Тинторетто:
венецианский художник-маньерист читать ~14 мин.
Один из великих представителей маньеризма в эпоху Венецианского Возрождения, Тинторетто наиболее известен своими монументальными религиозными произведениями. Его интенсивный иллюзионистский стиль – в значительной степени часть школы венецианской живописи и очень отличается от большего натурализма основного искусства Ренессанса – подчёркивал мистическую сторону религиозного опыта и проложил путь к интенсивности и иллюзионизму барочной живописи, которая позже отражала догмы римско-католической Контрреформации.
Сообщается, что он очень недолго обучался у Тициана (1477-1576), но стиль его ранних работ указывает на то, что он также мог учиться у Бонифация Веронезе (1487-1553), Париса Бордоне (1500-1571) или Андреа Скьявоне (1522-1582). Он также испытал влияние более ранних старых мастеров, таких как Пьеро делла Франческа (1420-1492) и Джованни Беллини (1430-1516). Почти всю свою жизнь он прожил в Венеции, и большинство его картин до сих пор находятся в церквях или зданиях, где они были первоначально установлены.
Среди его наиболее заметных работ – ранняя «Святой Марк, освобождающий раба», (1548, Академия, Венеция), а также серия религиозных картин, которые он выполнил для Скуолы Сан-Рокко в период с 1564 по 1588 год. После страшных пожаров во Дворце дожей в 1574 и 1577 годах Тинторетто и его венецианский соперник Паоло Веронезе (1528-1588) получили главный заказ на переделку интерьера.
Сам Тинторетто завершил четыре аллегорические картины, хранящиеся сейчас в Антиколледжио, в 1576-77 годах, а его мастерская написала монументальный «Рай» (после 1588 года) для главного зала. Но его величайшим шедевром, несомненно, является «Тайная вечеря» (1591-94, Сан-Джорджо, Маджоре, Венеция). Кроме религиозных работ, Тинторетто также преуспел в мифологической живописи, а также был выдающимся портретистом. Он также создал несколько лучших рисунков эпохи Возрождения. Подробнее см: Венецианский рисунок (ок. 1500-1600 гг.). В своё время он оказал огромное влияние на испанского художника-маньериста Эль Греко (1541-1614).
Обучение художника
Урождённый Якопо Робусти, о его ранней жизни известно немного. Тинторетто – это прозвище, полученное в связи с профессией его отца, красильщика (что по-итальянски означает tintore). Он родился в Венеции, был старшим в семье из 21 братьев и сестёр. Считается, что он рано проявил талант к рисованию, поэтому отец отвёл подростка в мастерскую Тициана для обучения живописи. Однако спустя всего 2 недели Тициан отправил своего нового ученика домой. Существует предположение, что великий мастер завидовал таланту своего юного ученика. Однако более вероятно, что Тициан считал, что его ученик проявляет слишком много самостоятельности, чтобы стать управляемым учеником. Хотя мы не знаем, учился ли Тинторетто у других живописцев, в его ранних работах заметно влияние других художников, в частности Андреа Скьявоне, который специализировался на небольших религиозных и мифологических картинах.
Ранние работы Тинторетто чинквеченто довольно строго придерживались традиции маньеризма, следуя условностям, заложенным Пармиджанино (1503-1540), нарративному стилю и идеям Андреа Скьявоне, о чем свидетельствуют «Дева с младенцем и шестью святыми» (частное собрание, Нью-Йорк), 14 потолочных панелей «Мифологические сцены» (Модена), шесть «Ветхозаветных сцен» (Музей истории искусств, Вена) и «Аполлон и Марсия» (Атенеум Уодсворта, Хартфорд, Коннектикут). Это раннее эмильское влияние, которое также заметно в «Иисусе среди старцев» (1542, Музей Дуомо, Милан), привело к тому, что Тинторетто проникся большим восхищением Микеланджело (явно заметным в его работах конца 1540-х годов) – почтением, которое породило теорию о том, что Тинторетто путешествовал в Рим в 1547 году. Сведений о такой поездке нет, но искусство Микеланджело было хорошо известно в Венеции в это время благодаря оттискам его рисунков и гравюр.
Как и прежде, Тинторетто часами изучал модели, в том числе вырезанные Микеланджело. Как и Тициан, он стал экспертом в моделировании из воска и глины, что очень помогло ему в создании фигур при компоновке содержания картин. Иногда он даже использовал в качестве моделей мёртвые тела, подвешивая их к деревянному ящику.
