Искусство эпохи Возрождения в Риме при Папах читать ~11 мин.
В период Раннего Средневековья, известного как Тёмные века (ок. 500–1100 гг.), Европа переживала культурный и экономический упадок. Власть папы римского была ослаблена, уступая влиянию константинопольского патриарха. Даже после начала подъёма Европы около 800 года западное папство оставалось в зависимости от светских правителей — сначала от франкского императора Карла Великого, а затем от императоров Священной Римской империи. Только после преодоления Великого западного раскола, когда в 1417 году Вселенский собор избрал понтификом папу Мартина V, он и его преемники смогли сосредоточиться на восстановлении престижа Рима в первые годы Ренессанса.
К тому времени папа обладал не только духовной, но и светской властью, управляя Папской областью. Эта двойственность приводила к частым политическим конфликтам в XV веке. Под юрисдикцией понтифика находились такие города, как Болонья, Перуджа, Урбино, Феррара и Сиена. Управление этими территориями осуществлялось через архиепископов, местную аристократию или родственников действующих пап.
Расцвет ренессансного искусства во Флоренции в XV веке (в период кватроченто) вызывал стремление к соревнованию у других итальянских городов, в первую очередь у Рима. Лидерство Флоренции в искусстве раннего Возрождения обеспечивало ей значительный авторитет (см. подробнее Флорентийское Возрождение). Папы осознали, что покровительство искусствам — эффективный способ укрепить престиж Святого Престола. Они стремились превратить Рим в новый центр итальянского Возрождения, украсив его выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры и живописи.
Раннее развитие
С историей папского меценатства особенно тесно связаны имена двух великих мастеров Возрождения — Рафаэля и Микеланджело (см. также Скульпторы эпохи Возрождения). За время их жизни сменилось тринадцать пап, трое из которых принадлежали к семье Медичи. Несмотря на различия в характерах, почти все понтифики преследовали общую цель: укрепление папства через усиление личной власти. С помощью дипломатии и политических интриг они создали авторитет, с которым приходилось считаться, и Рим вновь стал духовным и культурным центром христианского мира. В искусстве Ренессанс опирался на формы греческого и римского искусства, в особенности на классическую греческую скульптуру и архитектуру.
Одним из первых гуманистические идеи начал продвигать папа Пий II (в миру Энеа Сильвио Пикколомини, 1458–1464). Он осознавал важность сохранения и распространения античного наследия. Фреска, написанная Бернардино Пинтуриккьо (ок. 1454–1513) в начале XVI века, посвящена его жизни и гуманистическим достижениям. На ней будущий понтифик изображён коленопреклонённым юношей, ожидающим увенчания лавровым венком поэта. В этом полностью светском произведении Высокого Возрождения нет упоминаний о религиозном сане папы.
Преемником Пия II стал Франческо делла Ровере, правивший под именем Сикста IV (1471–1484). Этот проницательный и решительный человек в начале своего понтификата благословил заговор Пацци с целью убийства братьев Медичи. Однако он также был энергичным меценатом и начал масштабную строительную программу в Ватикане. Самым известным сооружением, возведённым по его заказу, стала Сикстинская капелла.
Изначально капелла предназначалась для проведения официальных конклавов и служила убежищем для папы. Уже в XX веке в ней состоялась историческая встреча папы Павла VI с архиепископом Кентерберийским.
Папа Сикст IV (1471–1484)
В период понтификата Сикста IV художественная жизнь в Риме заметно активизировалась. Его покровительство христианскому искусству привлекло в город живописцев, скульпторов, архитекторов, а также поэтов и учёных-классиков. Сикст IV стремился сделать Рим культурным центром, способным соперничать с Флоренцией Лоренцо Медичи. Он поощрял таких художников, как флорентиец Мелоццо да Форли, работать в римских церквях. Одно из главных достижений папы было запечатлено Мелоццо на фреске «Основание Сикстом IV Ватиканской библиотеки».
Кроме того, Сикст IV пригласил для украшения Сикстинской капеллы таких мастеров, как Перуджино (1450–1523), Доменико Гирландайо (1449–1494), Лука Синьорелли (1450–1523) и Боттичелли (1445–1510). Примером их работы служит фреска Перуджино «Христос, вручающий ключи святому Петру» (1482).
Папа, несомненно, заботился о своём историческом наследии и желал остаться в памяти как гуманист, щедро поддерживавший искусство и литературу. Фреска Мелоццо, выполненная в характерной для флорентийской школы манере, изображает папу в окружении четырёх племянников и ещё одного священнослужителя. Среди них выделяется коленопреклонённый кардинал Джулиано делла Ровере, которому в будущем, под именем Юлия II, предстояло придать Ватикану ещё больший блеск.
