Фрэнк Ллойд Райт: Биография американского архитектора читать ~12 мин.
Описанный в 1991 году, как величайший из всех американских архитекторов, Фрэнк Ллойд Райт был очень талантливым архитектором, дизайнером интерьеров, инженером и писателем. Он отстаивал то, что он назвал «органической архитектурой». Этот органический подход к дизайну, вдохновленный американским колониальным искусством, а также деревенской архитектурой 19-го века, придавал первостепенное значение созданию гармонии внутри и между различными частями здания, а также между зданием и его окружением. Под влиянием движения «Искусство и ремесло» этот подход также уделял самое пристальное внимание мастерству и использованию натуральных местных материалов.
Биография
Двумя наиболее известными примерами органического дизайна Райта являются Robie House, Чикаго (1908-10) и утопический городок Fallingwater (1936-37), дом отдыха в Bear Run, Пенсильвания. Фрэнк Ллойд Райт был ведущей фигурой в «Школе прерий», очень влиятельном стиле жилой пригородной архитектуры, которая представила новые пространственные и световые концепции. Позже в своей карьере он разработал более скромный тип семейного жилья, известный как усонский дом. Райт также создал многочисленные шедевры коммерческой архитектуры 20-го века, в частности Храм Единства (1905-08), церковь Унитарий в Ок-Парке; Гостиницу Империал в Токио (1915-22); здание администрации Джонсона Вакса (1936-39) в г. Расин, штат Висконсин; Price Tower (1955), небоскреб из бетона и меди в Оклахоме; и футуристический Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (1956-59). Его вклад в американское искусство включал проекты более 1000 зданий, в том числе домов, церквей, школ, офисов, отелей и музеев, а также нескольких уникальных небоскребов. В отличие от многих других архитекторов, Райт также проектировал светильники и детали декора в своих зданиях, такие как витражи и мебель. Он также был опытным лектором в Америке и Европе и написал более 20 книг. Но Райт также вызвал споры, не в последнюю очередь из-за его многочисленных браков, внебрачных связей, банкротства и разрушительного воздействия на окружающую среду его пригородных замыслов, а также трагического убийства его любовницы в 1914 году в его студии Талисин в Висконсине.
Как Фрэнк Ллойд Райт изменил архитектуру
Архитектура Райта отличается богатой концепцией, единством выражения и плодородием изобретений, которые признают фундаментальные законы дизайна и черпают силу и вдохновение из глубокого уважения к американским традициям, пейзажам и местным материалам. Кроме того, его проекты раз и навсегда разрушили нашу вековую идею внутреннего пространства – что комната была пространством, ограниченным четырьмя стенами, – создавая интерьеры, которые были «обозначены», а не строго «закрыты». Таким образом, измеримые значения, которые ранее характеризовали внутреннее пространство, уступили место периметрам, которые были уже не «абсолютными», а относительными, зависящими от постоянно меняющегося положения зрителя. В результате пространство кажется психологически гораздо больше, более спокойным и более разнообразным, чем можно предположить по его фактическим размерам, в результате чего сравнительно небольшой дом или офис не только выглядит намного больше, чем он есть, но и обслуживает большее число функции. По этим причинам архитектура Райта отличалась от более ранней и этот факт обеспечивает ему статус величайшего дизайнера Америки и одного из ведущих архитекторов всех времен.
Независимо от того, над большим или маленьким зданием он работал, Райт контролировал практически каждую деталь внешнего и внутреннего дизайна. Что касается последнего, например, он разработал огромный ассортимент различной мебели, ковров, необычных стеклянных окон и светильников и был одним из первых архитекторов в Америке, который разработал и поставил мебель и фурнитуру специального назначения. Он также был очень инновационным в использовании новых строительных материалов, в том числе сборных железобетонных блоков, стеклоблоков, цинка, а не свинцовых покрытий для своих окон, а также новых стеклянных абажуров.
