Леонардо да Винчи (1452-1519) читать ~31 мин.
Один из величайших старых мастеров итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи преуспел как живописец, скульптор, инженер, архитектор и учёный. Наряду с Микеланджело (1475-1564) и Рафаэлем (Раффаэлло Санти) (1483-1520), он считается одним из трёх великих творцов искусства Высокого Возрождения в Италии (1490-1530). Он известен как мастер масляной живописи, включая живописные техники кьяроскуро (использование тени для создания трёхмерного эффекта) и сфумато (использование глазури слегка различных тонов цвета, создающих почти незаметный переход от светлого к тёмному), обе техники видны в его шедевре «Мона Лиза».
Творческие способности Леонардо были настолько разнообразны, что он, к сожалению, завершил лишь несколько художественных проектов. Несмотря на это, он является автором нескольких шедевров искусства Возрождения, среди которыхМона Лиза (1503-6, масло на панели, Лувр), одна из величайших портретных картин и, вероятно, самая известная картина в мире; Витрувианский человек (1492), пожалуй, самый известный рисунок в мире; Тайная вечеря (1495-8, фреска маслом и темперой, Санта Мария делле Грацие, Милан), одна из самых известных библейских картин всех времён. К сожалению, до наших дней дошла лишь малая часть его творчества (всего около 15 картин), не в последнюю очередь из-за его жажды (часто губительной) экспериментировать с новыми техниками рисования. Тем не менее, эти несколько картин, а также несколько этюдников, наполненных примерами фигурного рисунка (включая некоторые лучшие рисунки эпохи Возрождения), анатомические исследования, научные диаграммы и его взгляды на технику и эстетику живописи, составляют наследие, с которым может соперничать только Микеланджело. Имея репутацию одного из лучших портретистов, а также одного из лучших исторических живописцев, Леонардо считается большинством экспертов в области искусства одним из лучших художников всех времён.
Ранняя жизнь и карьера во Флоренции
Родился Леонардо ди сер Пьеро да Винчи в местечке Винчи, недалеко от Флоренции, и обучался в престижной мастерской известного флорентийского скульптора, художника и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435-1488), где он получил лучшее образование, доступное молодому художнику, растущему в эпоху Возрождения во Флоренции. Мастерская находилась в центре интеллектуальных перекрёстных течений кватроченто, и стала отправной точкой для ряда талантливых художников, включая Доменико Гирландайо (1449-1494), Перуджино (1450-1523), Боттичелли (1445-1510) и Лоренцо ди Креди (1458-1537).
Во Флоренции Леонардо приобрёл огромное количество технических навыков в рисовании, (включая тонкости линейной перспективы, в которой преуспел Верроккьо) живописи, лепке и моделировании – а также ювелирном деле, обработке металла и гипсовом литье. Кроме того, Флоренция была центром раннего Возрождения, где жили такие выдающиеся художники, как Донателло (1386-1466), Паоло Уччелло (1397-1475), Пьеро делла Франческа (1415-1492), Филиппо Липпи (1406-1469) и Леон Баттиста Альберти (1404-1472), работы которых украшали город.
Исследования света и перспективы, завершённые Пьеро делла Франческа, а также трактат Альберти Della Pittura («О живописи») оказали значительное влияние на Леонардо, как и трактовка света и тени Мазаччо (1401-28) в фресках капеллы Бранкаччи. Другое влияние оказал приезд во Флоренцию художника-новатора из Гента Хуго ван дер Гуса (ум. в 1482 г.), который привёз с собой из Северной Европы ряд новых техник масляной живописи.
Будучи молодым учеником, Леонардо проявил огромный талант, и было ясно, что он сыграет важную роль в живописи Раннего Возрождения. Действительно, увидев ангела слева в Крещении Христа (1470, Галерея Уффици) своего ученика, Верроккьо якобы решил полностью отказаться от живописи и сосредоточиться на скульптуре. Леонардо оставался с Верроккьо до тех пор, пока не основал свою собственную мастерскую в 1477 или 78 году, хотя его привязанность к учителю была такова, что он продолжал сотрудничать с ним в течение последующих лет.
К 1478 году Леонардо стал независимым художником, хотя его первоначальный заказ на алтарный образ для капеллы Палаццо Веккьо так и не был выполнен. Другие работы, относящиеся к этому времени, включают Мадонну Бенуа (ок. 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), портрет Джинервы де Бенчи (ок. 1474, Национальная галерея искусств, Вашингтон) и незаконченный Святой Иероним (ок. 1481, Пинакотека, Ватикан).
В Милане с Людовико Сфорца
В 1482 году, беспокойный и амбициозный, Леонардо отказался от своего первого крупного заказа, «Поклонение волхвов» (начато в 1481 году, Уффици), и поступил на службу к миланскому герцогу Людовико Сфорца, с которым оставался до падения власти последнего в 1499 году. Именно в этот период Леонардо достиг вершины своей творческой карьеры. Кроме живописи и скульптуры, он служил Людовику Сфорца в качестве старшего инженера в многочисленных военных авантюрах, а также активно работал как архитектор и оформитель праздников. Он также помогал итальянскому математику Луке Пачоли в его знаменитой работе «Божественная пропорция» (1509).
