Фламандская живопись читать ~19 мин.
Земли, ставшие родиной фламандской живописи, на протяжении своей истории имели много разных названий. Древние римляне называли эту территорию Бельгикой (Belgica), а её часть — Батавией. Позднее, когда земли вокруг дельты Рейна вошли в состав римской провинции Belgica Secunda, название «Бельгия» закрепилось за регионом. В Средние века его называли Нидерландами, то есть «Низкими землями».
В XVI – XVII веках произошёл раскол: северная часть (Голландия) стала протестантской и получила независимость от Испании около 1609 года, а южная (Фландрия) осталась католической под властью Габсбургов. Только в 1830 году последняя стала независимым государством Бельгия.
Фламандская живопись заняла центральное место в западном искусстве в два ключевых периода: в позднем Средневековье и в эпоху барокко. В обоих случаях центральную роль играло религиозное искусство.
Ян ван Эйк и Питер Пауль Рубенс — две главные фигуры в богатейшей истории искусства этой небольшой страны. Ван Эйк знаменует собой начало этого расцвета, а Рубенс — его кульминацию и вдохновенное завершение.
Религиозная живопись Фландрии сравнительно поздно вошла в канон западного искусства, но сделала это с огромной силой и интенсивностью. Эти произведения отличались глубоким благочестием и гармонией между земным и духовным мирами. И современников, и нас сегодня поражает невероятная техническая точность и высочайшее качество исполнения этих полотен.
Фламандская живопись XV века: от миниатюры к станковой картине
Уроженец Ипра Мельхиор Бродерлам (1350–1411) открыл новую эру во фламандском искусстве на заре нидерландского Возрождения. Его шедевр, «Дижонский алтарь» (1393–1399), стал поворотным моментом, когда искусство станковой живописи на досках начало вытеснять книжную миниатюру. Главным художником теперь становился не миниатюрист, а живописец. «Дижонский алтарь» Бродерлама был произведением монументального искусства, которое преодолело преимущественно декоративный подход фламандских миниатюристов, таких как братья Лимбурги (ум. 1416) и Жакмар де Эсден (ок. 1355–1414).
В отличие от миниатюры, ограниченной малым форматом, монументальная живопись Бродерлама позволила взглянуть на христианское искусство сквозь призму реализма. Живопись прочно укоренилась в окружающем мире. Во Фландрии зародилась живописная революция, отголоски которой вскоре ощутила вся Европа.
Ян ван Эйк (1390–1441)
Ян ван Эйк и его брат Хуберт (род. ок. 1370) стали первыми великими мастерами ранней нидерландской живописи. О Хуберте известно лишь то, что он вместе с братом работал над знаменитым Гентским алтарём, в то время как множество других работ с уверенностью приписываются Яну. (См., например, «Человек в красном тюрбане» (1433) и «Портрет четы Арнольфини» (1434), обе картины находятся в Национальной галерее в Лондоне).
Ян, несомненно, был вдохновенным новатором. Он обладал не только огромным талантом и интеллектуальной глубиной для создания трогательных композиций, но и выдающимися техническими навыками для их воплощения. С появлением ван Эйка в живописи западного мира зазвучал совершенно новый тон. Художники Италии, Германии и Франции обратили свои взоры к Нидерландам, которые на долгие годы определили вектор развития европейского искусства.
Роберт Кампен, мастер из Флемаля (1378–1444)
Роберт Кампен, старший современник Яна ван Эйка, также оказал сильное влияние на фламандскую живопись. Он известен вниманием к интимным деталям и использованием бытовых мотивов в таких работах, как «Алтарь Мероде» (1425, Клойстерс, Нью-Йорк) и «Триптих Сейлерна» (1410, Галерея Института Курто).
Рогир ван дер Вейден (1400–1464)
Рогир ван дер Вейден, который был примерно на десять лет моложе Яна ван Эйка, совершил путешествие в Италию, где посетил Рим, Флоренцию и Венецию, чтобы познакомиться с работами итальянских мастеров. Он многое перенял и у Яна ван Эйка, но особенностью этого брюссельского художника стало сочетание монументальности искусства Раннего Возрождения с новым духом ремесленничества и точности, характерным для нидерландского искусства.
