Леонардо да Винчи (1452-1519) читать ~22 мин.
Один из величайших старых мастеров итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи преуспел как живописец, скульптор, инженер, архитектор и учёный. Наряду с Микеланджело (1475–1564) и Рафаэлем (Раффаэлло Санти) (1483–1520), он считается одним из трёх великих творцов искусства Высокого Возрождения в Италии (1490–1530). Леонардо известен как мастер масляной живописи, включая живописные техники кьяроскуро (использование тени для создания трёхмерного эффекта) и сфумато (использование глазури с плавными переходами между тонами), обе техники ярко проявлены в его шедевре «Мона Лиза».
Творческие способности Леонардо были настолько разнообразны, что он, к сожалению, завершил лишь несколько художественных проектов. Несмотря на это, он является автором нескольких шедевров искусства Возрождения, среди которых Мона Лиза (1503–1506, масло на панели, Лувр) — одна из величайших портретных картин и, вероятно, самая известная картина в мире; Витрувианский человек (1492) — пожалуй, самый известный рисунок в мире; Тайная вечеря (1495–1498, фреска маслом и темперой, Санта Мария делле Грацие, Милан) — одна из самых известных библейских картин всех времён. К сожалению, до наших дней дошла лишь малая часть его творчества — всего около 15 картин, что связано, в том числе, с его склонностью к экспериментам с новыми техниками живописи, часто губительными для сохранности работ. Тем не менее, эти картины, а также многочисленные этюдники с примерами фигурного рисунка (включая некоторые из лучших рисунков эпохи Возрождения), анатомические исследования, научные диаграммы и его взгляды на технику и эстетику живописи составляют наследие, с которым может соперничать только Микеланджело. Обладая репутацией одного из лучших портретистов и одного из лучших исторических живописцев, Леонардо считается большинством экспертов одним из лучших художников всех времён.
Ранняя жизнь и карьера во Флоренции
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи родился в местечке Винчи, недалеко от Флоренции. Он обучался в престижной мастерской известного флорентийского скульптора, художника и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435–1488), где получил лучшее образование, доступное молодому художнику эпохи Возрождения во Флоренции. Мастерская Верроккьо была центром интеллектуальных перекрёстных течений кватроченто и стала отправной точкой для ряда талантливых художников, включая Доменико Гирландайо (1449–1494), Перуджино (1450–1523), Боттичелли (1445–1510) и Лоренцо ди Креди (1458–1537).
Во Флоренции Леонардо приобрёл множество технических навыков: рисование (включая тонкости линейной перспективы, в которой преуспел Верроккьо), живопись, лепку и моделирование, а также ювелирное дело, обработку металла и гипсовое литьё. Флоренция была центром раннего Возрождения, где жили такие выдающиеся художники, как Донателло (1386–1466), Паоло Уччелло (1397–1475), Пьеро делла Франческа (1415–1492), Филиппо Липпи (1406–1469) и Леон Баттиста Альберти (1404–1472), чьи работы украшали город.
Исследования света и перспективы, завершённые Пьеро делла Франческа, а также трактат Альберти Della Pittura («О живописи») оказали значительное влияние на Леонардо, как и трактовка света и тени Мазаччо (1401–1428) в фресках капеллы Бранкаччи. Другим важным влиянием стал приезд во Флоренцию художника-новатора из Гента Хуго ван дер Гуса (умер в 1482 году), который привёз с собой ряд новых техник масляной живописи из Северной Европы.
Будучи молодым учеником, Леонардо проявил огромный талант, и было ясно, что он сыграет важную роль в живописи Раннего Возрождения. Согласно легенде, увидев ангела слева в Крещении Христа (1470, Галерея Уффици), выполненном в мастерской Верроккьо, последний якобы решил полностью отказаться от живописи и сосредоточиться на скульптуре. Леонардо оставался с Верроккьо до основания собственной мастерской в 1477 или 1478 году, хотя продолжал сотрудничать с учителем в последующие годы.
К 1478 году Леонардо стал независимым художником. Его первоначальный заказ на алтарный образ для капеллы Палаццо Веккьо так и не был выполнен. Другие работы этого периода включают Мадонну Бенуа (ок. 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), портрет Джиневры де Бенчи (ок. 1474, Национальная галерея искусств, Вашингтон) и незаконченный Святой Иероним (ок. 1481, Пинакотека Ватикана).
