Наследие венецианской живописи читать ~9 мин.
Наследников великого расцвета венецианской живописи XVI века можно было найти не в самой Венеции (где после 1600 года талант быстро падал), а в Амстердаме, Антверпене и Мадриде, Риме, Париже и Лондоне. Итальянцы Караваджо и Аннибале Карраччи; нидерландские мастера Рубенс, Антони Ван Дейк, Рембрандт; Пуссен и Веласкес – эти гении, чей пример вдохновлял и доминировал в изобразительном искусстве Европы в течение 250 лет, и которые до сих пор возглавляют наши реальные и воображаемые музеи, черпали большую часть своей подпитки из живописи Венецианского Возрождения, которая таким образом переместилась с границ итальянского искусства (к которым историк и художник Джорджо Вазари хотел её отнести) в самый центр. Некоторые из этих художников действительно посещали саму Венецию, но некоторые нет, ведь в течение семнадцатого века венецианские картины распространились по городам Европы. Когда молодому Рембрандту предложили отправиться в Италию, чтобы усовершенствовать свой стиль, он заявил, что в этом нет смысла, потому что легче увидеть итальянское искусство Возрождения в Амстердаме, чем путешествовать из города в город в самой Италии. Мы увидим, что это утверждение не было полностью необоснованным.
Картины Тициана, Тинторетто и Веронезе
Процесс начался ещё при жизни некоторых из представленных здесь мастеров. К середине 1530-х годов Тициан (ок. 1485/8-1576) не только написал знаменитый портрет императора Карла V, но и был приглашён в Испанию, чтобы написать его жену и сына (см. также: Венецианская портретная живопись 1400-1600). После некоторых колебаний Тициан отказался от поездки, но его картины появлялись все в большем количестве, так как члены двора Габсбургов стали его самыми важными покровителями, и именно для них он выполнил некоторые из своих величайших портретных картин.
Франциск I Французский также был написан Тицианом (которому пришлось воспользоваться медалью для получения сходства, так как он никогда не видел короля) и безуспешно пытался привлечь художника к своему двору, но в целом покровителями и коллекционерами школы Фонтенбло (ок. 1530-1610) во Франции было искусство эпохи Возрождения во Флоренции и Риме, а не в Венеции.
Тинторетто (1518-1594) и Паоло Веронезе (1528-1588) были менее известны за пределами Италии, чем Тициан, хотя, кажется, после 1576 года некоторые из самых великолепных картин Веронезе были написаны для коллекции императора Рудольфа II в Праге; и можно предположить, что его портрет молодого сэра Филипа Сидни (ныне утраченный), должно быть, привлёк внимание в Англии, поскольку слава Сидни становилась все ярче. Подробнее о рисунках Тинторетто и Веронезе см: Венецианский рисунок (ок. 1500-1600 гг.).
Рим приобретает феррарскую коллекцию венецианского искусства
В самом конце XVI века произошло первое крупное перемещение венецианских картин из мест их первоначального назначения. В 1598 году Феррара перешла в руки папства, и «Пир богов» Беллини (и Тициана), а также картины Тициана «Андрианы», «Вакх и Ариадна» и «Поклонение Венере», написанные для специальной комнаты в замке Альфонсо д’Эсте, были перевезены в Рим. Их влияние не было серьёзно ощутимо в течение целого поколения, но впоследствии его трудно преувеличить. (См. также: Тициан и венецианская цветная живопись ок. 1500-76).
В 1620-х годах Николя Пуссен был лишь величайшим среди ряда ведущих художников Рима, которые согласились, что “Тициан никогда не исполнял ничего более светлого, очаровательного и прекрасного, поскольку искусство и природа представлены вместе с величайшей деликатностью в каждой части”. И мы постоянно находим прекрасные отголоски этих Вакханалий Тициана как в собственных работах Пуссена, так и в работах других художников семнадцатого века – нигде более, чем в замечательных транскрипциях (в Стокгольме), сделанных Рубенсом (в каком-то неопределённом месте и в определённую дату) Андрианы и Поклонение Венере.
