Каллимах читать ~3 мин.
Древнегреческий архитектор и скульптор Каллимах (др.-греч. Καλλίμαχος — «Прекрасный боец») был активен во время периода высокой классики греческой скульптуры. Согласно более позднему описанию Павсания, хотя Каллимах не был одним из величайших скульпторов своей эпохи, таких как Поликлет (V век до н.э.), Мирон (480–444 до н.э.) или Фидий (488–431 до н.э.), он считался исключительно умным и инновационным. Говорят также, что его прозвали «кататекситехнус» — что часто переводят как «перфекционист», хотя лучшим переводом является «тот, кто портит своё искусство чрезмерной проработкой».
Биография
Мало что известно о происхождении Каллимаха, его молодости или о том, как он научился искусству скульптуры. Он работал как архитектор и скульптор во второй половине V века до н.э., следуя традиции, установленной Поликлетом. Ему приписывают скульптуры из Коринфа и Афин, что делает его вероятным уроженцем одного из этих городов.
Скульптура Каллимаха
Его скульптурное мастерство не известно из сохранившихся оригиналов, ни из каких-либо определённых копий. Однако ссылки на его работы в древних произведениях привели к тому, что ему приписывают ряд скульптур. Например, скульптуру Ники на фризе храма Афины Ники в Афинском Акрополе.
Плиний Старший (23–79 гг. н.э.) ссылается на его лакедемонских танцовщиц и статую сидящей Геры, созданную для Герайона Платейского. Кроме того, шесть Менад (экстатические женщины, одержимые божественным духом), приписываемые ему, существуют в римских копиях. Тщательно подобранная драпировка, представленная в этих Менадах, привела к предположению, что Каллимаху могут быть приписаны и другие работы.
Чтобы узнать, как оценивать классических греческих скульпторов, таких как Каллимах, см.: Как ценить скульптуру. Для более поздних работ смотрите: Как оценивать современную скульптуру.
Техники скульптуры
Что характеризует Каллимаха больше всего, так это его кропотливое внимание к деталям, отсюда и прозвище «кататекситехнус». По сообщениям, он был первым, кто использовал бурав для придания формы мраморной скульптуре. Это позволяло ему усиливать воздействие света и тени на волосы, листву и другие особенности своих скульптур, а также прорабатывать мелкие детали.
Зная об истории скульптуры в древней Греции, он моделировал свои работы на традициях старых мастеров и был пионером в использовании архаических мотивов в классическом искусстве.
Золотой светильник в Эрехтейоне
Одним из самых известных произведений Каллимаха был золотой светильник, который находился в Эрехтейоне на Афинском Акрополе. Согласно Павсанию, этот светильник горел неугасимо перед древней деревянной статуей Афины. Светильник нужно было заправлять маслом лишь раз в году, а дым отводился через искусно выполненную бронзовую пальмовую ветвь, которая доходила до крыши храма.
Каллимах как архитектор
Каллимах также занимает важное место в истории архитектуры. Он считается изобретателем коринфской капители — третьего из классических ордеров в греческой архитектуре.
Согласно истории, рассказанной римским архитектором Витрувием (ок. 78–10 до н.э.), замысел пришёл в голову Каллимаху, когда он увидел цветок аканта, обвивший корзину, которая была помещена на детскую гробницу. Одна коринфская девушка, достигшая брачного возраста, заболела и умерла. Её кормилица собрала любимые вещицы девушки в корзину, отнесла к могиле, поставила на неё и накрыла черепицей для защиты от непогоды.
Корзина случайно оказалась поставленной на корень аканта. Весной корень дал листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзины и прижимаемые углами черепицы, принуждены были загнуться в виде волют. Каллимах, проходя мимо гробницы, заметил эту корзину и нежность молодых листьев вокруг неё. Восхищённый новизной вида и формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу и установил правила для построек коринфского ордера.
Поскольку первые известные коринфские капители датируются примерно 425 годом до н.э., когда Каллимах был наиболее активен, эта история вполне может соответствовать действительности.
- Греческая скульптура Ранней классики
- Греческая скульптура Высокой классики
- Поздняя классическая греческая скульптура
- Скульптура Древней Греции
- Греческая скульптура
- Греческая живопись, эллинистический период
- Греческая живопись, классический период
- Греческая живопись, архаический период
- Семь чудес древнего мира
- Религия в Греции
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?