Если Ян ван Эйк считается основателем старой нидерландской живописи, то заслуга Рогира ван дер Вейдена в том, что он обогатил живопись региона традициями итальянского искусства. В свою очередь, его собственный эмоциональный стиль повлиял на художников как в Германии, так и в Италии. Яркий пример — его работа «Снятие с креста» (ок. 1435–1440, Прадо).
Долгое время считалось, что Рогир ван дер Вейден был учеником Яна ван Эйка, но это не подтверждено. Документально известно, что он был учеником Роберта Кампена в Турне. Его индивидуальный художественный стиль развивался самостоятельно, а не был простым копированием ван Эйка. Удивительно, но этот живописец, чьё творчество оказало огромное влияние на поколения немецких, фламандских и голландских художников, надолго был забыт. Его вновь открыли лишь в середине XIX века.
Петрус Кристус (1420–1473) — один из учеников Яна ван Эйка, развивавший стилистику великого мастера и достигший высокого художественного уровня. В его работах впервые соединились стилистические особенности ранних мастеров — ван Эйка и ван дер Вейдена. См. его знаменитый шедевр: «Портрет молодой девушки» (1470, Старая картинная галерея, Берлин).
Этот синтез ещё более очевиден на примере другого художника — Дирка Баутса (ок. 1420–1475). С его появлением во фламандском искусстве значительно увеличивается число художников с севера Нидерландов. Он родился в Харлеме около 1420 года, но позже переехал на юг. Вероятно, на это решение повлияли как слава и значимость фламандской масляной живописи, так и финансовые соображения.
Города на севере были относительно бедны, а образ жизни там был суровым, в то время как крупные южные центры, такие как Брюгге и Гент, манили художников богатством и возможностями.
Кстати: фламандская техника масляной живописи оказала влияние и на искусство кватроченто в Италии. В частности, на Джованни Беллини (1430–1516), одного из ведущих представителей венецианской живописи XV века, и на флорентийского художника Пьеро ди Козимо (1462–1522), чей фантастический реализм сделал его одним из самых прогрессивных художников того времени.
В искусстве Баутса воплотились достижения первого поколения фламандских живописцев. Он обращался к тем же темам, использовал схожие типы фигур и персонажей. Свет в его картинах напоминает свет ван Эйка, а композиции — ван дер Вейдена.
В середине XV века старинный город Гент становится центром искусства Северного Возрождения. В первую очередь это связано с именами Гуго ван дер Гуса и Йоса ван Вассенхове (известного как Юстус Гентский, ок. 1460–1480). Этих двух художников объединяет не только город, но и необычная судьба, далёкая от размеренной жизни среднего класса. Один умер в монастыре от душевной болезни, а другого неуравновешенный дух заставил вести беспокойную жизнь в Италии.
Гуго ван дер Гус (1440–1482)
Гуго ван дер Гус быстро завоевал репутацию выдающегося живописца. Однако после блестящего взлёта славы он неожиданно удалился в монастырь. Несколько лет он продолжал писать картины, но его душевное состояние постоянно ухудшалось. Он умер в монастыре в 1482 году. Его творчество, созданное всего за 15 лет, включая шедевр «Алтарь Портинари» (1476–1479), обеспечило ему место в истории искусства как одному из самых значительных художников региона.
Йос ван Вассенхове (Юстус Гентский, работал в 1460–1480 гг.)
Йос ван Вассенхове, более известный как Юстус Гентский, ещё молодым человеком отправился в Италию, где вскоре приобрёл очень хорошую репутацию. Он стремился соединить ранний опыт фламандской живописи с достижениями итальянского искусства. В Гент он так и не вернулся. Итальянцы могли бы считать его почти своим, если бы не его приверженность драгоценной сути фламандской живописи. Именно Юстус Гентский принёс в Италию новое формальное видение и глубину религиозности, свойственные северной традиции.
Ханс Мемлинг (ок. 1433–1494)
Ханс Мемлинг, родившийся в Германии между 1430 и 1440 годами, был художником, который способствовал закреплению и распространению достижений фламандского искусства. Ян ван Эйк был главным новатором, Рогир ван дер Вейден привнёс в живопись динамичную композицию, а Дирк Баутс продолжил и обогатил их открытия.
