Дева Мария читать ~11 мин.
Дева Мария, мать Иисуса из Назарета, является одной из полудюжины женщин по имени Мария, которые фигурируют в христианском Новом Завете. Впервые она появляется в евангельских повествованиях через шесть месяцев после зачатия Иоанна Крестителя, когда её посетил ангел Гавриил (которого Мухаммед позже объявит посетившим его с содержанием Корана). В то время Мария ещё не была замужем, но была обручена с плотником по имени Иосиф. Гавриил сказал Марии, что она удостоена высокой чести и станет матерью Иисуса, Сына Всевышнего. Учитывая, что Мария была девственницей, она забеременеет силой Святого Духа. Гавриил также сообщил ей, что её двоюродная сестра Елизавета уже беременна (будущим Иоанном Крестителем), и Мария отправилась навестить её и поделиться радостной новостью о своём положении. Ее беременность поначалу была проблемой для её будущего мужа, который думал отказаться от помолвки, пока особые обстоятельства не открылись ему во сне. Следуя полученным указаниям, Иосиф женился на ней.
Незадолго до рождения Иисуса супруги отправились в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения по приказу Рима. Иосиф происходил от царя Давида, и поэтому Вифлеем был домом его семьи. Мария родила Иисуса при самых скромных обстоятельствах, но вскоре после этого её посетили люди, которым было открыто его рождение. Среди них были три мудреца (зороастрийские астрологи), которые пришли в Иудею в поисках того, о чьём рождении возвестила звезда, внезапно появившаяся на ночном небе. Иудейский царь Ирод, узнав от мудрецов о рождении ребёнка, решил убить всех младенцев мужского пола в своём царстве, так как увидел в рождении Иисуса угрозу своему трону. Получив во сне предупреждение об этом плане, Мария, Иосиф и Иисус покинули Иудею и провели время в Египте.
Когда условия позволили, семья вернулась в Назарет, и Иисус вырос там. В течение нескольких последующих десятилетий о нём мало что было слышно. Один случай выделяется среди других. Когда ему было 12 лет, во время посещения семьёй Иерусалима на праздник Пасхи Иисус исчез. Мария и Иосиф в конце концов нашли его, обсуждающего серьёзные вопросы со старейшинами в храме.
В других местах Евангелий упоминается, что у Иисуса были братья (Иаков, Иосиф, Симон и Иуда) и сестры, имена которых не называются (упоминаются в Евангелиях от Матфея и Марка). Протестанты обычно полагают, что хотя Мария была девственницей, когда был зачат и рождён Иисус, позже она жила нормальной супружеской жизнью с Иосифом и имела ещё детей. Эта идея противоречит пониманию вечной девственности Марии, доктрине, которой придерживаются Римско-католическая и Восточная православная церкви. Они считают, что Мария и Иосиф никогда не вступали в брак и что те, о ком говорится как о братьях и сёстрах Иисуса, были двоюродными или даже более дальними родственниками.
Мария появляется несколько раз во время взрослого служения Иисуса. Например, она присутствует при превращении воды в вино на свадьбе. Она также, по-видимому, получает отпор, когда пытается увидеть Иисуса; Он отказывается, заявляя, что те, кто исполняет волю Его Небесного Отца, являются Его настоящими братьями, сёстрами и матерью.
После распятия Иисуса Мария наконец появляется среди тех, кто несёт вахту на Голгофе. Когда Иисус висит на кресте, он передаёт свою мать на попечение своего ученика Иоанна. Похоже, что с того времени она перешла жить в его дом. В последний раз она появляется среди учеников в дни после воскресения и вознесения Иисуса, но перед дарованием Духа в день Пятидесятницы.
В первые годы христианства Мария участвует в спорах о пути спасения и природе Иисуса. В Символе веры апостолов, самом раннем изложении христианской веры в форме вероучения, утверждается, что Иисус был «рождён от Девы». Эта позиция подтверждается в Никейском и Шакедонском символах веры четвёртого века, которые закрепили веру в двойственную природу Иисуса как Бога и человека. Статус Марии относительно рождения Иисуса от Девы Марии будет обсуждаться на Эфесском соборе (451 год), который утвердил её как Богородицу, или Матерь Божью. Особенно со времени посещения Святой Земли матерью Константина Еленой, реликвии Марии стали цениться.
