Тинторетто:
венецианский художник-маньерист читать ~13 мин.
Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (ок. 1518/1519–1594), — один из великих представителей маньеризма в эпоху Венецианского Возрождения. Он наиболее известен своими монументальными религиозными произведениями. Его экспрессивный и иллюзионистский стиль, принадлежащий венецианской школе живописи, значительно отличается от натурализма искусства Ренессанса. Этот стиль подчёркивал мистическую сторону религиозного опыта и проложил путь к эмоциональной насыщенности и иллюзионизму живописи барокко, отразившей догмы римско-католической Контрреформации.
По имеющимся сведениям, он недолго обучался у Тициана (1488/1490–1576), однако стиль его ранних работ указывает на возможное обучение у Бонифацио Веронезе (1487–1553), Париса Бордоне (1500–1571) или Андреа Скьявоне (1522–1582). Он также испытал влияние старых мастеров более раннего периода, таких как Пьеро делла Франческа (1420–1492) и Джованни Беллини (ок. 1430–1516). Почти всю свою жизнь художник провёл в Венеции, и большинство его картин до сих пор находятся в тех церквях и зданиях, для которых они были созданы.
Среди его наиболее заметных работ — ранняя картина «Чудо святого Марка» (также известна как «Святой Марк, освобождающий раба», 1548, Галерея Академии, Венеция), а также серия религиозных картин, выполненная им для Скуолы Гранде ди Сан-Рокко в период с 1564 по 1588 год. После разрушительных пожаров во Дворце дожей в 1574 и 1577 годах Тинторетто и его венецианский соперник Паоло Веронезе (1528–1588) получили главный заказ на воссоздание интерьеров.
Сам Тинторетто в 1576–1577 годах завершил четыре аллегорические картины, которые сейчас хранятся в зале Антиколледжо, а его мастерская создала монументальное полотно «Рай» (после 1588 года) для главного зала. Однако его величайшим шедевром, несомненно, является «Тайная вечеря» (1591–1594, церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция). Кроме религиозных работ, Тинторетто также преуспел в мифологической живописи и был выдающимся портретистом. Он также создал несколько лучших рисунков эпохи Возрождения. Подробнее см: Венецианский рисунок (ок. 1500–1600 гг.). В своё время он оказал огромное влияние на испанского художника-маньериста Эль Греко (1541–1614).
Обучение художника
Урождённый Якопо Робусти, он получил прозвище Тинторетто из-за профессии своего отца — красильщика тканей (tintore по-итальянски). Он родился в Венеции и был старшим из двадцати одного ребёнка в семье. Считается, что мальчик рано проявил талант к рисованию, и отец отдал его в мастерскую Тициана для обучения живописи. Однако спустя всего десять дней Тициан отправил нового ученика домой. Существует предположение, что великий мастер завидовал таланту юноши, но более вероятно, что Тициан счёл его слишком независимым, чтобы стать послушным подмастерьем. За свою феноменальную энергию и скорость работы Тинторетто получил прозвище «Бешеный» (Il Furioso).
Ранние работы Тинторетто, созданные в период чинквеченто, следовали традициям маньеризма, заложенным Пармиджанино (1503–1540), а также нарративному стилю Андреа Скьявоне. Это влияние прослеживается в таких работах, как «Мадонна с Младенцем и шестью святыми» (частное собрание, Нью-Йорк), 14 потолочных панно «Мифологические сцены» (Модена), шесть «Ветхозаветных сцен» (Музей истории искусств, Вена) и «Аполлон и Марсий» (Уодсворт Атенеум, Хартфорд). Это раннее эмилианское влияние, заметное также в картине «Христос среди учителей» (1542, Музей Дуомо, Милан), привело Тинторетto к глубокому восхищению Микеланджело, что стало очевидным в его работах конца 1540-х годов. Это породило теорию о путешествии художника в Рим в 1547 году. Хотя сведений о такой поездке нет, искусство Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени благодаря гравюрам и копиям с его рисунков.
Тинторетто часами изучал модели, в том числе скульптуры Микеланджело. Подобно Тициану, он стал экспертом в лепке из воска и глины, что помогало ему выстраивать композиции и располагать фигуры на холсте. Иногда он даже использовал тела умерших в качестве натуры, подвешивая их для изучения анатомии и эффектов света и тени.
