Папа Юлий II:
покровитель искусства эпохи Возрождения в Риме читать ~6 мин.
Джулиано делла Ровере (1453–1513), более известный как папа Юлий II (1503–1513), был одной из центральных фигур итальянского Возрождения и деятельным покровителем искусства Ренессанса в Риме. Он приходился племянником Франческо делла Ровере (1414–1484), правившему как папа Сикст IV (1471–1484). Обладая грозным характером, Юлий II стремился сделать папство главной силой в Италии, а Рим — центром искусства Ренессанса, способным затмить Флоренцию.
Он преуспел в обоих начинаниях. «Ненавидимый многими и внушающий страх всем», Юлий II, сочетая военные и дипломатические методы, укрепил власть папства. С помощью величайших старых мастеров того времени он превратил Вечный город в средоточие искусства и культуры Высокого Возрождения. Например, он заказал Микеланджело (1475–1564) фрески Сикстинской капеллы (1508–1512), основанной его дядей, папой Сикстом IV. Для украшения папских апартаментов в Ватикане, известных как «Станцы Рафаэля», был приглашён Рафаэль (1483–1520). Папа также заложил первый камень нового собора Святого Петра (1506–1626), первоначальный проект которого разработал Донато Браманте (1444–1514). После упадка флорентийского Возрождения Юлий добился того, что Рим стал центром развития живописи Высокого Возрождения и архитектуры Ренессанса.
Папы эпохи Возрождения
Сикст IV (1471–1484)
Иннокентий VIII (1484–1492)
Александр VI (1492–1503)
Пий III (26 дней в 1503)
Юлий II (1503–1513)
Лев X (1513–1521)
Адриан VI (1522–1523)
Климент VII (1523–1534)
Он также был одним из великих коллекционеров искусства в Риме. Его коллекция греческой скульптуры включала такие шедевры, как «Лаокоон и его сыновья» (ок. 42–20 гг. до н.э.) и «Аполлон Бельведерский» (римская копия оригинала Леохара, 350–325 гг. до н.э.). Юлий II разместил эти произведения во дворе Бельведер в Ватикане, открыв к ним доступ для художников и учёных. Это собрание положило начало знаменитым музеям Ватикана. Несмотря на дорогостоящие войны и огромные расходы на строительство собора Святого Петра, он проявил себя как умелый администратор и оставил папскую казну в лучшем состоянии, чем принял её.
Путь к папству
Джулиано делла Ровере был сыном Рафаэлло делла Ровере, брата папы Сикста IV. Получив образование у францисканцев, он в 1471 году, в возрасте 18 лет, стал епископом Карпантраса. Вскоре после избрания дяди папой, Джулиано был назначен кардиналом Сан-Пьетро-ин-Винколи. Благодаря власти и покровительству Сикста IV он со временем получил восемь епископств и архиепископство Авиньон.
В 1480 году его назначили папским легатом во Францию, где он провёл четыре года, приумножив свой опыт и дипломатические навыки. В 1480-х годах у него возникло острое соперничество с кардиналом Родриго Борджиа. После смерти папы Иннокентия VIII в 1492 году Борджиа был избран папой под именем Александр VI. Последующее десятилетие было отмечено сложными интригами между ними, кульминацией которых стало вторжение в Италию французского короля Карла VIII.
В 1503 году папа Александр VI умер. Конклав избрал кардинала Пикколомини из Сиены, ставшего папой Пием III, но его понтификат продлился всего 26 дней. После этого новым папой был избран делла Ровере, принявший имя Юлий II.
Художественные достижения: Сикстинская капелла, Ватикан, собор Святого Петра
Получив папский престол, Юлий II решил превратить Рим в культурную столицу Италии и всей Европы. Он убедил величайших художников того времени приехать в Рим для работы над его заказами. Рафаэль, один из главных мастеров Высокого Возрождения, прибыл для росписи частных папских апартаментов в Ватикане, известных как Станце ди Раффаэлло. Эти четыре зала — Станца делла Сеньятура, Станца ди Элиодоро, Станца дель Инчендио ди Борго и Зал Константина — знамениты благодаря фреске «Афинская школа» и другим работам. Рафаэль также написал «Сикстинскую мадонну» (ок. 1513–1514), изначально предназначавшуюся для гробницы Юлия II, но позже переданную как алтарный образ для церкви Сан-Систо в Пьяченце.
