«Падение Эдварда Бернарда» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание читать ~9 мин.
«Падение Эдварда Бернарда» Уильяма Сомерсета Моэма – это история, основанная на различиях между восточной и западной культурами. В этой истории речь идёт о двух друзьях детства, которые влюбляются в одну и ту же девушку. Эдвард Бернард и Бейтман Хантер – друзья, и оба влюбляются в Изабель Лонгстафф. Изабель – привлекательная девушка, которая выбирает Эдварда, а не Бейтмана. Когда отец Эдварда теряет своё состояние, Эдвард приезжает к другу семьи, Брауншмидту, на Таити, чтобы узнать о бизнесе. Эдвард влюбляется в Таити и клянётся никогда не возвращаться в Чикаго.
Бейтман становится нетерпеливым и посещает Таити, чтобы убедить Эдварда вернуться в Чикаго. Уговоры остались без внимания Эдварда, потому что он, похоже, уже принял решение. Идея остаться на Таити почему-то радует Бейтмана, потому что у него появится возможность жениться на Изабель. Автор рассказа использует сарказм, чтобы представить восточную культуру в хорошем свете. Западные люди воспринимают восточную культуру как устаревшую и непривлекательную. Точно так же Бейтман и Изабель считают, что Эдвард теряет время на Таити.
Моэм использует иронию в названии рассказа, чтобы подчеркнуть главную идею повествования. Эдвард кажется счастливым и наслаждающимся восточными ценностями и культурой, в то время как дома люди считают, что он падает духом. Бейтман является воплощением западной культуры, где люди ценят богатство и власть. С другой стороны, восточная культура предпочитает беззаботный образ жизни, где люди ценят других.
Сюжет
История начинается с Бейтмана Хантера в Сан-Франциско. Бейтман приехал с Таити, где он навестил своего близкого друга Эдварда Бернарда. Через несколько часов он будет дома в Чикаго. Бейтман с удовольствием рассматривает длинные улицы города. Мистер Хантер, его отец, уже ждал его. После сердечного рукопожатия мистер Хантер интересуется новостями об Эдварде. Бейтман на мгновение замолкает и говорит, что никогда не хотел говорить об Эдварде. Оба благополучно добираются до дома. Вскоре звонит Изабель Лонгстафф и приглашает Бейтмана на ужин. Бейтман соглашается и приходит к Изабелле на ночной ужин.
Эдвард был помолвлен с Изабеллой до отъезда на Таити. Когда отец Эдварда разорился и застрелился, Джордж Брауншмидт предложил ему должность в филиале агентства на Таити. Эдвард должен был вернуться в Чикаго через два года. Изабель и Эдвард продолжали обмениваться письмами, пока она не поняла, что её парень больше не говорит, когда вернётся. Бейтман и Изабель забеспокоились. На запрос Бейтмана Брауншмидт сообщил, что Эдвард был уволен из агентства год назад. Теперь мистер Хантер хочет основать компанию в Сиднее, Веллингтоне и Гонолулу. Поэтому Бейтман получает возможность посетить эти города. После посещения этих городов Бейтман возвращается на Таити, чтобы разыскать своего давнего друга.
Когда Бейтман приземляется на Таити, он с недоумением узнает, что Эдвард работает продавцом в небольшом магазине. Кроме того, он известен как племянник Арнольда Джексона. Репутация Арнольда Джексона испорчена в Чикаго тем, что он обманывал людей. Бейтман обедает с Эдвардом и Джексонами. Во время разговора Бейтман понимает, что Эдвард не планирует возвращаться в Чикаго. Наконец, Бейтман возвращается в Чикаго и сообщает новость Изабель. Она снимает с пальца обручальное кольцо и признается Бейтману в любви.
Список персонажей
Эдвард Барнард
Главный герой и главный персонаж готов к осуществлению великой американской мечты. У него есть привлекательная невеста и перспективная работа в Чикаго. После того, как его отец застрелился, чтобы справиться с финансовым крахом семьи, Эдвард принимает предложение своего работодателя провести год или два на Таити, убеждая жителей острова в исключительности американских технологий. Через два года всем становится очевидно, что он «стал туземцем» и его нужно вернуть домой, пока он не разрушил остаток своей жизни.
Охотник Бейтман
Бейтман – человек, который отправляется на Таити, чтобы выполнить задание. Хороший друг Эдварда и проигравший соперник в их любви к одной и той же женщине, Бейтман появляется в начале истории, уже вернувшись в Штаты и направляясь в Чикаго. Его миссия провалилась, поскольку Эдвард доказывает, что никому не нужно беспокоиться о его будущем. Бейтман не может понять, как Эдвард мог обрести счастье, слоняясь по острову, на котором не на что жить, кроме красивой туземной девушки и отказа от всего, что гарантирует счастье американская мечта. Ну что ж, по крайней мере, теперь Изабель снова свободна.
Изабель Лонгстафф
Из общества Лонгстаффов – семьи со средствами и деньгами. Сочетание семьи и красоты делает Изабель призом, за который нужно бороться, и поначалу Эдвард объявляется победителем. Но Изабель не из тех, кто откажется от антикварной мебели, концертов, званых обедов и, в общем, денег, которые по праву должен зарабатывать любой муж, за которого она выходит замуж. Поэтому о том, чтобы последовать за любовью всей своей жизни на забытый остров, не может быть и речи. К счастью, Бейтмана не интересуют размышления о том, что действительно имеет значение. Их отношения будут сочетаться на небесах Среднего Запада.