Крупные религиозные заказы
В начале своей карьеры Тинторетто, как сообщается, работал за очень небольшие гонорары и в результате получил большое количество заказов. Но проблемы все равно могли возникнуть. Около 1548 года он получил заказ от Скуола Гранде ди Сан-Марко – одной из шести Скуола Гранди или Главных гильдий Венеции – на создание «Святого Марка, освобождающего раба», который он должным образом выполнил, но был отвергнут из-за недостаточной традиционности. К счастью, последовавшая за этим огласка принесла ему репутацию самого динамичного молодого художника в городе. Эта работа положила начало его связям с религиозными братствами – покровителями, которые должны были постоянно обеспечивать его работой. В дальнейшем его карьера в основном состояла из одного крупного заказа за другим.
Примечание: Обратите внимание на разницу в методе живописи между венецианским предпочтением colorito, в отличие от флорентийского disegno.
Скуола Гранде ди Сан-Марко в конце концов приняла «Святого Марка, освобождающего раба», а в 1562 году заказала ещё один цикл из трёх частей, изображающий чудеса, посмертно сотворённые святым Марком, включая: Святой Марк, творящий множество чудес, Святой Марк, спасающий сарацина от кораблекрушения, Похищение мёртвого тела Святого Марка, (все 1562-66, Галерея Академии, Венеция).
В XV веке на Кампо ди Сан-Рокко располагалась Большая школа Сан-Рокко – более популярная, чем большинство гильдий, благодаря тому, что её святой покровитель (Сан-Рокко из Монпелье) якобы защищал от чумы. Тинторетто было поручено украсить интерьер, и на этот грандиозный проект у него ушло 24 года. В течение 3 лет 1564-1567 годов он написал 27 полотен на потолке и стенах Sala dell’Albergo (зала заседаний) на тему Страстей Христовых; затем в течение 5 лет 1576-1581 годов он украсил Sala Superiore (Большой зал), с сюжетами Нового Завета на стенах и сценами Ветхого Завета на потолке; в течение 5 лет с 1582 по 1587 год он написал восемь больших полотен в Sala Inferiore (Зал первого этажа), изображающих сцены из жизни Девы Марии и Рождества Христова; и, наконец, в 1588 году – алтарный образ. К этим работам относятся его потрясающие картины «Распятие» (1565), «Христос перед Пилатом» (1565) и «Рождение Христа» (1578-81). Хотя в Скуоле хранится множество картин таких великих художников, как Тициан и Джорджоне (1477-1510), именно многочисленные полотна Тинторетто продолжают внушать благоговение и по сей день. Его грубое, неортодоксальное использование мазков критиковали в то время, но последующие поколения оценили его как средство усиления драматизма и напряжения.
В 1575 году венецианские муниципальные власти поручили Тинторетто и Веронезе заново украсить Палаццо Дукале (Дворец дожей) рядом аллегорических работ, вотивных изображений и примеров исторической живописи. Тинторетто поручил многие из этих картин своей мастерской, а сам написал четыре аллегорические картины Три грации и Меркурий, Минерва, отгоняющая Марса от мира и процветания, Ариадна, Венера и Вакх, и Кузница Вулкана (все 1576-77, Палаццо Дукале, Венеция).
В последние два года жизни, когда ему было 75 лет, он завершил то, что многие историки искусства считают его величайшим шедевром – мистическую, инкрустированную Тайную вечерю (1592-4) – для церкви Сан-Джорджо Маджоре, Венеция. Подробнее об алтарной живописи Тинторетто в стиле маньеризма см: Венецианские алтарные картины (ок. 1500-1600).
Портреты
Кроме фресок и масел для церковных покровителей, Тинторетто также писал большое количество портретов, не в последнюю очередь из-за преимуществ, которые они давали при общении в обществе, а также из-за дохода, который они приносили. Под влиянием Тициана, величайшего венецианского портретиста Высокого Возрождения, портретное искусство Тинторетто включает такие работы, как: Портрет белобородого мужчины (1545, Музей истории искусств, Вена), а также портреты Якопо Сансовино (до 1546, Уффици, Флоренция) Прокуратора Антонио Капелло (1551, Галерея Академии, Венеция); дож Джироламо Приули (1559, частная коллекция); Джованни Паоло Корнаро (1561, Музей современного искусства, Гент); дож Пьетро Лоредано (1570, Музей изобразительных искусств, Будапешт); и Винченцо Моросини (1580, Национальная галерея, Лондон). Дополнительную информацию см: Венецианская портретная живопись (ок. 1400-1600).