Микеланджело также стал гостем Юлия, хотя и не по своей воле. Он провёл четыре года на строительных лесах, практически в одиночку создавая роспись потолка Сикстинской капеллы площадью около 1860 квадратных метров. Центральными работами этого цикла стали фрески на тему Книги Бытия (1508–1512), включая знаменитое «Сотворение Адама» (ок. 1511). Позже художник несколько лет работал над мраморными скульптурами для гробницы папы.
Знаменитый архитектор Донато Браманте приехал из Милана, чтобы возглавить перестройку ветхой базилики Святого Петра, стоявшей со времён раннего христианства. Проект Юлия II был грандиозным: в проектировании и строительстве собора в разное время участвовали величайшие архитекторы страны, включая Браманте, Рафаэля и Микеланджело. Его украшение заняло более полутора веков и потребовало таланта величайших скульпторов последующих эпох. Среди них были Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680), создавший балдахин над главным алтарём и Кафедру Святого Петра (Cathedra Petri), Алессандро Альгарди (1598–1654), автор гробницы папы Льва XI, и Антонио Канова (1757–1822), изваявший статую папы Пия VI.
Рафаэль и Микеланджело продолжали работать над ватиканскими проектами и после смерти Юлия II. Для папы Льва X (1513–1521) Рафаэль создал картоны для серии гобеленов, предназначенных для нижнего яруса стен Сикстинской капеллы. Микеланджело, помимо работы над гробницей Юлия, по заказу папы Павла III (1534–1549) вернулся в капеллу. Он выполнил на алтарной стене грандиозную фреску «Страшный суд» по замыслу, разработанному ещё при папе Клименте VII (1523–1534). Работа была завершена в 1541 году, почти через 29 лет после окончания росписи потолка.
Обе фрески выполнены в совершенно разных стилях, что отражает смену настроений эпохи. В 1527 году Рим был разграблен, а раскол между католицизмом и протестантизмом усилил напряжённость в Европе. Если роспись потолка «Бытие» выражала уверенность Высокого Возрождения в человеке и мире, то «Страшный суд» стал отражением тревог маньеризма, где человек предстаёт смятенным и одиноким перед лицом своей судьбы.
Наследие
Юлий II правил всего десять лет, но его энергия и амбиции заложили основу для процветания Рима и укрепления его могущества. В некотором смысле он стал для Рима тем же, кем была семья Медичи для Ренессанса во Флоренции. Его покровительство дало мощный импульс развитию архитектуры, фресковой живописи и скульптуры. Его примеру следовали и другие правители, в том числе члены семьи делла Ровере. Так, его племянник Франческо Мария I делла Ровере, герцог Урбино, покровительствовал мастерам венецианского Ренессанса, в частности Тициану (ок. 1488–1576).
С другой стороны, стремление Юлия II сделать Рим культурной столицей Европы породило тенденцию, которая в руках менее умелых понтификов привела к истощению казны Ватикана. Это стало причиной введения высоких церковных налогов по всей Европе, что, вместе с сопутствующей коррупцией, вызвало протест Мартина Лютера, подъём протестантского движения и положило конец монополии католической церкви.
Общий обзор эволюции живописи, скульптуры и других видов искусства см: История искусства (2,5 млн. лет до н.э. – настоящее время).
- Архитектура эпохи Возрождения
- Цветовая палитра эпохи Возрождения: пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения
- Рисунки эпохи Возрождения
- Портреты эпохи Возрождения (1400-1600)
- Искусство эпохи Возрождения во Флоренции
- Казанский палимпсест: искусство современной гравюры Татарстана будет представлено в Италии
- Маасская школа (Мозанское искусство)
- Музеи Франции не будут платить налог на богатство
- В Англии налоговые льготы для владельцев шедевров в обмен на доступ к ним общественности, стали лишь схемой уклонения от налогов
- ПМЖ Мальты: аргументы в пользу выбора оформления статуса на острове
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?