Искусство династии Хань читать ~6 мин.
Период правления династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) ознаменовался значительным возрождением китайского искусства по сравнению с предшествующей эпохой искусства династии Цинь (221–206 гг. до н.э.). Особых успехов удалось достичь в таких областях, как китайская керамика (в частности, керамические фигурки), резьба по нефриту, шёлкоткачество и китайская живопись. Считается, например, что самые ранние образцы китайского фарфора были изготовлены в провинции Чжэцзян в поздний период Восточной Хань (100–200 гг. н.э.).
Династия Хань, основанная императором Гао-цзу, делится на два периода: Западная Хань (206 г. до н.э. – 9 г. н.э.) со столицей в Чанъане (современная провинция Шэньси), который был одним из крупнейших городов древнего мира; и Восточная Хань (25–220 гг. н.э.), столица которой располагалась восточнее, в Лояне (современная провинция Хэнань), бывшей столице династии Чжоу.
Эпоха Хань стала прогрессивным периодом в китайской истории. Она была отмечена многочисленными технологическими и научными достижениями, включая создание водяных и солнечных часов, астрономических инструментов и изобретение бумаги. В идеологическом плане доминирующее влияние имели этика и философия конфуцианства, хотя сохранялись и элементы легизма и даосизма, унаследованные от династии Чжоу.
При императоре У-ди (141–86 гг. до н.э.) Китай вернул контроль над землями, завоёванными Цинь Шихуанди, включая часть Южного Китая и Северного Вьетнама. Покорение территорий в Центральной Азии (современные Таджикистан и Узбекистан) позволило императорам Хань контролировать важные торговые пути в Европу. Это открыло возможность для экспорта шёлка и других ценных товаров. К 166 году н.э. были установлены первые контакты с Римской империей, что способствовало импорту таких товаров, как слоновая кость и черепаховые панцири.
Подробнее о принципах изобразительного искусства в Древнем Китае см. Традиционное китайское искусство: характеристики.
Хань, искусство и культура
Правление династии Хань стало золотым веком для китайской культуры, отмеченным расцветом изобразительного искусства, поэзии, литературы и музыки. Главным стимулом для развития изобразительного и декоративного искусства стало возрождение погребальных традиций. В эпоху Западной Хань, например, усопших хоронили вместе с предметами и произведениями искусства, которыми те пользовались при жизни. Однако в период Восточной Хань в гробницы стали помещать артефакты, созданные исключительно для погребальных целей. К ним относятся миниатюрные керамические изделия, изображающие сторожевые башни и другие образцы городской архитектуры, а также модели ферм, свинарников и хозяйств.
Художники и ремесленники эпохи Хань также украшали кирпичные стены подземных гробниц фресками и резными рельефными скульптурами. Считалось, что эти изображения помогают усопшим в их путешествии по загробному миру. Широко применялась также гравировка и штамповка декоративных узоров на поверхности кирпича и черепицы.
Подробнее об историческом контексте декоративно-прикладного искусства династии Хань см.: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Искусство погребальных гробниц
Ханьские гробницы содержали большое количество фигурных терракотовых скульптур, известных как минци или юн. Согласно верованиям того времени, в загробной жизни человек должен был быть окружён образами тех, кто приносил ему радость в земной жизни. Человеческие фигурки изображали танцоров, музыкантов и слуг. Популярным сюжетом была танцовщица с длинными шёлковыми рукавами. Обычно такие статуэтки расписывали красками или покрывали свинцовой глазурью.
В гробницах находят и другие виды искусства, например, красно-чёрную китайскую лаковую посуду и даже лакированные гробы. Высокого развития достигло шёлкоткачество. Судя по найденным погребальным знамёнам и одеждам, ханьские мастера славились не только производством простого шёлка, но и шёлковой марли, дамаста, парчи и искусной вышивки.
Особой формой ритуального искусства были диски би — тонкие плоские предметы из нефрита или металла с круглым отверстием в центре. Эти диски, происходящие из искусства китайского неолита, обычно клали рядом с телом усопшего. Считалось, что они помогают душе отправиться на небеса через Полярную звезду, которую символизировало центральное отверстие. Мотив диска би встречается и в более крупных артефактах, таких как мебельные ручки или подставки для зеркал.
