Искусство династии Хань читать ~7 мин.
Динамичная династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) стала свидетелем значительного возрождения китайского искусства по сравнению с предшествующей эпохой искусства династии Цинь (221-206 гг. до н.э.). Китайская керамика (особенно керамические фигурки), резьба по нефриту, ткачество по шёлку и китайская живопись (на бумаге) были областями особых достижений. Считается, например, что самые ранние образцы китайского фарфора производились в провинции Чжэцзян во время позднего Восточного Хань (100-200 гг. н.э.).
Династия Хань, основанная императором Гаозу, делится на два периода: Западная Хань. (206 г. до н.э. – 9 г. н.э.), со столицей в Чангане (второй после Рима по величине город в древнем мире), в современной провинции Шэньси; и Восточная Хань (25–220 гг. н.э.), столица которой находилась дальше на восток в Лояне (столице древней династии Чжоу), в современной провинции Хэнань.
В прогрессивный период китайской истории, династия Хань была ответственна за многочисленные технологические и научные достижения, в том числе водяные часы, солнечные часы, астрономические инструменты и развитие бумаги. Идеологически на него большое влияние оказали этика и философия конфуцианства, хотя остались следы законничества и даосизма от более ранней династии Чжоу.
При императоре Уди (141–86 гг. до н.э.) Китай восстановил контроль над землями, сначала завоёванными императором Цинь Шихуаном, включая части южного Китая и северного Вьетнама. Кроме того, покорение некоторых частей Центральной Азии в Таджикистане и Узбекистане дало ханьским императорам контроль над важными торговыми путями в Европу и, следовательно, с выходами для её шелка и золота. К 166 году н.э. была установлена прямая торговая связь с Римом, что привело к импорту слоновой кости и панциря черепах.
Подробнее о принципах изобразительного искусства в Древнем Китае см. Традиционное китайское искусство: характеристики.
Хань, искусство и культура
Династия Хань руководила золотым веком китайской культуры, который был свидетелем подъёма изобразительного искусства, а также поэзии, литературы и музыки. В случае как изобразительного, так и декоративного искусства главным стимулом было возрождение надгробного искусства, которое значительно развивалось как в эпоху Западной, так и Восточной Хань. Во время Западной Хань, например, умерших хоронили вместе с предметами и произведениями искусства, которыми они пользовались при жизни. Однако к эпохе Восточной Хань в гробницах, как правило, находились артефакты, сделанные исключительно для погребальных целей. К таким артефактам относились миниатюрные предметы керамического искусства – обычно сторожевые башни и другие образцы городской архитектуры – вместе с миниатюрными моделями ферм, свинарников и животноводческих хозяйств.
Художники и мастера Хань также украсили кирпичные стены, окружавшие подземные гробницы, фресками и рядом резных рельефных скульптур, целью которых было помочь умершим в их путешествиях по загробной жизни. Также широко применялась гравировка или штамповка декоративных мотивов на плиточных и кирпичных поверхностях.
Подробнее об историческом контексте декоративно-прикладного искусства династии Хань см.: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Искусство погребальных гробниц
Ханьские гробницы и могилы также содержали большое количество фигурных терракотовых скульптур, известных как мин-чи или юн. Это произошло потому, что в загробной жизни китайцы хотели окружить себя образами людей, которые доставили им особое удовольствие в течение их жизни. Таким образом, человеческие фигурки использовались для выполнения различных функций для умерших, таких как танцы и воспроизведение музыки. Популярным примером этого типа керамической статуэтки была танцовщица с длинными шёлковыми рукавами. Обычно эти фигурки расписывались или покрывались свинцовой глазурью.
В гробницах Хань можно найти множество других видов искусства, в том числе декоративные работы, такие как красно-чёрная китайская лакированная посуда, в том числе лакированные гробы. Шёлковое ткачество также было хорошо развито, и, как видно из знамён и погребальных костюмов, ханьские ткачи по шёлку славились не только своим простым шёлком, но также своей шёлковой марлей, дамастом и парчой, а также вышивкой.