Арнольд Джексон
В большой семье Лонгстаффов есть чёрная овца в стаде. Конечно, не Лонгстафф по крови, но у матери Изабель есть брат по имени Арнольд Джексон, который совершает мошенничество, когда не посещает церковь и не занимается филантропической деятельностью. Он совершает преступление, которое делает его изгоем для всех, включая Бейтмана. Но он также отбывает срок, и когда Эдвард случайно узнает, что Арнольд живёт на Таити после освобождения из тюрьмы, он узнает о репутации Арнольда, которая не является достаточно искусно иллюстрированной обложкой, чтобы судить о книге. Бейтман также встречается с Джексоном, пытаясь вернуть Эдварда, и все ещё остаётся в недоумении от окончательного описания Эдвардом этого негодяя: он – человек, который научил Эдварда жить.
Темы
Отвержение Запада
Титульный герой этого рассказа принадлежит к длинному ряду героев Моэма, которые отвергают материализм западной культуры в поисках чего-то на экзотическом Востоке, способного заполнить брешь в их философском мировоззрении. В своём бегстве от утомляющей разум погони среднего класса за небытием к менее строго упорядоченной свободе Таити Эдвард Барнард явно является духовным родным братом вдохновлённого Гогеном художника-героя из «Луны и грошь». Его сомнение в фундаментальных ценностях западной цивилизации делает его также прототипом Ларри Даррелла в романе «Лезвие бритвы», который был для Моэма ещё два десятилетия назад.
Антиимпериализм
Учитывая, что в рассказе нет ни политики, ни столкновения национальных интересов, может показаться, что империализм не может быть ничем иным, кроме как самой незначительной темой. Однако правда в том, что это очень похоже на исследование империализма, которое изучает мотивы, стоящие за таким вторжением могущественной и развитой культуры в существование более слабого и менее развитого коренного народа. Эдвард Барнард оказывается на Таити только потому, что фирма, на которую он работает в Чикаго, послала его туда, чтобы он принёс цивилизацию бедным невежественным отсталым дикарям (не без иронии). Именно благодаря осознанию Эдвардом того, что для того, чтобы быть абсолютно цивилизованным, рай не требует заботы цивилизации, расположенной далеко и имеющей совершенно противоположные ценности, история становится антиимпериалистической доктриной.
Going Native
«Going native» – это термин, предназначенный для негативного применения при описании одного из предполагаемых последствий колониализма и империализма. Он используется для характеристики тех, кто слишком долго находился вдали от вежливого общества и диктата приличий, манер, утончённости и воспитания. Другими словами, когда кого-то, выросшего в Англии, отправляют работать, например, в Индию или Бирму, он начинает настолько увлекаться местной культурой, что принимает поведение, которое уже не является британским, а напоминает менее культурные вкусы местных жителей. Очевидно, что это описывает то, что происходит с Эдвардом, но в последнем абзаце рассказ, наконец, полностью реализует иронический поворот, с которым он заигрывал на протяжении всего повествования.
Завершающие рассказ образы девушки, которую Эдвард добровольно принёс в жертву, становятся почти оргазмическими, когда она мечтает о том, как замена Эдварда найдёт успех в «Hunter Motor Traction and Automobile Company» и о «миллионах моторов, которые они будут выпускать», и о шикарном особняке, который они смогут купить, наполненном антикварной мебелью и даже – по какой-то чрезвычайно важной причине – «роговыми очками», которые будет носить её муж, – все это наводит Изабель на мысль о том, что она сама стала «туземкой». Действительно, напрашивается вывод, что все мы в той или иной степени «уехали на родину».
Бейтман Хантер с радостью возвращается в Чикаго, где его принимает отец. Две недели назад он встретился на Таити со своим самым близким другом Эдвардом Бернардом. Хотя Бейтман радуется возвращению домой, его беспокоит образ жизни Эдварда в Южном море. До поездки на Таити Эдвард был амбициозным молодым человеком. Он был помолвлен с красивой девушкой по имени Изабель Лонгстафф. Бейтман считает, что Эдвард отошёл от своей первоначальной мечты и прозябает на Таити. Напротив, Эдвард наслаждается жизнью и спокойно живёт на Таити. Разница во взглядах между Бейтманом и Эдвардом вызвана столкновением культур.
Западная культура индивидуалистична, в ней люди ценят собственный успех, стремятся к личностному росту и меньше заботятся о других. Восточная культура, напротив, коллективистская, где люди ставят на первое место рост общества, а не личный рост. Бейтман – воплощение западной культуры, и это становится очевидным, когда он приезжает на Таити. Он ожидает, что Эдвард будет очень серьёзно относиться к жизни, чтобы достичь личных целей. Бейтман также осуждает Эдварда за общение с Арнольдом Джексоном, которого в Чикаго считают мошенником и аферистом. Вернувшись домой, Бейтман сообщает новость о том, что Эдвард – падший человек.
Изабелла разочарована, узнав, что Эдвард никогда не вернётся в Чикаго. Недовольство проявляется, когда она снимает с пальца обручальное кольцо. И Изабелла, и Бейтман придерживаются мнения, что Эдвард разрушил свою жизнь. С другой стороны, Эдвард считает, что в конце концов он нашёл красоту жизни. По сути, эта история показывает, как западная и восточная культуры различаются во мнениях относительно идеального образа жизни.
- «Следы в джунглях» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «На краю империи» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Письмо» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Рыжий» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Бассейн» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Бремя страстей человеческих» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Дождь» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Макинтош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?