Фриз Кап-Блан: Мадленская рельефная скульптура, Дордонь читать ~4 мин.
Обнаруженный в 1908 году Кап-Блан – это скальное убежище кроманьонцев, наиболее известное своим монументальным фризом доисторической скульптуры, датируемой примерно 15 000 лет до н.э., если не раньше. Наряду с каменной кладкой пещер Рок-де-Серс (17 200 лет до н.э.) и Рок-о-Сорсьер (Вьенна), рельефная скульптура Кап-Блана, высеченная прямо на контурной поверхности задней стены убежища, считается важным эталоном пещерного искусства, созданного в раннюю эпоху мадленского искусства (ок. 15,000-10,000 ДО Н.Э.).
Это единственный в мире фриз доисторической каменной скульптуры, который до сих пор демонстрируется публике. Археологи, работающие в Кап-Блан, также раскопали хорошо сохранившееся человеческое захоронение, а также прекрасную коллекцию типичных мадленских орудий труда. Среди последних – несколько крупных каменных орудий, которые, как показывают свидетельства, использовались для изготовления лошадей, северных оленей и бизонов, изображённых на фризе. На данном объекте также имеется музейная зона, в которой представлена информация о наскальном искусстве, найденном в Кап-Блан, а также о других особенностях палеолитического искусства, созданного во Франции во время последнего ледникового периода. Обратите внимание, что большая часть материалов, найденных в Кап-Блан, сейчас находится в Музее Аквитании в Бордо.
Чтобы понять, как скульптура Кап-Блана вписывается в общую эволюцию древней каменной кладки, см: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн. лет до н.э.).
Местонахождение, открытие, раскопки
Скальное убежище Кап-Блан (L’Abri du Cap Blanc) расположено на крутом лесистом склоне холма, примерно в 9 километрах к востоку от Лез-Эзи, недалеко от более ранней стоянки граветтской Венеры Лоссельской (ок. 23 000 до н.э.), в долине реки Бён. Впервые убежище было обнаружено в 1908 году рабочими, нанятыми для раскопок пещеры доктором Гастоном Лаланном из Бордо. К сожалению, поскольку ничего подобного ранее не находили, скульптуры были замечены только после того, как кирки нанесли им значительный ущерб.
После менее чем трёх месяцев работы большая часть искусства каменного века была обнаружена, хотя и в повреждённом состоянии. В 1911 году археолог Дени Пейрони (1869-1954) провёл более профессиональные раскопки, в основном для защиты объекта, а гораздо позже, в 1992 году, Ален Руссо и Жак Тиксье провели более целенаправленное исследование объекта. Это привело к поиску скопившихся обломков, как для выявления небольших фрагментов наскальной живописи, которые могли отколоться от известняковых стен во время ранних раскопок, так и для извлечения археологических материалов, которые могли остаться незамеченными в то время.
В результате было обнаружено множество литических и костяных артефактов, относящихся к более раннему периоду солютрейского искусства, что вызвало очевидный вопрос, не мог ли скульптурный фриз быть начат несколько раньше, чем предполагалось.
Фриз Кап-Блан
Первоначально каменный фриз занимал около 13 метров или примерно три четверти всей задней стены убежища. Он включает в себя изображения оленей, бизонов и лошадей, причём центральная лошадь имеет длину около 2 метров (7 футов) и датируется примерно 15 000 лет до нашей эры. Всего на фризе изображено 14 лошадей (или их частей), 13 бизонов и 2 северных оленя, а также более десятка неопознанных животных.
Как и на всех фризах каменного века, здесь были обнаружены следы красного охристого пигмента, что указывает на то, что красочная резьба, должно быть, была видна с некоторого расстояния. Первые два животных слева – большие лошади, обращённые вправо; у одной из них в известняке над головой вырезано кольцо, предположительно для подвешивания или крепления чего-либо.
Справа – самая крупная и внушительная фигура фриза: огромная лошадь длиной более 2 метров, обращённая влево. Над ним видны две маленькие головы оленей. Справа – возможное изображение человеческой руки, ещё две лошади, сильно повреждённые и обращённые вправо, и два вероятных бизона, обращённые влево. В обеих парах лошадей, обращённых вправо, голова первой маскирует крестец второй. Как и в La Chaire a Calvin (Кафедра Кальвина), скальном убежище близ Ангулема, здесь, по-видимому, была произведена некоторая переделка фриза с заменой животных.
Два фрагмента фриза (голова лошади и бизона), а также многие инструменты и артефакты из пещеры сейчас хранятся в Музее Аквитании в Бордо, но эти фрагменты фриза были заменены гипсовыми слепками.
Перед фризом лежит слепок скелета мадленской девушки, которая была похоронена здесь, по-видимому, на почётном месте, перед большой лошадью. (Оригинал скелета хранится в Музее Филда, Чикаго)
О самой ранней резьбе по камню см: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших работ.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?