Крупные религиозные заказы
В начале карьеры, чтобы получить больше заказов, Тинторетто порой работал за скромные гонорары. Однако и это не всегда спасало от трудностей. Около 1548 года он получил заказ от Скуолы Гранде ди Сан-Марко — одной из шести главных гильдий Венеции — на создание картины «Чудо святого Марка». Работа была выполнена, но заказчики отвергли её как недостаточно традиционную. К счастью, последовавшая за этим огласка принесла Тинторетто репутацию самого смелого и динамичного молодого художника в городе. Этот случай положил начало его долгому сотрудничеству с религиозными братствами, которые стали его постоянными заказчиками.
Примечание: Обратите внимание на разницу в живописных методах между венецианским предпочтением colorito (колорита) и флорентийским disegno (рисунком).
Скуола Гранде ди Сан-Марко в итоге приняла картину, а в 1562 году заказала художнику ещё три полотна, изображающие посмертные чудеса святого Марка: «Обретение тела святого Марка», «Перенесение тела святого Марка» и «Спасение сарацина» (все 1562–1566, Галерея Академии, Венеция).
На Кампо ди Сан-Рокко располагалась Скуола Гранде ди Сан-Рокко. Эта скуола, основанная ещё в XV веке, была особенно популярна, поскольку её святой покровитель, Рох из Монпелье, считался защитником от чумы. Тинторетто было поручено украсить интерьеры, и этот грандиозный проект занял у него 24 года. За три года (1564–1567) он написал 27 полотен на тему Страстей Христовых для потолка и стен Зала Альберго (зала заседаний). Затем в течение пяти лет (1576–1581) он украсил Верхний зал сюжетами из Нового Завета на стенах и сценами из Ветхого Завета на потолке. С 1582 по 1587 год он создал восемь больших полотен для Нижнего зала, изображающих сцены из жизни Девы Марии и Младенца Христа. Наконец, в 1588 году был написан алтарный образ. К этому циклу относятся такие его шедевры, как «Распятие» (1565), «Христос перед Пилатом» (1566) и «Поклонение пастухов» (1578–1581). Хотя в скуоле хранятся картины и других великих художников, таких как Тициан и Джорджоне (ок. 1477–1510), именно многочисленные полотна Тинторетто производят на зрителей самое сильное впечатление.
В 1575 году власти Венеции поручили Тинторетто и Веронезе заново украсить Палаццо Дукале (Дворец дожей) серией аллегорических и исторических картин. Многие из этих работ Тинторетто доверил своей мастерской, а сам написал четыре аллегорические картины: «Три грации и Меркурий», «Минерва, отгоняющая Марса», «Ариадна, Венера и Вакх» и «Кузница Вулкана» (все 1576–1577, Палаццо Дукале, Венеция).
В последние годы жизни, будучи уже старше 75 лет, он завершил то, что многие историки искусства считают его величайшим шедевром, — мистическую «Тайную вечерю» (1592–1594) для церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции. Подробнее об алтарной живописи Тинторетто в стиле маньеризма см.: Венецианские алтарные картины (ок. 1500–1600).
Портреты
Кроме произведений на религиозные сюжеты, Тинторетто также создал большое количество портретов, не в последнюю очередь из-за высокого статуса этого жанра и дохода, который он приносил. Испытав влияние Тициана, величайшего венецианского портретиста Высокого Возрождения, Тинторетто создал такие работы, как «Портрет белобородого мужчины» (1545, Музей истории искусств, Вена), а также портреты Якопо Сансовино (до 1546, Уффици, Флоренция), прокуратора Антонио Капелло (1551, Галерея Академии, Венеция), дожа Джироламо Приули (1559, частная коллекция), Джованни Паоло Корнаро (1561, Музей изящных искусств, Гент), дожа Пьетро Лоредано (1570, Музей изобразительных искусств, Будапешт) и Винченцо Моросини (1580, Национальная галерея, Лондон). Дополнительную информацию см.: Венецианская портретная живопись (ок. 1400–1600).
Стиль живописи
Стиль Тинторетто отличает сочетание характерных черт: удлинённые фигуры, динамичные позы, ломаные контуры и мощная пластика. Всё это художник перевёл на индивидуальный язык живописи, оживлённый оригинальной работой со светом. Кроме того, он разработал новую концепцию пространственной глубины и добивался «зрелищности» с помощью предварительных набросков и композиций из маленьких восковых фигурок. Этот метод характерен для «Тайной вечери» (церковь Сан-Маркуола, Венеция), «Омовения ног» (1547, Прадо) и особенно для «Чуда святого Марка».
