Государственный Русский Музей State Russian Museum
Русский музей в Санкт-Петербурге считается первым музеем русского искусства и художественного творчества государственного значения.
История возникновения музея начинается с императорского решения Александра III. Бытует мнение, что мысль об открытии Русского музея завладела Александром III в 1889 году после приобретения очередного полотна для своей обширной коллекции. Обнаружив, что для новых предметов искусства в залах Зимнего дворца места уже недостаточно, император озвучил идею об открытии всенародного государственного музея, экспозиции которого включали бы лучшие шедевры, доступные для просмотра каждому и подтверждающие успех, и высокий статус русской культуры в мире.
Русский музей в Санкт-Петербурге считается первым музеем русского искусства и художественного творчества государственного значения.
История Русского музея
История возникновения музея начинается с императорского решения Александра III. Бытует мнение, что мысль об открытии Русского музея завладела Александром III в 1889 году после приобретения очередного полотна для своей обширной коллекции. Обнаружив, что для новых предметов искусства в залах Зимнего дворца места уже недостаточно, император озвучил идею об открытии всенародного государственного музея, экспозиции которого включали бы лучшие шедевры, доступные для просмотра каждому и подтверждающие успех, и высокий статус русской культуры в мире.
Через несколько лет решение императора было воплощено в жизнь указом его старшего сына Николая II. Весной 1895 года формируется специальная комиссия, занимающаяся реконструкцией и перепланировкой площадей Михайловского дворца под музейные нужды. Руководит программой известный архитектор и автор плана перестройки В. Ф. Свиньин.
Официальное торжество по поводу открытия «Русского Музея Императора Александра III» свершилось 7 марта 1898 года. Штат созданной музейной организации объединил для совместной работы ведущих искусствоведов, исследователей истории, учёных и археологов: П. А. Брюллова, М. П. Боткина, А. Н. Бенуа, А. А. Миллера и множество других выдающихся деятелей того периода.
На момент открытия основной базой для экспозиции стали произведения искусства, безвозмездно переданные в дар другими музеями и художественными собраниями города, в том числе Императорским Эрмитажем, Зимним дворцом, Императорской Академией художеств, Александровским дворцом, а также личными коллекциями меценатов и почитателями родного искусства. Изначально музейная коллекция состояла из 1500 произведений (около 450 полотен, 111 скульптурных композиций и почти 1000 графических набросков). Также, Императорская Академия художеств в полное распоряжение музея преподнесла почти 5000 древних культурных памятников и христианских реликвий.
Русский музей. Наши дни
Сегодня Русский музей является крупнейшей в мире коллекцией российского искусства, включающей наиболее значимые произведения художественной живописи, скульптуры, предметы народного и декоративно-прикладного творчества, ценные архивные материалы и документы.
Современная структура музея состоит из сложного архитектурно-художественного комплекса, занимающего площадь около 30 гектаров и включающего в себя несколько зданий, реставрационных мастерских и парковых ансамблей.
Главная экспозиционная часть музея располагается на территории Михайловского дворца и залах корпуса Бенуа, также активно используются залы на первом этаже дворца Строганова, Летний дворец и отреставрированный Михайловской замок.
Кроме этого, в общий комплекс входят: Летний сад – шедевр паркового искусства, Мраморный дворец, 2 павильона при Инженерном замке, Домик Петра I, Михайловский сад, примыкающий к дворцу, несколько реставрационных мастерских и обширная Научная библиотека.
По последним данным в полное коллекционное собрание музея входит примерно 410 000 экспозиционных единиц и ярко демонстрирующих историю развития национального искусства более чем за тысячелетний период, охватывая практически все виды и жанровые течения российского культурного наследия.
Основные экспозиции Русского Музея
Постоянные выставочные экспозиции, находящиеся в ведении Русского музея состоят из редчайших коллекций избранных шедевров русской культуры мирового значения.
Михайловский дворец
- Древнерусское искусство периода XIIXVII веков. Редкое собрание состоит из почти 6. 000 ценнейших древнерусских икон.