Мемлинг работал на уже заложенной основе, что позволило ему творить уверенно и непрерывно, стремясь к широкому эффекту. Он развивал искусство предшественников в сторону большей утончённости, работая с безошибочным чувством очарования, меры и цвета, подчинённых внутренней гармонии. Драматизм не был его сильной стороной; в его картинах прослеживается предпочтение статичным, уравновешенным сценам. Мемлинг — мастер гармонии. В его работах сконцентрированы лучшие черты великой эпохи фламандского искусства. Примерами могут служить его знаменитые триптих «Страшный суд» (1471, Гданьск) и триптих Донна (1477–1480, Национальная галерея, Лондон).
Последним из великих ранних нидерландских старых мастеров был Герард Давид (1460–1523) из Харлема, который работал в Брюгге вместе с Мемлингом и стал его преемником после смерти последнего. За Герардом Давидом последовал Ян Провост из Монса (1465–1529), ученик Симона Мармиона. Его, в свою очередь, оттеснило влияние антверпенской школы, которая со временем затмила брюггскую. Два других ученика Давида, Адриан Исенбрант (ум. 1551) и Амброзиус Бенсон (ум. 1550), продолжали работать в его стиле в Брюгге до середины XVI века.
Сам Герард Давид находился под влиянием северной нидерландской школы. Она сформировалась сначала в Харлеме под руководством её основателя, пейзажиста Альберта ван Ауватера (работал в 1450–1460-х гг.), и его ученика Гертгена тот Синт Янса (1460–1495); затем в Делфте с Мастером Девы среди дев (ок. 1480–1500), известным своими пустынными пейзажами; и, наконец, достигла вершины в творчестве визионера Иеронима Босха (1450–1516) и его последователя Питера Брейгеля Старшего (1525–1569).
Отметим также вклад Жана Клуэ (1485–1540) в развитие такого специализированного жанра, как портретная миниатюра. Клуэ, хотя и работал во Франции, был одним из самых ранних художников-миниатюристов в Европе.
Фламандская живопись XVI века
Иероним Босх и Питер Брейгель
Нидерландское искусство на севере страны часто обращалось к фантастическим сюжетам. Истоки этого направления можно найти в работах старого нидерландского живописца, творчество которого тесно связано с фламандской традицией. Ни один художник западного мира не оставил после себя столько загадок, сколько Иероним Босх, живший в Хертогенбосе примерно с 1450 по 1516 год. Взять, к примеру, его «Сад земных наслаждений» (1505, Прадо, Мадрид).
Хотя основные факты его биографии известны, многое остаётся предметом гипотез. Его необычные работы, наполненные фигурами из иного мира, его религиозные, визионерские картины, его причудливые иносказательные изображения нравов эпохи полны таинственного смысла.
Влияние Босха было огромным ещё при его жизни, и значительную часть работ Питера Брейгеля Старшего можно понять, только зная творчество его предшественника. Питер Брейгель Старший, его сыновья Питер Младший (1564–1638), по прозвищу «Адский Брейгель», и Ян Старший, а также несколько внуков представляют собой целую династию художников. Основные их произведения относятся к быстро развивающемуся искусству Северных Нидерландов, однако по своему происхождению и влиянию они тесно связаны с фламандской традицией. Среди многочисленных шедевров Брейгеля можно выделить «Нидерландские пословицы» (1559, Государственный музей, Берлин), «Безумную Грету» (Dulle Griet) (1562, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен) и «Вавилонскую башню» (1563, Музей истории искусств, Вена).
Эти художники были, так сказать, гражданами двух миров. Они жили в эпоху политических потрясений, за которыми последовало культурное размежевание двух народов. Их творчество стало новаторским для искусства, развивавшегося на севере, но корни их таланта уходили в южные, фламандские традиции.