В течение нескольких лет после переезда в Милан его мастерская кипела активной деятельностью. С 1485 по 1495 год он завершил многочисленные исследования по живописи, архитектуре, механике и анатомии человека, все из которых он подробно описал в серии тетрадей.
Широта талантов и интересов да Винчи привела к появлению огромного количества незавершённых художественных проектов. Например, за 17 лет жизни в Милане он фактически завершил только шесть работ, иногда задерживаясь над картиной на годы, прежде чем закончить её.
Главные картины миланского периода Леонардо включают две версии «Мадонны в скалах» (1483-85, Лувр; 1490-е – 1506-08, Национальная галерея, Лондон), заказанные для Конфрактария Непорочного Зачатия; портрет «Дама с горностаем» (Чечилия Галлерани) (1490, Чарторыйский музей, Краков); и «Тайная вечеря» (1495-8), фреска для трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие. Увы, не успела она завершиться, как начала разрушаться из-за экспериментального использования Леонардо масла на сухой штукатурке. Самой большой его работой по заказу была колоссальная бронзовая скульптура – памятник Франческо Сфорца, отцу Людовико, во дворе замка Сфорцеско. Он тоже не был закончен и позже был разрушен.
Поздние годы 1500-19
После падения своего покровителя Людовико Сфорца в 1499 году Леонардо да Винчи провёл первые полтора десятилетия чинквеченто (XVI века), путешествуя по Италии, работая на разных заказчиков. Вернувшись в 1500 году во Флоренцию, он остановился в монастыре Сантиссима Аннунциата, где, согласно Джорджо Вазари (1511-1574) в его «Жизни художников» , Леонардо создал карикатуру «Дева с младенцем и святой Анной и святым Иоанном Крестителем» – работу, которой так восхищались, что огромные толпы людей съезжались со всей округи, чтобы увидеть её.
В 1502 году он поступил на службу к Чезаре Борджиа, сыну и главному полководцу папы Александра VI. В 1503 году он был назначен в комиссию художников, ответственных за перестановку мраморной статуи Давида работы Микеланджело (1501-4). В том же году он начал проектировать декоративную фреску для большого зала Палаццо Веккьо во Флоренции. Она также не была закончена, хотя его карикатура на фреску в натуральную величину сохранилась в копиях, в частности, Питера Пауля Рубенса (ок. 1615 г., Лувр). В то же время он начал работу над своей самой известной картиной – Мона Лиза (1503-6, масло на панели, Лувр).
В 1506 году Леонардо получил приглашение вернуться в Милан от его французского губернатора Шарля д’Амбуаза. Затем в 1507 году он был назначен придворным художником короля Франции Людовика XII, проживавшего в то время в Милане. По иронии судьбы его главным миланским заказом стала конная статуя Джан Джакомо Тривульцио, французского генерала, который сместил первоначального покровителя Леонардо Людовико Сфорца. И снова проект остался неосуществлённым, хотя чертёжи сохранились.
В течение следующих шести лет Леонардо путешествовал между Миланом и Флоренцией. С 1514 по 1516 год Леонардо жил в Риме, где содержал мастерскую и выполнял различные проекты для понтифика, папы Льва X (Джованни де Медичи). Однако, из-за его печально известной неспособности завершать работы, эти папские заказы имели лишь незначительное значение. В результате, в отличие от Рафаэля и Микеланджело, которые пользовались доверием нескольких пап и поэтому были глубоко вовлечены в Ренессанс в Риме, Леонардо сыграл незначительную роль в художественном развитии столицы Италии. Он также не играл активной роли в Возрождении в Венеции, лишь изредка посещая этот город. Именно Флоренция оставалась его главной базой в Италии, хотя, что несколько удивительно, его участие в жизни семьи Медичи во Флоренции было очень ограниченным.
В 1516 году Франциск I Французский назначил его премьер-художником, инженером и архитектором короля, и, таким образом, стал последним покровителем Леонардо. Он получал щедрое содержание и был размещён в замке Клу, где и умер 2 мая 1519 года. Согласно легенде, король Франциск I держал голову Леонардо на руках, когда тот умирал.
Леонардо да Винчи как художник
На протяжении большей части пятисот лет, прошедших после его смерти, репутация Леонардо да Винчи как художника зиждется на горстке картин, которые считаются одними из высших шедевров, когда-либо созданных человечеством. Виртуозное качество этих работ заключается в сочетании эстетики и живописной техники, и не в последнюю очередь в его превосходном мастерстве в относительно новом средстве – масляной краске.