- Русское искусство начала XIX века. Представляет собой коллекцию картин художников академической школы и мастеров жанровой живописи.
Строгановский дворец
- Русский ампир. Искусство эпохи императора Александра I. Демонстрирует основные принципы имперского «александровского» стиля.
- Минералогический кабинет. Представляет интерес, как характерный, искусно выполненный памятник русского архитектурного стиля.
Корпус Бенуа
- Русское искусство на рубеже XIX XX веков. Собрание экспозиции состоит из известных работ, созданных на основе реалистической и авангардистской живописной системы.
- Русское искусство ХХ века. В залах выставки представлены картины основателей русского авангардизма и участников общества «Бубновый валет»
Экспозиции Михайловского (Инженерного) замка
- Открытый скульптурный фонд. Состоит из почти 600 экспонатов, начиная с произведений конца XIX века до экспериментальных произведений современности.
- Портретная галерея музея. Эта коллекция наглядно демонстрирует развитие жанра портретной живописи в русской культуре от самых ранних произведений начала XVIII века до картин советского периода.
Русский музей ведёт широкую просветительскую деятельность, сотрудничает и курирует процесс работы нескольких сотен российских музеев, выполняя функцию методического, научно-исследовательского и реставрационного центра.
Текст: Альбина Коптева
Коллекция Государственного Русского музея
Значительна в русском демократическом искусстве деятельность Товарищества передвижных художественных выставок. Один из основателей организации — художник, теоретик, общественный деятель, художественный критик, идеолог русского реалистического искусства второй половины века — И. Н. Крамской создал немало психологических портретов. Видное место в его творчестве занимали крестьянские образы. К числу самых значительных может быть отнесён портрет Мины Моисеева.
Многообразие направленности русской пейзажной живописи характеризуют произведения А. К. Саврасова, Ф. А. Васильева, эпические полотна певца русского леса И. И. Шишкина, романтические картины А. И. Куинджи.
Национальная тематика, социальные стороны жизни человека, родной пейзаж — вот творческая программа передвижников, которой следовали и художники, организационно не входившие в Товарищество.
Выдающимся явлением русского искусства было творчество В. В. Верещагина. Жестокость и суровая правда войны показаны в картине «Шипка-Шейново»: победа достигнута ценой жизни тысяч солдат.
Произведения И. Е. Репина — высшее достижение русской реалистической школы — отражают жизнь русского общества более чем за полвека. Живописец сумел проникнуть в самую суть явлений своего времени и исторического прошлого, создал огромную серию портретов, поражающих глубиной и меткостью характеристики.
Понимание глубинных истоков русского народного характера, неколебимости, жизнестойкости отличает исторические полотна В. И. Сурикова. Среди них эпическое полотно «Степан Разин».
Жанровая картина В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» особенно ярко раскрывает колористическое богатство палитры великого живописца.
Рубеж – веков дал русскому искусству большую группу самобытных художников, развивавших традиции национального искусства и в теме, и в сюжете, и в обострённом восприятии цвета и формы.
Линию лирического пейзажа продолжает В. Д. Поленов и в особенности величайший поэт русской природы И. И. Левитан, в полотнах которого отражены и лирическое восприятие природы и широкие философские обобщения.
Мастерам искусства этого периода свойственна необычайная многогранность. Так, в одном лишь портретном жанре В. А. Серов создаёт удивительно одухотворённые образы детей; полные высокого интеллекта и внутреннего благородства портреты представителей передовой русской интеллигенции; беспощадные обличительные изображения знати. В небольшом живописном произведении «Похищение Европы» художник передал величавую торжественность легендарных образов Эллады. Остро реагировал художник на явления современности, на события первой русской революции.
М. А. Врубель, в творчестве которого сказались противоречия времени, был увлечён трагическим образом Демона, пантеистическими темами, фольклором («Богатырь»). Многоцветье русской народной жизни, сверкание звучных красок, жизнерадостность и веселье — таковы картины «В весенний праздник» («В гостях») А. Е. Архипова, «Московская улица века в праздничный день» А. П. Рябушкина, «Масленица» Б. М. Кустодиева.