Антверпен
В XVI веке Антверпен стал главным центром фламандской школы, которую в этот период постепенно завоёвывал итальянизм — влияние итальянского искусства. Квентин Массейс (ок. 1465–1530) и пейзажист Иоахим Патинир (1485–1524) были первыми крупными мастерами, способствовавшими переходу к искусству Возрождения. К числу других важных представителей фламандского искусства этого периода относятся Бернард ван Орлей (1488–1541) в Брюсселе, Ян Госсарт (1478–1532) в Мабюзе, а также Франс Флорис (1516–1570) и Ян Массейс (ум. 1575) в Антверпене.
Портреты писали многие художники, в том числе Адриан Томас Кей (1544–1589) и его брат Виллем; брюггские портретисты Питер Пурбус (1523–1584) и его сын Франс Пурбус Старший (1545–1581); а также международный придворный художник Антонис Мор (1519–1576) из Утрехта.
В антверпенской школе процветала жанровая живопись. Среди её представителей — Ян ван Хемессен (1519–1556), амстердамец Питер Артсен (1508–1575) и его племянник Иоахим Бейкелар (1535–1574), который, предположительно, первым начал писать рыбные лавки.
Пейзажная живопись была характерным фламандским жанром. В нём работали антверпенский художник Херри мет де Блес (активен в 1-й пол. XVI в.), также известный как Херри де Патинир, и Якоб Гриммер. Позже появились братья Лукас ван Фалькенборх (ок. 1535–1597) и Мартен ван Фалькенборх (1534–1612), работавшие в традициях Питера Брейгеля Старшего; Гиллис ван Конинкслоо (1544–1607); Йос де Момпер (1564–1635) и Тобиас Верхахт (1561–1631), первый учитель Рубенса. В конце века фламандские живописцы Давид Винкбонс (1576–1630) и Рулант Саверей (1576–1639) привнесли в Амстердам и Утрехт пейзажную живопись или, по крайней мере, жанровые сцены в пейзажном окружении.
Фламандская живопись XVII века
Питер Пауль Рубенс (1577–1640)
В XVII веке один художник, Питер Пауль Рубенс, затмил всех своих предшественников. Дело не только в монументальной мощи его работ, но и в их ярком, жизнеутверждающем содержании. Ни один другой живописец не смог так органично воспринять сложное наследие Ренессанса и преобразовать его в новую, самодостаточную художественную форму.
Рубенс никогда не испытывал творческих мук, как многие другие художники. Он творил с радостью, в художественном порыве, который позволял ему отвлекаться от глубоких внутренних проблем. Художник отвечал вкусам своего времени, и невероятный успех его работ мог бы истощить его творческий потенциал, если бы не тот факт, что восторженное признание церкви, светских правителей и широкой публики лишь питало его космополитическую натуру. К числу его величайших произведений относятся: «Снятие с креста» (1612–1614), «Самсон и Далила» (1609–1610), «Похищение дочерей Левкиппа» (1618) и «Суд Париса» (1636).
Когда Рубенс родился в небольшом вестфальском городке Зигене в 1577 году, его будущее не казалось безоблачным. Его отец, Ян Рубенс, высокопоставленный чиновник при дворе испанского губернатора, впал в немилость и был вынужден отправиться в изгнание. Лишь после его смерти семье разрешили вернуться в Антверпен — город, который в то время восстанавливался после разрушительной войны.
В Антверпене молодой Рубенс получил блестящее образование и увлёкся живописью. В возрасте чуть более двадцати лет он отправился в Италию, где получил должность при дворе герцога Мантуанского. Это дало ему возможность изучать работы итальянских мастеров Высокого Возрождения. Рубенс с увлечением впитывал всё, что видел, постигая творчество Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564) и, прежде всего, Тициана (ок. 1485–1576). Он не просто копировал их, но преобразовывал, создавая безошибочно узнаваемые работы в собственном стиле. Его живопись постепенно обретала зрелость, чему способствовала и дипломатическая служба: деловые поездки он легко совмещал с изучением великих произведений искусства.
Его репутация как дипломата и художника быстро росла. Удачная женитьба на представительнице знатного рода заложила основу счастливой семейной жизни и ещё больше укрепила его положение в обществе. Поразительно, как Рубенсу удавалось без видимых усилий справляться с огромным объёмом работы: многочисленными дипломатическими поручениями, путешествиями, обязанностями советника и, помимо всего этого, созданием множества картин.
