Ангерран де Шаронтон (Картон):
французский художник читать ~9 мин.
Один из величайших старых мастеров Франции XV века, Ангерран Картон внёс вклад во французскую живопись – больше всего это касается религиозных панельных картин, придворных иллюминированных рукописей и алтарного искусства.
Документально подтверждено шесть картин Картона, но только две из них сохранились. Это «Богоматерь Милосердия» (1452, Музей Конде, Шантийи), созданная при содействии неизвестного художника Пьера Виллатта; и «Коронование Богородицы Святой Троицей» (1453-4, Муниципальный музей, Вильнев-ле-Авиньон). Эти впечатляющие произведения христианского искусства сочетают в себе элементы фламандской живописи (работы Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена) и готической скульптуры, а также мотивы сиенской школы живописи (в частности, Симоне Мартини, который также работал при папском дворе в Авиньоне), с другой стороны. Кроме того, искусствоведы из Луврского музея в Париже теперь приписывают Картону Пьету де Вильнёв-ле-Авиньон, широко известную как Авиньонская Пьета (ок. 1454-6, Лувр), возможно, лучшую французскую темперную живопись той эпохи. В результате он теперь стоит в одном ряду с Жаном Фуке (1420-1481) как один из величайших живописцев Европы XV века.
Биография
Картон (латинизированная версия Шаронтон или, возможно, Шарретон) родился в Пикардии около 1415 года или раньше, и, вероятно, получил своё образование между 1430 и 1440 годами. Судя по многочисленным готическим элементам в его работах, его стиль сформировался на севере Франции. Монументальность его картин и некоторых символов обусловлена готической соборной скульптурой, но есть и многочисленные свидетельства влияния фламандских художников, таких как Ян ван Эйк (1390-1441), Робер Кампен (мастер из Флемалле) (ок. 1378-1444) и Рогир ван дер Вейден (1400-1464). В 1430-е годы Пикардия находилась в сфере влияния Бургундии, и такие контакты были бы легко доступны.
Близкий фламандский современник Ангеррана де Шаронтона: Петрус Кристус (ок. 1410-75).
Реализм, который Картон впитал из этих источников, делает его «современным» художником середины XV века, чувствительным к внешним формам, к линиям лица или пейзажа, а также к вновь обретённому очарованию городской жизни. Однако Картон всегда держал это богатство деталей в рамках своего видения формы, которое в равной степени заимствовалось как из живописи северной Франции, так и из Миди. От светской готической традиции он унаследовал умение работать с внушительными и выразительными арабесками. Прованс дал ему своё особое качество света и пейзажа, что привело к эскизным контурам, подчёркнутым короткими тенями, с упрощёнными массами, разбитыми на грани.
Картон никогда не был в Италии, несмотря на многочисленные параллели с работами Доменико Венециано (1410-1461), Паоло Уччелло (1397-1475) и Андреа дель Кастаньо (ок. 1420-57), с которыми, на самом деле, у него не было прямой связи. На него повлиял тип итальянского искусства Возрождения, который был «переведён» в Прованс, – искусство времён Симоне Мартини и Маттео Джованнетти, у которых он позаимствовал несколько мотивов. Сходство некоторых деталей его работ с флорентийским искусством Раннего Возрождения объясняется его контактом с картинами, которые он видел в домах многочисленных флорентийских банкиров и купцов, обосновавшихся в Провансе.
В Провансе он столкнулся с художником, который, как и он сам, был выходцем с севера и сформировался под влиянием искусства Ван Эйка и художников Турне, но также испытал влияние Миди, став основателем провансальского стиля «кубизм». Таким был мастер алтарного образа Благовещения, который был выполнен в Эксе между 1443 и 1445 годами, то есть как раз в то время, когда Картон жил в городе.
Вся эта восприимчивость доказывает, что Картон был относительно молод, когда приехал в Прованс. В 1444 году о нём узнают в Эксе, два года спустя – в Арле, а в следующем году – в Авиньоне, где он пробыл до 1466 года, после чего о нём больше нет никаких упоминаний. Дата его смерти неизвестна, но сохранились сведения о семи контрактах, заключённых между ним и различными заказчиками: дворянами, богатыми купцами, священнослужителями и коллегами-художниками. Все они касаются больших алтарных картин, включая пределлы (1446-7, 1452, 1453-4, 1461, 1462-4 и 1466), а также процессионное знамя (1457-8).
Две из описанных картин сохранились и позволяют, для сравнения, с уверенностью приписать художнику ещё две недокументированные работы. Любопытно, что нет никаких свидетельств того, что Картон получал какие-либо заказы от Рене Анжуйского, княжеского правителя Прованса, несмотря на то, что Рене был активным меценатом и покровительствовал многим другим художникам, а также на то, что Картон создавал различные виды миниатюр для важных фигур при дворе Рене, таких как канцлер Прованса, для которого Картон написал иллюминированную рукопись, известную как «Миссал Жана де Мартина» (Национальная библиотека Франции, Париж).
Дева Милосердия
Алтарный образ La Vierge de Misericorde (Дева Милосердия) (Musee Conde, Chantilly) был заказан в 1452 году в Авиньоне у Картона и Пьера Виллата Пьером Кадартом, сеньором дю Тором, в епархии Лиможа. Он пожелал, чтобы его покойные родители были изображены у ног Богородицы в компании с их святыми покровителями, двумя святыми Иоаннами. В контракте также упоминается пределла , но без указания сюжета. Сомнения в том, является ли панно в Шантийи совместной работой двух художников или только Картона, были разрешены благодаря сходству картины с «Коронацией Девы Марии» Картона. Поэтому предполагается, что Виллатте выполнил наименее важную часть алтарного образа – утраченную пределлу. Роспись в Шантийи впечатляет грандиозностью композиции и доминирующим ритмом.
