Маньеризм
Маньеризм – это термин, обозначающий стилистические тенденции и определенный этап в европейском искусстве 16 века. Этот период выражал упадок художественных идеалов века Итальянского Возрождения. Маньеризм как искусство характеризуется превосходством формы над содержанием.
Виртуозные манеры, утонченная техника, изысканное мастерство не соответствуют скудным замыслам и подражательности идей. Для маньеризма характера некоторая усталость и исчерпанность стиля. Как раз по этой причине, термином «маньеризм» часто называют заключительную, кризисную стадию развития какого-либо художественного стиля в разных исторических эпохах. Маньеризм знаменует вырождение старого и скорое пришествие нового стиля. Особенно ярка такая роль проявилась в Италии. Там маньеристический упадок предвещал появление Барокко.
Несколько лет назад в Европейских магазинах появилась кафельная плитка в ванную комнату с фрагментами и целыми изображениями, воспроизводящими сюжеты мастеров Барокко. Сегодня её можно приобрести и в России.
Термин стал приобретать качественно новое значение среди веницианских живописцев середины 16 века, они употребляли его для обозначения современного стиля художников с оттенком «новая манера». В этом смысле термин означал хорошую оценку оригинального и своеобразного в искусстве, что выходило за пределы классических традиций. Гармония формы и содержания, достигнутая с таким трудом, стала постепенно распадаться из-за усиленного развития отдельных элементов и средств – силуэта, фактуры, мазка, линии, штриха. На первое место вышла не красота целого, а красота отдельной детали.
Подобный путь был неизбежен в процессе эволюции форм различных художественных стилей, величайшая в достижениях искусства эпоха Возрождения дала жизнь выдающемуся маньеризму. Поздний маньеризм характеризуется разрушением композиционных связей. В итальянской архитектуре это направление выражалось произвольным смешением и алогичным использованием элементов разных орденов и архаизмов.