Непредметное искусство читать ~3 мин.
Определение
Термин «Непредметное искусство» (также известное как конкретное искусство) описывает направление в абстракционизме (включая абстрактную скульптуру), полностью лишённое отсылок к реальному миру. В этой категории беспредметной живописи и скульптуры, как правило, используются геометрические формы — один из немногих источников нефигуративных мотивов. Это направление также известно как геометрическая абстракция. Термин «непредметное искусство» впервые ввёл русский художник-конструктивист Александр Родченко (1891–1956), используя его в названиях своих картин (например, «Непредметная композиция. Чёрное на чёрном», 1918, МоМА, Нью-Йорк). Идею подхватили и другие художники, в том числе его соотечественник Казимир Малевич (1878–1935) — основоположник супрематизма. В 1919 году он писал:
Говоря о непредметности, я хочу лишь указать, что супрематизм не имеет дела с вещами, предметами и т. п.
Позднее Малевич развил эти идеи в своей книге «Мир как беспредметность», опубликованной Баухаусом в 1927 году. Важно отметить, что непредметное (и конкретное) искусство — не синоним абстрактного. Абстракция может быть полностью нефигуративной, но при этом её образы могут быть заимствованы у природы. Например, скульпторы-абстракционисты, такие как Жан Арп (1887-1966), Хуан Миро (1893-1983) и Барбара Хепуорт (1903-1975), специализировались на абстрактных работах, но, как правило, использовали округлые формы, вдохновлённые природными объектами. Этот вид биоморфной (или органической) абстракции отличается от непредметного искусства.
История
Пионерами непредметного искусства были Василий Кандинский (1866–1944), Пит Мондриан (1872–1944) и Тео ван Дусбург (1883–1931), Михаил Ларионов (1881–1964) и Наталья Гончарова (1881–1962), Казимир Малевич и Александр Родченко. К основным течениям абстрактного искусства, использовавшим геометрическую абстракцию, в хронологическом порядке относятся: кубизм (1908–1914), футуризм (1909–1914), орфизм (ок. 1910–1913), лучизм (1912–1914), вортицизм (1913–1914), супрематизм (ок. 1913–1918), Де Стейл (1917–1931), конструктивизм (ок. 1919–1932), Баухаус (1919–1933), неопластицизм Мондриана и элементаризм ван Дусбурга. Позднее идеи непредметного искусства развивали такие направления, как группа «Абстракция-Творчество» (ок. 1931–1936), живопись жёстких контуров (конец 1950-х — начало 1960-х), оп-арт (1960-е) и постживописная абстракция.
Стиль
Непредметная живопись обычно использует геометрические мотивы, создавая плоское, неглубокое изобразительное пространство. Как правило, художники не используют линейную перспективу для создания иллюзии глубины или специальные техники для передачи текстуры. Полотно намеренно лишено любых отсылок к реальному миру, материальным объектам или эмоциональным образам. Непредметное искусство — это абстракция в её чистейшей форме.
Эстетика
Избегая любых отсылок к натурализму, непредметное искусство становится неподвластным времени. Его ценность не может быть снижена из-за негативных ассоциаций, возникающих у зрителя. Вместо этого произведение оценивается исключительно по его собственным художественным достоинствам. Более того, согласно философии Платона, красота заключается в идее, в идеальной форме предмета, а не в его земном воплощении. Таким образом, непредметное искусство стремится к эстетическому качеству, недоступному для обычной фигуративной живописи. Некоторые художники (например, Кандинский) шли ещё дальше, наделяя конкретное искусство «духовностью» и «чистотой», присущими музыке.
Среди крупнейших коллекционеров непредметного искусства — Соломон Р. Гуггенхайм (1861–1949) и его племянница Пегги Гуггенхайм (1898–1979).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?