Боги Олимпа читать ~260 мин.
Олимп – самый высокий горный массив в Греции, расположенный на северо-востоке Фессалии. После великой войны богов, известной как Титаномахия, титаны уступили своё право править миром Зевсу, его братьям и сёстрам. Зевс, новый царь богов, низверг титанов в Тартар – глубочайшую бездну подземного мира. Считалось, что Тартар находится так же далеко под землёй, как вершина Олимпа возвышается над ней.

Новые боги выбрали гору Олимп своим домом. Гефест, бог огня и кузнечного ремесла, построил для них великолепные дворцы и создал троны из чистого золота. Греки верили, что ни дождь, ни ветер не могут достичь вершин Олимпа. Ворота в божественную обитель состояли из облаков, а охраняли их Оры (Времена года) – богини, отвечавшие за порядок в природе и обществе. Только они могли позволить богам пройти через небесные врата. Для древних греков Олимп был одновременно и реальной горой, и мифическим местом, где Небо встречается с Землёй.
Греческие боги Олимпа
Римские боги Олимпа
Одним из первоисточников для составления списка олимпийских богов служит фриз Парфенона. В архитектуре фриз – это горизонтальная декоративная полоса, опоясывающая верхнюю часть здания под самой крышей. Фриз Парфенона был украшен искусной резьбой.
Этот фриз был создан примерно в 440 году до н.э. На нём изображены 12 богов и два сопровождающих их лица, однако идентификация этих фигур до сих пор является предметом научных споров. Со временем фриз сильно пострадал: многие головы статуй утрачены, а краска и металлические детали, украшавшие их, не сохранились.

Изображения греческих богов встречаются и на других фризах восточной части Парфенона. На них можно насчитать 17, 16, 14 и 20 божественных фигур, однако от них осталось слишком мало, чтобы с уверенностью идентифицировать кого-либо.
Упоминания об олимпийских богах встречаются во всей греческой поэзии, но составление их официального списка стало задачей скорее для современных, а не для древних учёных.
Никто точно не знает, когда возникли представления о греческих богах. Учёные выдвигают разные теории: мифы могли быть заимствованы из других культур, основаны на реальных исторических личностях или носить чисто символический характер. Вероятно, истина кроется в сочетании этих теорий.
Три ключевых текста греческой мифологии – «Одиссея», «Илиада» и «Теогония» – были записаны около 750 года до н.э. Гомеру приписывают авторство двух великих эпосов – «Одиссеи» и «Илиады», а Гесиоду – «Теогонии». В поэмах Гомера греческие герои отправляются в долгие военные походы, а в «Теогонии» предпринята попытка подробно описать генеалогию греческого пантеона.
Однако греческая мифология существовала задолго до того, как Гомер и Гесиод запечатлели её самых известных персонажей. Более того, дошедшие до нас тексты были записаны лишь спустя несколько сотен лет после их создания. Таким образом, Гомер и Гесиод в своих произведениях интерпретировали уже существующую мифологию, а более поздние авторы, в свою очередь, интерпретировали их самих.
Греческий пантеон с некоторыми изменениями был принят римлянами. Римская мифология сохранилась в наиболее полном виде в «Энеиде» Вергилия и «Метаморфозах» Овидия. В 313 году н.э. римский император Константин Великий издал Миланский эдикт, легализовавший христианство в Римской империи, что положило начало закату языческих верований.
Христианство постепенно вытеснило многие религиозные ритуалы, связанные с греческой мифологией, но не смогло заменить её полностью. Греческие мифы оставались важной частью светской литературы ещё несколько столетий. Лишь со временем христианская культура развила собственную литературную традицию. В восточных частях бывшей Римской империи арабские завоевания в VII – VIII веках окончательно предали греческую мифологию забвению.
В чем разница между греческими и римскими богами?
Греческий пантеон богов сформировался примерно за тысячу лет до возвышения Рима. Когда римляне завоевали греческие территории, они переняли большую часть их пантеона, однако приспособили некоторые аспекты богов к своей культуре. Прежде всего, имена всех основных богов, за исключением Аполлона, были изменены: Зевс стал Юпитером, Посейдон – Нептуном, Афродита – Венерой и так далее.
Хотя имена изменились, характеры и сферы влияния богов остались практически теми же. Однако было одно важное исключение: греческий бог войны Арес. В греческой мифологии он воспринимался как жестокий и кровожадный, и его очень боялись. Римский аналог Ареса, Марс, также был богом войны, но, кроме того, он ассоциировался с защитой и сельским хозяйством. Эти черты сделали Марса одним из самых почитаемых богов среди римлян.
Другие различия между греческой и римской религией касались культурных ценностей. Греческая культура подчёркивала важность земных достижений, умаляя значение загробной жизни. Поэтому деяния богов и людей на земле считались ключевыми для наследия, которое они оставят после себя. В римской культуре, напротив, главной целью была праведная и плодотворная жизнь, чтобы обеспечить себе достойное место в загробном мире среди богов.
Фильм «Боги Олимпа» – нажмите сюда
Далее Зевс
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?