Наследие венецианской живописи читать ~9 мин.
Наследников великого расцвета венецианской живописи XVI века следует искать не в самой Венеции, где после 1600 года талант стремительно угасал, а в Амстердаме, Антверпене, Мадриде, Риме, Париже и Лондоне. Итальянцы Караваджо и Аннибале Карраччи, нидерландские мастера Рубенс, Антонис ван Дейк и Рембрандт, а также Пуссен и Веласкес — все эти гении в значительной степени вдохновлялись живописью Венецианского Возрождения. Их творчество доминировало в изобразительном искусстве Европы на протяжении 250 лет, и их работы до сих пор занимают центральное место в наших реальных и воображаемых музеях. Таким образом, венецианская школа переместилась с периферии итальянского искусства, куда её стремился отнести историк и художник Джорджо Вазари, в самый его центр. Некоторые из этих художников посещали Венецию, но для многих в этом не было необходимости: в XVII веке венецианские картины уже были широко распространены по городам Европы. Когда молодому Рембрандту предложили поехать в Италию для совершенствования стиля, он заявил, что в этом нет смысла, поскольку в Амстердаме легче увидеть итальянское искусство Возрождения, чем путешествовать по самой Италии. Как мы увидим, это утверждение не было лишено оснований.
Картины Тициана, Тинторетто и Веронезе
Процесс распространения венецианской живописи начался ещё при жизни великих мастеров. К середине 1530-х годов Тициан (ок. 1485/8–1576) не только написал знаменитый портрет императора Карла V, но и получил приглашение в Испанию для написания портретов его жены и сына (см. также: Венецианская портретная живопись 1400–1600). После некоторых колебаний Тициан отказался от поездки, но его картины всё чаще появлялись при дворе Габсбургов, которые стали его важнейшими покровителями. Именно для них он создал одни из своих величайших портретов.
Портрет Франциска I Французского также был написан Тицианом, которому пришлось работать по изображению на медали, так как он никогда не видел короля. Франциск I безуспешно пытался привлечь художника к своему двору. В целом покровители и коллекционеры школы Фонтенбло (ок. 1530–1610) во Франции отдавали предпочтение искусству эпохи Возрождения во Флоренции и Риме, а не в Венеции.
Тинторетто (1518–1594) и Паоло Веронезе (1528–1588) были менее известны за пределами Италии, чем Тициан. Однако после 1576 года некоторые из самых великолепных картин Веронезе были написаны для коллекции императора Рудольфа II в Праге. Можно предположить, что его ныне утраченный портрет молодого сэра Филипа Сидни привлёк внимание в Англии по мере роста славы последнего. Подробнее о графике этих мастеров см.: Венецианский рисунок (ок. 1500–1600 гг.).
Рим приобретает феррарскую коллекцию
В самом конце XVI века произошло первое крупное перемещение венецианских картин из мест их первоначального нахождения. В 1598 году Феррара перешла под власть папства. Картина «Пир богов» Беллини (завершённая Тицианом), а также полотна Тициана «Андрийцы», «Вакх и Ариадна» и «Поклонение Венере», написанные для специальной комнаты в замке Альфонсо д’Эсте, были перевезены в Рим. Их влияние стало ощутимым лишь спустя целое поколение, но впоследствии его трудно переоценить. (См. также: Тициан и венецианская цветная живопись ок. 1500–76).
В 1620-х годах Николя Пуссен был одним из ведущих художников Рима, разделявших мнение, что “Тициан никогда не создавал ничего более светлого, очаровательного и прекрасного, поскольку искусство и природа соединены здесь с величайшей деликатностью в каждой детали”. Отголоски этих «Вакханалий» Тициана постоянно встречаются как в работах самого Пуссена, так и в творчестве других художников XVII века. Особенно ярко это проявилось в замечательных копиях «Андрийцев» и «Поклонения Венере», выполненных Рубенсом (ныне в Стокгольме).
