Сиенская школа живописи под руководством Дуччо ди Буонинсенья читать ~7 мин.
Сиенская школа живописи, основанная Гвидо да Сиена (активен после 1250 года) и Коппо ди Марковальдо (ок. 1225–1274), процветала в Сиене между XIII и XV веками. Посвящённая преимущественно христианскому искусству, она оказала значительное влияние на развитие живописи Проторенессанса (около 1300-1400). Будучи городом гибеллинов (сторонников императора в противовес папской власти), Сиена долгое время соперничала с гвельфской Флоренцией. В 1260 году сиенцы даже разгромили флорентийскую армию в битве при Монтаперти. Однако в искусстве Сиена была более привержена традициям: её мастера черпали вдохновение в декоративном изяществе и одухотворённости византийского искусства, а также в утончённости интернациональной готики.
Если флорентийское искусство стремилось к натурализму и монументальности, то для сиенской живописи характерны лиричность и сказочность, рождённые из сплава византийского наследия, возвышенных сюжетов, особого внимания к цвету и декоративным линиям, а не к строгим пропорциям.
ИСКУССТВО ФЛОРЕНЦИИ
Подробнее о развитии живописи и скульптуры во Флоренции см. в статье: Ренессанс во Флоренции.
ИТАЛЬЯНСКИЙ РЕНЕССАНС
Список ведущих художников эпохи Возрождения XIV, XV и XVI веков см. здесь: Художники Проторенессанса и Художники раннего Ренессанса (1400-1490).
ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см. статью История искусства. Хронологический справочник ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всём мире можно найти на странице Хронология истории искусства.
Дуччо ди Буонинсенья
Величайшим представителем сиенской школы, несомненно, является Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319). В его религиозных картинах византийская строгость композиции сочетается с готической человечностью и изяществом линий. Его главный шедевр — грандиозный алтарный образ «Маэста» (1308–1311), созданный для Сиенского собора. Сейчас его сохранившиеся части хранятся в Музее собора в Сиене, Национальной галерее в Лондоне, Коллекции Фрика в Нью-Йорке и Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Заслуживает внимания и его изысканная работа, известная как «Мадонна Строганова» (ок. 1300). Среди других крупных сиенских художников — ученик Дуччо Симоне Мартини (1284–1344), Сенья ди Бонавентура (активен в 1298–1331), братья Пьетро (активен в 1320–1345) и Амброджо (активен в 1319–1348) Лоренцетти, Таддео ди Бартоло (1362–1422) и его племянник Доменико (1400–1447), Сассетта (1394–1450) и Маттео ди Джованни (1430–1495). С середины XIV века, особенно после эпидемии чумы 1348 года, сиенская школа вступила в период медленного упадка, и со временем Сиена попала под политический и культурный контроль своего главного соперника — Флоренции. (О более ранних влияниях см. статью Романская живопись в Италии.)
Сиенская школа живописи: XIV век
Расцвет сиенской школы пришёлся на 1300–1350 годы. Это время Дуччо ди Буонинсенья, который сделал для сиенской живописи столько же, сколько Джотто — для флорентийской. Его религиозное искусство объединило строгость византийского канона с гуманизмом, который проповедовали новые нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев.
Изысканный колорит Дуччо, обилие золота и отточенный рисунок проложили дорогу интернациональной готике — куртуазному, аристократическому и декоративному стилю. Предвестником этого направления стал и Симоне Мартини (1284–1344). Он известен своей «Маэстой» в Палаццо Пубблико в Сиене (1315), фресками в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1320–1330) и, в особенности, шедевром «Благовещение» (1333, ныне в галерее Уффици). По своей сути Мартини был великим мастером декоративного искусства, в частности книжной миниатюры. Почти все его средневековые рукописные иллюстрации утрачены, за исключением фронтисписа для экземпляра Вергилия, принадлежавшего Петрарке (Милан, Амброзианская библиотека). Однако его влияние на готическую миниатюру было огромным. Роскошный стиль Мартини можно считать вершиной уходящей эпохи, тогда как реализм Джотто возвещал Проторенессанс и открывал новую страницу в истории искусства. Главным последователем Мартини был Липпо Мемми (ок. 1291–1356).
В отличие от него, братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти испытали сильное влияние Джотто и предпочитали повествовательный реализм декоративному стилю Симоне Мартини. Тем не менее, будучи учениками Дуччо, в некоторых своих работах (например, в «Кармелитском алтаре», 1329, Национальная пинакотека, Сиена) они демонстрируют связь с искусством Дуччо и Мартини. Лучшей работой Амброджо считается цикл фресок в сиенском Палаццо Пубблико под названием «Аллегория доброго и дурного правления» (1338–1339), который искусствоведы часто называют вершиной натурализма в итальянской живописи XIV века.