В Милане с Людовико Сфорца
В 1482 году, будучи амбициозным и стремящимся к новым возможностям, Леонардо отказался от первого крупного заказа — «Поклонение волхвов» (начато в 1481 году, Уффици) — и поступил на службу к миланскому герцогу Людовико Сфорца, где оставался до падения власти последнего в 1499 году. В этот период Леонардо достиг вершины своей творческой карьеры. Кроме живописи и скульптуры, он служил Людовику Сфорца как старший инженер в военных проектах, а также работал архитектором и организатором праздников. Он также сотрудничал с итальянским математиком Лукой Пачоли в создании его знаменитой работы «Божественная пропорция» (1509).
С 1485 по 1495 год мастерская Леонардо в Милане была центром интенсивной деятельности. Он завершил многочисленные исследования по живописи, архитектуре, механике и анатомии, подробно описанные в его тетрадях.
Широта талантов и интересов Леонардо привела к множеству незавершённых проектов. За 17 лет в Милане он фактически завершил только шесть работ, часто задерживаясь над картинами на годы.
Главные произведения миланского периода включают две версии «Мадонны в скалах» (1483–1485, Лувр; 1490-е – 1506–1508, Национальная галерея, Лондон), заказанные для Конфрактария Непорочного Зачатия; портрет «Дама с горностаем» (Чечилия Галлерани) (1490, Чарторыйский музей, Краков); и «Тайная вечеря» (1495–1498), фреска для трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие. К сожалению, картина начала разрушаться вскоре после завершения из-за экспериментального применения масла на сухой штукатурке. Самой большой работой по заказу была колоссальная бронзовая скульптура — памятник Франческо Сфорца, отцу Людовико, во дворе замка Сфорцеско. Скульптура не была завершена и позднее разрушена.
Поздние годы (1500–1519)
После падения покровителя Людовико Сфорца в 1499 году Леонардо провёл первые полтора десятилетия XVI века (чинквеченто), путешествуя по Италии и работая на разных заказчиков. Вернувшись в 1500 году во Флоренцию, он остановился в монастыре Сантиссима Аннунциата, где, согласно Джорджо Вазари в «Жизни художников», создал карикатуру «Дева с младенцем и святой Анной и святым Иоанном Крестителем» — работу, которой восхищались толпы людей со всей округи.
В 1502 году Леонардо поступил на службу к Чезаре Борджиа, сыну и главному полководцу папы Александра VI. В 1503 году он вошёл в комиссию художников, ответственных за перестановку мраморной статуи Давида Микеланджело (1501–1504). В том же году начал проектировать декоративную фреску для большого зала Палаццо Веккьо во Флоренции. Фреска осталась незавершённой, но карикатура в натуральную величину сохранилась в копиях, в частности у Питера Пауля Рубенса (ок. 1615, Лувр). В это же время Леонардо начал работу над своей самой известной картиной — Мона Лиза (1503–1506, масло на панели, Лувр).
В 1506 году Леонардо получил приглашение вернуться в Милан от французского губернатора Шарля д’Амбуаза. В 1507 году был назначен придворным художником короля Франции Людовика XII, проживавшего тогда в Милане. Его главным миланским заказом стала конная статуя Джан Джакомо Тривульцио, французского генерала, сменившего Людовико Сфорца. Проект остался нереализованным, но чертёжи сохранились.
В последующие шесть лет Леонардо путешествовал между Миланом и Флоренцией. С 1514 по 1516 год жил в Риме, где содержал мастерскую и выполнял проекты для папы Льва X (Джованни де Медичи). Однако, из-за своей неспособности завершать работы, папские заказы имели ограниченное значение. В отличие от Рафаэля и Микеланджело, глубоко вовлечённых в Ренессанс в Риме, Леонардо сыграл незначительную роль в художественном развитии столицы. Он также редко посещал Венецию, предпочитая Флоренцию своей главной базой, хотя его участие в жизни семьи Медичи было ограниченным.
В 1516 году Франциск I Французский назначил Леонардо своим главным художником, инженером и архитектором. Леонардо получил щедрое содержание и жил в замке Клу, где и умер 2 мая 1519 года. Согласно легенде, король Франциск I держал Леонардо на руках в момент смерти.