Его уникальное мастерство рисования, примером которого является его Автопортрет (ок. 1510-13, Королевская библиотека, Турин), также заметно в его большом количестве рисунков, которые можно увидеть во многих великих европейских художественных коллекциях, в частности, в Британской королевской коллекции искусства в Виндзорском замке в Англии. К сожалению, поскольку ни один из скульптурных проектов Леонардо не был завершён, его трёхмерное искусство можно оценить только по его рисунку. То же самое можно сказать и о его архитектуре, где его мастерство в этом вопросе ясно видно из его архитектурных проектов и чертёжей.
Леонардо провёл большую часть своей жизни, пытаясь создать реалистичные, правдивые картины, в отличие от ранее сильно стилизованных произведений религиозного искусства. Изображая своих мадонн и другие фигуры как реальных людей, Леонардо продемонстрировал своё полное владение техникой живописи, включая перспективу, кьяроскуро и сфумато, которые позволили ему создать чрезвычайно реалистичные трёхмерные эффекты. Этот новый подход к правдивому изображению жизни, наряду с его мастерством disegno (дизайн) и colorito (цветные пигменты), оказал огромное влияние на последующие поколения художников, включая иконоборческого Караваджо (1571-1610).
Реализм Леонардо во многом обязан изучению человеческого тела на протяжении всей его жизни. Оно началось с его ученичества у Андреа дель Верроккьо и продолжилось вскрытием человеческих трупов в больницах Флоренции, Милана и Рима. Позже, в 1510 году, в сотрудничестве с доктором Маркантонио делла Торре он написал теоретический труд по анатомии (окончательно опубликованный в 1680 году), для которого Леонардо сделал более 200 рисунков. В целом, да Винчи был первым художником, изучавшим анатомические пропорции мужчин, женщин и детей, и был внимательным наблюдателем влияния возраста и эмоций на физиологию человека. Он также набросал множество фигур, страдающих от деформации лица или признаков болезни, иногда создавая тип карикатурного портрета своего объекта.
Леонардо придавал большое значение интеллектуальным аспектам живописи. Это привело к тому, что он, наряду с Микеланджело, отстаивал идею о том, что художники – это настоящие творческие мыслители, а не просто искусные ремесленники.
Живопись Леонардо
Анализ и интерпретацию шедевров Леонардо Да Винчи смотрите в Анализ знаменитых картин.
Пейзаж с видом на Арно (1473)
Первой работой, которую можно определённо приписать Леонардо да Винчи, является знаменитый пейзажный рисунок в Уффици, (Пейзаж с видом на Арно) датированный 1473 годом. Возможно, никогда в истории искусства первая работа гениального художника не была столь индивидуальной, столь оригинальной или столь сложной, как этот рисунок, который несёт в себе семена истории. Этот первый пейзаж совпадает в своём изображении динамического проявления природы с теоретическими и стилистическими концепциями, которые позже были разработаны зрелым Леонардо.
Видение запечатлено в конкретный динамический момент и представляет собой серию соответствующих перспективных видов, каждый из которых имеет свою точную точку фокуса; таким образом, он полностью отходит от изобразительной традиции с её единственной точкой фокуса. Эта сложная структура раскрывает суть искусства Леонардо, его несравненный баланс между художественной волей и поэтической эмоцией; отказ от жёсткой геометрической формы альбертианской перспективы совпадает с огромной эмоциональной силой.
Крещение Христа (1475-8)
Наиболее сложной проблемой, связанной с ранними годами Леонардо да Винчи, является степень его сотрудничества, когда он ещё был членом мастерской Верроккьо, в знаменитом Крещении Христа, которое всё ещё приписывается Верроккьо в Уффици.
Как уже упоминалось, Боттичелли работал в мастерской Верроккьо одновременно с Леонардо, и было доказано (К.Л. Раггианти), что вся картина является работой этих двух художников. Традиция всегда приписывала Леонардо первого ангела слева и фоновый пейзаж за ним. Было решено, что пейзаж с правой стороны также является работой Леонардо; визионерская интенсивность, с которой передан этот участок, не была достигнута ни одним другим художником.
При ближайшем рассмотрении мы видим, что картина фигуры Христа также несёт следы этого нового, характерного и безошибочного стиля, несмотря на определённую графическую напряжённость, которая может указывать на то, что ранее она была набросана Боттичелли; а яркая обработка воды, из которой поднимаются фигуры, также свидетельствует о руке молодого Леонардо.
Мадонна с гвоздикой (1473-8)
Несомненно, в «Мадонне с гвоздикой», хранящейся в Старой Пинакотеке в Мюнхене, в значительной степени прослеживается влияние Верроккьо. Но элемент новизны в этой работе можно найти в бесконечном распространении перспективных и структурных отношений, которые создают в фигурах Мадонны и Младенца кульминации и моменты покоя, вихри и драматические эффекты света, которые сочетаются с вовлечённой и сложной обработкой пейзажа в глубине. Здесь отпечаток северной фантазии напоминает о недавнем фламандском вторжении во флорентийское искусство, с Ван дер Гусом в Санта Тринита и Ван Эйком в Палаццо Медичи; мир басни, придуманный этими фламандскими художниками, вновь появляется, облечённый в уникальный мистицизм Леонардо.
