Джованни Ланфранко: художник высокого барокко читать ~6 мин.
Вдохновлённый Корреджо и Аннибале Карраччи, Ланфранко наряду с Пьетро да Кортона (1596-1669) и Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) (1591-1666) является одним из ведущих старых мастеров живописи высокого барокко в Риме. Он наиболее известен тем, что изменил господствующий стиль болонской школы классицизма, соединив его с кьяроскуро нового караваджизма, и более живописной идиомой Корреджо (1489-1534).
Мастер обмана зрения (trompe l’oeil), ракурса и других иллюзионистских приёмов архитектурного искусства, а также станковых работ, он оказал очень сильное влияние на живопись Неаполя, вдохновляя таких барочных художников, как Маттиа Прети (1613-1699), Лука Джордано (1634-1705) и Франческо Солимена (1657-1747).
Среди лучших картин Ланфранко в стиле барокко такие шедевры, как «Успение Богородицы» (1625-7) в дуомо С. Андреа делла Валле в Риме; алтарная фреска Навичелла (1627-28) в Сент-Питерс, Рим; купол Джезу Нуово (1634-36) в Неаполе; фреска Капеллы дель Тезоро в Неаполитанском соборе (1643); Святая Мария Магдалина, перенесённая на небеса (ок. 1605, Музей Каподимонте, Неаполь) и Экстаз блаженной Маргариты Кортонской (1622, дворец Питти, Флоренция).
Раннее обучение
Родился в Парме, хотя и не принадлежал к Пармской школе живописи. Ланфранко был впервые обучен живописи у Агостино Карраччи в Парме (до 1597 и 1600-02). После смерти Агостино в 1602 году герцог Пармский отправил Ланфранко в мастерскую Аннибале Карраччи (1560-1609) в Палаццо Фарнезе в Риме, и первой самостоятельной работой Ланфранко стало оформление Камерино дельи Эремити в Палаццо Фарнезе (1605).
По рекомендации Аннибале он поступил на службу к маркесу кардиналу Саннези, а затем работал у кардинала Монтальто, влиятельного племянника папы Сикста V. Около 1610 года, всё ещё находясь в основном под влиянием Аннибале, он также работал у племянника папы Павла V, кардинала Боргезе (Сан Грегорио, Сан Себастьяно) и у самого папы.
После смерти Аннибале в 1609 году он вернулся в Эмилию и два года работал в Пьяченце, где получил множество заказов на алтарное искусство. Они демонстрируют радикальные, хотя и временные, стилистические изменения под влиянием Людовико Карраччи (1555-1619) и Шедони.
Ведущий фресковый живописец в Риме
Он вернулся в Рим в 1611 году, где на художественной сцене доминировали Гвидо Рени (1575-1642) (до 1614 года) и Доменикино (1581-1641), и Ланфранко потребовалось несколько лет, чтобы утвердиться. Но к 1616 году он стал одним из главных живописцев Квиринальского дворца (Sala Regia), а в 1619 году Павел V дал ему, если бы оно не было отменено после внезапной смерти Папы, крупнейший государственный заказ того времени: оформление Лоджии Бенедикции в соборе Святого Петра.
Фирменный стиль барокко
К 1615-17 годам Ланфранко отказался от своего лодовичианского стиля; Работая в кругу знати Караваджисти , таких как Сарчени, Орацио Джентилески и Турчи, и под влиянием таких художников, как Борджанни, он создал очень утончённую, элегантную манеру, работая с тонкими кьяроскуро и тенебризмом, создавая новое единство пространства через атмосферные эффекты.
Именно этот этап его творчества, во время которого он создал свой собственный уникальный стиль барокко, повлиял не только на французского мастера Симона Вуэ (1590-1649), но и на раннего караваджиста Баттистелло Караччоло (1578-1635), который в это время приехал в Рим. Ланфранко был тогда самым передовым художником в городе, и он мог бы сохранить своё положение, если бы Павел V не умер в 1621 году. Но недолгое правление Григория XV привело в Рим Гверчино, а Доменикино пользовался особой популярностью.