Леонардо да Винчи как художник
За более чем пять столетий после смерти Леонардо его репутация как художника основывается на небольшом количестве картин, признанных высочайшими шедеврами человечества. Их виртуозность заключается в сочетании эстетики и живописной техники, а также в мастерстве работы с относительно новым для того времени средством — масляной краской.
Его уникальное мастерство рисования, примером которого служит Автопортрет (ок. 1510–1513, Королевская библиотека, Турин), также заметно в многочисленных рисунках, хранящихся в ведущих европейских коллекциях, включая Британскую королевскую коллекцию искусства в Виндзорском замке. К сожалению, ни один из скульптурных проектов Леонардо не был завершён, поэтому оценить его трёхмерное искусство можно лишь по рисункам. Аналогично обстоит дело с архитектурой, где мастерство проявляется в проектах и чертёжах.
Леонардо стремился создавать реалистичные, правдивые картины, в отличие от ранее сильно стилизованных произведений религиозного искусства. Изображая мадонн и другие фигуры как реальных людей, он продемонстрировал владение техникой живописи, включая перспективу, кьяроскуро и сфумато, что позволило создавать чрезвычайно реалистичные трёхмерные эффекты. Этот новый подход, вместе с мастерством disegno (дизайн) и colorito (цвет), оказал огромное влияние на последующие поколения, включая иконоборческого Караваджо (1571–1610).
Реализм Леонардо во многом обусловлен изучением человеческого тела. Начав с ученичества у Верроккьо, он продолжил вскрытия человеческих трупов в больницах Флоренции, Милана и Рима. В 1510 году в сотрудничестве с доктором Маркантонио делла Торре он написал теоретический труд по анатомии (опубликованный в 1680 году), для которого сделал более 200 рисунков. Леонардо был первым художником, изучавшим анатомические пропорции мужчин, женщин и детей, а также влияния возраста и эмоций на физиологию человека. Он также создавал карикатурные портреты, изображая деформации лица и признаки болезни.
Леонардо придавал большое значение интеллектуальной стороне живописи. Вместе с Микеланджело он отстаивал идею, что художники — творческие мыслители, а не просто ремесленники.
Живопись Леонардо
Анализ и интерпретацию шедевров Леонардо смотрите в Анализ знаменитых картин.
Пейзаж с видом на Арно (1473)
Первой работой, однозначно приписываемой Леонардо, является знаменитый пейзажный рисунок в Уффици — Пейзаж с видом на Арно, датированный 1473 годом. Возможно, никогда в истории искусства первая работа гениального художника не была столь индивидуальной, оригинальной и сложной, как этот рисунок, несущий в себе семена его будущей истории. Этот пейзаж изображает динамическое проявление природы с использованием серии перспективных видов, каждый с собственной точкой фокуса, отходя от традиционной единой точки зрения. Такая сложная структура отражает суть искусства Леонардо — баланс между художественной волей и поэтической эмоцией, отказ от жёсткой геометрии альбертианской перспективы и огромную эмоциональную силу.
Крещение Христа (1475–1478)
Одним из сложных вопросов раннего периода Леонардо является степень его участия в работе над Крещением Христа, традиционно приписываемым Верроккьо и хранящимся в Уффици. Известно, что Боттичелли работал в мастерской Верроккьо одновременно с Леонардо, и исследования (например, К. Л. Раггианти) показывают, что картина — плод сотрудничества этих художников. Традиционно Леонардо приписывают исполнение первого ангела слева и пейзажа за ним, а также пейзажа справа. Визионерская интенсивность этих участков не была достигнута другими художниками.
Фигура Христа также несёт следы нового, характерного стиля Леонардо, хотя графическая напряжённость может указывать на набросок Боттичелли. Яркая обработка воды, из которой поднимаются фигуры, также свидетельствует о руке молодого Леонардо.
Мадонна с гвоздикой (1473–1478)
В «Мадонне с гвоздикой», хранящейся в Старой Пинакотеке в Мюнхене, заметно влияние Верроккьо. Однако новизна проявляется в сложных перспективных и структурных отношениях, создающих в фигурах Мадонны и Младенца моменты покоя и драматические световые эффекты, сочетающиеся с детальной проработкой пейзажа. Здесь ощущается влияние северной фантазии, напоминающей о фламандских художниках, таких как Ван дер Гус и Ван Эйк, чьи работы повлияли на флорентийское искусство.