Среди других изделий из металла и ювелирных украшений, найденных в гробницах, были предметы из опала, янтаря, кварца, золота и серебра. Резьба по слоновой кости также была ценным ремеслом, развитию которого способствовал импорт слоновьих бивней и рогов носорога.
Нефритовая резьба
Мастерство резьбы по нефриту в период Хань стало итогом многовекового развития ювелирного дела. С древних времён в Китае верили, что нефрит обладает животворящей космической энергией. В эпоху Хань этот минерал почитали не только как мистический и прекрасный камень, но и как символ чистоты и добродетели.
Резьба по нефриту была сложным и трудоёмким процессом, поэтому изделия из него стоили дорого и были редки. Кроме того, право носить нефритовые украшения строго регламентировалось. Существовала иерархия ритуальных нефритовых предметов, и определённые их типы, символизировавшие власть и статус, мог носить только император, в то время как аристократии разрешались иные разновидности нефрита.
Нефритовые костюмы
Возможно, самым удивительным примером искусства работы с нефритом династии Хань являются погребальные нефритовые костюмы. Они предназначались для защиты тел знатных аристократов от злых духов в загробной жизни. Археологи обнаружили несколько таких уникальных одеяний, включая костюмы принца Лю Шэна и его жены, принцессы Доу Вань, найденные в гробницах в Маньчэне, провинция Хэбэй.
Каждый из этих костюмов состоял более чем из 2000 нефритовых пластин, скреплённых золотой нитью весом около 700 граммов. В гробницах вместе с костюмами было найдено до 10 000 других предметов искусства. Ещё более роскошный нефритовый костюм, включающий свыше 4000 пластин, был обнаружен в гробнице Чжао Мо, правителя царства Наньюэ, недалеко от современного Гуанчжоу. Усыпальница была наполнена сокровищами: ритуальными бронзовыми сосудами, музыкальными инструментами, резной слоновой костью и множеством украшений из нефрита.
Скульптура и живопись
Во времена династии Хань бронзовая скульптура достигла нового уровня сложности и изящества. Ярким примером служат знаменитые «летящие» бронзовые лошади, найденные в гробницах II века н.э. в провинции Ганьсу. Также встречаются миниатюрные бронзовые статуи людей, искусно декорированные зеркала, светильники и позолоченная бронзовая посуда.
Изобретение бумаги около 100 г. н.э. дало толчок развитию каллиграфии и живописи, поскольку бумага лучше подходила для передачи повествовательных сюжетов и духовных образов. Возможно, это привело к появлению в эпоху Хань искусства складывания бумаги, известного в Китае как «чжэчжи» (китайский предшественник оригами). Живопись и рисунок в ханьский период также создавались на шёлке, лаковых изделиях, камне и керамической плитке.
О влиянии ханьской культуры на искусство и ремесла Кореи см.: Корейское искусство (c 3000 лет до н.э.). О других древних культурах из Центральной и Восточной Азии см. Японское искусство и Индия, живопись и скульптура.
Поздние китайские династии
Китайское искусство последующих периодов принято делить следующим образом:
Искусство династии Шан (1600–1050 до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050–221 до н.э.)
Искусство династии Цинь (221–206 до н.э.)
Искусство периода Шести династий (220–589 н.э.)
Искусство династии Суй (589–618)
Искусство династии Тан (618–906)
Искусство династии Сун (960–1279)
Искусство династии Юань (1271–1368)
Искусство династии Мин (1368–1644)
Искусство династии Цин (1644–1911)
Подробнее о ранних ремёслах в Азии см.: Азиатское искусство (с 38 000 лет до н.э.)
КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Чтобы узнать о датах появления других ранних культур, см.: Хронология доисторического искусства.
Более поздние даты и хронология: Хронология истории искусства.
- Этапы развития китайского искусства
- Хронология китайского искусства
- Китайское искусство
- Искусство династии Сун
- Искусство династии Тан
- «Театральная феерия» от краснодарской художницы Натальи Швченко ожидает гостей в «Цейхгаузе»
- В Астраханском театре драмы состоялась премьера «Анны Карениной»
- «Сказка в красках» - иллюстрации известных художников в картинной галерее им. Догадина
- «Наизнанку и обратно» Тханьха Лаи, краткое содержание
- «P.S. Я все ещё люблю тебя» Дженни Хань, краткое содержание
- Персональная выставка Ларисы Сорокиной
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?