«Над пропастью во ржи», краткое содержание читать ~15 мин.
Роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (The Catcher in the Rye), написанный в 1951 году, повествует о послевоенном отчуждении американского подростка Холдена Колфилда. Вызвавший споры во время публикации из-за откровенного языка, роман мгновенно стал бестселлером и остаётся любимым как подростками, так и взрослыми.
В романе рассказывается история Холдена Колфилда, 16-летнего подростка, которого только что исключили из подготовительной школы. Покинув школу, Холден скитается по улицам Нью-Йорка, борясь с депрессией и разочарованием в окружающем мире. Пытаясь разобраться в своей жизни и найти своё место в мире, он размышляет на темы идентичности, отчуждения и утраченной невинности, что в конечном итоге приводит к срыву, заставляющему его противостоять своим внутренним демонам.
Сюжет
Действие романа «Над пропастью во ржи» происходит в 1950-е годы, и повествование ведётся от лица молодого человека по имени Холден Колфилд. Холден не уточняет, где он находится во время повествования, но ясно даёт понять, что он проходит лечение в психиатрической больнице или санатории. События, о которых он рассказывает, происходят в течение нескольких дней между окончанием осеннего учебного семестра и Рождеством, когда Холдену исполнилось шестнадцать лет.
История Холдена начинается в субботу после окончания занятий в подготовительной школе Пенси в Агерстауне, штат Пенсильвания. Пенси – четвёртая школа Холдена; из трёх других он уже провалился. В Пенси он провалил четыре из пяти занятий и получил уведомление о том, что его исключают, но вернуться домой в Манхэттен он должен только в среду. Он навещает своего пожилого учителя истории Спенсера, чтобы попрощаться, но когда Спенсер пытается отчитать его за плохую успеваемость, Холден начинает раздражаться.
В общежитии Холдена ещё больше раздражает его негигиеничный сосед Экли и его собственный сосед по комнате Страдлейтер. Страдлейтер проводит вечер на свидании с Джейн Галлахер, девушкой, с которой Холден встречался раньше и которой он до сих пор восхищается. В течение вечера Холден все больше нервничает из-за того, что Страдлейтер пригласил Джейн на свидание, а когда Страдлейтер возвращается, Холден настойчиво расспрашивает его о том, пытался ли он заняться с ней сексом. Страдлейтер дразнит Холдена, тот впадает в ярость и нападает на Страдлейтера. Страдлейтер прижимает Холдена к земле и разбивает ему нос в кровь. Холден решает, что с него хватит Пенси, и отправляется в Манхэттен на три дня раньше, остановится в отеле и не скажет родителям, что вернулся.
В поезде до Нью-Йорка Холден знакомится с матерью одного из своих сокурсников по Пенси. Хотя он считает этого ученика полным «ублюдком», он рассказывает женщине выдуманные истории о том, как застенчив её сын и как его уважают в школе. Прибыв на Пенсильванский вокзал, он заходит в телефонную будку и думает о том, чтобы позвонить нескольким людям, но по разным причинам решает отказаться. Он садится в такси и спрашивает таксиста, куда деваются утки в Центральном парке, когда лагуна замерзает, но его вопрос раздражает водителя. Холден просит таксиста отвезти его в отель «Эдмонт», где он регистрируется.
Из своего номера в «Эдмонте» Холден может видеть комнаты некоторых постояльцев в противоположном крыле. Он видит, как мужчина надевает шёлковые чулки, туфли на высоких каблуках, бюстгальтер, корсет и вечернее платье. Он также видит, как мужчина и женщина в другой комнате по очереди выплёвывают напитки друг другу в лицо и истерически смеются. Он интерпретирует поведение этой пары как форму сексуальной игры и одновременно расстраивается и возбуждается от этого. Выкурив пару сигарет, он звонит Фэйт Кавендиш, женщине, которую он никогда не видел, но номер которой он узнал от знакомого в Принстоне. Холдену кажется, что он помнит, что слышал, будто она когда-то была стриптизершей, и он считает, что сможет убедить её заняться с ним сексом. Он звонит ей, и хотя она сначала раздражена тем, что ей звонит в столь поздний час совершенно незнакомый человек, в конце концов она предлагает встретиться на следующий день. Холден не хочет ждать так долго и бросает трубку, так и не договорившись о встрече.