Мадонна Бенуа (ок. 1478)
«Мадонна Бенуа» из Эрмитажа — аналогичный пример.
Несмотря на иконографические вариации, композиция прослеживается уже в подготовительном эскизе. Рисунок демонстрирует мастерство Леонардо в передаче движения и света, где пентименты («вторые мысли») подчёркивают игру света на ноге Младенца, а нижняя часть затемнена, создавая баланс композиции.Связь движения с эмоциями, например, в жесте Младенца, смотрящего на цветок, протянутый Матерью, порождает лирическую непрерывность фигуры, ставшую моделью для первых мадонн Рафаэля.
Благовещение (1475–1478)
Самым известным произведением периода становления Леонардо является Благовещение, написанное для монастыря Сан-Бартоломео-а-Монтеоливето, ныне хранящееся в галерее Уффици во Флоренции.
Композиция строится на классической перспективной структуре, где оси сходятся в небольшом кургане справа. Это первый отход от традиций, порождающий свободную и образную композицию с автономными элементами, где каждый эпизод имеет самостоятельное существование.
Жест Мадонны совпадает с отражением света на камне, а сеть линий и движения создаёт мимолётные сигналы эмоций. Эта работа задала новое направление флорентийскому искусству эпохи Возрождения, после драматизма Донателло и устаревших форм традиции Кареджи.
Портрет Джиневры де Бенчи (1478–1479)
Портрет Джиневры де Бенчи почти полностью выполнен в монохроме. Хотя картина завершена, телесные тона бледны, как и в незаконченном, преимущественно монохромном «Поклонении». Связь фигуры с пространством достигается символическими зарослями, сверкающими под вечерним небом — часом, который Леонардо считал идеальным для художника.
Этот портрет, вероятно, был последней работой Леонардо во время первого пребывания во Флоренции. В 1478 году он уехал в Милан, отвергнув правила Неоплатонической академии, которая считала его неграмотным и презирала.
Поклонение волхвов (ок. 1481)
В завершённом «Поклонении волхвов» (Уффици) видение на заднем плане справа является центром композиции. Традиционная священная сцена флорентийской иконографии, использованная Гоццоли и Боттичелли для прославления дома Медичи, приобретает у Леонардо мистический, почти эзотерический характер.
Вокруг группы Матери и Младенца на переднем плане возникает море фигур, двигающихся и извивающихся, как мистические провидцы в состоянии пророческой экзальтации. По бокам стоят задумчивые фигуры, погружённые в мысли.
Событие приобретает таинственное измерение; природа вступает в божественный акт творения, сцена наполнена криками и жестами, провозглашающими весть миру. Центральный фокус управляет перспективой и внутренним движением композиции.
Отказ от цвета служит не имитации скульптуры, а передаче атмосферы и света. Эффект «незавершённости» («non finito») усиливает эмоциональную динамику и световые эффекты, лишённые эпизодичности, отождествляясь с человеческим действием.
Святой Иероним (1480–1482)
Примерно в это время Леонардо написал «Святого Иеронима», ныне в Ватиканском музее. Фигуры здесь — почти эмблематические символы, а пространство углубляется градациями монохрома: от охристых тонов на переднем плане через сизовато-меловые тона фигуры к голубоватым тонам фона.
Некоторые искусствоведы отмечают влияние стиля Поллайоло в драматическом повторении фигур, но именно свет и пространство, созданные Леонардо, формируют новый художественный климат.
Мадонна в скалах (1483–1485)
Около 1483 года Леонардо получил заказ от Конгрегации Зачатия в Милане на триптих с изображением Мадонны, Иисуса и двух ангелов. Это, возможно, самая известная картина, созданная им в Милане. Герцог Людовико Сфорца завладел картиной и заказал копию, которую Леонардо выполнил в 1495 году. Первая версия хранится в Лувре, вторая — в Национальной галерее, Лондон.
В этой работе трактовка света достигла своей высшей сложности: два источника света — один более определённый сзади, другой более рассеянный спереди — управляют композицией, создавая динамичное водянистое отражение. Текстура варьируется от быстрых мазков до графически чётко определённой листвы, достигая интенсивного атмосферного эффекта.