Стиль живописи
Тинторетто отличается сочетанием стилистических особенностей: удлинённые формы, динамичная артикуляция, линейные арабески, связанные с сильной пластикой, – все это переведено на совершенно индивидуальный язык и оживлено оригинальным обращением со светом. Кроме того, это новая концепция пространственной глубины и достижение «зрелищности» через предварительные грубые наброски и аранжировки с помощью маленьких восковых фигурок. Такой метод создания картины характерен для Тайной вечери (Венеция, церковь Сан-Маркуола), Христа, омывающего ноги ученикам (1547, Прадо), и особенно для Чуда Святого Марка, спасающего раба.
В «Исцелении жертв чумы» (1549, Венеция, церковь Сан-Рокко) подчинение цвета к кьяроскуро создаёт ощущение чуда и знаменует первый шаг к мастерству Тинторетто в работе со светом. С 1550 по 1552 год его контакт с венецианской живописью того времени проявляется в том, как он адаптировал свой стиль к стилю Тициана и в новом чувстве пейзажа, которое появляется в Сценах из Ветхого Завета для Скуола делла Тринита (из них три, Сотворение животных, Первородный грех и Смерть Авеля, ныне находятся в Академии), а затем – такие шедевры, как Сусанна и старцы (Исторический музей, Вена) и Святой Георгий, спасающий принцессу (Национальная галерея, Лондон), с их сверкающими красками.
С 1553 по 1555 год под влиянием Паоло Веронезе он начал смягчать свою палитру: Успение Богородицы (церковь Санта Мария Ассунта, Венеция); шесть Сцен из Ветхого Завета (Прадо); и Путешествие святой Урсулы (церковь Сан Лаццаро деи Мендиканти, Венеция,). (См.: Тициан и венецианская цветная живопись ок. 1500-76). Тинторетто использовал оригинальную, более интимную жилку в Тайной вечере в церкви Сан-Тровазо, Венеция, которая отмечена религиозным пылом и выполнена в популярном стиле, продиктованном простым наблюдением за природой.
Зрелые работы
Зрелость Тинторетто совпала с гораздо большей смелостью в его живописи. В период с 1562 по 1566 год, во время второго этапа работы в Скуоле ди Сан-Марко, он создал три картины. В двух из них за «театральным» действием, происходящим на переднем плане картины, скрываются поразительные архитектурные перспективы. Его талант к бравурной живописи проявляется в удивительном сиянии арок в картине Обнаружение тела Святого Марка (Пинакотека Брера, Милан) и в пустынной безбрежности площади в картине Снятие тела Святого Марка (Венеция, Академия).
Третья картина, «Святой Марк, спасающий раба» (Венеция, Академия), отличается драматическим беспокойством многолюдной композиции, с её бурным движением и смелым ракурсом. В это же десятилетие он написал два гигантских полотна, Поклонение золотому тельцу и Страшный суд, для апсиды церкви Мадонны дельи Орто, предваряя их органными ставнями (Представление Богородицы в храме; Видение Святого Петра; Мученичество Святого Павла для той же церкви.
Мастерство маньеризма в Скуоле Сан-Рокко
Цикл картин в Скуоле Сан-Рокко остаётся высшим свидетельством искусства Тинторетто. Работа была выполнена con furia, и именно в спонтанности и необычайной быстроте мазков, больше чем в порой головокружительном движении фигур, кроется динамическая сила его искусства. Параллельно с работой в Скуоле ди Сан Рокко Тинторетто занимался множеством других проектов. Но та же мощная эмоциональность, исходящая от его визионерских эффектов света (Святой Рох в тюрьме, 1567, хор церкви Сан Рокко) или риторической силы действия (Тайная вечеря, церковь Сан Паоло), проявляется в лучших работах этого периода.
В 1576 году во время второго этапа работы в Скуоле Сан Рокко (в частности, «Медный змей», «Моисей, бьющий воду из скалы», «Собирание манны» и другие библейские сцены) Тинторетто достигает поэтической вершины своего искусства и демонстрирует полное владение маньеристским стилем. Фантастические эффекты света подчёркивают головокружительное пространство, удаляющиеся диагонали и другие драматические особенности и сплавляют отдельные части воедино. В основе драмы лежит сильное нравственное чувство.
Тинторетто и сущность маньеристской живописи
Как и многие художники-маньеристы, Тинторетто стремился к живописному языку, позволяющему зрителю ощутить духовное содержание – божественное. Приверженцы реальности художники Высокого Возрождения, которые так непринуждённо вводили в этот мир мифологические фигуры и христианских святых, оказались бесполезными в этом отношении. Целью маньеристов явно не было создание обманчиво реального картинного пространства, в которое, по мнению зрителя, он может попасть в любой момент; их целью, скорее, было создание картин, которые не были бы изображением этого мира, с аурой странных, божественных сфер.