Холден спускается вниз в «Лавандовую комнату» и садится за столик, но официант понимает, что он несовершеннолетний, и отказывается его обслуживать. Он флиртует с тремя женщинами лет тридцати, которые, похоже, приехали из другого города и в основном заинтересованы в том, чтобы мельком взглянуть на знаменитость. Тем не менее, Холден танцует с ними и чувствует, что «наполовину влюблён» в блондинку, увидев, как хорошо она танцует. После нескольких насмешек над его возрастом они уходят, позволив ему оплатить весь счёт.
Когда Холден выходит в холл, он начинает думать о Джейн Галлахер и в воспоминаниях вспоминает, как познакомился с ней. Они познакомились во время летних каникул в штате Мэн, играли в гольф и шашки, держались за руки в кино. Однажды днём, во время игры в шашки, её отчим вышел на крыльцо, где они играли, и когда он ушёл, Джейн начала плакать. Холден пересел рядом с ней и стал целовать её во все лицо, но она не позволила ему поцеловать её в губы. Это было самое близкое к «ожерелью».
Холден выходит из «Эдмонта» и берет такси до джаз-клуба Эрни в Гринвич-Виллидж. Он снова спрашивает таксиста, куда зимой деваются утки в Центральном парке, и этот таксист ещё более раздражителен, чем первый. Холден сидит один за столиком в «Эрни» и с отвращением наблюдает за другими посетителями. Он сталкивается с Лилиан Симмонс, одной из бывших подружек своего старшего брата, которая приглашает его посидеть с ней и её спутником. Холден говорит, что ему нужно встретиться с кем-то, уходит и возвращается в «Эдмонт».
Морис, оператор лифта в «Эдмонте», предлагает за пять долларов прислать в номер Холдена проститутку, и Холден соглашается. Молодая женщина, представившаяся как «Санни», появляется у его двери. Она стягивает с себя платье, но Холден начинает чувствовать себя «странно» и пытается завязать с ней разговор. Он утверждает, что недавно перенёс операцию на позвоночнике и ещё не достаточно восстановился, чтобы заниматься с ней сексом, но все равно предлагает ей заплатить. Она садится к нему на колени и говорит с ним непристойности, но он настаивает на том, чтобы заплатить ей пять долларов и выпроводить её за дверь. Санни возвращается с Морисом, который требует от Холдена ещё пять долларов. Когда Холден отказывается платить, Морис бьёт его кулаком в живот и оставляет на полу, а Санни забирает пять долларов из его бумажника. Холден ложится спать.
Проснувшись в десять часов в воскресенье, он звонит Салли Хейс, привлекательной девушке, с которой он встречался в прошлом. Они договариваются встретиться на утреннем показе бродвейской пьесы. Он завтракает в сэндвич-баре, где беседует с двумя монахинями о Ромео и Джульетте. Он даёт монахиням десять долларов. Он пытается дозвониться до Джейн Галлахер, но трубку берет её мать, и он кладёт трубку. Он едет на такси в Центральный парк, чтобы разыскать свою младшую сестру Фиби, но её там нет. Он помогает одной из одноклассниц Фиби натянуть коньки, и та говорит ему, что Фиби может быть в Музее естественной истории. Хотя он знает, что класс Фиби не может быть в музее в воскресенье, он все равно идёт туда, но, придя туда, решает не заходить, а взять такси до отеля «Билтмор», чтобы встретиться с Салли.
Холден и Салли идут на спектакль, и Холдена раздражает, что Салли после спектакля разговаривает со знакомым мальчиком из Андовера. По предложению Салли они отправляются в Радио Сити, чтобы покататься на коньках. Оба катаются плохо и решают вместо этого сесть за столик. Холден пытается объяснить Салли, почему он несчастен в школе, и фактически уговаривает её сбежать с ним в Массачусетс или Вермонт и жить в хижине. Когда она отказывается, он называет её «занозой в заднице» и смеётся над ней, когда она сердито реагирует. Она отказывается слушать его извинения и уходит.
Холден снова звонит Джейн, но ответа нет. Он звонит Карлу Люсу, молодому человеку, который был советником Холдена в школе Уотона, а теперь учится в Колумбийском университете. Люс договаривается встретиться с ним, чтобы выпить после ужина, и Холден, чтобы убить время, идёт в кино на «Радио Сити». Холден и Люс встречаются в баре «Уикер» в отеле «Сетон». В Уотоне Люс откровенно поговорил с некоторыми мальчиками о сексе, и Холден пытается снова втянуть его в разговор на эту тему. Люса начинают раздражать ювенальные высказывания Холдена о геях и о китайской подружке Люса, и он оправдывается тем, что ушёл пораньше. Холден продолжает пить виски и слушать пианиста и певицу.
