Проторенессанс читать ~11 мин.
В изобразительном искусстве термин «Проторенессанс» относится к периоду до Ренессанса (ок. 1300-1400) в Италии и деятельности прогрессивных художников, таких как Джотто (1267-1337), который стал пионером новой формы фигуративного «реализма», который был полностью разработан художниками в эпоху собственно Ренессанса. Однако новаторское искусство Джотто не представляло европейского или даже итальянского мейнстрима. Производный от традиций унаследованных от христианского византийского искусства – которое само повлияло на фрески романской живописи) – стиль, известный как готическое искусство, появившийся в Италии, среди прочих, в городе Сиена, всё ещё был преобладающим стилем живописи и скульптуры.
На самом деле готический стиль сохранился до XV века в виде направления, известного как Международная готика, которе стало популярным во многих королевских дворах Европы, в частности, во Франции, Испании, Богемии и Англии. Собственно Ренессанс начался около 1400 года во Флоренции, но его идеалы и методы не стали доминирующей силой в европейском искусстве до середины XV века. Основными видами искусства, практикуемыми в период Проторенессанса, были: фресковая настенная живопись, темперная живопись, книжные иллюминации, рельефная скульптура, золотое дело и другие виды обработки металла. Большинство художественных достижений периода треченто Проторенессанса оказали непосредственное влияние на живопись Раннего Возрождения (ок. 1400-90 гг.) кватроченто.
Церковь Святого Франциска
Близость Рима и влияние церкви на все аспекты итальянской культуры означали, что большая часть искусства (живопись и скульптура) была религиозным искусством. Неудивительно поэтому, что две церкви образуют ворота в эпоху Возрождения. Первой была монастырская церковь Святого Франциска в Ассизи. В последние десятилетия XIII века она была полностью украшена фресками , выполненными Чимабуэ (Cenni di Peppi), одним из самых известных живописцев того времени. Его помощником был молодой человек по имени Джотто ди Бондоне (1267-1337), которого он нанял после того, как увидел, как юноша рисует овец своего отца. Фресковые сцены жизни Святого Франциска были изображены с гораздо большим реализмом, чем современные стили византийского искусства.
Капелла Скровеньи
Второй церковью была Капелла Скровеньи (также называемая капелла Арена), построенная в 1300-х годах Энрико дельи Скровеньи в Падуе. Она тоже была украшена фресками , только на этот раз их полностью создал Джотто. Он изобразил всю библейскую историю трёх поколений Святого семейства: родителей Богородицы, саму Богородицу и Иисуса. Повествование изображено с большим драматизмом в виде комиксов на деревянных панелях, расположенных в три ряда вдоль стен. В отличие от прежних традиций, эти религиозные картины имеют трёхмерное качество, ощущение глубины и пространства, достигнутое благодаря беспрецедентному использованию Джотто моделировки, тени и линейной перспективы. Его фигуры не только выглядят реальными, они обладают героической неподвижностью – атрибутом, который становится ключевой отличительной чертой христианского искусства в эпоху итальянского Возрождения.
Джотто – «Отец живописи»
Джотто ди Бондоне (ок. 1266-1337) открыл дверь в совершенно новый мир живописи, как Джорджо Вазари первым признал в своей книге «Жизни художников» (1550), когда он поставил Джотто в заслугу возрождение истинного искусства живописи, введение рисунка природы и возвращение итальянского искусства к его древнему величию и престижу. В результате он назвал художника «отцом живописи». При Джотто итальянская живопись стала ведущим европейским стилем искусства вплоть до XVII века.
Ученик художника Чимабуэ, Джотто сначала писал картины в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. Затем, между 1304 и 1310 годами, он написал огромный цикл библейских произведений в Капелле дельи Скровеньи в Падуе (капелла Арена). Смотрите, например, его фрески на тему «Предательство Христа (Поцелуй Иуды)» (1305) и «Оплакивание Христа» (1305).
После 1311 года, помимо более длительного пребывания в Милане и Неаполе, его следы можно обнаружить во Флоренции. Другие крупные работы частично сохранились во фресках капелл Барди и Перуцци (созданы после 1320 года) во францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции. Джотто был также активен как художник алтарной живописи и архитектор (кампанила Флорентийского собора). Подробнее о флорентийском Возрождении и знаменитом дуомо, см: Флорентийский собор, Брунеллески и Возрождение (1420-36).
Среди современников Джотто поэты Данте и Петрарка отмечали, что он первым ввёл реальность в изобразительное искусство. Он заполнил понятное живописное пространство реалистичными лицами с натуралистичными округлыми формами, в отличие от плоско задуманных и линейно оформленных образов византийских мадонн или даже мадонн его учителя Цимбуэ. Короче говоря, Джотто разрушает нереалистичные средневековые религиозные образы и позволяет зрителям идентифицировать себя с женщиной на троне – способ живописи, который потряс религиозное искусство до основания.
