Фрэнк Ллойд Райт:
Биография американского архитектора читать ~9 мин.
В 1991 году Американский институт архитекторов назвал Фрэнка Ллойда Райта величайшим американским архитектором всех времён. Он был выдающимся архитектором, дизайнером интерьеров и писателем, который отстаивал принципы так называемой «органической архитектуры». Этот подход, вдохновлённый природой и движением «Искусства и ремёсла», придавал первостепенное значение гармонии между частями здания, а также между зданием и его природным окружением. В рамках этой философии особое внимание уделялось мастерству исполнения и использованию натуральных местных материалов.
Биография
Двумя наиболее известными примерами органического дизайна Райта являются «Дом Роби» в Чикаго (1908–1910) и «Дом над водопадом» (Fallingwater, 1936–1937) — загородный дом в Бэр-Ран, штат Пенсильвания. Фрэнк Ллойд Райт был ведущей фигурой «Школы прерий» — влиятельного стиля пригородной архитектуры, который предложил новые концепции пространства и света. Позднее он разработал более скромный тип семейного жилья, известный как «юсонианский дом». Райт также создал множество шедевров коммерческой архитектуры XX века, в частности Храм Единства (1905–1908) в Ок-Парке, отель «Империал» в Токио (1915–1922), штаб-квартиру компании S.C. Johnson & Son (1936–1939) в Расине, штат Висконсин, и футуристический Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (1956–1959). Его вклад в американское искусство включает проекты более 1000 зданий. В отличие от многих архитекторов, Райт также проектировал светильники, витражи и мебель для своих зданий. Он был известным лектором и автором более 20 книг. Однако жизнь Райта была полна противоречий, связанных с его браками, внебрачными связями, банкротством, а также трагическим убийством его возлюбленной, Мамы Бортвик Чейни, в 1914 году в его усадьбе Талиесин.
Как Фрэнк Ллойд Райт изменил архитектуру
Архитектура Райта отличается богатством концепций и единством выражения, основанными на глубоком уважении к американским традициям, пейзажам и местным материалам. Его проекты изменили вековое представление о внутреннем пространстве как о комнате, ограниченной четырьмя стенами. Он создавал интерьеры, которые были «обозначены», а не строго «замкнуты». Благодаря этому пространство кажется психологически более объёмным, спокойным и разнообразным. Сравнительно небольшой дом или офис не только выглядит просторнее, но и может выполнять большее число функций. Эти принципы отличают архитектуру Райта от предшествующих стилей и обеспечивают ему статус одного из величайших архитекторов всех времён.
Работая над зданием, Райт контролировал каждую деталь его внешнего и внутреннего дизайна. Он разработал огромный ассортимент мебели, ковров, окон и светильников, став одним из первых американских архитекторов, создававших обстановку специально для своих проектов. Он также был новатором в использовании строительных материалов, включая сборные железобетонные блоки, стеклоблоки и цинковые переплёты для своих витражей вместо традиционных свинцовых.
Архитектурное ученичество
Фрэнк Линкольн Райт родился в Ричленд-Сентер, штат Висконсин. Он сменил своё второе имя на «Ллойд» в честь семьи матери после развода родителей в 1885 году. Работа на ферме дяди привила ему уважение к природе и натуральным материалам. Райт не посещал архитектурную школу, а получал знания на практике. Сначала он работал в чикагской фирме Джозефа Лаймана Силсби, специализировавшейся на неоготике и других викторианских стилях, а затем почти шесть лет провёл в фирме «Адлер и Салливан». В 1893 году он основал собственную практику. Его карьера, в основном посвящённая жилой архитектуре, условно делится на три периода.
Подробнее о европейских дизайнерах, работающих на рубеже веков, см.: Йозеф Ольбрих (1867–1908); Виктор Орта (1861–1947); Гектор Гимар (1867–1942) и Петер Беренс (1868–1940).