Испанская коллекция Филиппа IV
К большому огорчению итальянских художников барокко, в 1638–1639 годах эти две картины Тициана были отправлены в Испанию. В правление Филиппа IV (1621–1665) там было собрано удивительное количество полотен всех величайших венецианских мастеров. Когда Веласкес (1599–1660) прибыл в Мадрид в 1624 году, он уже мог видеть превосходное собрание работ Тициана, собранное Карлом V и Филиппом II. Сообщается, что во время своего второго визита в 1628 году Рубенс скопировал все картины Тициана из королевской коллекции.
Три года спустя Веласкес совершил свой первый визит в Италию, откуда он, по-видимому, привёз в Испанию ещё несколько венецианских картин, включая работу Якопо Бассано (1515–1592). На протяжении всего этого периода в Испанию прибывали и другие полотна, пополняя коллекции короля и его придворных. В 1650 году Веласкес совершил второй визит в Италию с целью приобретения произведений искусства для Филиппа IV и купил шедевры Тинторетто и Веронезе.
Продажа коллекции Гонзага Карлу I
К тому времени великолепные картины этих и других венецианских художников можно было увидеть и в других странах Европы. В XVI веке правители Мантуи из рода Гонзага были одними из самых активных покровителей венецианских живописцев, начиная с Андреа Мантеньи (1430–1506). Когда в 1620-х годах их коллекции были проданы английскому королю Карлу I, Лондон в этой области мог почти соперничать с Мадридом. Лорд Арундел, герцог Бекингем и другие дворяне также собирали великолепные коллекции, в которых венецианские работы занимали особое место.
Подавляющее большинство этих картин навсегда покинуло Англию в эпоху Кромвеля. Однако их влияние, к счастью, всё ещё можно увидеть в портретах и редких мифологических сценах, написанных в Англии Антонисом ван Дейком (1599–1641). Сам Ван Дейк владел несколькими превосходными венецианскими картинами, включая «Семью Вендрамин» Тициана, которая сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне.
Пражская коллекция венецианской живописи
Ещё при жизни Карла I другая великая коллекция венецианского искусства была разорена, когда шведские войска разграбили Прагу в 1648 году. Шедевры Веронезе были отправлены королеве Кристине в Стокгольм. Несколько лет спустя, когда она отреклась от престола и начала путешествовать по Европе, она смогла пополнить свою коллекцию превосходными работами Тициана.
Эти картины в конечном итоге были размещены в её дворце в Риме. Ими восхищались, но, увы, они не оказали на местных художников столь же плодотворного влияния, как «Вакханалии» Тициана из Феррары поколением ранее. Лишь один художник подлинного таланта, Пьер Франческо Мола (1612–1666), в полной мере воспользовался новой возможностью изучать лучшие образцы венецианского искусства. В начале XVIII века картины королевы снова отправились в путешествие — на этот раз во Францию.
Распродажа коллекции Карла I
Распродажа коллекций Карла I, герцога Бекингема и других английских дворян после поражения роялистов в Гражданской войне привела к тому, что на рынке появилось больше великих венецианских картин, чем когда-либо прежде или после. Многие лучшие художественные музеи Европы до сих пор обязаны своими основными фондами в этой области этой необычной распродаже. Филипп IV Испанский, который несколькими годами ранее подарил Карлу I его первого Тициана, извлёк из этого события немалую выгоду. Именно тогда значительное количество высококачественных работ венецианских художников впервые попало в Париж, хотя по большей части они были куплены немецким банкиром, действовавшим от имени кардинала Мазарини, фактического правителя Франции.
Однако наибольшую выгоду от падения Карла I — временно — получили Нижние земли. В течение многих лет Амстердам был центром европейской торговли произведениями искусства, где покупались и продавались выдающиеся итальянские картины. Именно это побудило Рембрандта (1606–1669) заявить, что больше нет необходимости ехать в Италию, чтобы изучать итальянскую масляную живопись. Он оправдал это самонадеянное утверждение, чудесным образом использовав открывшиеся перед ним возможности.