Леонардо преобразовал элементы североевропейской живописи, популярной во Флоренции, в произведения поэтического величия, оказавшие влияние на развитие художественной формы до наших дней. Подробнее см.: «Мадонна в скалах» Леонардо.
Дама с горностаем (1488–1490)
Один из самых лирических портретов, написанных при ломбардском дворе, — портрет Чечилии Галлерани, любовницы Людовико Сфорца. Известный как Дама с горностаем, он хранится в Чарторыйских музеях в Кракове. В этом портрете визионерский порыв уступил место спокойному созерцанию непрерывной формы, освещённой ровным светом, а драматический эффект сосредоточен в тонко проработанной руке, держащей символическое животное. Анализ см.: «Дама с горностаем» Леонардо.
Витрувианский человек (ок. 1492)
«Витрувианский человек» (сейчас в галерее Венецианской академии) — всемирно известный рисунок с заметками, созданный Леонардо около 1492 года. На нём изображена обнажённая мужская фигура в двух наложенных позах с разведёнными руками и ногами в пределах круга и квадрата. Этот «Канон пропорций» основан на описаниях римского архитектора Витрувия (ок. 78–10 гг. до н.э.) и остаётся одним из самых копируемых изображений в мире.
Тайная вечеря (1495–1497)
Около 1495 года Леонардо начал работу над Тайной вечерей (Il Cenacolo) в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. (Анализ см.: Тайная вечеря Леонардо). Для этого шедевра христианского искусства он экспериментировал с техникой, основанной на импасто с использованием масла и темперы на стене, покрытой гессо. Однако техника оказалась неудовлетворительной, и картина быстро испортилась: к середине XVI века её описывали как почти разрушенную. После многочисленных реставраций, продолжающихся до сих пор, фреска, которую мы видим, — лишь тень оригинала.
Под брамантскими сводами комнаты сцена разворачивается на фоне классической перспективы с центральным фокусом. Иллюзорный эффект удлинения создаёт впечатление выхода комнаты на сельскую местность через арки. Фигуры масштабированы по человеческим меркам, что придаёт монументальность, характерную для живописи XVI века. Все фигуры тщательно расположены для баланса, а рассеянный свет выделяет фигуру Христа на светлом фоне.
Картина изображает сцену Тайной вечери из Евангелия от Иоанна 13:21, сразу после того, как Иисус объявил о предательстве одного из апостолов. Здесь показана реакция каждого ученика на эту новость. Это знаменитый пример исторической живописи, демонстрирующий драматическое движение и кьяроскуро, характерные для зрелого стиля Леонардо.
Фигуры расположены так, что занимают определённые части пространства, концентрируя внимание на центральной фигуре Христа. Традиционное выделение Иуды на краю картины было отменено в окончательной версии, чтобы сохранить драматический эффект.
В картине присутствуют аллюзии на число три (возможно, на Святую Троицу): ученики сидят группами по три, есть три окна, а фигура Иисуса напоминает треугольник.
Рассказы о кропотливом исполнении «Тайной вечери» способствовали восприятию художника как творческого мыслителя, а не просто ремесленника. Эта идея была развита Микеланджело и другими живописцами XVI века.
Тайная вечеря не является настоящей фреской, так как написана на сухой стене с использованием смолы, гессо и мастики, а затем темперы. Этот метод привёл к быстрому ухудшению состояния картины.
Картина стала объектом множества интерпретаций (например, в романе «Код да Винчи»), однако большинство домыслов не подтверждается научными исследованиями.
Мона Лиза (ок. 1503–1506)
Этот изысканный портрет Высокого Возрождения назван в честь героини — Лизы дель Джокондо, урождённой Лизы Герардини, жены флорентийского купца. В Италии она известна как Ла Джоконда («Мона» — форма вежливого обращения, аналог «госпожа»). Анализ см.: Мона Лиза работы Леонардо.