Первый период (ок. 1890–1914): Архитектура «Школы прерий»
Первый период, достигший зрелости к 1900 году, характеризуется появлением «домов прерий». Эти длинные, невысокие здания с широкими нависающими крышами, часто без чердаков и подвалов, гармонично вписывались в равнинный ландшафт пригородов Чикаго. Ряды окон и протяжённые поверхности стен подчёркивали горизонтальные линии, создавая ощущение покоя. Деревянные элементы не строгались и не красились, а лишь пропитывались защитными составами, сохраняя естественную фактуру материала. Новый дизайн, для которого Райт заимствовал идеи из японского искусства, создал ранее неизвестную в западной архитектуре связь между внешним и внутренним пространством дома.
Первый успешный проект дома Райт разработал для Уильяма Х. Уинслоу (1893) в Ривер-Форест, Иллинойс. Эта работа привлекла внимание влиятельного чикагского архитектора Дэниела Бёрнема (1846–1912), который безуспешно пытался нанять Райта главным дизайнером в свою фирму. Примерами архитектуры «домов прерий» Райта также являются Дом Хеллера (1896) и Дом Роллина Фербека (1897). За ними последовали зрелые образцы стиля: Дом Уорда Уиллитса (1901), Дом Дарвина Д. Мартина (1904) и «Дом Роби» (1910). Одновременно Райт проектировал и более традиционные дома, такие как Дом Бэгли (1894) в стиле голландского колониального возрождения и Дом Мура I (1895) в стиле Тюдоров.
Ближе к концу этого периода Райт построил Талиесин — свой собственный дом и студию. В общественных зданиях он стремился к монументальности, создавая мощные формы, отражающие функции различных частей здания. Яркими примерами служат административное здание «Ларкин» (1904) и Храм Единства (1908). Считается, что дизайн последнего был вдохновлён «дарами Фрёбеля» — наборами развивающих игрушек, с которыми Райт играл в детстве.
Райт возглавлял творческое движение, известное как «Школа прерий». В него входили Роберт С. Спенсер-младший, Майрон Хант и Мэрион Махони, которая проектировала витражи и мебель для домов Райта. Эти годы совпали с расцветом движения «Искусства и ремёсла». Однако после Первой мировой войны эти стили уступили место новой волне консерватизма. Тем не менее, принципы Райта оказали значительное влияние на европейских архитекторов, включая Ле Корбюзье (1887–1965) и дизайнеров школы Баухаус, основанной Вальтером Гропиусом (1883–1969).
Второй период (ок. 1914–1935): Эксперименты с «текстильными блоками»
Второй период в творчестве Райта начался с трагического убийства его возлюбленной, Мамы Бортвик Чейни, её детей и ещё четырёх человек в Талиесине. В эти годы, продолжавшиеся до середины 1930-х, он выполнил немного заказов, за исключением отеля «Империал» в Токио. Однако это время оказалось чрезвычайно плодотворным для экспериментов. Райт исследовал новые архитектурные формы, основанные на геометрии кругов, шестиугольников и острых углов.
Среди его экспериментов были «дома из текстильных блоков», построенные в 1920-х годах в Лос-Анджелесе. Эти конструкции, частично вдохновлённые доколумбовым искусством, использовали сборные железобетонные блоки с узорчатой поверхностью. Примерами являются дом Алисы Миллард в Пасадине, дом Джона Сторера в Западном Голливуде и дом Энниса в Лос-Анджелесе.
Этот период экспериментов обогатил его новыми техниками, которые он использовал до конца жизни. Наиболее известным примером этого этапа стал спиралевидный Музей Гуггенхайма (1943–1959) в Нью-Йорке.
В 1920-х и начале 1930-х годов Райт активно занимался писательской деятельностью. В 1932 году он опубликовал «Автобиографию», которая принесла ему общенациональную известность и новые заказы. В том же году он основал творческую мастерскую «Талиесин» для обучения молодых архитекторов.
Третий период (ок. 1936–1959): «Дом над водопадом» и Музей Гуггенхайма
Третий великий период Райта начался в 1936 году с трёх знаковых проектов: «Дома над водопадом» (1936), административного здания компании S.C. Johnson & Son (1936, 1944) и дома Пола Р. Ханны (1936).