Архитектурное ученичество
Фрэнк Линкольн Райт родился в сельской общине Ричленд-Центра, штат Висконсин. Райт сменил свое второе имя с Линкольн на Ллойд в честь семьи своей матери, после развода родителей в 1885 году. Работая летом на ферме своего дяди, он приобретал бесценный опыт, уважение к природе, природным материалам и аграрному образу жизни. Он никогда не посещал архитектурную школу, вместо этого учился на стажировке в архитектурных фирмах в Чикаго: сначала у Дж. Л. Силсби, который специализировался на готической архитектуре возрождения и других викторианских стилях; затем в течение почти шести лет с Адлером и Салливаном, после чего он начал частную практику в 1893 году. Его последующая карьера, в основном посвященная жилой архитектуре, делится на три периода по 25 лет каждый.
Подробнее о европейских дизайнерах, работающих на рубеже веков, см.: Иосиф Ольбрих (1867-1908); Виктор Орта (1861-1947); Гектор Гимард (1867–1942) и Питер Беренс (1868–1940).
Первый период (ок. 1890-1914): Архитектура прерийской школы
Первый период, достигший зрелости в 1900 году и продолжавшийся до Первой мировой войны, характеризовался так называемым прерийским домом. Эти длинные невысокие здания с широко нависающими низкими скатными крышами и зачастую без чердака или подвала, удобно вписывались в плоскую прерию на окраине Чикаго, их ряды створчатых окон и расширенных поверхностей стен подчеркивали горизонтальный размер и, таким образом, помогали создать мощное и спокойное чувство покоя. Деревенские материалы, деревянные изделия не были ни строганы, ни окрашены, только пропитаны защитными составами. Новый дизайн Prairie, для которого Райт позаимствовал ряд идей у японского искусства и архитектуры, создал связь между и внешним и внутренним пространством дома, что было ранее неизвестно западной архитектуре.
Первый успешный проект дома Райта был разработан для Уильяма Х. Уинслоу (1893) в Ривер Форест, штат Иллинойс. Это привлекло внимание Дэниэла Х. Бернхэма (1846-1912), бывшего ученика Уильяма Ле Барона Дженни (1832-1907) и самого влиятельного архитектора в Чикаго, который пытался, но не смог нанять Райта как главного дизайнера Бернхэма и Рута. Другие примеры архитектуры Дома Райта включали: Дом Хеллера (1896) и Дом Роллина Фербека (1897). За ними последовали первые зрелые образцы нового стиля – Дом Уорда Виллитса (1901), Хайленд-Парк, Иллинойс; Дом Дарвина Д. Мартина (1904), Буффало; Дом Эдвина Чейни (1904), Ок-Парк, Иллинойс; Дом Фредерика К. Роби (1910), Чикаго; и Avery Coonley House (1908), Риверсайд, штат Иллинойс, – прогресс в дизайне, который все больше приближался к большей абстракции. Кроме того, он также проектировал более традиционные дома для своих более консервативных клиентов. В их число входили: Дом Бэгли (1894), резиденция в стиле голландского колониального возрождения; Дом Мура I (1895), дом в стиле эпохи Тудора; и дом Чарльза Робертса (1896), резиденция в стиле королевы Анны.
Ближе к концу этого периода Райт построил Талисин, свой собственный дом и студию, в Спринг Грин, штат Висконсин. Во внешней архитектуре стиля Прерии он стремился к большей монументальности, изобретая мощные, но прекрасно интегрированные формы, которые выражали различные функциональные части здания: здание администрации Ларкина (1904 г.), Буффало; и Храм Единства (1908), Ок-Парк, штат Иллинойс, являющийся самым известным примером. Считается, что Храм Единства, самый абстрактный и похожий на ранние проекты Райта, был вдохновлен детским опытом Райта игры в игрушки для детских садов Фребеля, которые можно было собирать для формирования трехмерных фигур.