Мадонна Бенуа (ок. 1478)
Так называемая «Мадонна Бенуа» находящаяся в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, представляет собой аналогичный случай.
Несмотря на некоторые иконографические вариации, основы композиции видны уже в подготовительном эскизе. Это потрясающий рисунок: быстро определив верхнюю часть фигур, кисть художника продолжает линию ног Младенца и руки Мадонны; пентименты («вторые мысли») становятся незаменимым средством подчеркнуть движение, игру света на ноге Младенца, в то время как нижняя часть тела затемнена тяжёлой тушевой тенью, придающей равновесие движению ног.Связь движения с эмоциями (как это видно, например, в токе движения между жестом Младенца и выражением его лица, когда он смотрит на цветок, протянутый ему Матерью), порождает лирическую непрерывность фигуры Матери, тип, который должен был остаться моделью для первой Мадонны, написанной Рафаэлем в качестве молодого художника во Флоренции.
Благовещение (1475-8)
Самым известным и бесспорным произведением периода становления Леонардо да Винчи, несомненно, является Благовещение (1475-8), написанное для монастыря Сан-Бартоломео-а-Монтеоливето, которое сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции.
Это классический тип композиции, в котором структура перспективы, по крайней мере в том, что касается главного и наиболее заметного элемента, действует как управляющий фактор и охватывает всю композицию тесной сетью осей и координат – они сходятся в небольшом кургане вдоль стены в правой части картины.
Первый отход от традиций, которые до сих пор считались исторически необходимыми, порождает свободную и образную композицию, где бесконечные отношения постоянно возникают внутри картины и между главным объектом и окружающим пространством. Мы видим также, что каждый эпизод, присутствующий на полотне, организован в элементы, каждый из которых имеет автономное существование.
Жест Мадонны, сидящей в обрамлении выступающего крыла здания, совпадает с отражением падающего света на камне, в то время как замкнутая перспективная сеть груди, контролируемое движение интерферирующего отстранённого жеста и отведение головы становятся мимолётными сигналами эмоций. Эта работа сама по себе смогла придать новое направление флорентийскому искусству эпохи Возрождения, после повторяющихся драм последних работ Донателло и движения к устаревшим формам в традиции Кареджи художников, стремившихся к преемственности.
Портрет Джиневры де Бенчи (1478-79)
Портрет Джиневры де Бенчи также почти полностью написан в монохроме. Однако, хотя в данном случае картина закончена, телесные тона имеют тенденцию к лунной бледности, как и в незаконченном, в основном монохромном «Поклонении», а связь фигуры с пространством достигается с помощью символических зарослей, теперь густых и сверкающих под вечерним небом, когда свет меркнет и окутывает мир бледными лучами – час, описанный Леонардо как идеальный для художника.
Этот портрет был написан, вероятно, в 1478-79 годах и, возможно, является последней работой, которую Леонардо создал во время своего первого пребывания во Флоренции; в 1478 году он уехал в Милан, с презрением отвергнув правила Неоплатонической академии, которая считала его, как неграмотного человека, объектом презрения.
Поклонение волхвов (ок. 1481)
В законченном «Поклонении волхвов», также находящемся в Уффици, видение на заднем плане справа является стержнем всей композиции. Традиционная священная сцена флорентийской иконографии, иллюстрированная в сияющих красках величайшими художниками кватроченто, использованная Гоццоли и Боттичелли как средство возвеличивания и прославления дома Медичи и его Академии, приобретает в сознании Леонардо совершенно иное измерение.
Вокруг группы Матери и Младенца, расположенной в центре картины, из галлюцинаторных видений на заднем плане возникает море фигур; персонажи двигаются и извиваются, как мистические провидцы в состоянии пророческой экзальтации. По бокам две задумчивые фигуры стоят неподвижно, погруженные в свои мысли.
Событие приобрело таинственное, почти эзотерическое измерение; природа вступает в божественный акт почти на пороге творения и представляет собой сцену разрушения и уничтожения, через которую доносятся крики и жесты людей, оглашающих мир потрясающей вестью. Здесь снова, как и в Пейзаже и Благовещении, центральный фокус управляет перспективой композиции и посылает пульсации внутреннего движения.
В данном случае дискурс стал гораздо более сложным и строгим; отказ от цвета стал вопросом не имитации эффекта скульптуры или архитектуры, а передачи атмосферы и света. Эффект «незавершённости» – «non finito «– случайно или намеренно, служит для того, чтобы максимально умножить отголоски эмоций, бесконечную динамику световых карманов, которые здесь лишены всякого эпизодического характера и отождествляются с человеческим действием.