Более того, в своей религиозной исторической живописи Джотто смог одновременно изобразить последовательность моментов времени, тем самым значительно расширив современную практику живописного повествования. Он расположил в одном живописном кадре сцены, которые в действительности последовательно происходили в библейском тексте.
К концу жизни Джотто (1267-1337) флорентийские власти завершили строительство площади Синьории, которая стала центром города. С её ратушей в романском стиле – Палаццо Веккьо – и многочисленными статуями она стала художественным и гражданским центром Флоренции.
Наиболее важными учениками Джотто являются Мазо ди Банко (активен около 1330-1350 гг.), который развил особое чувство абстрактных эффектов поверхности (капелла Бар-ди-Вернио, Санта-Кроче, Флоренция. ок. 1330-1340 гг.) и Таддео Гадди (ок. 1300-1366 гг.), который ввёл экспериментальные эффекты освещения в фресковую живопись. Джотто также оказал значительное влияние на более консервативную сиенскую школу живописи, в Сиене – яростном гражданском сопернике Флоренции.
Кроме того, все последующие старые мастера эпохи Возрождения, включая итальянцев Мазаччо, Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и Тициана, а также голландских и немецких художников Роджера Ван дер Вейдена, Ван Эйка, Иеронима Босха и Альбрехта Дюрера, были хорошо знакомы с творчеством Джотто и признавали его вклад в историю искусства.
Фрески Нерези
Небольшая византийская монастырская церковь Святого Пантелеймона в Горно Нерези, Республика Македония, была построена в 1164 году, и её фрески являются знаменитыми образцами византийского искусства эпохи Комнинов, представляя Страсти Христовы и несколько других агиографических иллюстраций. Подобные образцы македонской средневековой настенной живописи были найдены в монастыре Латому в Салониках.
Прежде всего, эти фрески демонстрируют, что византийская (и её наиболее известное потомство готическая) живопись не была статичным видом искусства, каким её считали некоторые учёные эпохи Возрождения. В той мере, в какой это поднимает возможность того, что византийский или готический стиль мог самостоятельно развиться в нечто подобное «стилю Ренессанса» (есть сомнения на этот счёт), это квалифицирует огромный вклад Джотто в развитие западной живописи.
Сиенская школа: Дуччо де Буонинсенья
В Сиене потребовалось больше времени, чтобы религиозная живопись отошла от византийской традиции (см. Романская живопись в Италии). – развитие, которое Джотто совершил одним рывком. В результате в течение многих лет сиенская живопись начала XIII века несправедливо оставалась в тени Джотто и его школы. Там, где Джотто использовал блокообразные объёмы для усиления своей фигурной живописи, линия оставалась всем для сиенского лидера Дуччо де Буонинсенья (1255-1318).
Однако как по красоте линии и графической разработке, так и по богатству материалов и красок Дуччо ни в чем не уступает Джотто, а по образности повествования, по рисунку, по чувствительным градациям цвета и удивительно глубоким живописным и пейзажным пространствам, даже превосходят флорентийского художника, как это видно в «Сценах из жизни Христа» Дуччо на обратной стороне Маэстинского алтаря (1308, Museo dell’Opera Metropolitana, Сиена), гигантской бывшей алтарной картины Сиенского собора. На передней стороне Мария сидит среди круга святых, в ранней интерпретации «святой беседы» – темы живописи, которая позже стала популярной во флорентийском кватроченто.
Как и Джотто, Дуччо исследовал различные, но гармоничные способы, с помощью которых искусство могло ссылаться на опыт зрителя в повседневном мире, не теряя при этом ощущения священного. Джотто – сначала в Ассизи в 1290-х годах, а затем в капелле Арена в Падуе (ок. 1305) – населял тщательно продуманные пространства трёхмерными фигурами в значимых позах. В отличие от него, Дуччо предпочитал делать акцент на цвете, декоративных эффектах и тонко артикулированных фигурах для создания более лирического, но не менее человеческого эффекта. См. также: Уменьшенная Строгановская Мадонна Дуччо (1300). (См. также: Лучшие рисунки эпохи Возрождения.)
Сиенская школа: Симоне Мартини
Ученик Дуччо Симоне Мартини (1284-1344) представляет ещё более широкий спектр тем и стилей. Он также начал свою деятельность в Сиене, написав «Маэста» (1315) в качестве фрески для Палаццо Публико в придворной вариации на тему алтарной росписи Дуччо в соборе. Однако его шедевром является изысканный Триптих Благовещения (1333), написанный для Сиенского собора. Дальнейшие работы Мартини в Италии все больше обнаруживают влияние поздней французской готической книжной живописи, как это видно из фресок капеллы Мартина в нижней церкви Сан Франческо в Ассизи, и художник фактически стал придворным художником в Неаполе при Роберте I Анжуйском в 1317 году.
От Мартини мы узнаем гораздо больше о придворной жизни треченто, чем от Джотто, который стремился к вечно классическим религиозным образам, существовавшим отдельно от повседневной жизни. Мартини постепенно прокладывал себе путь в Авиньон, хотя его работы там не сохранились.