Напившись, Холден звонит Салли Хейс и рассказывает о своих планах на Рождество. Затем он отправляется в лагуну в Центральном парке, где в детстве наблюдал за утками. Ему требуется много времени, чтобы найти её, и к тому времени, как он это делает, он замерзает. Тогда он решает пробраться в собственный многоквартирный дом и разбудить свою сестру Фиби. Он вынужден признаться Фиби, что его выгнали из школы, что приводит её в ярость. Когда он пытается объяснить, почему он ненавидит школу, она обвиняет его в том, что ему ничего не нравится. Он рассказывает ей о своей фантазии стать «ловцом во ржи», человеком, который ловит маленьких детей, когда они собираются упасть с обрыва. Фиби говорит ему, что он неправильно запомнил стихотворение, из которого взял этот образ: В стихотворении Роберта Бёрнса говорится «if a body meet a body, coming through the rye», а не «catch a body».
Холден звонит своему бывшему учителю английского языка, мистеру Антолини, который говорит Холдену, что тот может прийти к нему на квартиру. Мистер Антолини расспрашивает Холдена о его исключении и пытается проконсультировать его относительно его будущего. Холден не может скрыть свою сонливость, и мистер Антолини укладывает его спать на диване. Проснувшись, Холден обнаруживает, что мистер Антолини гладит его по лбу. Подумав, что мистер Антолини делает сексуальные предложения, Холден поспешно откланивается и уходит, проспав несколько часов на скамейке на Центральном вокзале.
Холден идёт в школу к Фиби и передаёт ей записку, в которой говорится, что он навсегда покидает дом и что она должна встретиться с ним в обед в музее. Когда Фиби приезжает, она несёт чемодан, полный одежды, и просит Холдена взять её с собой. Он сердито отказывается, и она плачет, а затем отказывается с ним разговаривать. Зная, что она пойдёт за ним, он идёт в зоопарк, а затем ведёт её через парк к карусели. Он покупает ей билет и смотрит, как она катается на ней. Начинается сильный дождь, но Холден так счастлив, глядя, как его сестра катается на карусели, что он близок к слезам.
На этом Холден заканчивает своё повествование, сообщая читателю, что он не собирается рассказывать историю о том, как он вернулся домой и «заболел». Он планирует осенью пойти в новую школу и с осторожным оптимизмом смотрит в будущее.
Анализ
Роман «Над пропастью во ржи» – это история о том, как Холден пытается наладить отношения с другими людьми и терпит неудачу, что заставляет его бояться зрелости и цепляться за идеализированное представление о детстве. Большая часть книги рассказывает о поисках Холденом связи, следуя за ним через десятки больших и малых встреч с таксистами, монахинями, туристами, сутенёрами, бывшими одноклассниками и многими другими. Поскольку он слабо осознает своё влияние на других и отказывается соответствовать общественным нормам, он терпит неудачу в каждой попытке и принимает защитную маску отвращения к миру.
Он быстро отвергает как отдельных людей, так и взрослый мир в целом как «фальшивый». Но его встречи с другими людьми обычно рушатся не потому, что он отвергает или отталкивает другого человека. Наоборот, они рушатся, потому что он ведёт себя незрело, потакая необычному или несносному поведению или делая неуместный выбор, пока другие люди не начинают недоумевать или злиться на него. В конечном итоге его отказ повзрослеть и вступить в мир взрослых обречён на провал, что приводит к его полному распаду.
Повествование в романе ведётся с помощью обрамляющего приёма – выздоровления Холдена в том, что кажется то ли санаторием, то ли психиатрической больницей, что создаёт напряжённость в вопросе о том, как он там оказался. После краткого вступления в настоящем времени, он переключается на воспоминания в прошедшем времени, начиная с его последних дней в Пенси Преп. Инцидент, который вызывает основные события романа, происходит, когда Стрэдлейтер встречается с Джейн Галлахер и отказывается сказать, был ли у него с ней секс.