Поскольку визуализировать такой сверхъестественный мир невозможно, художники были вынуждены вновь обратиться к воображению. Как и Тинторетто, они ставили свои истории как театральные режиссёры. Используя нереальное, сценическое освещение с драматическими эффектами света и темноты, а также независимые ракурсы или смелые ракурсы, они пытались отдалить свои изображения от реальной жизни. Они превращали религиозные сцены в захватывающие сценарии. Краткое сравнение «Тайной вечери» Леонардо да Винчи и Тинторетто ясно показывает разницу в видении и подходе: в отличие от уравновешенной, симметричной фронтальной композиции Леонардо, живописное пространство Тинторетто приобретает динамичность благодаря столу, расположенному по диагонали к поверхности картины.
На картине Леонардо Иисус был таким, каким его представляла христианская вера: вполне человеческим и вполне божественным одновременно. На картине Тинторетто это мирное сосуществование снова рушится. Существует чёткое различие между мирской суетой на переднем плане, где слуги деловито разносят еду и питье, и теологической историей в глубине картины. Эти два уровня объединяет только освещение и экстатическая жизненность живописной структуры в целом, композиционное равновесие которой придаёт едва заметная полоса ангелов, кружащаяся над всей сценой.
Эта сверхъестественная атмосфера, суггестивный стиль живописи, в котором реальное и нереальное, мир духа и ощутимый мир уже не различаются, были совершенно чужды художникам Возрождения. В барокко, начиная примерно с 1600 года, интеллектуальные живописные миры, созданные маньеристами ещё в XVI веке, достигают своего апогея. Художники барокко либо уходят от земной реальности, либо создают запутанное взаимодействие иллюзии и реальности. Убедительный эффект такой иллюзионистической живописи, достигаемый благодаря совершенному владению воздушной и линейной перспективой, был признан прежде всего отцами церкви. Перед лицом угрожающе громких раскатов Реформации на севере этот вид суггестивного искусства показался католической церкви необычайно подходящим способом сделать веру привлекательной.
Так, на Трентском соборе, который ознаменовал собой Контрреформацию в католических странах, в 1562 году было принято решение о том, что впредь мистические и сверхъестественные стороны религиозного опыта будут занимать особое место. Тинторетто был верховным выразителем этой идиомы и внёс большой вклад в развитие искусства католической Контрреформации в Венеции.
Мастерская и наследие
С конца 1570-х годов все большее число заказов Тинторетто – кроме тех, что выполнялись в Скуоле Сан-Рокко, – демонстрируют снижение качества, вызванное тем, что большую часть работ выполняли ассистенты. (Среди них были его сыновья Доменико (1560-1635) и Марко (1561-1637) Четыре Аллегории в честь дожей Венеции в Зале Антиколлегии во Дворце дожей (закончены в 1577 году) написаны рукой самого Тинторетто и отличаются спокойствием и выразительной гибкостью, характерными для художника. Однако в восьми сценах, изображающих Великолепие Гонзага, заказанных Гульельмо Гонзага чуть раньше 1579 года и законченных в мае 1580 года (Старая Пинакотека, Мюнхен), огромный объём работы, выполненный помощниками, огорчительно очевиден, несмотря на важный вклад его сына, Доменико.
Его последней монументальной работой стал «Рай» (ок. 1588, Палаццо Дукале, Венеция), который остаётся одной из самых больших картин, когда-либо написанных, размером 74 фута на 30 футов. Тинторетто писал без перерыва до последних месяцев жизни, завершив свою карьеру великолепной Тайной вечерей в церкви Сан-Джорджо Маджоре.
Тинторетто оказал огромное влияние на искусство маньеризма, а также барокко, но прежде всего на творчество Эль Греко. Его работы можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру. Общее представление о влиянии венецианских живописцев см: Наследие венецианской живописи на европейское искусство.
В своей «Жизни самых выдающихся итальянских архитекторов, живописцев и скульпторов» историк Джорджо Вазари (1511-1574) писал, что Тинторетто был “самым необыкновенным мозгом, который произвело искусство живописи”.
- Искусство барокко
- Религия в Марокко
- Украденная 2 года назад и найденная в Марокко Мадонна Гверчино оказалась в ужасном состоянии
- «Размышления о полевой работе в Марокко» Пола Рабиноу, краткое содержание
- «Класс коррекции» Твердовского завоевал «Золотую звезду»
- Картина Тинторетто обнаружена в одном из музеев Лондона
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?