Сиенская школа живописи: XV век
В XV веке ведущими художниками сиенской школы были Сассетта (Стефано ди Джованни) (ок. 1392–1450) и Джованни ди Паоло (ок. 1403–1482). Сассетта, ценивший как изящество форм интернациональной готики, так и ясность живописного пространства Раннего Возрождения, знаменит «Алтарём св. Франциска», написанным для Борго-Сан-Сеполькро (1437–1444, ныне в Лувре и Национальной галерее в Лондоне). Зрелые работы Джованни ди Паоло узнаваемы по резкому колориту, вытянутым формам и общей фантастической атмосфере. Его важнейшими произведениями являются панно со сценами из жизни Иоанна Крестителя.
Среди других сиенских художников XV века выделяется Таддео ди Бартоло (1362–1422), учитель Доменико ди Бартоло (ок. 1400–1447). Таддео известен фресками с изображением римских героев и гражданских добродетелей (1406–1414) в Палаццо Пубблико, его консервативный стиль восходит к работам Мартини и братьев Лоренцетти. В свою очередь, Доменико ди Бартоло был наставником для Пьеро делла Франческа (ок. 1415–1492), одного из ключевых мастеров живописи Раннего Возрождения. Самой известной работой Доменико считается «Мадонна дель Умильта» (1433), одно из лучших произведений Раннего Возрождения.
Разносторонний мастер Веккьетта (Лоренцо ди Пьетро) (1412–1480) создавал высококачественную живопись и скульптуру. Его скульптурные работы многим обязаны творчеству Донателло (1386–1466), жившего в Сиене в 1457–1459 годах. Веккьетта также выполнил ряд изысканных миниатюр в стиле интернациональной готики для издания «Божественной комедии» Данте (ок. 1440, Британская библиотека). Маттео ди Джованни (ок. 1430–1495) олицетворяет эволюцию сиенской живописи XV века: начав с подчёркивания линий и узоров, он со временем проявил глубокий интерес к достижениям флорентийского искусства и стал одним из самых популярных художников второй половины столетия. Венецианский художник Карло Кривелли (ок. 1430/35–1495) был ещё одним мастером, чьи богато орнаментированные работы напоминают о падуанской традиции Франческо Скварчоне (1395–1468) и Андреа Мантеньи (1431–1506).
Многогранный художник, скульптор, инженер и архитектор Франческо ди Джорджо Мартини (1439–1501), ученик Веккьетты, работал на знаменитого Федериго да Монтефельтро в Урбино. Он создал монохромные фрески в капелле Бичи в церкви Сант-Агостино, спроектировал церковь Мадонна-дель-Кальчинайо близ Кортоны и трудился над фигурами бронзовых ангелов для главного алтаря Сиенского собора, а позже стал главным архитектором собора. Бенвенуто ди Джованни (1436 – ок. 1518) создал множество панно, фресок, рукописей и рисунков для Сиенского собора. Нероччо де Ланди (1445–1500), партнёр Франческо ди Джорджо до 1475 года и ещё один ученик Веккьетты, известен своей утончённой элегантностью и нежным колоритом. Его величайшее произведение — «Портрет девушки», который хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Сиенская школа живописи: XVI век
В XVI веке среди сиенских художников выделялись архитектор, живописец и сценограф Бальдассаре Перуцци (1481–1536), который работал в основном в Риме. Там он был помощником Донато Браманте (1444–1514) на строительстве собора Святого Петра, а после смерти Рафаэля стал главным архитектором. Будучи скромным человеком, он прославился своим утончённым и элегантным архитектурным стилем, сильно отличавшимся от монументальных работ его современников. Его друг Джованни Антонио Бацци, по прозвищу Иль Содома (1477–1549), был эксцентричным, но плодовитым автором фресок и станковых картин; его шедевром считается «Бракосочетание Александра и Роксаны» (1516, Вилла Фарнезина, Рим). Хотя современники считали ломбардца Содому величайшим художником Сиены, сегодня искусствоведы называют Доменико Беккафуми (1485–1551) самым значительным представителем маньеризма в городе. Прекрасно зная работы Рафаэля, Микеланджело и флорентийских мастеров, он сумел органично соединить новаторские элементы Высокого Возрождения с декоративными традициями сиенской школы.
В 1918 году американский искусствовед и знаток эпохи Возрождения Бернард Беренсон (1865–1959) опубликовал книгу «Очерки по изучению сиенской живописи», оказавшую большое влияние на исследование этого направления.
Работы, отражающие стиль сиенской школы, можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира. Подробную информацию о европейских коллекциях, в которых хранятся произведения сиенских художников, см. в статье: Художественные музеи Европы.
ВЕЛИЧАЙШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
О великих европейских живописцах см. статью: Старые мастера.
- Амброджо Лоренцетти: итальянский художник, сиенская школа
- Симоне Мартини: итальянский готический живописец, сиенская школа
- Пьеро делла Франческа, художник эпохи Возрождения, эксперт по линейной перспективе
- Выставка художника Евы «Русь»
- Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
- Сильвано Винчети: для «Моны Лизы» позировал ученик Леонардо да Винчи
- Елка в Пушкинском
- Франческо Скварчоне: Биография художника эпохи Возрождения, Падуя
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?