Святой Иероним(1480-2)
Также примерно в это время написана картина Леонардо «Святой Иероним», которая сейчас находится в Ватиканском музее. Фигуры здесь – почти эмблематические символы, а пространство углубляется градациями монохрома, от охристых тонов на переднем плане, через сизовато-меловые тона фигуры, к незаметно голубоватым тонам левого фона.
И если, как отмечают некоторые искусствоведы, драматическое повторение в фигурах обнаруживает признаки ученичества Леонардо в стиле Поллайоло, то именно решение Леонардо в отношении света и пространства является отличительной чертой нового климата в искусстве.
Мадонна в скалах (1483-5)
Около 1483 года Леонардо получил от Конгрегации Зачатия в Милане заказ на триптих, изображающий Мадонну, Иисуса и двух ангелов; это стало, возможно, самой известной картиной, которую он создал в Милане. Похоже, что герцог Милана, Людовико Сфорца, сам завладел картиной и обязал Леонардо сделать её копию. Он сделал это в 1495 году. Первая версия находится в Лувре, вторая – в Национальной галерее, Лондон.
Несомненно, в этой картине трактовка света Леонардо достигла своей самой сложной формы. Два источника света – один более определённый, на заднем плане, другой более неопределённый, на переднем плане – управляют композицией, омывая формы в несколько водянистом отражении, которое умножает динамику видения до бесконечности. Текстура варьируется между быстрым мазком кисти и графическим определением сложной листвы, и достигает очень интенсивного атмосферного эффекта, когда два источника света выхватывают некоторые детали, появляющиеся из насыщенного свечения.
Его живое воображение преобразовало элементы, характерные для североевропейской живописи, входившей тогда в моду во Флоренции, в произведения такого поэтического величия, что они оказали влияние на развитие художественной формы вплоть до нашего времени. Подробнее см: «Мадонна в скалах» Леонардо.
Дама с горностаем (1488-90)
Одним из самых лирических произведений, написанных им во время пребывания при ломбардском дворе, был портрет Чечилии Галлерани, любовницы Лодовико иль Моро.
Прекрасный портрет, известный как Дама с горностаем, находящийся в Кракове. В нём визионерский порыв последних флорентийских работ, кажется, уступил место спокойному созерцанию непрерывной формы, над которой ровный свет создаёт ощущение невесомости, а весь драматический эффект сосредоточен в большой, сверхчувствительной, почти болезненной руке, держащей символическое животное. Анализ см: «Дама с горностаем» Леонардо.
Витрувианский человек (ок. 1492)
«Витрувианский человек» (сейчас находится в галерее Венецианской академии) – это всемирно известный рисунок с сопроводительными заметками, созданный Леонардо да Винчи около 1492 года, как записано в одном из его дневников.
На нём изображена обнажённая мужская фигура в двух наложенных друг на друга позах с разведёнными в стороны руками и ногами в пределах круга и квадрата. Иногда называемый Каноном пропорций, он был создан как исследование пропорций (мужского) человеческого тела, описанных римским архитектором Витрувием (ок. 78-10 гг. до н.э.). Сегодня это изображение остаётся одним из самых копируемых в мире.
Тайная вечеря (1495-7)
Около 1495 года Леонардо да Винчи начал работу над Тайной вечерей (Il Cenacolo) в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. (Примечание: анализ этой работы см: Тайная вечеря Леонардо). Для этого шедевра христианского искусства, он экспериментировал с техникой, основанной на импасто с использованием масла и темперы, для размещения на стене, покрытой слоем лака из смеси гессо. Но техника оказалась неудовлетворительной, и картина быстро испортилась, настолько, что к середине XVI века её описывали как полностью разрушенную, и после многочисленных реставраций, которые продолжаются до сих пор, фреска, которую мы видим сейчас, является лишь тенью оригинала, написанного Леонардо.
Под брамантскими сводами комнаты сцена разыгрывается на фоне классической перспективы с центральным фокусом. Возникает иллюзорный эффект удлинения, поскольку комната выходит на сельскую местность через арки на заднем плане. Широкий масштаб фигур, таким образом, помещён в структуру, приспособленную к человеческим меркам в соответствии с нормами Ренессанса; это порождает эффект монументальности, который должен был характеризовать живопись шестнадцатого века. Все основные фигуры тщательно расположены таким образом, чтобы уравновесить друг друга, а также фигуры в других группах. Этот рассчитанный баланс усиливается рассеянным светом, играющим над всей работой, так что фигура Христа, которая частично находится против света, выделяется на светящемся меловом фоне.
На картине изображена сцена Тайной вечери из последних дней жизни Иисуса, о которой рассказывается в Евангелии от Иоанна 13:21, сразу после того, как Иисус объявил, что один из его двенадцати апостолов предаст его. Здесь показана реакция каждого ученика на эту новость. Знаменитый пример исторической живописи – он демонстрирует драматическое движение и кьяроскуро (изображение света и тени), которые характеризуют зрелый стиль Леонардо.