Мона Лиза внесла революционный элемент в развитие ренессансного портрета. В отличие от портретов конца XV века, где фигура и фон часто были схематичными, здесь отношения между ними сложны, а свет и тени переданы с высокой точностью. Загадочная улыбка становится тонким средством преломления света, создавая ощущение момента рождения света, который никогда не повторится. Особое внимание уделено деталям лица с использованием техники сфумато, особенно в тенях вокруг глаз и рта. Эта техника повлияла на многих современников, включая Андреа дель Сарто. Мона Лиза была любимицей Леонардо и сопровождала его во всех путешествиях.
Картина — центральный экспонат Лувра в Париже. Некоторые эксперты оценивают её стоимость примерно в 1 миллиард долларов. Её красота и визуальный эффект достигаются благодаря масляной живописи с техникой сфумато, позволяющей создавать тонкие атмосферные тени, недоступные яичной темпере, используемой современниками Леонардо.
Мадонна с младенцем и святой Анной и святым Иоанном Крестителем (1500–1508)
В 1500 году Леонардо вернулся во Флоренцию и остановился у монахов монастыря Сантиссима Аннунциата, для которых написал «Мадонну с младенцем и святой Анной» (рисунок в Национальной галерее, Лондон; картина в Лувре). Необычные пространственные отношения между фигурами и фоном стали значительным новшеством, которое впоследствии переняли Рафаэль, Фра Бартоломео, Андреа дель Сарто и представители Маньеризма. Эта работа открыла новый этап в истории искусства Возрождения, наряду с «Святыми семействами» Рафаэля и «Дони Тондо» Микеланджело. Часто этот период ошибочно называют «классицизмом», хотя на самом деле он характеризуется революционным выражением отношений между человеком и объектом с большой гибкостью и разнообразием.
Святой Иоанн Креститель (1513–1516)
В последние годы жизни, после возвращения в Милан, затем Рим и бегства во Францию, Леонардо создал лишь одну картину — «Святой Иоанн Креститель», ныне в Лувре.
Картина выражает крайние возможности обращения Леонардо со светом: свет переходит от тёмного фона к ярким плоскостям переднего плана, становясь выражением пространства и физиогномики. Фигура наклонена вперёд с загадочной улыбкой и символическим поднятием пальца. Это уже не «глас вопиющего в пустыне», а хранитель тайны посвящения и средство постижения человеческой и космической сущности. В старости, полупарализованный и окружённый обществом Мельци и Салаи, Леонардо чувствовал приближение конца жизни.
Леонардо и маньеризм
Художник, теоретик и биограф XVI века Джорджо Вазари (1511–1574), в своей книге «Жизнь художников» (1550) назвал Леонардо, Рафаэля и Микеланджело источниками маньеристской живописи.
Скульптура Леонардо
Из-за отсутствия завершённых скульптур мало известно о деятельности Леонардо в этой области. Из документов и его сочинений известно, что он считал себя одинаково одарённым в живописи и скульптуре, особенно в бронзовом литье.
Юношеская работа в мастерской Верроккьо, который был скульптором, делает вероятным, что Леонардо начинал как подмастерье скульптора. Однако скульптурные работы, приписываемые ранним годам Леонардо (например, терракотовая Мадонна с младенцем в Музее Виктории и Альберта и Портрет дамы с цветами в Барджелло), скорее принадлежат Верроккьо или Антонио Росселлино.
Нет документальных свидетельств существования скульптуры, безусловно приписываемой Леонардо. Это не опровергает приписываемые ему бронзы и восковые модели, предназначавшиеся для памятников Франческо Сфорца и Тривульцио. Эти крупные проекты оставались незавершёнными.
Людовико Сфорца заказал монумент в память о Франческо Сфорца, но Леонардо завершил лишь глиняную модель лошади, которая была уничтожена. Основную идею памятника можно проследить по серии серебряных рисунков в Виндзорском замке, где видно развитие образа лошади — от прыжка в пространство до классической позы с четырьмя ногами на земле. Примерно через 20 лет Леонардо работал над памятником Джанджакомо Тривульцио, который должен был включать саркофаг и конную статую натурального размера. Эскизы демонстрируют сдержанный динамизм, переосмысливающий традиционную конную иконографию.
Архитектура Леонардо
Не сохранилось завершённых архитектурных работ Леонардо. Известно, что он проектировал купол Миланского собора и создал множество планов укреплений для герцогов Милана и Валентино.