Райт не работал в изоляции, но был во главе жизненно важного и очень творческого движения, известного как Школа Прерии. Среди них были Роберт С. Спенсер, младший, Мирон Хант, Дуайт Х. Перкинс и Мэрион Махони, которые также разрабатывали витражные окна, светильники и мебель для домов Райта. Это были годы движения «Искусство и ремесло», мебели «Ремесленник» и «Миссия», а также калифорнийского бунгало, все из которых были связаны с Прерийной школой и, подобно ей, уступили новой волне консерватизма и возрождения, последовавшей за мировой войной. I. Тем не менее, ряд архитектурных принципов Фрэнка Ллойда Райта оказали значительное влияние на европейских архитекторов, включая Ле Корбюзье (1887-1965), а также дизайнеров в Баухаузской школе дизайна, основанной Вальтером Гропиусом (1883-1969) в Веймаре.
Второй период (c.1914-35): эксперименты, текстильные блок-хаусы
Во время второго периода Райта – который начался с трагического убийства топором его любовницы Мамах Чейни, ее детей и четырех других людей в Талисине и продолжался до середины 1930-х годов – он выполнил несколько заказов, кроме отеля Империал (1915-22), Токио, который он проектировал до войны. Однако эти годы оказались чрезвычайно изобретательными, поскольку он исследовал и разработал целую новую грамматику архитектурных форм и структур, основанных на геометрических формах, отличных от квадрата и прямоугольника: острые и тупые углы, восьмиугольники, шестиугольники, круги и дуги.
Среди его экспериментов были «текстильные блочные дома», которые он спроектировал и построил в 1920-х годах на холмах Лос-Анджелеса. Частично вдохновленные доколумбовым искусством, эти конструкции использовали сборные железобетонные блоки с узорчатой внешней поверхностью, украшенные геометрическими мотивами и соединенные друг с другом с помощью стальных креплений. Известные примеры: дом Алисы Миллард, Пасадена, спроектированный таким образом, чтобы быть хорошо защищенным от внешнего тепла, с внутренними затененными внутренними двориками и участками воды. Дом Джона Сторера, Западный Голливуд; Дом Сэмюэля Фримена, Голливуд; и Дом Энниса в области Гриффит-Парка Лос-Анджелеса.
Этот период экспериментов предоставил ему совершенно новый набор техник и приемов, который он использовал в течение последней четверти века до своей смерти в 1959 году, а спиральный музей Гуггенхайма (1943-59), Нью-Йорк, является наиболее известным примером.
В 1920-х и начале 1930-х годов он все чаще обращался к письменному слову, а в 1932 году, в возрасте 65 лет, он опубликовал «Автобиографию», которая наряду с другими его статьями, книгами и лекциями познакомила его с новой общенациональной аудиторией и принесла ему еще больше клиентов и комиссий. В том же году он основал Товарищество Талисин для обучения молодых архитекторов.
Третий период (c.1936-59) Здание воска Джонсона, Усонский дом, Фоллингвотер, Прайс-Тауэр, Гуггенхайм
Третий великий период Райта начался в 1936 году с трех потрясающе разных дизайнов зданий – Fallingwater (1936); административное здание и исследовательская башня Джонсона (1936, 1944), Расин, Висконсин; и Дом Пола Р. Ханны (1936), Стэнфорд, Калифорния.
Усонский Дом
Он также вернулся к проблеме маленького дома на одну семью и, включив в себя все пространственные идеи, изначально придуманные для дома Прерии, он создал гораздо более скромный тип, известный как усонский дом, название которого происходит от названия страны «Юнайтед Стейтс» (Соединенные Штаты Америки). Усонские дома представляли собой сооружения с плоской крышей, без чердака или фундамента, построенные на бетонных плитах с решеткой. Как правило, они имели сэндвич-стены с деревянным сайдингом и фанерными сердечниками, а также небольшие кухни («рабочие места»), примыкающие к столовой. В жилых помещениях установлены встроенные стулья и столы, а в центре внимания (как в домах прерии) был камин. Райт построил десятки разных типов усонских домов, начиная с середины 1930-х годов. Ранним прототипом является Дом Малкольма Уилли, Миннеаполис (1934), но идеал Усона достиг зрелости в Первом доме Герберта и Кэтрин Джейкобс, Мэдисон, Висконсин (1937). Более поздние версии включали Дом Грегора С. и Элизабет Б. Аффлек в Блумфилд Хиллз, Мичиган (1941), и Дом Ханны-Соты (1937) в Пало-Альто.