В картине «Святой Рох, исцеляющий чумных» (1549, церковь Сан-Рокко, Венеция) подчинение цвета светотени (кьяроскуро) создаёт ощущение чуда и знаменует первый шаг к мастерскому владению светом. С 1550 по 1552 год его стиль сблизился с творчеством Тициана, что проявилось в новом ощущении пейзажа в «Сценах из Ветхого Завета» для Скуолы делла Тринита (три из них — «Сотворение животных», «Грехопадение» и «Каин и Авель» — ныне находятся в Галерее Академии). В этот период были созданы такие шедевры, как «Сусанна и старцы» (Музей истории искусств, Вена) и «Святой Георгий и дракон» (Национальная галерея, Лондон), отличающиеся сияющими красками.
С 1553 по 1555 год под влиянием Паоло Веронезе палитра Тинторетто смягчается. Примерами служат «Вознесение Девы Марии» (церковь Санта-Мария-Ассунта, Венеция), шесть «Сцен из Ветхого Завета» (Прадо) и «Путешествие святой Урсулы» (церковь Сан-Ладзаро-деи-Мендиканти, Венеция). (См.: Тициан и венецианская цветная живопись ок. 1500–1576). В «Тайной вечере» в церкви Сан-Тровазо художник использует более интимную и оригинальную трактовку сюжета, отмеченную религиозным пылом и основанную на простом наблюдении за натурой.
Зрелые работы
В зрелый период творческая смелость Тинторетто проявилась в полной мере. Между 1562 и 1566 годами, во время второго этапа работы в Скуоле ди Сан-Марко, он создал три картины. В двух из них за «театральным» действием на переднем плане открываются поразительные архитектурные перспективы. Его талант к виртуозной живописи проявляется в сиянии арок в «Обретении тела святого Марка» (Пинакотека Брера, Милан) и в пустынной безбрежности площади в «Перенесении тела святого Марка» (Галерея Академии, Венеция).
Третья картина, «Спасение сарацина» (Галерея Академии, Венеция), отличается драматизмом многолюдной композиции с бурным движением и смелым ракурсом. В то же десятилетие он написал два гигантских полотна — «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд» — для апсиды церкви Мадонна-дель-Орто, а также створки органа («Введение Марии во храм», «Видение святого Петра креста» и «Обезглавливание святого Павла») для той же церкви.
Мастерство маньеризма в Скуоле Сан-Рокко
Цикл картин в Скуоле Сан-Рокко остаётся высшим свидетельством искусства Тинторетто. Работа была выполнена с той энергией, которую современники называли furia (итал. «ярость»), за что художник и получил прозвище «Бешеный» (Il Furioso). Именно в спонтанности и необычайной быстроте мазка, а не только в головокружительном движении фигур, кроется динамическая сила его искусства. Параллельно с работой в Скуоле ди Сан-Рокко Тинторетто занимался множеством других проектов. Та же мощная эмоциональность, исходящая от его визионерских световых эффектов («Святой Рох в темнице», 1567, хор церкви Сан-Рокко) или риторической силы действия («Тайная вечеря», церковь Сан-Поло), проявляется в лучших работах этого периода.
В 1576 году, во время второго этапа работы в Скуоле Сан-Рокко (в частности, в картинах «Медный змий», «Моисей, источающий воду из скалы», «Собирание манны небесной» и других библейских сценах), Тинторетто достигает поэтической вершины своего искусства и демонстрирует полное владение маньеристским стилем. Фантастические световые эффекты подчёркивают головокружительное пространство, уходящие вдаль диагонали и другие драматические элементы, сплавляя отдельные части в единое целое. В основе этой драмы лежит сильное нравственное чувство.
Тинторетто и сущность маньеристской живописи
Как и многие художники-маньеристы, Тинторетто стремился к живописному языку, который позволял бы зрителю ощутить духовное содержание — божественное. Приверженцы реализма, художники Высокого Возрождения, которые с такой лёгкостью вписывали мифологических персонажей и христианских святых в земной мир, оказались для этой цели менее пригодны. Целью маньеристов было не создание обманчиво реального пространства, а написание картин, которые не были бы простым изображением этого мира и обладали бы аурой иных, божественных сфер.