Более того, выбор тем, сценическое построение и огромные размеры его полотен никак не назовёшь экономящими время. Известно, что в его мастерской работало много помощников, но даже с учётом этого количество произведений, в которых безошибочно видна рука самого Рубенса, представляет собой труд всей жизни, кажущийся непосильным для одного человека. Не следует забывать и о его роли учтивого советника и посредника, которую современники ценили не меньше, чем его живопись.
Когда Рубенс умер в 1640 году в Антверпене, будучи прославленным живописцем и дипломатом, он оставил после себя великолепное творчество, оказавшее глубокое влияние как на его современников, так и на последующие поколения художников.
Учениками, последователями и подражателями Рубенса были: Каспар де Крайер (1584–1669), Якоб Йорданс (1593–1678); анималисты Франс Снейдерс (1579–1657), Пауль де Вос (1591–1678), Ян Фейт (1611–1660); пейзажисты Лукас ван Юден (1595–1672), Ян Вильденс (1586–1653), Жак д’Артуа (1613–1686), а также братья Гиллис Петерс (1612–1653) и Бонавентура Петерс (1614–1652), известные своими морскими пейзажами.
Антонис ван Дейк (1599–1641)
Другим важнейшим фламандским художником, работавшим в мастерской Рубенса, был Антонис ван Дейк, уроженец Антверпена. Его художественные способности проявились очень рано. Хотя его стиль имеет общие черты с искусством Рубенса, он быстро выработал собственную, неповторимую манеру.
После получения статуса мастера он недолго работал в мастерской Рубенса, помогая в выполнении срочных заказов. Рубенс также доверял ему заказы, с которыми не мог справиться сам из-за занятости. Даже позже, когда ван Дейк стал независимым и уважаемым художником, они иногда работали вместе.
Сильнейшей стороной творчества ван Дейка было портретное искусство. Его зоркий глаз подмечал характерные черты модели, но прежде всего он стремился уловить выражение лица, в чём ему помогала отточенная, универсальная техника. Если главное в картине было схвачено, он мог позволить себе пренебречь второстепенными деталями.
Влияние Ван Дейка на английскую живопись огромно. Он много путешествовал по Италии, но решающее влияние на поколения английских художников оказала его работа при королевском дворе в Англии, где он пользовался почётом и уважением.
Ван Дейк умер в 1641 году, ещё совсем молодым. Так, в течение двух лет Фландрия потеряла обоих своих величайших художников XVII века. Их смерть ознаменовала начало периода упадка как в искусстве, так и в жизни страны, ослабленной войной с Голландией и истощённой непомерными расходами королевского двора.
Фламандская жанровая живопись XVII века
В северных провинциях Нидерландов многие живописцы специализировались на определённых темах, отвечавших вкусам местных заказчиков. Они достигли огромного мастерства в своих узких жанрах. Подобное явление наблюдалось и во фламандской живописи после Рубенса: талантливые художники также нередко искали средства к существованию в специализации на определённой тематике.
Одним из таких художников был Якоб Йорданс (1593–1678), ставший ярким изобразителем повседневной жизни. Его основной сферой была жанровая живопись — сцены из сельской и городской жизни, в которых с юмором проявился сильный, жизнелюбивый характер фламандцев. Йорданс вёл спокойную жизнь. Он родился в 1593 году в Антверпене и остался в родном городе, где стал уважаемым мастером. Он не совершал больших путешествий, по возможности избегал крупных государственных заказов и жил, работая в комфортных условиях.
Адриан Брауэр (1605–1638) — на стыке фламандского и голландского искусства
Короткая жизнь другого жанрового живописца, Адриана Брауэра, была куда менее упорядоченной. Он был скитальцем между двумя мирами. Его беспокойный образ жизни заставлял его перемещаться между Северной Голландией и Фландрией, поэтому его творчество трудно отнести исключительно к одной национальной школе.
Он родился во Фландрии, но покинул родину в 16 лет. Вероятно, он учился в Антверпене, работал в Амстердаме и, наконец, попал в мастерскую Франса Халса (1582–1666), которому во многом обязан своим стилем. Около 1631 года он стал свободным мастером в Антверпене и до самой смерти вёл непостоянную богемную жизнь, постоянно и тщетно пытаясь наладить нормальное существование, что раз за разом срывалось из-за пьянства, политических споров и огромных долгов.
