Обнаженные на красном фоне, Фернан Леже:
Анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Обзор картины «Обнажённые фигуры на красном фоне» Фернана Леже Описание
Название: Обнажённые фигуры на красном фоне (Две фигуры) (1923 г.) Художник: Фернан Леже (1881–1955) Техника: Масляная живопись на холсте Жанр: Женские обнажённые фигуры Направление: Классицизм Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Базель
Для интерпретации других картин XIX и XX веков см.: Анализ современной живописи (1800–2000 гг.).
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ОЦЕНКА Для анализа работ художников-модернистов, таких как Фернан Леже, см.: Как оценивать картины.
Предыстория
Хотя он зарекомендовал себя как важная фигура в современном искусстве с абстрактными картинами, такими как Обнажённые в лесу (1909–10), Контраст форм (1913) и Солдаты, играющие в карты (1917), в начале 1920-х годов Леже сменил акцент с кубизма (или своего «тюбизма») на представительное искусство в неоклассическом стиле. См., например, Механик (1920) и его более позднюю работу Две сестры (1935). Он делал это в ответ на неоклассическое возрождение («Призыв к порядку»), которое прокатилось по Франции и другим странам после Первой мировой войны. Этот поворот к принципам греческой скульптуры и римской живописи фресок отражал глубокую потребность в восстановлении связи с вечными идеалами античности после хаоса войны. Это также было своего рода противовесом антиискусственным демонстрациям движения дадаизма, активно действовавшего в Париже, Цюрихе, Берлине и Нью-Йорке. В любом случае, многие современные художники отказались от своих более радикальных экспериментов довоенных лет и последовали за неоклассическим возрождением. Наиболее известные неоклассические картины Пикассо включают: Две обнажённые женщины (1906); Сидящая женщина (Пикассо) (1920); Женщина в белом (1923); и Две женщины, бегущие по пляжу («Гонка») (1922).
Это была единственная картина с обнажёнными фигурами, созданная Леже в 1923 году, в год, когда он был занят множеством других дел, помимо живописи — писательством, дизайном для Балета Сюи и работой над фильмом Марселя Л’Эрбие «Нечеловеческое». Ей предшествовали небольшая масляная картина торса большей фигуры и предварительный рисунок с сеткой, датированные 1922 годом.
Обнажённые фигуры на красном фоне положили начало новому «чистому» стилю в фигуральных картинах Леже. Обнажённые фигуры взяты из Трёх женщин («Большой обед») (1921, MoMA, Нью-Йорк), но если в более ранней картине царил сложный декоративный узор и постоянные сдвиги перспективы, то в поздней картине — драматизм простоты. Хотя фигуры механистичны и плотно зафиксированы друг к другу, образуя единый механизм, они менее специфичны для современности, чем обнажённые фигуры на «Большом обеде». Они являются просто объектами созерцания, подобными вечным живописным портретам, которые выполнял каждый студент академического искусства в то время. Здесь Леже сближается с классицизмом Пабло Пикассо в Большой купающейся женщине (1921, Музей Оранжери, Париж) и отдаляется от «кубистического» классицизма пуристов или Хуана Гриса (1887–1927). Возможно, он ближе всего к Аристиду Майолю (1861–1944) в полном отсутствии настроения или выражения и в его стремлении к абсолютной композиционной и технической завершенности.
Картину можно сравнить с иконописью, где яркий, почти магический красный цвет заменяет священный золотой; и как икона она обладает авторитетом неизменного. Искусствовед Териад (Стратис Элефтериадес) (1889–1983) приветствовал новую простоту фигуральных картин Леже 1923–24 годов как кульминацию его классицизма: «Статические, монументальные фигуры сопоставимы с фигурами в греческом искусстве своей тихой и невыразительной полнотой. Они знаменуют собой большой шаг к сущности, к окончательной простоте. Они означают отказ от динамизма и поиск формы, которая будет спокойной, обнажённой, скрытой». Он заключил: «Превосходное единство их форм сочетается с умеренностью цветов для создания ощущения равновесия; и стиль становится великим (le style devient grand). (Фернан Леже, Париж, 1928 г.)
Основательно Обнажённые фигуры на красном фоне сравнивали с римскими мозаиками из Бани Каракаллы, изображающими мускулистых борцов, силуэты которых выделяются на однотонном фоне. (Эти мозаики были воспроизведены в L’Esprit Xouzeau в декабре 1921 года).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?