…После смерти Сикста в 1484 году его преемником стал Джованни Чибо, правивший как Иннокентий VIII (1484–1492). Он и следующий папа, Александр VI (1492–1503), продолжали строительные программы, но с меньшим размахом. Правление Александра VI совпало с началом Высокого Возрождения, однако в этот период Италия была охвачена политическими волнениями, в которых папы принимали непосредственное участие. Лишь с избранием Юлия II в 1503 году Рим окончательно вытеснил Флоренцию с позиции главного художественного центра Европы и стал называться madre di belle arti («мать изящных искусств»).
Лучшие художники мира
Список 10 лучших художников/скульпторов см: Лучшие художники всех времён.
Список 300 лучших работ маслом, акварелью см: Величайшие картины всех времён.
100 лучших произведений скульптуры см: Самые известные скульпторы.
Папа Юлий II (1503–1513)
Понтификат папы Юлия II продлился всего десять лет, но оставил глубокий след в истории искусства. За эти годы Рим стал свидетелем величайших творческих свершений, ставших возможными благодаря сильной политической воле. Юлия II называли «папой-воином», поскольку он нередко лично возглавлял свою армию, облачившись в доспехи. Он был хорошо знаком с проблемами папства со времён своего дяди, Сикста IV, и был полон решимости укрепить его могущество.
В отличие от многих предшественников, Юлий II редко использовал положение для обогащения своей семьи; всё приобретённое он направлял на нужды Церкви. Его характер сочетал, казалось бы, противоположные черты — суровость и утончённость. Его войны и интриги уравновешивались покровительством образованию и основанием музеев Ватикана. Юлий был образцом всесторонне развитого человека эпохи Возрождения, который чувствовал себя одинаково уверенно и на поле боя, и в кабинете среди книг.
Он, как ни один другой папа, способствовал возвращению Риму его былого величия. У него был грандиозный план по объединению Италии и превращению Рима в политический центр всей Европы. В то время эта мечта не казалась несбыточной: континент всё ещё был объединён общей верой, а многонациональный характер Церкви делал папу логичным кандидатом на роль политического лидера.
Стремясь превратить Рим в культурную столицу мира, Юлий II привлекал к работе самых талантливых художников и архитекторов своего времени. Рафаэль — величайший представитель живописи Высокого Возрождения — прибыл в Рим, чтобы украсить папские апартаменты фресками, прославляющими теологические и гуманистические интересы папы (см. Станцы Рафаэля в Ватикане).
Микеланджело по воле Юлия II в течение четырёх лет работал над фреской «Бытие» на потолке Сикстинской капеллы, частью которой является культовое изображение ‘Сотворение Адама’ (см. фрески Сикстинской капеллы). Одновременно художник трудился над грандиозной мраморной гробницей папы. Ведущий архитектор того времени, Донато Браманте (ок. 1444–1514), был приглашён из Милана для реконструкции обветшавшей раннехристианской базилики Святого Петра (см. Архитектура эпохи Возрождения).
По замыслу Юлия, новый собор должен был превзойти по грандиозности памятники Древнего Рима. Он заложил первый камень собора Святого Петра — главного архитектурного символа могущества папства — в 1506 году. Завершение проекта заняло более 150 лет, и в нём приняли участие многие выдающиеся архитекторы: Антонио да Сангалло, Микеланджело, создавший величественный купол, Карло Мадерна и Джан Лоренцо Бернини, автор знаменитой колоннады на площади.
Юлий II также заказал Рафаэлю картину «Сикстинская мадонна» (1513–1514) для своей усыпальницы. Однако в конечном итоге работа была размещена в качестве запрестольного образа в церкви Сан-Систо в Пьяченце.
В сентябре 1512 года, через восемнадцать лет после изгнания семьи Медичи из Флоренции во времена Джироламо Савонаролы (1452–1498), Юлий II поддержал возвращение Джованни, Джулио и Джулиано Медичи и восстановление их власти в городе. Через полгода папа-воин скончался, и кардинал Джованни Медичи взошёл на престол под именем Льва X. Так семья Медичи смогла контролировать два главных центра политической и культурной жизни Италии.
Хронологический список живописцев и скульпторов, работавших в итальянском искусстве в этот период, см: Художники Раннего Возрождения и Художники Высокого Возрождения.
Папа Лев X (1513–1521)
Льву X было всего тридцать семь лет, когда он стал папой. Ему приписывают фразу: “Раз уж Бог дал нам папство, давайте наслаждаться им”. Он следовал этому принципу на протяжении восьми лет своего правления (1513–1521). Сын Лоренцо Великолепного продолжил традиции меценатства, заложенные Юлием II, поддерживая поэтов, философов, учёных-классиков и музыкантов.
…Лев X продолжал семейную традицию, отправляя учёных по всему миру за древними рукописями для ватиканских коллекций. Как и его предшественники, он поддерживал масштабные строительные программы, необходимые для размещения множества людей, стекавшихся в процветающий Рим.