Чувство собственного достоинства, значимость человека из народа раскрыты в «Крестьянах» З. Е. Серебряковой. Мечтательный девичий образ гармонирует с элегической красотой русского пейзажа в портрете дочери художника М. В. Нестерова.
Портрет С. В. Рахманинова работы К. А. Сомова поражает артистичностью, живописной тонкостью, глубиной проникновения в сложный характер композитора.
С большой выразительностью показал безрадостную жизнь шахтёров Н. А. Касаткин. Позднее, в советское время, став свидетелем огромных социальных и политических перемен, он утверждал своими работами гордость человека свободного труда и одним из первых был удостоен высокого звания Народного художника РСФСР.
В отделе «советского искусства» насчитывается более полутора тысяч полотен, принадлежащих мастерам, которые начали творческий путь до революции, и тем, кто проходил становление вместе с советским искусством. В этих работах всесторонне отражена народная жизнь той эпохи.
Масштабность изображаемой действительности отличает искусство К. С. Петрова-Водкина, будь то портрет, натюрморт или тематическое полотно. Одно из последних произведений художника «1919 год. Тревога», где эмоциональность определяется тревожными контрастами цвета и психологического состояния героев, выразительностью деталей, чёткостью архитектоники.
Ученик А. И. Куинджи, известный мастер романтического пейзажа А. А. Рылов в советское время обращается к историко-революционной теме. Особенно примечательно его полотно «В. И. Ленин в Разливе». Героике гражданской войны посвящена картина С. В. Герасимова «Клятва сибирских партизан».
Образы, рождённые новой действительностью, привлекли внимание Г. Г. Ряжского и старейшего русского живописца М. В. Нестерова, кисти которого принадлежит замечательная серия портретов учёных, артистов, художников — людей пытливой мысли, неустанного поиска и творчества.
Радостное, полнокровное восприятие жизни, красота и изобилие, любование природой отличают произведения великого мастера натюрморта И. И. Машкова. В «Натюрмортом с веером» художник почти физически даёт почувствовать «аромат» предмета. По отзыву А. В. Луначарского, красочность натюрмортов И. И. Машкова «сведена в какие-то меднотрубные органные аккорды».
Новгородские пейзажи П. П. Кончаловского — это мужественная красота северной природы, величие памятников древней архитектуры. Строгий, неторопливый ритм этих полотен напоминает лад русских былин.
Г. Г. Нисский — певец природы, преобразованной человеком. Отсюда новые напряженные ритмы, мощные контрасты больших декоративных плоскостей, всеохватывающее движение. Такова его работа «Над снегами».
Острым чувством современности обладало монументальное по замыслу и воплощению искусство А. А. Дайнеки. Это характерно для созданного в годы Великой Отечественной войны полотна «Оборона Севастополя», которое исполнено пафоса напряжённого боя, уверенности в победе.
Чеканностью формы, звучностью цвета раскрывает П. Д. Корин «особую осанку», значительность личности в портрете итальянского художника Ренато Гуттузо. Наряду с полотнами о гражданской войне, Е. Е. Моисеенко создал историко-биографическую картину «Сергей Есенин с дедом».
Человек и природа — одна из вечных и всегда современных тем живописи. В картине «Утро» В. Ф. Загонека красота весны, радостное настроение людей подчёркнуты энергичным ритмом, чистым звонким цветом, движением теней и облаков, раздольем зеленеющих полей, яркими сочетаниями синего, белого, голубого.
Богатство коллекции музея, постоянная работа по её изучению, совершенствование экспозиции позволяют по-новому увидеть художественные памятники прошлого и показать особенности современного искусства.
Текст: Андрей Николаевич Малев
КОММЕНТАРИИ: 146 Ответы
Комментирование недоступно Почему?