Самым значительным архитектурным наследием является проект Trattato sull’architettura. Трактат задумывался в двух частях: первая — учение об ордерах и архитектурных формах, вторая — техника строительства. Сохранившиеся фрагменты и чертёжи показывают связь между теориями XV века — Филиппо Брунеллески, Леона Баттиста Альберти, Филарете и Франческо ди Джорджо — и классикой зрелого Донато Браманте. Позже эти идеи стали основой для трактата Серлио об архитектурных орденах.
Постоянные теоретические поиски и стремление к абстрактному идеалу архитектуры, а не практической реализации, объясняют, почему Леонардо не завершил множество своих проектов.
Теоретические работы: идеи об изобразительном искусстве
Леонардо заполнил многочисленные тетради набросками, эскизами и художественными идеями. Эти научные и художественные журналы, включая Трактат о живописи (1651), составляют около 13 000 страниц заметок и рисунков. Они хранятся в Королевской библиотеке Виндзорского замка, Музее Виктории и Альберта, Британской библиотеке, Лувре, Национальной библиотеке Испании и Амброзианской библиотеке Милана, где находится двенадцатитомный Codex Atlanticus. Кодекс Лестера (Кодекс Молота) был приобретён Биллом Гейтсом и выставляется по всему миру.
Главной теоретической работой Леонардо является «Трактат о живописи», дошедший до нас во фрагментарном виде. В нём рассматриваются все актуальные темы эпохи, включая спор о первенстве искусств, который Леонардо решает в пользу живописи, классифицируя её как естественную науку благодаря её научной и математической основе. Он следовал традициям первых флорентийских авторов, но развивал оригинальную концепцию «знания, завоёванного опытом», противопоставляя её «ошибочным духовным наукам» платонизма и аристотелизма.
Для Леонардо живопись — это наука и философская система. Он считал, что суть живописи — в рельефе, строгой моделировке света и тени. Второй важный фактор — психологическое выражение через движение, черты лица и жесты. В трактате также подробно рассматривается теория пропорций и закон перспективы, где Леонардо учитывает изменение пропорций под влиянием движения. Последняя часть посвящена анализу строения мышц.
Леонардо да Винчи: картины
Картины и рисунки Леонардо можно увидеть в лучших художественных музеях мира. Полная галерея доступна на сайте Gallerix: картины Леонардо да Винчи.
Пейзаж с видом на Арно (ок. 1473), рисунок, Уффици, Флоренция.
Благовещение (ок. 1475–1478), масло на панели, Уффици, Флоренция.
Мадонна с гвоздикой (ок. 1473–1478), масло на панели, Альте Пинакотека, Мюнхен.
Мадонна Бенуа (ок. 1478), масло на холсте, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Портрет Джиневры де Бенчи (ок. 1474–1479), Национальная галерея, Вашингтон.
Святой Иероним в пустыне (ок. 1480–1482), темпера/масло на панели, Ватикан.
Поклонение волхвов (ок. 1481), подрисовка на панели, Уффици, Флоренция.
Мадонна в скалах (ок. 1483–1485), масло на панели (перенесено на холст), Лувр.
Дама с горностаем (1488–1490), масло на деревянной панели, Чарторыйские музеи, Краков.
Тайная вечеря (1495–1498), темпера на гессо, Санта Мария делле Грацие.
Мадонна в скалах (1495–1508), масло на панели, Национальная галерея, Лондон.
Потолочные фрески Сала делле Ассе (ок. 1498–1499), замок Сфорцеско, Милан.
Дева с младенцем и святой Анной и святым Иоанном (ок. 1500–1508), рисунок, Лондон.
Мона Лиза (ок. 1503–1506), масло на хлопковом дереве, Лувр, Париж.
Дева с младенцем и святой Анной (ок. 1510), масло на панели, Лувр, Париж.
Святой Иоанн Креститель (1513–1516), масло на ореховом дереве, Лувр, Париж.
- Архитектура эпохи Возрождения
- Цветовая палитра эпохи Возрождения: пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения
- Рисунки эпохи Возрождения
- Портреты эпохи Возрождения (1400-1600)
- Искусство эпохи Возрождения во Флоренции
- «Виллетт» Шарлотты Бронте, краткое содержание
- Пизанелло: художник интернациональной готики
- НИИ Филаретова
- Восточное православие в Украине
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?