Коронация Девы Марии
Контракт на Le Couronnement de la Vierge (хоспис в Вильнёв-ле-Авиньоне) – самый подробный из сохранившихся для средневекового произведения искусства. Он был составлен в 1453 году между Картоном и Жаном де Монтаньяком, каноником Сент-Агриколь д’Авиньон и капелланом церкви Чартерхауса в Вильнёве. Работа, предназначенная для алтаря Святой Троицы в Чартерхаусе, должна была быть закончена в сентябре 1454 года. Она не могла включать в себя пределлу, а указанный в контракте помост утрачен.
План был чрезвычайно амбициозным. Он вызывал в памяти христианский порядок мироздания во всей его полноте: Рай со святыми и избранными, Чистилище, мир, показывающий два святых города – Рим и Иерусалим с их величайшими памятниками, и, наконец, Ад. Святой Дух должен был быть представлен в виде голубя, и между Отцом и Сыном не должно было быть никакого различия, согласно догмату Флорентийского собора 1439 года.
Некоторые изменения в деталях оставлялись на усмотрение художника, в соответствии с его художественным чутьём и требованиями равновесия и трёхмерной гармонии. Так, вокруг Троицы Картон написал узор из красных и синих ангелов, не похожий на те, что изображены на диптихе Фуке «Мелун» (1450-55, Музей изящных искусств Конинклик, Антверпен; Старая галерея, Берлин).
В 1449 году, во время болезни, Монтаньяк составил завещание, в котором просил поместить у его гробницы в церкви Чартерхауса работу, изображающую его как дарителя со святым Агриколой перед Богородицей. По выздоровлении он отменил это поручение и вместо этого отправился в паломничество в Рим, а затем в Иерусалим. Таким образом, Курносый – это память об этом путешествии.
При создании алтарного образа Картон опирался на свои воспоминания о соборной скульптуре северной Франции: в нижней части изображена панорама Земли и подземный мир, представляющий Чистилище, а Ад показан в пределле. Настоящая перемычка поддерживает тимпан, на котором доминирует Святая Троица. В XV веке стиль, выработанный мастером Благовещения в Эксе и Картоном, становится одним из великих стилей латинской Европы, наравне с флорентийским, испанским и португальским.
Богородица с младенцем
Ни один известный документ не упоминает алтарный образ Богородица с младенцем между святым Жаком и святым Агриколой с двумя дарителями (Богородица с младенцем между святым Жаком и святым Агриколой с двумя дарителями) (Авиньонский музей), который, вероятно, является незавершённым. Ее происхождение неизвестно, а гербовые знаки стёрлись, так что доноры не могут быть идентифицированы. Однако цвет, рисунок, плотность, напряжённость лиц и запавшие глаза, характерная Богородица, руки, направленная штриховка – все указывает на кисть Картона. Если епископ – это святой Агрикола, особо почитаемый в Авиньоне, то картина вполне может относиться к раннему периоду работы Картона в городе, около 1447-50 годов.
Авиньонская Пьета
Тематика Авиньонской Пьеты (Лувр) (в частности, то, как святой Иоанн снимает терновый венец), а также её композиция повлияли на Тарасконскую Пьету, написанную около 1456 года (Париж, Музей Клюни), что доказывает, что она является более ранней, чем эта дата. Она почти наверняка предназначалась для хартии Вильнёва, а некоторые особенности работы, такие как композиция, фигура Христа, прорисовка глаз, рук и скал, указывают на авторство Картона.
Грязь, покрывающая картину, полностью изменила цвет, который на самом деле довольно чистый и строгий, а также изменила формы, добавив ложное кьяроскуро. Даритель, каноник в амисе, имеет поразительное сходство с портретом Монтаньяка, который дважды появляется в картине Картона «Коронация Девы». Поэтому разумно предположить, что Монтаньяк, вернувшись из своего паломничества, решил возобновить вотивную картину с изображением себя в качестве донора, которая должна была быть помещена у его могилы в Чартерхаусе.
Коронация Богородицы, написанная как алтарный образ, не заняла место вотивной картины (она не была поставлена рядом с гробницей донора и изображает его очень сдержанно в виде крошечной молящейся фигурки). Для сравнения, «Пьета» с ориентализованным Иерусалимом и донором-каноном на переднем плане может претендовать на то, чтобы стать действительно новой и «актуальной» версией проекта 1449 года, задуманной после паломничества. По примеру мастера Флемаля, ван Эйка и Роджера ван дер Вейдена, донор изображён не как архаичная фигурка, а в том же масштабе, что и святые персонажи.
Наследие
Несмотря на статус Картона как одного из великих средневековых художников, и его значительное влияние на религиозное искусство в Провансе, а также на более поздние работы в Германии и Италии, он оставался в полной безвестности до 1900 года, когда «Коронация Богоматери» была выставлена в Париже. С тех пор осознание его значимости и количество картин, приписываемых ему, неуклонно росло, достигнув кульминации в приписывании ему «Авиньонской Пьеты» в середине 1960-х годов.
О других художниках, работавших во Франции XV века, см:
Мельхиор Брудерлам (ок. 1350-1411)
Жакмар де Эсдин (ок. 1355-1414)
Братья Лимбург (фл. 1390-1416)
Подробнее о европейских иллюминаторах рукописей и миниатюрной живописи см:
Средневековая иллюминация рукописей (ок.1000-1500)
Романские иллюминированные рукописи (ок.1000-1150)
Готические иллюминированные рукописи (ок.1150-1350)
Работы Ангеррана Картона можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?