Каждая из фигур расположена таким образом, что занимает определённую часть пространства, которая почти не меняется от фигуры к фигуре (за исключением центральной части, где фигура Христа выделена отдельно), и эффект этого заключается в концентрации наибольшей интенсивности на центральной точке, где драматический момент фокусируется и удерживается навсегда. Традиция выделения фигуры Иуды на внешнем краю картины, которой Леонардо следовал в своих подготовительных эскизах к этой работе, была отменена в окончательной версии, чтобы избежать фрагментации и последующего снижения драматического эффекта.
Картина содержит несколько аллюзий на число 3 (возможно, на Святую Троицу). Ученики сидят группами по три; есть три окна; а фигура Иисуса напоминает треугольник.
Рассказы о кропотливом исполнении Леонардо «Тайной вечери» заставили многих считать его родоначальником идеи о художнике как созерцателе и творческом мыслителе, а не простом ремесленнике, чья работа заключается в том, чтобы покрыть столько-то квадратных ярдов в день. Это представление о достоинстве художника было подхвачено и развито Микеланджело и другими живописцами XVI века.
Тайная вечеря не является настоящей фресковой живописью, поскольку она была написана на сухой стене, а не на влажной штукатурке, и да Винчи запечатал каменную стену слоем смолы, гессо и мастики, а затем закрасил её темперой. Этот метод росписи привёл к заметному ухудшению с годами.
Картина стала предметом бесконечных интерпретаций (например, в романе «Код да Винчи» ), но большинство домыслов не подтверждается научными исследованиями.
Мона Лиза (ок. 1503-6)
Это изысканное произведение портретного искусства Высокого Возрождения названо в честь своей героини, Лизы дель Джокондо, урождённой Лизы Герардини, жены флорентийского купца. В Италии она известна как Ла Джоконда. («Мона» – форма обращения, как «госпожа» или «миледи»). Интерпретацию и анализ см: Мона Лиза работы Леонардо.
Мона Лиза внесла революционный элемент в развитие ренессансной концепции портрета. За некоторыми исключениями, портреты художников конца XV века имели тенденцию становиться схематичными, но теперь отношения между фигурой и фоном больше не зависели от обычного спада плоскостей в равномерной градации. Эффект, частично предвосхищенный в Портрете Джиневры де Бенчи, здесь полностью достигнут, и Мона Лиза – это мгновение полного освещения, переданного с одинаковой интенсивностью через скалы и небо на заднем плане.
Знаменитая «загадочная» улыбка становится тонким средством преломления света; мы словно присутствуем при самом рождении света, словно великолепие этого момента никогда не сможет повториться, а свет никогда больше не будет иметь такой же интенсивности. Обратите внимание на детали лица, демонстрирующие тонкий эффект тени sfumato, особенно в тенях вокруг глаз и рта. Его техника сфумато повлияла на многих современников, включая Андреа дель Сарто (1486-1530), лидера живописи Высокого Возрождения во Флоренции после 1510 года. Мона Лиза была любимицей Леонардо и сопровождала его во всех путешествиях.
Мона Лиза – центральный экспонат музея Лувр в Париже. Некоторые кураторы искусства оценивают её в районе 1 миллиарда долларов. Ее красота и визуальный эффект заключаются в технике масляной живописи (известной как сфумато), созданной Леонардо, которая позволила ему выполнить такие тонкие атмосферные тени, которые невозможно было получить с помощью яичной темперной краски, используемой его современниками.
Мадонна с младенцем и святой Анной и святым Иоанном Крестителем (1500-8)
В 1500 году Леонардо вернулся во Флоренцию и остановился у монахов монастыря Сантиссима Аннунциата, для которых он написал картину «Мадонна с младенцем и святой Анной» (рисунок в Национальной галерее в Лондоне; картина в Лувре). Необычные пространственные отношения между самими фигурами и между фигурами и фоном были большим структурным новшеством, которое впоследствии переняли Рафаэль (1483-1520), Фра Бартоломео (1472-1517), Андреа дель Сарто (1486-1530), а также представители Маньеризма, и фактически подражали художникам на протяжении всего XVI века.
Значение этой работы будет лучше понято, если учесть, что она была создана в период, который представлял собой, возможно, самый переломный момент в живописи XV и XVI веков, когда влияние учения великих флорентийских мастеров предыдущего поколения ещё сохранялось, а молодые художники того же поколения, что и Леонардо (среди них, например, Боттичелли), были увлечены фантастическими фантазиями фламандских художников, которые дошли до них через Пьеро ди Козимо (1462-1522).