Более необычная форма искусства состояла из би- или пи- дисков, небольших тонких предметов из нефрита или металла, каждый с центральным отверстием. Эти диски, которые обычно помещались рядом с телом умершего, должны были направлять дух человека на небеса через Полярную звезду, представленную отверстием в центре. Происходящие из китайского неолитического искусства эти диски были также встречаются в более крупных артефактах, таких как ручки мебели или подставки для зеркал.
Другие изделия ханьского металла и ювелирного искусства включали украшения гробниц и личные вещи, сделанные из опала, янтаря, кварца, золота и серебра. Резьба по слоновой кости была ещё одним ценным навыком: она хорошо поддерживалась импортом слоновьих бивней и рогов носорога.
Нефритовая резьба
Резьба по нефриту и ремесленное мастерство в период Хань были результатом столетий развития ювелирного дела и огранки нефрита. В Китае с древних времён считалось, что нефрит содержит космическую энергию и обладает мистическими животворными качествами. В эпоху Хань минерал становится все более почитаемым не только как мистический красивый камень, но и как драгоценный камень, олицетворявший чистоту и добродетель.
Резьба по нефриту была сложной и требовала много времени, а предметы из нефрита были редкими и дорогими. Кроме того, носить ювелирные изделия из нефрита было дозволено не всем: только король носил нефриты, известные как Чжэнь, в то время как знати разрешалось носить меньшие нефритовые тона, известные как Хуань, Синя, Гонг, Гу и Пу.
Нефритовые костюмы
Возможно, самым замечательным примером нефритового искусства династии Хань были изготовленные на заказ нефритовые костюмы, предназначенные для защиты тел умерших богатых аристократов от злых духов в загробной жизни. Археологи обнаружили ряд этих замечательных нефритовых ансамблей одежды, в том числе принца Лю Шэня и его жены принцессы Доу Ван, найденные в отдельных гробницах в Маньчэне в провинции Хэбэй.
Каждый костюм был сделан из более чем 2000 нефритовых бляшек, сшитых вместе с использованием до 24 унций (700 г) золотой нити, и каждый костюм был окружён до 10 000 предметами искусства. Ещё более роскошный нефритовый костюм, сделанный из более чем 4000 бляшек, был обнаружен в королевской гробнице Чжао Мо, короля Наньюэ, недалеко от современного Гуанчжоу. Гробница была заполнена драгоценностями, включая ритуальные бронзовые сосуды, музыкальные инструменты и резаную слоновую кость, а также груду украшений, состоящую из нефритовых бус, ожерелий и подвесок.
Скульптура и живопись
Во времена династии Хань бронзовая скульптура достигла новых высот сложности и изощрённости, как и прекрасные бронзовые лошади, найденные в гробницах второго века нашей эры в Ганьсу на крайнем северо-западе Китая. Также амтречаются миниатюрные бронзовые статуи мужчин и женщин, а также декорированные зеркала, лампы и позолоченная бронзовая посуда.
Изобретение бумаги около 100 г. н.э. вызвало всплеск интереса к каллиграфии и её родственной среде изобразительного искусства, поскольку бумага улучшила их способность передавать повествование, а также духовные эмоции. Возможно, это также привело к изобретению в эпоху Хань складывания бумаги оригами (известного в Китае как «жэчжи»). Ханьская живопись и рисование также выполнялись на шёлке, лаке, камне и плитке.
Примечание: о влиянии ханьской культуры на искусство и ремесла Кореи см.: Корейское искусство (c 3000 лет до н.э.). О других древних культурах из Центральной и Восточной Азии см. Японское искусство и Индия, живопись и скульптура.
Поздние китайские династии
Позднее китайское декоративно-прикладное искусство принято делить следующим образом:
искусство периода Шести династий (220-589 н.э.)
Искусство династии Суй (589-618)
Искусство династии Тан (618-906)
Искусство династии Сун (960-1279)
Искусство династии Юань (1271-1368)
Искусство династии Мин (1368-1644)
Искусство династии Цин (1644-1911)
Искусство династии Шан (1600-1050 до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050-221 до н.э.)
Искусство династии Цинь (221-206 до н.э.)
Подробнее о ранних ремёслах в Азии см.: Азиатское искусство (с 38 000 лет до н.э.)
КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Чтобы узнать о датах появления других ранних культур, см.: Хронология доисторического искусства.
Более поздние даты и хронология: Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?