Его выдающийся художественный талант странно контрастирует с зачастую приземлённым содержанием его картин. В его изображении инстинктивных человеческих проявлений легко угадывается сочувственное понимание. Тёплый природный юмор поднимает его картины на новый уровень. Он открыл дорогу целой плеяде голландских художников, изображавших крестьянскую жизнь. Правда, его последователи смогли перенять лишь антураж его сцен, но глубинные мотивы, лежащие в их основе, остались для них недоступными, а безошибочное чувство цветовых градаций Брауэра было полностью утрачено.
За Брауэром последовали Йос ван Красбек и Давид Тенирс Младший (1610–1690). Тенирс, происходивший из фламандской семьи художников, был единственным, кто создал стиль жанровой живописи, возвысившийся над посредственностью. Хотя его нельзя назвать подражателем Брауэра, влияние последнего несомненно. Тем не менее Тенирс стал успешным и ведущим мастером голландской реалистической жанровой живописи.
Тесные связи с Рубенсом (в 1637 году он женился на дочери Яна Брейгеля, опекуном которой был Рубенс), безусловно, помогли ему упрочить своё положение в обществе. Однако в его живописи можно обнаружить лишь очень лёгкие намёки на великого мастера. Тенирсу подражали Давид Рейкарт, Маттеус ван Хелмонт и Виллем ван Херп.
Среди других выдающихся фламандских живописцев XVII века можно назвать Корнелиса де Воса (ок. 1584–1651), успешно работавшего с буржуазией; художника батальных сцен Адама Франса ван дер Мейлена (1632–1690), который прославился изображением многих военных кампаний Людовика XIV; и Яна Сиберехтса (1627–1703), одного из первых, кто начал писать топографические пейзажные «портреты» загородных домов.
Фламандская живопись XVIII века
В начале XVIII века развитие живописи во Фландрии шло параллельно с политическими процессами. Хотя фламандское искусство было одним из ключевых элементов Гранд-тура, и страна, и её искусство утратили былое значение на европейской арене. Уже следующее за Рубенсом и Тенирсом поколение художников из-за политического сдвига границ формально не считалось фламандским. Например, Жан-Антуан Ватто (1684–1721), родившийся в Валансьене, был французом, поскольку его родной город был передан Франции за шесть лет до его рождения. Однако корни этой ключевой фигуры в искусстве рококо уходят в традиции великих фламандских живописцев, прежде всего Рубенса, хотя творческая карьера привела его в Париж.
На этом фоне искусство Фландрии XVIII века можно охарактеризовать следующим образом.
Традицию исторической живописи поддерживали Гийом Херрейкс (1682–1745), Жак ван Рур (1686–1747), Мартен Герартс (1707–1791) и Питер Верхейген (1728–1811). Новый стиль неоклассической живописи представляли Андрис Корнелис Ленс (1739–1822) из Антверпена и другие. Образцами жанровой живописи стали работы Бальтазара ван ден Босше (1681–1715), Яна Йозефа Хореманса Старшего (1682–1759) и его сына Яна Йозефа Хореманса Младшего (1700–1776). Среди пейзажистов выделялся Жан-Луи Демарн (1754–1829).
Работы фламандских мастеров можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, в частности, в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе, Королевском музее изящных искусств в Антверпене и Берлинской картинной галерее.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА:
Движения и школы на хронологической шкале
см.: Хронология искусства.
- Ангерран де Шаронтон (Картон): французский художник
- Мельхиор Брудерлам: фламандский художник, интернациональная готика
- Петрус Кристус: фламандский художник
- Рогир Ван дер Вейден: фламандский религиозный художник
- Адриан Брауэр: голландский художник-жанрист, Харлемская школа
- Давид Тенирс Младший: голландский художник-реалист
- Адриан ван Остаде: голландский художник-жанрист, Харлемская школа
- Голландский реализм (стиль живописи)
- Искусство фламандского барокко (1600-1680)
- Жан-Антуан Ватто: Французский художник эпохи рококо
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?