Работа начинает новый период в истории искусства Возрождения, так же как и «Святые семейства» Рафаэля и «Дони Тондо» Микеланджело в свою очередь. Это период, который слишком часто определяют псевдоисторическим термином «классицизм». На самом деле, все наоборот: революционный способ выражения отношений между человеком и объектом, с гораздо большей гибкостью и неограниченным разнообразием, выходящий далеко за рамки образного представления и несущий на себе отпечаток одного из решающих моментов в истории искусства.
Святой Иоанн Креститель (1513-16)
Леонардо вернулся в Милан, затем отправился в Рим, а оттуда бежал во Францию; в тревожной и холерической старости он создал только одну картину, «Святой Иоанн Креститель», которая сейчас находится в Лувре.
Эта картина выражает крайние последствия обращения Леонардо со светом; свет постоянно фильтруется от тёмного фона к более заметным плоскостям на переднем плане и сам становится выражением пространства и физиогномики, сливаясь с фигурой и лицом, когда оно наклоняется вперёд и загадочно улыбается, и с символическим поднятием пальца; это уже не “глас вопиющего в пустыне”, а хранитель и свидетель тайны посвящения, средство к постижению сущности человечества и, следовательно, космической сущности. Уважаемый и почитаемый придворными, утешаемый обществом Мельци и Салаи, старый, полупарализованный Леонардо чувствовал, что его жизнь подходит к концу.
Леонардо и маньеризм
Художник, теоретик искусства и биограф XVI века Джорджо Вазари (1511-1574), известный своей книгой «Жизнь художников» (1550), назвал источником маньеристской живописи работы Леонардо, Рафаэля (1483-1520) и Микеланджело (1475-1564).
Скульптура Леонардо
Из-за полного отсутствия каких-либо завершённых скульптур, у нас мало точных сведений о деятельности Леонардо да Винчи в этой области; мы знаем из документальных свидетельств и его собственных сочинений, что он считал себя одинаково одарённым в обоих искусствах – на самом деле, он считал, что особенно искусен в трудной задаче бронзового литья.
Его юношеская деятельность в мастерской Верроккьо, который сам был скульптором и лишь в гораздо меньшей степени живописцем, делает весьма вероятным, что он начинал как подмастерье скульптора, хотя факт, что все скульптурные работы, которые приписываются ранним годам Леонардо, от терракотовой Мадонны с младенцем в Музее Виктории и Альберта до Портрета дамы с цветами в Барджелло, должны быть приписаны либо самому Верроккьо, либо Антонио Росселлино.
Не существует ни одного документального свидетельства о существовании скульптуры, которую можно было бы безоговорочно приписать Леонардо. Это утверждение не опровергается существованием бронзы и воска, которые были приписаны Леонардо с небольшими основаниями, некоторые из них предназначались для украшения памятника Франческо Сфорца, другие – для памятника Тривульцио. Эти два памятника были великими проектами, которые занимали мысли Леонардо в течение многих лет, но так и не были завершены.
Уже упоминалось, что Людовико иль Моро заказал монумент в память о Франческо Сфорца, а Леонардо закончил только глиняную модель лошади, которая впоследствии была уничтожена; ясное впечатление об основной идее этого монумента можно получить из серии рисунков серебряной точки в Виндзорском замке, где особенно хорошо видно, как от одного рисунка к другому развивалось отношение Леонардо к фигуре лошади.
В одном из первых эскизов он изобразил лошадь как движущуюся фигуру, совершающую прыжок в пространство, что напоминает этюды Леонардо в стиле Антонио Поллайоло. Позже лошадь была показана со всеми четырьмя ногами на земле, в классической традиции, и были внесены дальнейшие изменения, прежде чем в 1493 году была создана окончательная версия. Примерно двадцать лет спустя Леонардо работал над проектом погребального памятника Джанджакомо Тривульцио, генерала на службе короля Франции. Этот памятник в миланской церкви Сан-Сельсо должен был состоять из саркофага, служащего основанием для конной статуи натурального размера.
Из дошедших до нас этюдов к этой работе видно, как идея композиции возникла непосредственно на основе окончательного плана памятника Сфорца. Сдержанный динамизм придал новое значение традиционной конной иконографии, которую можно увидеть в статуе Марка. Аврелия или в работах Верроккьо и Донателло.
Архитектура Леонардо
Не существует законченных работ, свидетельствующих об исследованиях Леонардо да Винчи в области архитектуры. Мы знаем, что он провёл много времени, проектируя купол Миланского собора, и существуют бесчисленные планы укреплений, которые он создал для герцогов Милана и Валентино.
Но самой интересной архитектурной работой, оставленной Леонардо, является его проект Trattato sull’architettura, о котором сохранилось много свидетельств. Мы знаем, что этот трактат был задуман в двух частях, первая – изложение учения об ордерах и архитектурных формах, вторая – рассуждения о технике строительства. Из сохранившихся фрагментов и многочисленных рисунков (прототипов аналитического архитектурного чертёжа) видно, что огромное значение теорий Леонардо заключается в том, что они обеспечивают связь между теориями пятнадцатого века – не только Филиппо Брунеллески и Леона Баттиста Альберти, но также Филарете и Франческо ди Джорджо – и классическими архитектурными теориями зрелого Донато Браманте. Позже они стали образцом для трактата Серлио об архитектурных орденах.