Поскольку визуализировать такой сверхъестественный мир невозможно, художники были вынуждены обращаться к воображению. Подобно Тинторетто, они ставили свои сюжеты как театральные режиссёры. Используя нереальное, сценическое освещение с драматическими контрастами света и тени, а также необычные ракурсы, они стремились отдалить свои изображения от реальной жизни, превращая религиозные сюжеты в захватывающие зрелища. Краткое сравнение «Тайной вечери» Леонардо да Винчи и Тинторетто ясно показывает разницу в их видении. В отличие от уравновешенной, симметричной композиции Леонардо, у Тинторетто пространство картины приобретает динамику благодаря столу, расположенному по диагонали.
Если на картине Леонардо Иисус предстаёт одновременно и человеком, и божеством, то у Тинторетто это мирное сосуществование нарушается. Существует чёткое различие между мирской суетой на переднем плане, где слуги деловито разносят еду, и священной историей в глубине картины. Эти два уровня объединяет лишь освещение и экстатическая живость всей живописной структуры, композиционное равновесие которой придаёт едва заметная полоса ангелов, парящих над сценой.
Эта сверхъестественная атмосфера и суггестивный стиль живописи, в котором реальное и нереальное, мир духа и мир материи уже неразличимы, были совершенно чужды художникам Возрождения. В эпоху барокко, начиная примерно с 1600 года, интеллектуальные живописные миры, созданные маньеристами, достигают своего апогея. Художники барокко либо уходят от земной реальности, либо создают сложное взаимодействие иллюзии и действительности. Убедительный эффект такой иллюзионистической живописи, достигаемый благодаря совершенному владению воздушной и линейной перспективой, был высоко оценён церковью. Перед лицом нарастающей угрозы Реформации на севере этот вид искусства показался католической церкви чрезвычайно подходящим способом сделать веру более привлекательной.
Так, на Тридентском соборе, ознаменовавшем начало Контрреформации, в 1563 году было решено, что мистическим и сверхъестественным аспектам религиозного опыта будет уделяться особое внимание. Тинторетто стал главным выразителем этой идеи и внёс огромный вклад в развитие искусства католической Контрреформации в Венеции.
Мастерская и наследие
С конца 1570-х годов в работах Тинторетто, за исключением цикла для Скуолы Сан-Рокко, иногда заметно снижение качества. Это связано с тем, что большой объём заказов выполнялся с помощью ассистентов, среди которых были его сыновья Доменико (1560–1635) и Марко (1561–1637). Четыре «Аллегории» в честь дожей Венеции в Зале Антиколледжо во Дворце дожей (закончены в 1577 году) написаны рукой самого Тинторетто и отличаются характерными для него спокойствием и выразительной гибкостью. Однако в восьми сценах «Великолепие Гонзага», заказанных Гульельмо Гонзага незадолго до 1579 года и завершённых в мае 1580 года (Старая пинакотека, Мюнхен), вклад помощников, несмотря на участие его сына Доменико, становится очевиден.
Его последней монументальной работой стал «Рай» (ок. 1588–1592, Палаццо Дукале, Венеция), который остаётся одной из самых больших картин в мире, написанных маслом на холсте, её размер — около 22 на 9 метров. Тинторетто продолжал работать до последних месяцев жизни, завершив свою карьеру великолепной «Тайной вечерей» в церкви Сан-Джорджо Маджоре.
Тинторетто оказал огромное влияние на искусство маньеризма и барокко, и в первую очередь на творчество Эль Греко. Его работы можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира. Общее представление о влиянии венецианских живописцев см.: Наследие венецианской живописи в европейском искусстве.
В своём труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» историк искусства Джорджо Вазари (1511–1574) писал, что Тинторетто был “самым необычным умом, который когда-либо рождало искусство живописи”.
- Бернардо Беллотто: Венецианский художник, архитектурная живопись
- Витторе Карпаччо: венецианский художник эпохи Возрождения
- Себастьяно дель Пьомбо: венецианский художник, портретист Высокого Возрождения
- Искусство барокко
- Религия в Марокко
- Украденная 2 года назад и найденная в Марокко Мадонна Гверчино оказалась в ужасном состоянии
- «Размышления о полевой работе в Марокко» Пола Рабиноу, краткое содержание
- «Класс коррекции» Твердовского завоевал «Золотую звезду»
- Картина Тинторетто обнаружена в одном из музеев Лондона
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?