Мысль о том, что у Стрэдлейтера и Джейн мог быть секс, – это больше, чем Холден может вынести. Он уже давно испытывает привязанность к Джейн, поэтому свидание Стрэдлейтера с ней вызывает у него зависть. Холден также расстроен тем, что его хищный сосед по комнате мог испортить важную часть его прошлого. Холден считает, что он «знает» Джейн и Стрэдлейтера очень хорошо, и мысль о том, что Джейн, которую он считает образцом добродетели, может быть увлечена Стрэдлейтером, которого Холден считает по сути порочным, ставит под сомнение его представление об этих двух персонажах. Это говорит о том, что он не знает никого так хорошо, как ему кажется, и его попытки установить связь неизбежно потерпят неудачу. Не имея возможности что-либо предпринять в сложившейся ситуации, Холден решает в тот же вечер покинуть школу и сесть на поезд до Нью-Йорка.
В большинстве эпизодов, происходящих после отъезда Холдена из Пенси и до тех пор, пока он не приезжает домой к своей сестре Фиби, Холден пытается либо установить сексуальные связи с другими людьми, либо найти кого-то, кто объяснит ему, что такое секс. Холден считает, что секс должен быть актом близости, и стыдится своей способности испытывать сексуальное влечение к женщинам, с которыми он не чувствует настоящей связи.
И все же он делает предложение почти каждой встречной женщине, большинство из которых намного старше его. Он приглашает мать своего одноклассника выпить, звонит женщине, которую считает стриптизершей, танцует с пожилыми туристками, остановившимися в его отеле, договаривается о том, чтобы к нему в номер прислали проститутку, и пытается уговорить продавщицу на кассе пойти с ним на свидание. Кульминацией поисков Холденом сексуальных знаний становится его встреча с Карлом Люсом, который, по мнению Холдена, может пролить свет на связь между физическим и духовным аспектами сексуальности.
Однако Карл представлен как человек, возможно, запутавшийся в своей собственной сексуальности, что подрывает его авторитет в вопросах гетеросексуальных отношений. Ему становится не по себе, когда Холден спрашивает его о роли близости в сексе, что говорит о том, что Холден не так одинок в своём заблуждении, как ему кажется.
Кульминация истории наступает, когда Холден посещает Фиби, которая сердится, что Холдена исключили из другой школы, и спрашивает его о том, почему ему ничего не нравится. Холден говорит, что ему нравится его брат Алли, но Фиби указывает на то, что Алли умер. Холден вспоминает жуткий эпизод из предыдущей подготовительной школы, когда мальчик по имени Джеймс Касл, над которым издевались, выпрыгнул из окна и погиб.
Холден отождествляет себя с Джеймсом Кастлом, который одолжил водолазку Холдена и был в ней, когда тот умер. Эта кульминация не является поворотным моментом для Холдена, но скорее освещает читателю, насколько глубока потребность Холдена защитить «замок» собственного детства от посягательств взрослого мира. Он объясняет Фиби свою фантазию о том, что он «ловец во ржи», фигура, которая ловит детей, собирающихся сорваться с воображаемого обрыва, чтобы погибнуть или стать взрослыми. Фиби исправляет его непонимание слов стихотворения, ставя под сомнение всю его систему убеждений и подразумевая, что Холден ошибается и в отношении детства, и в отношении взрослой жизни.
Действие повести на спаде изображает Холдена, продолжающего свою попытку отсрочить взрослую жизнь, пока он не может бежать дальше. Он идёт к мистеру Антолини, взрослому, который проявил храбрость и сострадание после смерти Джеймса Касла. Мистер Антолини описывает мизантропическое и неадекватное будущее, к которому, похоже, движется Холден, усиливая впечатление, что Холден сейчас находится в лимбе между нереальным идеализированным детством и неприятной реальностью взрослой жизни.
Неспособный принять физическую привязанность и напуганный возможностью того, что мистер Антолини может быть гомосексуалистом и педофилом, Холден убегает. Он решает навсегда убежать от своей жизни и своей семьи, но его план рушится, когда Фиби настаивает на том, чтобы поехать с ним. В конце своего рассказа Холден спокойно смотрит, как Фиби катается на карусели, на данный момент находясь в состоянии детской невинности и не опасаясь ни взрослой жизни, ни будущего.
Роман заканчивается в настоящем времени, и Холден даёт надежду на то, что его опыт был действительно преобразующим и он сможет применить себя в следующей школе. Однако его голос настолько схож с остальной частью романа, что мы можем усомниться в том, что он действительно повзрослел и обрёл понимание себя и других.
- «Убить пересмешника», краткое содержание
- «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
- «Унесённые ветром», краткое содержание
- «Дон Кихот», краткое содержание
- «Путешествия Гулливера», краткое содержание
- «Гамлет», краткое содержание
- «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?