Верования как восточных, так и западных христиан не допускают существования каких-либо телесных останков Марии, но несколько предметов, связанных с ней, хранятся в соборе в Прадо (кусок ленты, идентифицированный как её пояс), соборе в Шартре (ее пелена) и соборе в Ахене (ее плащаница).
В 14 веке в Италии дом в Лоретто был объявлен домом, в котором ангел Гавриил совершил Благовещение (сообщил Марии, что она родит Иисуса). Согласно этой истории, дом был чудесным образом перенесён в Терсато, Далмация, в 1291 году, а затем в Лоретто в 1294 году. Он остаётся популярным местом паломничества.
В отношении смерти Марии сложилось несколько традиций. Большинство восточных православных христиан верят, что Дева Мария умерла естественной смертью, после чего её душа была принята Христом. Ее тело было погребено, а через три дня воскресло и было взято на небо как символ будущего всеобщего воскресения всех верующих. Местом её погребения они также признают участок у Елеонской горы недалеко от Иерусалима.
В пятом веке на этом месте была построена небольшая церковь. Она была разрушена в седьмом веке, когда Иерусалим захватили персы. В последующие столетия она неоднократно перестраивалась и разрушалась, но склеп остался нетронутым. Хотя мусульмане высоко почитают Марию как мать пророка Исы (Иисуса), в 1187 году Саладин разрушил церковь, возведённую над криптой крестоносцами. Наконец, в 14 веке некоторые францисканцы (римские католики) вновь возвели церковь над этим местом. Сегодня эта церковь принадлежит Греческому православному патриархату Иерусалима, хотя помещение в церкви используется совместно с Армянской апостольской церковью.
Согласно второй традиции, Мария отправилась в Эфес, где апостол Иоанн отвёл её в дом на горе Корессос, на территории современной Западной Турции, и утверждает, что она прожила там оставшиеся годы своей земной жизни. Римские католики считают, что она не умерла, а была вознесена на небо. Православные и мусульмане считают, что она умерла в этом доме. Это место было утеряно, но было описано в видениях монахиней и провидицей 19 века Анной Екатериной Эммерих. Используя материалы Эммерих, дом был найден в 1890-х годах двумя членами Винсентианского ордена, основанного святым Винсентом де Полем. Впоследствии они обнаружили, что жители близлежащей деревни, считающие себя потомками христиан-эфесян, почитали дом как последнее пристанище Марии.
На протяжении веков тысячи людей утверждали, что их посещала Дева Мария, причём их число значительно возросло с начала XIX века. Несколько сотен из этих явлений поднялись над обыденностью и стали основой новых форм католического благочестия, источником новых откровений или новым местом паломничества. Например, римско-католические чётки восходят к явлению Марии Святому Доминику в XIII веке. Чудесная медаль была дана святой Екатерине Лабуре в её видении Марии в Париже в 1830 году.
Скапулярий – это узкая ткань с отверстием для головы, которая свисает спереди и сзади человека. Возникнув из фартуков, которые носили сельскохозяйственные рабочие поверх своей одежды, в средневековый период они стали опознавательным знаком монашеского одеяния. Позже их стали носить и миряне, желающие продемонстрировать свою поддержку тому или иному ордену. В 1251 году Пресвятая Дева явилась Симону Стоксу, генеральному настоятелю ордена кармелитов. Она подарила ему коричневый скапуляр и пообещала, что каждый, кто его наденет, будет спасён от вечного проклятия.
В 1617 году Урсула Бенинкаса, основательница Конгрегации Облатов Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, имела видение Пресвятой Девы, которая показала ей множество ангелов, раздающих голубые скапуляры. Впоследствии её орден сделал распространение скапуляров одним из своих уникальных занятий. Последующие явления были отождествлены со скапулярами разных цветов.
Анна Екатерина Эммерих – одна из многих людей, имевших явления Богородицы и оставивших после себя труды, в которых содержатся послания Пресвятой Девы к человечеству. Многие из явлений содержат относительно краткие послания, чаще всего направленные на более горячую преданность или конкретные действия. Но некоторые провидцы приносили пространные послания, передаваемые в течение определённого периода времени, некоторые из них были опубликованы в виде многотомных текстов. Очень немногие из этих материалов, полученных в римско-католическом контексте и похожих на тома, полученные ченнелерами Нового времени, получили признание церковных властей.
