«Над пропастью во ржи», краткое содержание читать ~9 мин.
Роман американского писателя Джерома Дэвида Сэлинджера (Jerome David Salinger) «Над пропастью во ржи» (The Catcher in the Rye), опубликованный в 1951 году, повествует о нескольких днях из жизни подростка Холдена Колфилда и его остром ощущении отчуждения от мира взрослых. Произведение вызвало бурные споры из-за откровенного языка и обсуждения табуированных тем, но мгновенно стало бестселлером и по сей день остаётся культовым как для подростков, так и для взрослых читателей.
Сразу после публикации роман оказался в центре скандала. Многие критики и общественные деятели осуждали его за грубую лексику, упоминания алкоголя, сигарет и сексуальности. В некоторых штатах и школьных округах США книгу запрещали, что лишь подогревало к ней интерес. Несмотря на это, «Над пропастью во ржи» оказал огромное влияние на мировую культуру и литературу, став символом подросткового бунта и нонконформизма.
Роман рассказывает историю Холдена Колфилда, шестнадцатилетнего юноши, отчисленного из очередной частной школы. Он сбегает в Нью-Йорк, где проводит несколько дней в одиночестве, сталкиваясь с лицемерием и «фальшью» взрослого мира. В своих скитаниях Холден размышляет об идентичности, невинности и смерти, что в итоге приводит его к нервному срыву и необходимости переосмыслить свою жизнь.
Сюжет
Действие романа «Над пропастью во ржи» разворачивается в начале 1950-х годов. Повествование ведётся от лица Холдена Колфилда, который находится на лечении в психиатрическом учреждении. Он вспоминает события нескольких дней между окончанием осеннего семестра и Рождеством, когда ему исполнилось шестнадцать.

История начинается в элитной подготовительной школе «Пенси» в Пенсильвании. Это уже четвёртое учебное заведение для Холдена, и его снова отчисляют за неуспеваемость. До официального отъезда домой в Нью-Йорк остаётся несколько дней. Холден решает попрощаться со своим учителем истории, мистером Спенсером, но его нравоучения лишь вызывают у юноши раздражение.
Вернувшись в общежитие, Холден сталкивается с соседом по комнате, самодовольным Стрэдлейтером, который собирается на свидание с Джейн Галлахер. Холден хорошо знает эту девушку и испытывает к ней симпатию. Когда Стрэдлейтер возвращается, Холден настойчиво расспрашивает его о свидании. Вспыхивает ссора, которая перерастает в драку, и Стрэдлейтер разбивает Холдену нос. Не желая больше оставаться в «Пенси», Холден решает немедленно уехать в Нью-Йорк.
В поезде Холден знакомится с матерью своего одноклассника. Несмотря на неприязнь к этому ученику, он сочиняет о нём хвалебные истории. Прибыв на Пенсильванский вокзал, Холден тщетно пытается кому-нибудь позвонить. Он садится в такси и задаёт водителю ставший знаменитым вопрос: “Куда деваются утки в Центральном парке, когда пруд замерзает?” Вопрос лишь раздражает таксиста. Холден просит отвезти его в недорогой отель «Эдмонт».
Из окна своего номера Холден наблюдает за другими постояльцами. Он видит трансвестита и пару, которая брызгает друг в друга напитками. Эти сцены одновременно отталкивают и возбуждают его. Он звонит Фэйт Кавендиш, женщине с сомнительной репутацией, номер которой получил от знакомого. Холден надеется на быструю интрижку, но она предлагает встретиться на следующий день, и он, не желая ждать, вешает трубку.
Холден спускается в бар отеля «Лавандовая комната». Ему как несовершеннолетнему отказывают в алкоголе. Он знакомится с тремя туристками и танцует с одной из них, но женщины быстро уходят, оставив его оплачивать счёт. Эти мимолётные встречи лишь усиливают его чувство одиночества.
Погрузившись в воспоминания, Холден думает о Джейн Галлахер. Он вспоминает их совместное лето, партии в шашки и один трогательный момент. Однажды, когда её отчим вышел на веранду, Джейн внезапно расплакалась. Холден утешал её, целуя повсюду, кроме губ. Это был самый интимный момент в их платонических отношениях.
Холден покидает отель и едет в джаз-клуб «Эрни» в Гринвич-Виллидж. Он снова безуспешно пытается выяснить у таксиста судьбу уток зимой. В клубе он с отвращением наблюдает за публикой и случайно встречает бывшую девушку своего старшего брата, Лилиан Симмонс. Чтобы избежать общения, он притворяется, что ждёт друга, и уходит обратно в отель «Эдмонт».
Лифтёр по имени Морис предлагает Холдену услуги проститутки за пять долларов. Холден соглашается. Вскоре в его номер приходит девушка по имени Санни. Однако Холден чувствует себя неловко и вместо секса пытается завязать с ней разговор. Он говорит, что не может заняться сексом из-за недавней операции, и платит ей обещанные пять долларов. Позже Морис и Санни возвращаются и требуют ещё пять. После отказа Морис бьёт Холдена в живот, а Санни забирает деньги.
Проснувшись утром, Холден звонит своей давней знакомой Салли Хейс и договаривается о встрече. Позавтракав в кафе, где он мило беседует с двумя монахинями о «Ромео и Джульетте» и жертвует им десять долларов, он отправляется на поиски своей младшей сестры Фиби. Он ищет её в Центральном парке и Музее естественной истории, но безуспешно. Наконец, он едет в отель «Билтмор» на встречу с Салли.
Холден и Салли идут на спектакль, а затем кататься на коньках. Во время разговора в кафе Холден внезапно предлагает Салли сбежать с ним в Вермонт и жить в хижине в лесу. Салли считает эту идею глупой. Разозлившись, Холден оскорбляет её, и она уходит в слезах, отвергая его извинения.