Сиенская школа: Амброджо и Пьетро Лоренцетти
Двумя другими примечательными сиенскими художниками были братья Амброджо Лоренцетти (ок. 1290-1352) и Пьетро Лоренцетти (ок. 1280-1348) – по всей вероятности, ученики Дуччо. Их алтарные картины и фрески, в которых также прослеживается некоторое влияние Джотто, более эмоциональны и более живы, чем у их сиенских современников. Величайший шедевр Амброджо Лоренцетти, монументальная «Аллегория хорошего и плохого правления» (1338-9, Палаццо Пубблико, Сиена), является не только первым пейзажем и городским пейзажем в европейском искусстве, но и раскрывает понимание городского управления Сиены в его бесчисленных деталях.
Авиньон: французская книжная живопись
В 1309 году анархия в Риме привела к переносу папского двора в старый южнофранцузский город Авиньон. Наличие такого богатого источника покровительства привлекло многих художников, включая Симоне Мартини и, по слухам, Джотто. В результате Авиньон расцвёл как художественный центр и стал стартовой площадкой для распространения итальянского искусства на север в Бургундию, центральную Францию и Нидерланды.
При авиньонском дворе позднеготическое наблюдение за природой, поэзия, мистическая теология devotio moderna, объединились с итальянской красотой линий. Книжная живопись стала средством искусства времени: одновременно роскошные и удобные для упаковки и транспортировки, иллюминированные книги стали предметом коллекционирования. Они как повышали честь придворных и принцев, таких как герцог де Берри в Бурже (брат Филиппа II Смелого, Бургундского), так и служили для частного поклонения.
Среди множества высококачественных миниатюр в первой половине XIV века доминировали работы парижского мастера Жана Пюселя (ок. 1290-1334), а затем братьев Лимбур (ок. 1380-1416). По заказу герцога де Берри они создали несколько иллюминированных рукописей или «часовых книг», включая такие шедевры, как «Les Belles Heures» (1408, Музей Метрополитен, The Cloisters, Нью-Йорк) и Великолепный часослов герцога Беррийского (1413-16, Музей Конде, Шантийи) «самое нежное и прекрасное творение миниатюрного искусства», по словам историка Йохана Хёйзинги. Эти часовые книги начала XV века с их подробными иллюстрациями годового цикла природы представляют собой первую серию жанровых картин в истории живописи. Они предвосхитили более позднюю религиозную живописную изобретательность, а их интерьеры с глубокими рамками подготовили почву для искусства Яна Ван Эйка «в миниатюре».
Панельные картины и фрески демонстрируют соответственно менее независимый профиль, за исключением работ различных региональных школ, таких как школа в Провансе около 1400 года. Жан Фуке (ок. 1420-1481), как миниатюрист и панност, также является исключением, и по существу основал французскую живопись: см. его выдающийся Меленский диптих (1450-55).
Международное движение готического искусства
Примерно между 1370 и 1430 годами в европейской живописи от Англии, через Францию, Бургундию, северную и центральную Германию, Богемию, Австрию до Италии появляется сходное явление. Черты международного готического стиля проявились в скульптурах «Прекрасных Мадонн», в панно, фресках и книжной живописи той эпохи, а также в ювелирном деле.
Скульптура, иллюминированные рукописи и набожные изображения служили средством дипломатии и подарками между дворами и правительствами. Изысканная придворная культура – стиль которой сначала богемского двора Габсбургов императора Карла IV, а затем дворов бургундских герцогов, установил европейские стандарты – прославила себя в живописи в виде мерцающих золотых фонов, деликатно меняющихся цветов, тонко движущихся одежд, изысканных жестов и двусмысленно улыбающихся ликов святых и ангелов. Частные капеллы императора Карла, относящиеся к раннему периоду, являются всеобъемлющими произведениями искусства, в которых драгоценные камни сочетаются с панельной живописью, фресками и литургическим оборудованием.
В Италии поздний gotico internationale возник одновременно с ранним Возрождением и пользовался равной благосклонностью современников. Влияние работ Лоренцо Монако (ок. 1370-1425), Джентиле да Фабриано (ок. 1365-1427) и Мазолино (1383-1440) всё ещё заметно после 1498 года в поздних религиозных работах Боттичелли.
В Бургундии фламандский новатор Мельхиор Бродерлам (ок. 1350-1411) указал путь искусству Роберта Кампена и Яна ван Эйка, в то время как в Германии художники Кёльнской школы, в частности Стефан Лохнер (ок. 1405-1451 гг.), а на севере – мастера Бертрам (ок. 1340-1415) и Франке (ок. 1380-1430), сочетали линейность богемского придворного искусства с богатством деталей, характерных для французской книжной живописи и ранних голландских мастеров.
Примечание: произведения, отражающие стиль живописи и иллюминации эпохи Протого Возрождения, можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?