Усонианский дом
Райт вернулся к проблеме небольшого дома на одну семью и создал более скромный тип жилья, известный как «усонианский дом». Это название Райт произвёл от акронима U.S.O.N.A. (United States of North America). Усонианские дома имели плоскую крышу, строились на бетонных плитах без подвала и чердака. Они имели «сэндвич-стены» с деревянной обшивкой, а также компактные кухни, которые Райт называл «рабочими пространствами». Центральным элементом гостиной, как и в «домах прерий», был камин. Райт построил десятки таких домов, начиная с середины 1930-х годов. Одним из первых примеров стал дом Малкольма Уилли (1934), а зрелости концепция достигла в Первом доме Герберта и Кэтрин Джейкобс (1937).
Музей Соломона Р. Гуггенхайма
Строительство Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке (1959), одного из самых известных произведений Райта, заняло 16 лет (с 1943 по 1959 год). Проект вызвал споры о том, должны ли художественные музеи быть нейтральным фоном для искусства или сами являться произведением искусства. Уникальная спиральная планировка здания позволяет посетителям осматривать коллекцию абстрактного искусства, непрерывно двигаясь по круговому пандусу. Внешний вид музея напоминает расширяющуюся бетонную спираль, создавая впечатление живого, растущего организма.
Башня Прайса
19-этажная башня Прайса (1956) — один из двух небоскрёбов, спроектированных Райтом. Он отвергал минимализм и прямолинейную геометрию «Интернационального стиля», создав уникальный гранёный дизайн из бетона и меди. В башне использовалась новаторская конструктивная система с центральным ядром, что обеспечивало гибкость планировки и отличало её от типичных модернистских «коробок».
Райт настолько пренебрежительно относился к «Интернациональному стилю», который продвигали Мис ван дер Роэ (1886–1969) и Вторая чикагская школа архитектуры, включая фирму Skidmore, Owings & Merrill, что прозвал её владельцев — Луиса Скидмора, Натаниэля Оуингса и Джона Меррилла — “тремя слепыми мышами”.
Награды
За свою долгую карьеру Райт получил множество наград, включая Золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 1941 году и Золотую медаль Американского института архитекторов (AIA) в 1949 году. В 2000 году в неофициальном опросе членов AIA его знаменитый «Дом над водопадом» был назван «зданием XX века». В том же списке были упомянуты и другие работы Райта: Музей Гуггенхайма, «Дом Роби» и здание компании S.C. Johnson & Son.
Уникальный вклад Райта в современное искусство заключается в революционном дизайне домов с открытой планировкой и использовании природных материалов — черт, которые легли в основу жилой архитектуры XX века по всему миру. Он показал своим современникам, что американские традиции способны предложить новаторские решения в области архитектуры.
Другие известные американские архитекторы
Греческое возрождение
Томас Джефферсон (1743-1826)
Бенджамин Латроб (1764-1820)
Неоклассика
Уильям Торнтон (1759-1828)
Чарльз Булфинч (1763-1844)
Готическое возрождение
Ричард Апджон (1802-1878)
Джеймс Ренвик (1818-1895)
Романский стиль
Генри Хобсон Ричардсон (1838-1886)
Beaux-Arts
Ричард Моррис Хант (1827-1895)
Касс Гилберт (1859-1934)
Ранние высотные здания
Чикагская школа небоскрёбной архитектуры (ок. 1880-1910)
Двадцатый век Башня Дизайн
Фазлур Хан (1929-1982)
Постмодернистский деконструктивизм
Фрэнк О. Гери (р.1929)
- «Маленький домик в прериях» Лоры Ингаллс Уайлдер, краткое содержание
- Прерафаэлиты, повстанцы искусства Викторианской эпохи, в Тейт Британ
- В Москву привезли прерафаэлитов, выставка в ГМИИ им. Пушкина
- Одна из самых известных картин прерафаэлитов выставляется на продажу
- Эволюция мобильных игр на платформе Android
- «Прерванная жизнь» Сюзанны Кейсен, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?