Вечером Холден встречается со своим бывшим школьным наставником Карлом Люсом в баре «Уикер» отеля «Сетон». Холден пытается завести разговор о сексе и отношениях, но его инфантильные вопросы раздражают Люса, и тот быстро уходит. Оставшись один, Холден напивается, звонит Салли и бессвязно извиняется. Затем он бредёт в Центральный парк к пруду с утками.
Замёрзший и подавленный, Холден тайно пробирается домой, чтобы увидеть сестру. Фиби быстро понимает, что его снова отчислили, и злится. Она спрашивает, есть ли хоть что-то, что ему нравится. Холден признаётся, что ему нравится их умерший брат Алли. Он делится с сестрой своей фантазией: он хочет стать «ловцом во ржи» и спасать детей от падения в пропасть взрослой жизни. Фиби поправляет его, объясняя, что в стихотворении Роберта Бёрнса поётся “if a body meet a body, comin’ through the rye” («если кто-то встретит кого-то вечером в поле ржи»), а не “catch a body” («ловить кого-то»).
Холден звонит своему бывшему учителю английского, мистеру Антолини, и тот приглашает его переночевать. Мистер Антолини пытается дать Холдену совет, но юноша слишком устал и засыпает на диване. Ночью он просыпается от того, что мистер Антолини гладит его по голове. Испугавшись возможных домогательств, Холден поспешно уходит и проводит остаток ночи на вокзале.
Утром Холден решает сбежать на Запад. Он оставляет Фиби записку с просьбой встретиться в музее, чтобы попрощаться. Фиби приходит с чемоданом и заявляет, что поедет с ним. Холден сердито отказывает. Чтобы успокоить её, он ведёт сестру в зоопарк, а затем на карусель в парке. Начинается дождь, но Холден, глядя на счастливую Фиби на карусели, чувствует умиротворение и едва не плачет от счастья.
На этом Холден завершает свой рассказ. Он лишь вкратце упоминает, что вернулся домой, «заболел», а осенью пойдёт в новую школу. Его взгляд на будущее остаётся неопределённым, но с ноткой осторожного оптимизма.
Анализ
«Над пропастью во ржи» — это история о неудачных попытках Холдена установить связь с окружающими. Эти неудачи заставляют его бояться взросления и цепляться за идеализированный образ детства. Большую часть романа герой находится в поиске понимания, встречаясь с самыми разными людьми, но каждая попытка заканчивается провалом. Он отвергает мир взрослых как «фальшивый», однако его общение рушится не столько из-за его критики, сколько из-за собственной незрелости и неуместного поведения.
Повествование построено как воспоминание Холдена, находящегося в санатории, что создаёт интригу. Отправной точкой для его бегства становится ссора со Стрэдлейтером из-за Джейн Галлахер. Мысль о том, что его сосед мог лишить Джейн невинности, становится для Холдена невыносимой. Этот инцидент разрушает его представления о людях и подталкивает к побегу из школы.
После отъезда из «Пенси» Холден отчаянно ищет близости. Он пытается завязать отношения почти с каждой встречной женщиной, но его неловкие попытки лишь подчёркивают его одиночество. Холден убеждён, что секс должен быть проявлением глубоких чувств, и стыдится своего влечения к женщинам, с которыми не чувствует духовной связи. Его встреча с Карлом Люсом, который, как кажется Холдену, знает всё о сексе, также заканчивается разочарованием.
Кульминацией истории становится разговор с Фиби. Её гнев и прямой вопрос о том, что же ему нравится в жизни, заставляют Холдена сформулировать свою заветную мечту — быть «ловцом во ржи». В этой фантазии он спасает детей от падения в «пропасть» взрослой жизни, полную лицемерия и фальши. Однако Фиби указывает на его ошибку в цитировании стихотворения, тем самым разрушая его иллюзию и ставя под сомнение всю его систему ценностей.
Одной из центральных, хотя и не всегда явных, тем романа является скорбь Холдена по умершему младшему брату Алли. Смерть Алли от лейкемии стала для Холдена глубочайшей травмой. Он идеализирует брата, видя в нём воплощение чистоты и невинности, которые безвозвратно утеряны во взрослом мире. Бейсбольная перчатка Алли, исписанная стихами, становится для Холдена реликвией и символом этой утраченной чистоты. Именно эта незаживающая рана во многом объясняет его цинизм, отчуждённость и отчаянное желание спасти других детей, в первую очередь сестру Фиби, от разочарований и «фальши» взросления.
Встреча с мистером Антолини — последняя попытка Холдена найти понимание у взрослого. Учитель предостерегает его от мизантропии и изоляции, но Холден, напуганный возможным сексуальным подтекстом прикосновения, снова сбегает. Его решение навсегда покинуть дом рушится, когда Фиби выражает готовность следовать за ним. В финальной сцене у карусели Холден наконец обретает покой, принимая радость сестры как высшую ценность и на мгновение забывая о страхе перед будущим.
Роман заканчивается возвращением в настоящее время. Холден даёт слабую надежду на то, что пережитый опыт изменил его. Однако интонации его рассказа почти не меняются, что заставляет читателя сомневаться в том, действительно ли герой повзрослел и нашёл ответы на свои вопросы. «Над пропастью во ржи» остаётся одним из самых влиятельных произведений XX века. Образ Холдена Колфилда стал архетипом чувствительного и бунтующего подростка, а сам роман — манифестом нонконформизма, оказавшим влияние на поколения писателей, музыкантов и режиссёров по всему миру.
Комментирование недоступно Почему?