Крупные венецианские полотна занимали видное место в частных коллекциях города. В 1648 году самая ранняя и важная книга, посвящённая жизни венецианских художников — «Чудеса искусства» Карло Ридольфи, — была посвящена двум братьям из Амстердама, собравшим великолепную коллекцию. Есть основания полагать, что эти тома, по крайней мере частично, представляли собой тщательно продуманный каталог для продажи. Когда картины лорда Арундела были перевезены из Лондона в Голландию в связи с приближением гражданской войны, среди них было много работ, приписываемых Джорджоне (1477–1510), Тициану, Тинторетто и Веронезе.
Коллекция эрцгерцога Леопольда Вильгельма
В Габсбургских Нидерландах (сегодня это большая часть Бельгии) венецианские картины были столь же доступны. Сам Рубенс (1577–1640) некоторое время владел прекрасной коллекцией в Антверпене. Он был не одинок. Когда в 1646 году эрцгерцог Леопольд Вильгельм, сын императора Фердинанда II, стал генерал-губернатором провинций, он основал в Брюсселе одну из величайших европейских коллекций картин, большая часть которой сейчас находится в Вене.
Для ценителя венецианского искусства его коллекция является самой запоминающейся из всех, созданных в XVII веке. Стремясь сделать свои сокровища широко известными, эрцгерцог поручил своему главному хранителю, художнику Давиду Тенирсу Младшему (1610–1690), написать несколько видов своей галереи. См., например: «Картинная галерея эрцгерцога Леопольда Вильгельма» (Музей истории искусств, Вена).
Даже если расположение картин на этих видах может быть не совсем точным, они позволяют нам вместе с самим коллекционером и его придворными рассматривать его сокровища. Мы видим ряды работ Джорджоне, Тициана и Тинторетто: некоторые из них — величайшие шедевры, другие — плоды оптимистичных атрибуций, а третьи — приобретения из распроданных английских коллекций. Более того, эрцгерцог заказал иллюстрированный каталог своей коллекции — один из самых первых в истории. Чтобы помочь гравёрам, Тенирс сам написал небольшие копии некоторых самых восхитительных работ на деревянных панелях.
Группу этих панно до сих пор можно увидеть в галерее Института Курто в Лондоне. Благодаря им и другим копиям, разбросанным по всему миру, мы можем получить замечательное представление о том, как художники венецианского Возрождения привлекали мастеров голландского барокко и испанского барокко XVII века, а также бесценную информацию о ныне утраченных картинах.
Венецианские картины продолжали покидать сначала Венецию, затем Италию, а потом и Европу. Ко второй половине XVII века превосходные образцы уже можно было увидеть в большинстве центров, где создавалось новое великое искусство. Влияние такой живописи далеко не всегда приветствовалось теоретиками, но для ценителей искусства оно, возможно, было единственным неизменно благотворным художественным влиянием.
Произведения венецианской живописи сегодня можно увидеть во многих лучших художественных музеях Европы и Америки. Венецианские алтари XVI века до сих пор можно увидеть in situ по всему городу. О проектах зданий в городе см. Венецианская архитектура эпохи Возрождения (1400–1600 гг.).
- Тициан и Венецианская цветная живопись
- Венецианская живопись
- Лоренцо Лотто: венецианский художник эпохи Возрождения
- Паоло Веронезе: венецианский художник, автор «Свадьбы в Кане»
- Более 100 лучших работ из коллекции музея Альбертина в новой грандиозной выставке
- «Поклонение волхвов» Отто ван Вена – картина XVII века пополнила коллекцию Пушкинского музея
- Фабрика Argenta – молодая и динамичная компания по производству керамической плитки
- «Тартюф, или обманщик» Мольера, краткое содержание
- Жителям Владимира показали спектакль «Молодая гвардия» на Театральной площади
- «Мизантроп» Мольера, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?