Фриз Кап-Блан:
Мадленская рельефная скульптура, Дордонь читать ~4 мин.
Кап-Блан (Abri de Cap Blanc) — обнаруженное в 1908 году скальное убежище кроманьонцев, наиболее известное своим монументальным фризом доисторической скульптуры. Его создание датируется приблизительно 15 000 годом до н.э., а возможно, и более ранним периодом. Наряду со скульптурными фризами из пещер Рок-де-Серс (17 200 лет до н.э.) и Рок-о-Сорсьер (Вьенна), рельефная скульптура Кап-Блана, высеченная непосредственно на задней стене убежища, считается одним из важнейших образцов пещерного искусства раннего периода мадленской культуры (около 15 000–10 000 лет до н.э.).
Это единственный в мире фриз доисторической каменной скульптуры, который открыт для публичного посещения. В Кап-Блане археологи также обнаружили хорошо сохранившееся человеческое захоронение и коллекцию характерных для мадленской культуры орудий. Среди находок выделяются крупные каменные инструменты, которые, по всей видимости, использовались для создания изображений лошадей, северных оленей и бизонов на фризе.
На территории убежища действует музейная экспозиция, посвящённая наскальному искусству Кап-Блана и другим памятникам искусства палеолита, созданным во Франции в эпоху последнего ледникового периода. Следует отметить, что большая часть материалов из Кап-Блана в настоящее время хранится в Музее Аквитании в Бордо.
Чтобы понять место скульптуры Кап-Блана в эволюции древнего искусства, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение, открытие, раскопки
Скальное убежище Кап-Блан (L’Abri du Cap Blanc) расположено на крутом лесистом склоне холма, примерно в 9 км к востоку от Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй, в долине реки Бён. Неподалёку находится стоянка граветтской культуры, где была найдена Венера Лоссельская (около 23 000 лет до н.э.).
Убежище было впервые обнаружено в 1908 году рабочими, нанятыми доктором Гастоном Лаланном из Бордо для проведения раскопок. Поскольку ранее подобных находок не встречалось, скульптуры заметили лишь после того, как они были значительно повреждены кирками.
Менее чем за три месяца большая часть произведений искусства каменного века была открыта, хотя и в повреждённом виде. В 1911 году археолог Дени Пейрони (1869–1954) провёл более тщательные раскопки с целью сохранения памятника. Значительно позже, в 1992 году, Ален Руссо и Жак Тиксье предприняли целенаправленное исследование.
Они изучили скопившиеся обломки, чтобы найти небольшие фрагменты наскального искусства, отколовшиеся от стен во время первых раскопок, и извлечь ранее пропущенные археологические материалы. В результате были обнаружены многочисленные каменные и костяные артефакты, относящиеся к более ранней солютрейской культуре. Эта находка поставила вопрос о том, не мог ли скульптурный фриз быть создан раньше, чем считалось ранее.
Фриз Кап-Блан
Изначально каменный фриз простирался примерно на 13 метров, занимая около трёх четвертей задней стены убежища. На нём высечены изображения оленей, бизонов и лошадей. Центральная фигура лошади достигает в длину около 2 метров и датируется приблизительно 15 000 годом до н.э. Всего на фризе насчитывается 14 изображений лошадей (целиком или частично), 13 бизонов, 2 северных оленя и более десятка фигур животных, которые не удалось идентифицировать.
Как и на многих других фризах каменного века, здесь были найдены следы красной охры. Это указывает на то, что изначально скульптуры были раскрашены и хорошо видны издалека. Первые два изображения слева — это крупные лошади, обращённые вправо. У одной из них над головой вырезано кольцо, которое, вероятно, использовалось для подвешивания или крепления каких-либо предметов.
Правее расположена самая крупная и впечатляющая фигура фриза — огромная лошадь длиной более 2 метров, смотрящая влево. Над ней видны две небольшие головы оленей. Далее вправо находится возможное изображение человеческой руки, ещё две сильно повреждённые лошади, обращённые вправо, и два предположительных бизона, смотрящие влево.
В обеих парах лошадей, смотрящих вправо, голова первого животного перекрывает заднюю часть второго. Как и в скальном убежище La Chaire à Calvin («Кафедра Кальвина») близ Ангулема, фриз, по-видимому, частично переделывался, и одни изображения животных заменялись другими.
Два фрагмента фриза (голова лошади и голова бизона), а также многочисленные инструменты и артефакты из убежища сейчас хранятся в Музее Аквитании в Бордо. На месте оригинальных фрагментов установлены гипсовые копии.
Перед фризом расположена копия скелета девушки мадленской культуры, похороненной здесь, предположительно, на почётном месте — напротив большой лошади. Оригинал скелета хранится в Музее естественной истории им. Филда в Чикаго.
О древнейшей резьбе по камню см.: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших работ.
- Величайшие скульптуры всех времён
- Венеры из Гагарино
- Доисторическая скульптура
- Венера Гальгенбергская
- Костёнковские венеры
- Пещерный фриз Рок-де-Серс: солютрейские рельефы, наскальные гравюры
- Наскальное доисторическое искусство
- Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений
- Наскальные выгравированные рисунки
- Гюстав Моро, французский художник-символист
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?