см. в разделе «Искусство Возрождения в Риме»).
Всегда существовали художники-эпигоны — достаточно чуткие, чтобы продолжать традицию предшественников, но недостаточно самобытные, чтобы увидеть мир по-своему. Их работы зачастую были грамотными и техничными, но вторичными и потому не представляли большого интереса для развития искусства.
Такие школы художников возникли во Франции, в школе Фонтенбло (1530–1610), и в Италии, в болонской школе (ок. 1590–1625). Центром последней стала Академия дельи Инкамминати, основанная братьями Карраччи в Болонье. Их вдохновлял Рафаэль, но его наследие они сочетали с чувственностью Корреджо и колоритом Тициана.
У Карраччи были последователи, среди которых самым искусным считался Доменикино (1581–1641), а самым известным в своё время — Гвидо Рени (1575–1642). Они были плодовитыми мастерами, но не внесли значительного вклада в творческие достижения своей эпохи.
Таким образом, после кульминации Высокого Возрождения открывались два пути. Первый — подражать великим предшественникам, неизбежно преувеличивая и пародируя их приёмы, превращая искреннее искусство в набор манер. Второй — начать новый путь, исследовать неизведанные территории и стремиться к новым вершинам.
В XVI веке в разных частях Италии можно проследить оба эти движения. Первое, маньеризм, со временем исчерпало себя. Второе, барокко, оказалось способным к развитию и процветало на протяжении всего следующего столетия не только в Италии, но и по всей Европе. Эти два направления пересекались и сливались, но для ясности их стоит рассматривать отдельно, помня, что любое упрощение условно.
Маньеризм
В Тоскане маньеризм развивался под влиянием таких гигантов, как Микеланджело и Рафаэль, чьи достижения были настолько велики, что отчасти перекрыли пути для дальнейшего прогресса их последователей.
Художники-маньеристы, такие как Понтормо, Вазари, Бронзино и Тибальди, в своём преклонении перед гением Микеланджело доходили до пародирования его приёмов. Они изображали преувеличенную мускулатуру и сложные, вычурные позы, которые часто не имели прямого отношения к сюжету картин. Тем не менее их творчество является важной частью истории искусства.
В портретном искусстве Аньоло Бронзино (1503–1572) отходит от избыточной театральности, свойственной его фрескам. Его портреты строги и кажутся отстранёнными, но исполнены сдержанного достоинства. Влияние Микеланджело проявляется лишь в лёгкой напряжённости поз и искусственной надменности выражений лиц. Талантливый, но излишне экспрессивный Пармиджанино (1503–1540) в своих работах почти убеждает зрителя в искренности намеренно удлинённых фигур. Однако его стиль выглядит поверхностным в сравнении с творчеством Эль Греко (1541–1614) — величайшего маньериста испанской школы, который поколением позже использовал тот же приём для передачи состояний духовного экстаза.
В Венеции ситуация складывалась иначе. Тициан к концу жизни не исчерпал всех возможностей живописи, которую он начал исследовать; даже в XIX веке Ренуар продолжал развивать его находки. А Тинторетто предвосхитил динамизм, который позднее в полной мере раскроет Рубенс, и новый подход к свету, который станет основой творчества Рембрандта.
Некоторые историки искусства не относят венецианскую живопись конца XVI века к маньеризму в чистом виде. В частности, Тинторетто силой своего гения осуществил естественный переход от венецианской живописи Высокого Возрождения к полноценной живописи барокко XVII века. (См. также Искусство Возрождения в Венеции).
Стиль маньеризма
Было бы неверно считать маньеристов, наполнивших Италию второй половины XVI века своими беспокойными картинами, лишь бессильными подражателями. Сам факт, что их работы вызывают острое ощущение тревоги, говорит о том, что они открыли новую грань человеческих эмоций. Их можно сравнить с людьми, попавшими в тупик и лишёнными той свободы, которой обладали их предшественники. Однако в этой ограниченности, подобной движениям зверя в клетке, есть своя особая притягательность, к которой искусствоведы сегодня становятся всё более восприимчивы.
Маньеризм нельзя объяснить только желанием группы второстепенных художников преувеличить стилистические приёмы мастеров прошлого. За пределами Венеции сложилась новая политическая обстановка. Небольшие аристократические дворы, чьи правители утратили былое политическое могущество, но сохранили интеллектуальные амбиции, диктовали свою волю художникам.