Примерно в 1620 году стиль Ланфранко начал меняться, становясь более сильным, фигуры стали динамично расширяться в пространстве с более сильными контрастами кьяроскуро. Наиболее важными работами этого этапа, прелюдией к его полностью зрелому барочному стилю, являются капелла Саккетти в Сан-Джованни деи Фьорентини (1623-24) и ряд стилистически связанных с ней алтарных образов.
Успение Богородицы
Декорация капеллы дель Сакраменто в Сан Паоло фуори ле Мура и фреска свода лоджии в Казино Боргезе (обе 1624-25) ведут к наиболее важным зрелым работам Ланфранко, в которых его драматический барочный стиль получил полное развитие: Успение Богородицы (1625-7) для фрески купола в С. Андреа делла Валле, где иллюзионизм Корреджо – см. например, Успение Богородицы (Пармский собор) (1526-30) – переложен на язык барокко, и алтарная фресковая роспись Навичеллы (1627-28) в Сан-Питерс. Это был его самый важный папский заказ от Урбана VIII, наряду с фресками капеллы дель Крочефиссо в соборе Святого Петра (1629-32) и главного алтаря Капуччини.
Идиома барокко
Подробнее об этом стиле см. в Архитектура барокко (1600-1750) и Архитекторы барокко.
Неаполитанская школа живописи
Но к этому времени Ланфранко затмили ведущие художники итальянского барокко при дворе Барберини – Бернини, Сакки и Кортона. Он получал гораздо меньше государственных заказов и поэтому охотно принял приглашение иезуитов в Неаполе расписать огромный купол Джезу Нуово (1634-36), пойдя по стопам своего болонского коллеги и соперника Доменикино, который отправился в Неаполь в 1631 году.
Гёзу Нуово стал первым из целого ряда крупных заказов, которые сделали его за 15 лет пребывания в Неаполе самым успешным фресковым художником; они включали свод нефа, люнеты внутреннего фасада, люнеты пресвитерия в Сан Мартино (1637-39), фрески во всей церкви Сан Апостоли, за исключением купола (1638-44), и фрески купола капеллы дель Тезоро в соборе (1643), которые Доменикино не успел расписать. Он также участвовал (вместе с Доменикино, Камассеи и Романелли) в выполнении заказа испанского вице-короля по созданию картин со сценами из древнеримской жизни для дворца Буэн-Ретиро в Мадриде.
Среди его вклада из шести полотен была картина «Римские гладиаторы, сражающиеся на банкете» (1634-7, Прадо). Наконец, он участвовал в оформлении собора в Поццуоли (ок. 1635-50), написав большое полотно «Высадка святого Павла в Поццуоли» (1636-40). Все это сделало его одним из самых влиятельных художников неаполитанской школы живописи первой половины XVII века. Среди тех, на кого он оказал влияние, был Карло Маратта (1625-1713). великий художник католической контрреформации в Риме.
Неаполитанская школа
Подробнее о живописи Неаполя см: Караваджо (1571-1610); Караваджо в Неаполе (1607-10) и Хусепе Рибера (1591-1652).
В 1646 году Ланфранко вернулся в Рим, где написал свою последнюю крупную работу, в Сан-Карло-аи-Катинари. В своих неаполитанских работах он развил свой зрелый римский стиль и стилистически опередил своё время.
Его творчество оказало сильное влияние не столько на его непосредственных современников, сколько на лидеров неаполитанской барочной живописи, появившихся после чумы в Неаполе в 1656 году: Джордано, Прети и, позднее, Солимена. Его прямыми последователями были Джачинто Бранди в Риме и Джованни Баттиста Бейнаски в Неаполе.
Картины Джованни Ланфранко можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Европы, включая Музей Каподимонте в Неаполе. См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?