Музей Соломона Р. Гуггенхайма
Потребовалось целых 16 лет, с 1943 по 1959 гг., чтобы построить Нью-йоркский музей Гуггенхайма (1959 г.), одно из самых знаменитых архитектурных произведений Фрэнка Ллойда Райта, и это вызвало споры о том, должны ли художественные музеи просто представлять произведения искусства или представлять собой произведение искусства. Уникальная спиральная планировка здания была предназначена для того, чтобы посетители могли непрерывно просматривать хронологическую коллекцию абстрактного искусства музея, прогуливаясь по круговой рампе. Иллюзионистская внешность музея показывает расширяющуюся бетонную катушку, которая, кажется, увеличивается с высотой, и выпирает, что добавляет впечатление, что здание живет своей жизнью.
Башня Price
Один из двух важных небоскребов, спроектированных Фрэнком Ллойдом Райтом, – второй – Исследовательская башня Джонсона в Расине – 19-этажная башня Price (1956) была заказана Гарольдом С. Прайсом из HC Price Company, компании-оператора местного нефтепровода и химического завода. Райт был одним из немногих архитекторов-небоскребов, которые отвергли минимализм и прямолинейную геометрию модерна, и поэтому создали уникально граненый дизайн для этого здания из бетона и меди. Кроме того, башня имела новую конструкционную систему, в которой использовался железобетон и центральная система консольного крепления, которая позволяла более гибко планировать площадь пола и внешнюю поверхность, которая значительно отличалась от квадратной или прямоугольной модернистской коробки.
Райт настолько пренебрежительно относился к «Интернациональному стилю», который отстаивал Мис ван дер Роэ (1886-1969) и Вторая Чикагская школа архитектуры, включая Skidmore, Owings & Merrill, настолько, что он прозвал владельцев этой компании, Луи Скидмора, Натаниэля Овингса и Джона Merrill «тремя слепыми мышами».
Награды
За свою долгую карьеру Райт получил множество наград и премий за свои новаторские разработки. Они включали золотые медали Американского института архитекторов (1949) и Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 1941 году. Он также был награжден медалью Фрэнка П. Брауна Института Франклина в 1953 году. В 2000 году в неофициальном опросе на конгрессе AIA в Филадельфии его знаменитый прерийский дом Fallingwater был назван «зданием 20-го века». В опросе Райт фигурировал вместе со многими ведущими архитекторами США, включая Ээро Сааринена (1910-61), И.М. Пея (р. 1917), Луиса Кана (1901-74), Филиппа Джонсона (1906-2005) и Мис ван дер Роэ. (1886-1969), но был единственным архитектором с более чем одним зданием в списке. Другими цитируемыми зданиями Райта были Музей Гуггенхайма, Дом Роби и Здание воска Джонсона.
Уникальный вклад Райта в современное искусство заключается в его революционном дизайне домов с открытой планировкой в сочетании с использованием природных ресурсов – черт, которые стали основой жилого пространства 20-го века по всему миру. Он подал ясный пример своим современникам, которые, возможно, были слишком впечатлены европейскими стилями дизайна, что американские традиции более чем способны предложить инновационные решения в области внутренней и общественной архитектуры.
Другие известные американские архитекторы
Греческое возрождение
Томас Джефферсон (1743-1826)
Бенджамин Латроб (1764-1820)
Неоклассика
Уильям Торнтон (1759-1828)
Чарльз Булфинч (1763-1844)
Готическое возрождение
Ричард Апджон (1802-78)
Джеймс Ренвик (1818-95)
Романский стиль
Генри Хобсон Ричардсон (1838-86)
Beaux-Arts
Ричард Моррис Хант (1827-95)
Касс Гилберт (1859-1934)
Ранние высотные здания
Чикагская школа небоскребной архитектуры (ок. 1880-1910)
Двадцатый век Башня Дизайн
Фазлур Хан (1929-82)
Постмодернистский деконструктивизм
Фрэнк О. Гери (р.1929)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?