Любимым художником Льва X был Рафаэль. Кроме «Портрета Бальдассаре Кастильоне» (1514–1515), Рафаэль создал знаменитый портрет самого папы — «Папа Лев X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи де Росси» (1518). На картине папа изображён в возрасте 42 лет, сидящим за столом с богато иллюминированной книгой. Полотно отличается тонкой передачей фактур и характеров. Особенно примечательно, как Рафаэль подчёркивает настороженность всех трёх фигур, особенно кардинала Джулио (справа), будущего папы Климента VII. Несмотря на это, доминирующей фигурой остаётся Лев X.
В том же году кардинал Джулио Медичи заказал Рафаэлю запрестольный образ «Преображение» для собора во французском городе Нарбонна.
Юлий II и Лев X тратили огромные суммы на восстановление величия Рима. Одно только строительство собора Святого Петра привело к финансовому кризису. Для пополнения казны была введена практика продажи индульгенций — отпущения грехов. Это вызвало протесты по всей Европе, особенно в Германии, где монах-августинец Мартин Лютер выступил против этой практики. Подробнее об этом и связанном с ним искусстве см.: Искусство Протестантской Реформации и искусство Католической Контрреформации.
Рим ослаблен чрезмерными расходами пап
Момент наивысшего могущества папства оказался недолгим. Хотя преемник Льва, голландец Адриан VI, пытался бороться с расточительством, основной ущерб уже был нанесён. Ослаблению папского влияния способствовали и политические изменения в Европе.
В течение десяти лет после смерти Льва X многие европейские правители разорвали связи с папством. В 1527 году, во время понтификата Климента VII (Джулио Медичи, 1523–1534), золотой век папского могущества и меценатства был жестоко прерван. Войска Карла V, короля Испании и императора Священной Римской империи, вторглись в Рим и разграбили его. Это событие вошло в историю как Sacco di Roma.
Среди наёмников Карла V было много последователей учения Лютера. Они считали великолепные римские церкви и скульптуру эпохи Возрождения проявлениями идолопоклонства и стремились их осквернить. Папа с немногими последователями укрылся в замке Святого Ангела, откуда наблюдал за разрушением города.
Разграбление Рима имело отрезвляющее воздействие на папство и серьёзные последствия для искусства. Художники, скульпторы и архитекторы покинули город. Многие из них нашли работу в Венеции, а некоторые переехали ко дворам монархов Франции и Австрии, распространяя достижения итальянского Ренессанса по Европе.
Информацию о живописи и скульптуре к северу от Альп, в Германии и Голландии, см. в разделе Северное Возрождение. Список художников см. в Художники Северного Возрождения.
Папа Павел III (1534–1549)
Несмотря на потрясения, новый понтифик, папа Павел III (1534–1549), сумел наладить отношения с императором Карлом V. Он вновь назначил Микеланджело «главным архитектором, скульптором и художником Апостольского дворца» и поручил ему расписать алтарную стену Сикстинской капеллы фреской «Страшный суд». Работа над этим шедевром живописи маньеризма заняла у Микеланджело пять лет (1536–1541).
В отличие от гармоничной фрески «Бытие», «Страшный суд» отличается напряжённостью и драматизмом, отражая неопределённость своей эпохи. Эта работа стала одним из первых крупных произведений в стиле маньеризма в Риме. Позднее, по решению Тридентского собора (1545), ученику Микеланджело Даниэле да Вольтерре было поручено прикрыть наготу фигур.
…Микеланджело также получил ряд архитектурных заказов, включая продолжение работ над собором Святого Петра и перестройку Капитолийского холма. Его проект купола собора Святого Петра, реализованный в основном уже после его смерти, должен был соперничать с куполом собора во Флоренции, созданным Брунеллески. Скульптуру маньеризма позднего Возрождения представляет Стефано Мадерно (1576–1636).
Подробно о красящих пигментах, использовавшихся художниками эпохи Возрождения в Риме для фресковой, темперной и масляной живописи, см: Цветовая палитра эпохи Возрождения. Общий обзор колористики см: Цвет в живописи.
Контрреформация
Когда папство оправилось от потрясений Реформации, оно инициировало движение Контрреформации, стремясь вернуть утраченные позиции. С созданием в 1534 году Игнатием Лойолой «Общества Иисуса» (ордена иезуитов) и созывом в 1545 году Тридентского собора для пересмотра догм, церковь заняла более активную позицию и смогла восстановить часть своего влияния. Однако прошло почти столетие, прежде чем Рим вновь занял доминируюющее положение в итальянском искусстве.
История истории и культуры: Хронология истории искусства.
- Архитектура эпохи Возрождения
- Цветовая палитра эпохи Возрождения: пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения
- Рисунки эпохи Возрождения
- Портреты эпохи Возрождения (1400-1600)
- Искусство эпохи Возрождения во Флоренции
- Юбилейная выставка произведений Мюда Мечева «Я ВСПОМИНАЮ»
- Романская архитектура
- Ватикан выпустил уникальный трехтомник с фотографиями фресок Сикстинской капеллы
- Художник из Мексики 15 лет воспроизводит фрески из Сикстинской капеллы
- Папа Римский сдал Сикстинскую капеллу компании Porsche
- Сикстинская капелла сможет принимать больше посетителей
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?