Места многих явлений 19-го и 20-го веков, от Гваделупы, Мексика, до Лурда, Франция, до Фатимы, Португалия, до Нока, Ирландия, стали популярными местами паломничества, особенно когда церковные власти дали им хоть малейшее одобрение. Даже те места, которые были маргинализированы церковью – Некеда, штат Висконсин; Бэйсайд, штат Нью-Йорк; и Конайерс, штат Джорджия – смогли сохранить своих последователей до настоящего времени.
Распространение народного благочестия способствовало развитию мариологии, богословия Девы Марии, как субдисциплины христианского богословия. Мариология должна была исследовать и определить ряд доктринальных утверждений, которые стали официальной догмой, то есть доктриной, на которую должны были согласиться все римские католики. Догмат о вечной девственности Девы Марии, о том, что Мария оставалась девственницей на протяжении всей своей земной жизни, был определён довольно рано и чётко сформулирован Августином и Фомой Аквинским, а также подтверждён Вторым Ватиканским собором, который проходил с 1962 по 1965 год. Догмат о непорочном зачатии, согласно которому Мария с момента своего зачатия была сохранена от первородного греха, был определён как догмат в 1854 году папой Пием IX в его энциклике Ineffabilis Deus. Догмат Успения Девы Марии, который гласит, что Мария не умерла телесной смертью, но была взята на небо в конце своей земной жизни и теперь проводит своё время, работая для спасения всех, был выдвинут в 1950 году Папой Пием XII в его апостольской конституции «Munificentissimus Deus».
В дополнение к этим догмам, существует ряд титулов, которые были даны Марии – Царица Небесная, Соискупительница, Мистическая Роза – которые указывают на дополнительные народные верования, которые вместе возвели почитание Марии в основной аспект римско-католической преданности в современном мире. Кроме того, Мария была названа покровительницей – защитницей и заступницей – для ряда организаций, профессий и даже стран. Она была названа покровительницей более чем 60 стран, причём далеко не во всех из них большинство составляют католики.
Мария была главной темой христианских художников. На Востоке множество священных икон посвящены Марии. Некоторые из них стали известны как «плачущие» иконы. Одна из икон, восходящая к Елене, называется «Богоматерь Ченстоховская», икона, которая сейчас находится в Польше. В 1380-х годах князь Ладислав, регент короля Людовика Польского, обратился к Богородице с молитвой о том, где должен находиться её образ, и во сне она указала на холм в Ченстохове. Ладислав основал монастырь и оставил образ монахам. В 1430-х годах, когда на монастырь было совершено нападение, солдат трижды ударил по щеке образа. Он умер, когда делал третий надрез. С тех пор попытки восстановить образ были безуспешными.
На Западе были популярны статуи Богородицы, многие из которых изображали образ Девы в том виде, в котором она являлась в различных явлениях. Большинство этих статуй получили особые имена. В 20 веке Мария также стала объектом попыток создания мега-статуи Кристины. Самой большой статуей Марии, достигающей 151 фута, является статуя Девы Марии де ла Пас, расположенная в Трухильо, Венесуэла. Другими мега-статуями являются Богоматерь – Покровительница города Хасково, Болгария, и Богоматерь Скалистых гор, которая возвышается на Континентальном водоразделе над Баттом, штат Монтана.
В исламской мысли Иисус является одним из пророков, предшествующих Мухаммеду, и его матери в Коране уделяется особое внимание. Мусульманские учёные отмечают, что Марии уделено больше внимания, чем любой другой женщине, упомянутой в Коране. Фактически она единственная женщина, упомянутая по имени, и одна из восьми человек, которой посвящена отдельная глава (19-я). Ее называют Мариам, что по-арабски означает Мария. Согласно Корану, мать Марии посвятила её Богу, когда Мария была ещё в утробе матери. Ангел Гавриил посетил Марию, чтобы объявить ей о беременности Иисусом, хотя она была непорочной девой.
Она родила Иисуса в одиночестве под деревом, ни Иосиф, ни пришедшие мудрецы, ни ясли не упоминаются в Коране. Рождение Иисуса рассматривается скорее как сотворение Аллахом Адама de novo, чем как чудо, демонстрирующее божественность Иисуса. Мария рассматривается как тип благочестивой верующей, которая подчиняется Аллаху, и ей сказано: “О Мария! Бог избрал тебя и очистил тебя, избрал тебя выше женщин всех народов. О Мария, поклоняйся Господу своему благочестиво: Простершись ниц и поклонись вместе с теми, кто поклоняется”.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?