Можно представить, как Пармиджанино в Риме и Парме (см. Пармская школа) или Тибальди в Болонье откликались на утончённую и изысканную атмосферу этих дворов, создавая её живописный эквивалент. В то же время в более приземлённой и витальной атмосфере Венеции мощное величие Тинторетто и светская элегантность Паоло Веронезе не несли на себе отпечатка этого влияния.
Этот исторический момент не мог длиться долго. К концу последней четверти XVI века казалось, что вся традиция искусства Ренессанса может иссякнуть. Однако появление новой фигуры, осмелившейся покинуть плато Высокого Возрождения и начать совершенно новое восхождение, изменило облик итальянского искусства и повлияло на многих художников итальянского барокко.
Караваджо: отказ от красоты в пользу правды
Караваджо (1571–1610) не был ни подражателем, ни пародистом. Его появление было ещё более неожиданным, чем в своё время появление Корреджо, а его влияние — более мгновенным и революционным. На протяжении всего пути развития искусства, от Мазаччо до Тициана, история искусства руководствовалась рядом принципов, сформулированных, в частности, в трудах Альберти и Леонардо да Винчи.
Живопись, согласно этим принципам, должна воспроизводить природу. Альберти даже сравнивал картину с зеркальным отражением трёхмерного мира. Но поскольку «природа» несовершенна, художник должен был исправлять её в интересах «красоты». Таким образом, искусство стремилось к балансу между реализмом и красотой.
Первым этот баланс нарушил Рафаэль. В Центральной и Южной Италии его формула «красоты» стала настолько доминирующей, что искусство рисковало превратиться в погоню за формальным совершенством. Сама красота, бывшая ранее побочным продуктом стремления художника к выразительности, начала угасать, став самоцелью.
В этих условиях Караваджо сделал смелый шаг: он решил полностью отказаться от идеализированной красоты и сосредоточиться на правде. К тому времени, когда он выработал свой зрелый стиль, широта мазка Тициана и его внимание к игре света на поверхности были знакомы каждому художнику в Италии. Поэтому реализм Караваджо закономерно стал реализмом света. Но если у Тициана свет служил для создания идеального, поэтизированного мира, то Караваджо использовал своё мастерство кьяроскуро, чтобы показать мир таким, каков он есть — не лишённым красоты, но и не приукрашенным искусственно.
Влияние караваджизма
Резкий свет, выхватывающий фигуры из темноты, создаёт драматический эффект и придаёт значимость даже самому простому жесту. Персонажи Караваджо появляются из тёмного фона — этот приём получил название тенебризм. Но особенно революционным для современников был выбор самих моделей и акцент на том, что в эпоху Высокого Возрождения сочли бы физическими недостатками.
Для нас, привыкших к реализму Веласкеса, Рембрандта или Гойи, такое прямое изображение людей не кажется чем-то шокирующим. Однако в конце XVI века отказ от облагораживания и идеализации человека, свойственных Тициану и Рафаэлю, отход от пышности Веронезе или героического динамизма Тинторетто воспринимался как нечто вызывающее и даже кощунственное.
На смену полубогам предыдущего поколения пришли крестьяне с мозолистыми руками и морщинистыми лбами — написанные с абсолютной искренностью, ведь именно такими были простые люди, которых Христос избрал своими учениками. Он также изображал юношей, чья элегантность была скорее уличной, чем героической. Это было демократическое вторжение в искусство, ставшее знамением времени. Едва появившись в творчестве Караваджо, оно начало оказывать влияние на следующее поколение художников.
Картины в стиле тенебризма, наполненные фигурами подчёркнутого реализма, появляются не только в Италии, но и в Испании, и в Северной Европе. Движение его последователей получило название караваджизм. Сам Веласкес на время подпал под его влияние. Даже Рубенс, по своей природе художник пышный и жизнерадостный, на мгновение увлёкся мрачной драмой Караваджо. Всё это показывает, что Караваджо, казавшийся современникам бунтарём, на самом деле был пророком, открывшим искусству новые горизонты.
Алфавитный список старых мастеров и других художников движения маньеризма см. ниже.