В этой постоянной увлечённости теоретическими изысканиями, приведшей к созданию архитектурного идеала, который был более обоснован как абстрактная теория, чем как практическая реализация, мы должны видеть причину того, что Леонардо не смог довести свои бесчисленные идеи до конца.
Теоретические работы: Идеи об изобразительном искусстве
Леонардо заполнил бесчисленные тетради огромным количеством набросков, эскизов и других художественных идей. Эти научные и художественные журналы, включая его Трактат о живописи (1651), в конечном итоге составившие около 13 000 страниц заметок и рисунков, были приобретены такими крупными учреждениями, как Королевская библиотека в Виндзорском замке, Музей Виктории и Альберта, Британская библиотека в Лондоне, парижский Лувр, Национальная библиотека Испании и Амброзианская библиотека в Милане, которой принадлежит двенадцатитомный Codex Atlanticus. Кодекс Лестера (Кодекс Молота) Леонардо был приобретён Биллом Гейтсом из компании Microsoft и ежегодно выставляется в разных городах мира.
Несомненно, его самой важной теоретической работой является «Трактат о живописи», хотя, к сожалению, и он дошёл до нас во фрагментарной форме (не полностью). Этот трактат, несомненно, является величайшим вкладом в теорию живописи, сделанным в эпоху Возрождения. В нём мы находим рассмотрение всех тем, которые обсуждались в то время. Главным среди них является спор о первенстве искусств, который Леонардо, естественно, решает в пользу живописи, которую он классифицирует как естественную науку из-за научной и математической основы этого искусства. Он придерживался теорий, провозглашённых первыми флорентийскими авторами по теории искусства, но следовал оригинальной линии развития через концепцию “знания, завоёванного опытом” в противовес тому, что он считал “ошибочными духовными науками” платоновской и аристотелевской традиций.
И именно в этом смысле живопись приобретает наивысшую ценность и становится наукой, даже философской системой. Общепринятая идея о первенстве живописи среди искусств породила целую культурную традицию, которая продолжалась на протяжении всего XVI века, даже там, куда не могла проникнуть мысль Леонардо. Но взгляд Леонардо на превосходство живописи как комбинированного искусства и науки, способной представлять собой синтез всех форм выражения, абсолютно оригинален.
Леонардо считал, что суть живописи заключается в рельефе, в строгой моделировке с помощью света и тени; вторым основным фактором в живописи является психологическое выражение, проявляющееся главным образом через «движение», черты лица и жесты. Другая важная часть Trattato посвящена теории пропорций, включающей закон перспективы; это была формулировка того, что можно назвать «открытием» Леонардо, поскольку, хотя теория была выведена из системы перспективы, традиционной для флорентийского искусства, она рассматривается им с точки зрения изменения фактических пропорций под влиянием движения. Последняя часть «Траттато» посвящена анализу строения мышц.
Леонардо да Винчи: картины
Картины и рисунки Леонардо можно увидеть в ряде лучших художественных музеев мира, включая полную галерею его работ на сайте Gallerix, здесь: картины Леонардо да Винчи.
Пейзаж с видом на Арно (ок. 1473) рисунок, Уффици, Флоренция.
Благовещение (ок. 1475-8) масло на панели, Уффици, Флоренция.
Мадонна с гвоздикой (ок. 1473-8) Масло на панели, Альте Пинакотека, Мюнхен.
Мадонна Бенуа (ок. 1478) Масло на холсте, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Портрет Джиневры де Бенси (ок. 1474-79) Национальная галерея, Вашингтон.
Святой Иероним в пустыне (ок. 1480-2) Темпера/масло на панели, Ватикан.
Поклонение волхвов (ок. 1481) Подрисовка на панели, Уффици, Флоренция.
Мадонна в скалах (ок. 1483-5) Масло на панели (перенесено на холст) Лувр.
Дама с горностаем (1488-90) Масло на деревянной панели, Чарторыйские, Краков.
Тайная вечеря (1495-8) темпера на гессо, Санта Мария делле Грацие.
Мадонна в скалах (1495-1508) масло на панели, Национальная галерея, Лондон.
Потолочные фрески Сала делле Ассе (ок. 1498-1499) Замок Сфорцеско, Милан.
Дева с младенцем и святой Анной и святым Иоанном (ок.1500-8) рисунок, Лондон.
Мона Лиза (ок. 1503-1506) Масло на хлопковом дереве, Лувр, Париж.
Дева с младенцем и Святой Анной (ок. 1510) Масло на панели, Лувр, Париж.
Святой Иоанн Креститель (1513-1516) Масло на ореховом дереве, Лувр, Париж.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?