Испанская коллекция Филиппа IV
К большому огорчению итальянских художников барокко, в 1638-39 гг. эти две картины Тициана были отправлены в Испанию, где в правление Филиппа IV (1621-1665) произошло удивительное скопление картин всех величайших венецианских мастеров. Когда Веласкес (1599-1660) прибыл в Мадрид в 1624 году, он уже мог видеть высшую группу Тициана, собранную Карлом V и Филиппом II, и нам рассказывают, что во время второго визита Рубенса в 1628 году он скопировал всех Тицианов из королевской коллекции.
Три года спустя Веласкес совершил свой первый визит в Италию, в ходе которого он, очевидно, привёз в Испанию ещё несколько венецианских картин, включая работу Якопо Бассано (1515-1592), и на протяжении всего этого периода прибывали другие картины, пополняя коллекции короля и его придворных. Однако в 1650 году Веласкес совершил второй визит в Италию с целью приобретения произведений искусства для Филиппа IV и приобрёл шедевры Тинторетто и Веронезе.
Коллекция венецианских мастеров Гонзага продана Карлу I
К тому времени великолепные картины этих и других венецианских художников можно было увидеть и в других странах Европы. В XVI веке правители Мантуи Гонзага были одними из самых активных покровителей венецианских художников, начиная с Андреа Мантеньи (1430-1506) и далее, и когда в 1620-х годах их коллекции были проданы Карлу I, Лондон мог почти соперничать с Мадридом в этой области; ведь лорд Арундел, герцог Бекингем и другие дворяне также собирали великолепные коллекции картин, среди которых особое место занимали венецианские работы.
Подавляющее большинство из них навсегда покинуло Англию в эпоху Кромвеля, но их влияние, к счастью, всё ещё можно увидеть в портретах и очень редких мифологиях, написанных в Англии Энтони Ван Дейком (1599-1641), который сам владел несколькими превосходными венецианскими картинами, включая «Семью Вендрамина» Тициана , которая сейчас находится в Национальной галерее, Лондон).
Пражская коллекция венецианской живописи
Пока Карл I был ещё (только) жив, другая великая коллекция венецианского искусства была разорена, когда Прага была разграблена шведскими войсками в 1648 году. Шедевры Веронезе были отправлены королеве Кристине в Стокгольм, а когда несколько лет спустя она отреклась от престола и начала путешествовать по Европе, она смогла добавить к ним Тициана превосходного качества.
Эти картины в конечном итоге были установлены в её дворце в Риме, и хотя ими восхищались, они, увы, не стимулировали художников там так же плодотворно, как «Вакханки» Тициана из Феррары поколением раньше. Только один художник настоящего качества, Пьер Франческо Мола (1612-1666), в полной мере воспользовался этой новой возможностью изучать на досуге лучшее венецианское искусство; и в начале восемнадцатого века картины королевы снова возобновили свои путешествия – на этот раз во Францию.
Распродажа коллекции Карла I
Распродажа коллекций Карла I, герцога Бэкингема и других английских дворян после поражения роялистов в Гражданской войне привела к тому, что на рынке появилось больше великих венецианских картин, чем когда-либо прежде – или с тех пор; и многие лучшие художественные музеи Европы до сих пор обязаны своими основными фондами в этой области этой необычной распродаже. Филипп IV Испанский (который несколькими годами ранее подарил Карлу I его первого Тициана) хорошо выиграл от этого события. И именно теперь впервые значительное количество высококачественных работ венецианских художников попало в Париж – хотя по большей части они были куплены немецким банкиром, действовавшим от имени итальянского кардинала Мазарина, который был фактическим правителем Франции.
Но именно низкие страны – временно – получили наибольшую выгоду от падения Карла I. В течение многих лет Амстердам был центром европейской торговли произведениями искусства, и там покупались и продавались выдающиеся итальянские картины. Именно это побудило Рембрандта (1606-1669) заявить, что больше нет необходимости ехать в Италию, чтобы изучать итальянскую масляную живопись – и оправдать это самонадеянное утверждение чудесным использованием открывшихся перед ним возможностей.
