Тоновый рисунок натюрморта: Тоновое решение композиции натюрморта читать ~14 мин.
Тоновое решение композиции натюрморта
Тон и тоновые отношения - что это такое? Выполняя учебный рисунок графитовым карандашом, вы не можете передать цветовые отношения предметов натюрморта. Вы можете только сравнивать их между собой по тону: насколько один предмет светлее или темнее другого, что есть самое светлое, а что есть самое темное в натюрморте. Графитовый карандаш может передать градацию тоновых пятен от самого светлого до самого темного пятна. Но это не значит, что такая градация соответствует реальности, потому что самое светлое в реальности —это солнце, искусственный источник освещения, блик, а самое темное —это абсолютная темнота.
Самый светлый тон в рисунке соответствует чистому листу бумаги и может передать светлоту блика в натюрморте. Самый темный тон в рисунке соответствует возможностям карандаша, с помощью которого вы можете передать теневую часть самого темного предмета. Итак, мы получили две противоположные крайности тона. Все остальные тоновые соответствия находятся между этими крайностями. Воспользуйтесь возможностями карандаша и приступайте к тоновому решению композиции натюрморта.
Рассмотрим два способа тонового решения натюрморта. Первый способ основан на «классическом» методе, при использовании которого идет постепенное введение тона через сравнение двух (а лучше - трех) находящихся по соседству тонов. Выберите самый темный предмет натюрморта, например, медный, старый чайник. Определите его тон на свету по отношению к гипсовой, белой архитектурной детали, находящейся за ним, будь то картуш, розетка —не важно, и введите этот тон в чайник. Тон должен вводиться одновременно и в теневую часть чайника, что также усилит тень по отношению к свету. И так - на любом предмете.
Почему вы начали тоновое решение натюрморта с темного предмета? Во-первых, введение тона выявит вам силуэт чайника на фоне архитектурной детали, и еще вы сможете уточнить контурную линию, а если надо, то и усилить ее. Во-вторых, сможете задать шкалу тоновых градаций - от самого светлого пятна к самому темному, потому что драпировка, на которой стоит чайник, занимает среднее положение по тону между чайником и архитектурной деталью. В-третьих, это единственное тоновое и конструктивное пятно, которое все предметы объединяет. Потому как даже самый светлый предмет в тени почти одинаков по тону с самым темным предметом в тени.
С расширением шкалы в сторону темного тона расширяется и палитра промежуточных тонов. Обратите внимание, что источник света находится не просто сбоку, но и сверху. Все горизонтально расположенные плоскости светлее вертикальных плоскостей, в том числе, и верхняя часть чайника.
Положение формы предмета по отношению к источнику света можно определить по контурной линии, особенно это видно на предметах, имеющих форму вращения. Надо только представить, как луч света ведет себя на этих объемах, упирается ли в них, скользит по ним или проходит, не касаясь их. От этого зависит и передача объема предметов при помощи тона. Вмятины, рефлексы, потертости, неравномерности красочного слоя на предметах при их передаче приведут к разрушению объема предмета. Передача материальности предмета в ущерб его объему не приемлема, так как требует определенного опыта.
Смотрите на рисуемый вами натюрморт с легким прищуром, он будет выглядеть цельнее при таком видении, царапин на предметах вы уже не увидите, и это будет правильно. Постоянно сравнивая предметы натюрморта по тону между собой и уделяя большое внимание пластическому решению объема предметов при помощи света, вы подошли к завершению работы над натюрмортом…
Далее Завершение и Обобщение