Адриан де Врис (1560-1626) Голландский скульптор
Алесси, Галеаццо (1512-1572) Архитектор
Аллори, Алессандро (1535-1607) Художник
Амманати, Бартоломео (1511-1592) Скульптор
Ангиссола, Лючия (1540-1565) Художник
Ангиссола, Софонисба (1532-1625) Художник
Арчимбольдо, Джузеппе (1530-1593) Художник
Аспертини, Амико (1474-1552) Художник
Бандинелли, Баччо (1493-1560) Скульптор
Бароччи, Федерико (1526-1612) Живописец
Бассано, Франческо (1549-1592) Художник
Бассано, Якопо (1515-1592) Художник
Бассано, Леандро (1557-1622) Художник
Бедоли, Джироламо Маццола (1500-1569) Художник
Бецерра, Гаспар (1520-1570) Испанский художник/скульптор
Берругете, Алонсо (1488-1561) Испанский скульптор/архитектор
Бронзино, Аньоло (1503-1572) Художник
Караваджо (1571-1610) Итальянский живописец. См. также Караваджо в Неаполе
Камбиазо, Лука (1527-1585) Художник
Кампи, Винченцо (1536-1591) Художник
Карон, Антуан (1520-1598) Французский живописец
Карраччи, Аннибале (1560-1609) Художник
Каттанео, Данезе (1509-1573) Скульптор
Челлини, Бенвенуто (1500-1571) Скульптор, золотых дел мастер
Чиоли, Валерио (1529-1599) Скульптор
Клуэ, Франсуа (1510-1572) Французский живописец
Корнелис ван Далем (1530-1573) Голландский живописец
Даниэле да Вольтерра (1509-1566) Художник/скульптор
Данти, Винченцо (1530-1576) Скульптор
Диего де Силоэ (1495-1563) Испанский скульптор/архитектор
Дюмонстье, Пьер (1545-1625) Французский живописец
Эль Греко (1541-1614) Греческий/испанский живописец
Фаринати, Паоло (1524-1606) Художник
Фиджино, Джованни Амброджио (1551-1608) Художник
Фьорентино, Россо (1494-1540) Художник
Франкавилла, Пьетро (1548-1615) Скульптор
Герхард, Хуберт (1540-1620) Голландский скульптор
Гизи, Джорджо (1520-1582) Гравёр
Джакомо делла Порта (1533-1602) Архитектор
Джамболонья (1529-1608) Фламандский скульптор
Джоване, Пальма (1548-1628) Живописец
Гужон, Жан (1510-1568) Французский скульптор
Ханс Спекарт (ум. 1577) Фламандский живописец
Ханс фон Ахен (1552-1615) Немецкий живописец
Ян Сандерс ван Хемессен (1500-1566) Нидерландский живописец
Хуан де Хуни (1507-1577) Французский/испанский резчик по дереву
Карел ван Мандер (1548-1606) Голландский писатель/художник
Леони, Леоне (1509-1590) Скульптор
Леони, Помпео (1533-1608) Скульптор
Лигорио, Пирро (1510-1583) Архитектор
Лигоцци, Якопо (1547-1627) Живописец
Ломаццо, Джован Паоло (1538-1600) Художник
Луис де Моралес (1520-1586) Испанский художник
Мартин де Вос (1532-1603) Фламандский художник
Микеланджело (1475-1564) Художник/скульптор
Морони, Джованни Баттиста (1520-1578) Художник
Никколо дель Аббате (1512-1571) Художник
Носаделла, Иль (1549-1571) Живописец
Отто ван Вен (1556-1629) Фламандский живописец
Палладио, Андреа (1508-1580) Один из величайших архитекторов эпохи
Пармиджанино (1503-1540) Живописец, гравёр
Пассеротти, Бартоломео (1529-1592) Живописец
Перино дель Вага (1501-1547) Живописец
Питер де Витте (1548-1628) Нидерландский живописец
Пилон, Жермен (1529-1590) Французский скульптор эпохи Возрождения
Полидоро да Караваджо (1500-1543) Художник
Понтормо, Якопо (1494-1556) Художник
Порта, Джузеппе (1520-1575) Художник
Приёр, Бартелеми (1536-1611) Французский скульптор-маньерист
Приматиччо, Франческо (1504-1570) Живописец/скульптор
Романо, Джулио (1499-1546) Живописец
Ронкалли, Кристофоро (1552-1626) Живописец
Сальвиати, Франческо (1510-1563) Художник
Сансовино, Якопо (1486-1570) Скульптор/архитектор
Скамоцци, Винченцо (1548-1616) Архитектор
Скьявоне, Андреа (1500-1563) Художник
Скултори, Диана (1547-1612) Гравёр
Шпрангер, Бартоломеус (1546-1611) Фламандский живописец
Сустрис, Ламберт (1510-1560) Голландский живописец
Тибальди, Пеллегрино (1527-1596) Художник
Тинторетто (1518-1594) Художник
Триболо, Никколо (1500-1550) Скульптор
Вазари, Джорджо (1511-1574) Живописец, историк искусства
Веронезе, Паоло (1528-1588) Живописец
Виньола (1507-1573) Архитектор; см: Архитектура эпохи Возрождения
Виттория, Алессандро (1525-1608) Скульптор
Дзуккаро, Федерико (1542-1609) Художник
Дзуккаро, Таддео (1529-1566) Художник
Дзукки, Якопо (1540-1596) Художник
Величайшие картины в стиле маньеризма
Особенности живописи маньеризма хорошо иллюстрирует следующая подборка картин.
Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593)
«Зима» (1573) Лувр, Париж.
«Император Рудольф II в образе Вертумна» (1591) Замок Скоклостер, Швеция.
Ганс Бальдунг Гриен (1484-1545)
«Алтарная картина ‘Коронация Богородицы’» (1512-16) Фрайбург-им-Брайсгау.
«Три возраста человека и Смерть» (ок. 1540) Прадо, Мадрид.
Якопо Бассано (1517-1592)
«Тайная вечеря» (1547) Галерея Боргезе, Рим.
Аньоло Бронзино (1503-1572)
«Портрет Лукреции Панчатики» (1540) Уффици, Флоренция.
Аннибале Карраччи (1560-1609)
Фрески галереи Фарнезе (1597-1608) Рим.
Эль Греко (1541-1614)
«Погребение графа Оргаса» (1586-88) Церковь Сан-Томе, Толедо, Испания.
«Снятие одежд с Христа» (1577) Кафедральный собор Толедо.
«Вид Толедо» (1595-1600) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Христос, изгоняющий торговцев из храма» (1600) Национальная галерея, Лондон.
«Портрет кардинала» (1600) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Портрет брата Феликса Ортенсио Паравичино» (ок. 1605 г.) Музей изящных искусств, Бостон.
Микеланджело (1475-1564)
Фреска «Страшный суд» (1535-41) Сикстинская капелла, Ватикан.
Пармиджанино (1503-1540)
«Мадонна с длинной шеей» (1535) Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1556)
«Козимо Медичи Старый» (1518-19) Уффици, Флоренция.
Тинторетто (Якопо Робусти) (1518-1594)
«Адам и Ева» (1550) Галерея Академии, Венеция.
«Распятие» (1565) Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция.
«Рождество» (1579-81) Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция.
«Тайная вечеря» (1592-4) Базилика Сан-Джорджо Маджоре, Венеция.
Джорджо Вазари (1511-1574)
«Свадьба Эсфири и Артаксеркса» (1548) Государственный музей, Ареццо.
Паоло Веронезе (1528-1588)
«Брак в Кане Галилейской» (1563) Лувр, Париж.
«Пир в доме Левия» (1573) Галерея Академии, Венеция.
Караваджо (1571-1610)
«Ужин в Эммаусе» (1601) Национальная галерея, Лондон.
«Обращение Савла» (1601) Церковь Санта-Мария-дель-Пополо.
«Смерть Марии» (1602) Лувр.
«Неверие апостола Фомы» (1602-3) Дворец Сан-Суси, Потсдам.
«Отречение святого Петра» (1610) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
ИСКУССТВО РЕНЕССАНСА
Подробную информацию о художниках и скульпторах XIV-XV веков см.:
Художники проторенессанса (1300-1400)
Художники раннего Возрождения (1400-1490)
Художники Высокого Возрождения (1490-1530)
- Маньеризм
- Маньеризм. Кризис гуманизма
- Школа Фонтенбло в искусстве маньеризма (ок. 1528-1610 гг.)
- Маньеризм
- Аньоло Бронзино: художник-маньерист
- Живопись маньеристов
- Выставка Глигора Чемерски «События и знаки земли Македонской» в залах Галереи искусств
- Открытие в Париже памятника Папе Римскому Иоанну Павлу II работы З.К.Церетели.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?