Крупные венецианские картины занимали видное место в частных кабинетах, которые собирались в городе, а в 1648 году самая ранняя (и самая важная) книга, посвящённая Жизни венецианских художников, была посвящена двум братьям из Амстердама, которые собирали там великолепную коллекцию: небезосновательно считать, что эти тома, по крайней мере частично, представляли собой тщательно продуманный каталог продаж. А когда картины лорда Арундела были перевезены из Лондона в Голландию в связи с приближением гражданской войны, среди них было много картин, приписываемых Джорджоне (1477-1510), Тициану, Тинторетто и Веронезе.
Коллекция венецианской живописи эрцгерцога Леопольда Вильгельма
В Нидерландах Габсбургов (которые сегодня составляют большую часть Бельгии) венецианские картины были одинаково доступны. Сам Рубенс (1577-1640) некоторое время владел прекрасной коллекцией в Антверпене. Он был не одинок, и когда в 1646 году эрцгерцог Леопольд Вильгельм, сын императора Фердинанда II, стал генерал-губернатором провинций, он основал в Брюсселе одну из величайших европейских коллекций картин, большая часть которой сейчас находится в Вене.
Для любителя венецианского искусства его коллекция является самой запоминающейся из всех, созданных в XVII веке, поскольку, стремясь сделать свои сокровища широко известными, эрцгерцог поручил своему главному хранителю, художнику Давиду Тенирсу Младшему (1610-1690), написать несколько видов его галереи. См., например: Картинная галерея эрцгерцога Леопольда Вильгельма (Музей истории искусств, Вена).
Даже если расположение того, что можно увидеть на них, может быть не совсем точным, эти завораживающие виды позволяют нам вместе с самим коллекционером и его придворными рассматривать его картины. Мы видим ряды Джорджоне, Тицианов и Тинторетто, некоторые из них – высшие шедевры, некоторые – недостойные адресаты оптимистических атрибуций – и некоторые проданы из английских коллекций. Более того, не удовлетворившись этим, эрцгерцог заказал иллюстрированный каталог своей коллекции (один из самых первых в истории), а чтобы помочь гравёрам, занятым этой работой, Теньерс сам нарисовал небольшие копии на панно некоторых из самых восхитительных работ.
Группу этих панно до сих пор можно увидеть в галерее Института Курто в Лондоне, и благодаря им (и другим, разбросанным по всему миру) мы можем получить замечательное впечатление о том, как художники венецианского Возрождения привлекали художников голландского барокко и испанского барокко XVII века, а также бесценную информацию о появлении картин, которые сегодня утрачены.
Венецианские картины продолжали покидать сначала Венецию, затем Италию, а потом и Европу; но ко второй половине семнадцатого века превосходные образцы уже можно было увидеть в большинстве центров, где создавалось новое великое искусство. Влияние, оказываемое такой живописью, далеко не всегда приветствовалось теоретиками. Но любителям искусства оно вполне может показаться единственным художественным влиянием, которое было неизменно благотворным.
Произведения венецианской живописи сегодня можно увидеть во многих лучших художественных музеях Европы и Америки. Венецианские алтари, написанные в 16 веке, до сих пор можно увидеть in situ, по всему городу. Проекты зданий в городе см. Венецианская архитектура эпохи Возрождения (1400-1600 гг.)
- Более 100 лучших работ из коллекции музея Альбертина в новой грандиозной выставке
- «Поклонение волхвов» Отто ван Вена – картина XVII века пополнила коллекцию Пушкинского музея
- Фабрика Argenta – молодая и динамичная компания по производству керамической плитки
- «Тартюф, или обманщик» Мольера, краткое содержание
- Жителям Владимира показали спектакль «Молодая гвардия» на Театральной площади
- «Мизантроп» Мольера, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?