Пластическое искусство читать ~7 мин.
Термин «Пластическое искусство», производный от слова «пластифицировать», что означает «лепить», описывает любую форму искусства, которая включает моделирование или формование в трёх измерениях. Самый распространённый пример пластического искусства – скульптура. Это связано с тем, что скульпторы вырезают, вырезают, формируют или изменяют ряд традиционных материалов, таких как мрамор, гранит, песчаник, кость, слоновая кость, дерево и терракота, а также современные материалы, такие как бетон, алюминий и поролон. Другой вид пластического искусства, в данном случае с использованием глины, – это керамическая посуда, в том числе фаянс, майолика, раку и керамика, а также китайский фарфор и изделия из селадона. Ещё больше видов пластического искусства включают в себя: коллаж, искусство из бумаги, и оригами; обработку металлов, выдувание стекла и другие виды стекольного искусства, включая мозаику; обработку дерева, а также современные дисциплины, такие как ледяная скульптура, а также искусство из песка.
Проблемы определения
Неясно, можно ли расширить значение пластических искусств, включив все формы трёхмерного искусства или только те, которые были пластифицированы или сформированы. Например, некоторые авторитеты включают в общую категорию такие дисциплины, как архитектура (это прикладное искусство), гравюра и кино. Если бы эти виды деятельности были включены, они были бы аномалиями в этом списке. (См. Также: Виды искусства.)
История пластических искусств
Истоки этой категории можно найти в примитивной доисторической скульптуре ашельской культуры нижнего палеолита, примером которой является гуманоидное изображение Венеры Берехат Рам (230–700 000 до н.э.). Примеры из верхнего палеолита: два знаменитых примера резьбы по слоновой кости, известные как Человек-Лев из Холенштайн-Стадель (38000 до н.э.) и Венера из Холе Фельс (c.38-33000 до н.э.), а также резные фигурки, найденные в Швабской Юре (ок. 33 000–30 000 до н.э.) и керамическая Венера из Дольни-Вестонице (ок. 25 000 до н.э.).
В древней керамике преобладает Восточная Азия. Самым древним известным примером в мире является пещерная керамика Сяньрэндун (около 18000 лет до н.э.) из провинции Цзянси, Китай. Другая древняя китайская керамика – черепки, найденные в пещере Ючанян (16000 лет до н.э.) в провинции Хунань. Самым крупным открытием пластического искусства, когда-либо сделанным, является клад терракотовых скульптур династии Цинь, известный как Терракотовое войско (около 210 г. до н.э.), из провинции Шэньси. Созданный в эпоху искусства династии Цинь (221-206 гг. до н.э.), по оценкам учёных, на его создание ушло 38 лет, было задействовано 700 000 человек. Ещё один традиционный вид пластического искусства из Китая – резьба по нефриту: на Дальнем Востоке нефрит так же драгоценен, как золото, серебро или бриллианты.
Глиняная скульптура – в основном керамика – была широко распространена во всех ранних средиземноморских цивилизациях, включая Древнюю Грецию. Греческая керамика представлена многочисленными типами, такими как геометрический стиль, восточный стиль, чёрный и красный рисунок. Другой популярной пластикой классической античности была скульптура.
Греческая скульптура, разделённая на архаический период (ок. 650-500 до н.э.); Классический период (около 500–323 гг. до н.э.); и эллинистический период (ок. 323–100 гг. до н.э.) практиковали такие известные пластические художники, как Поликлет (5 век до н.э.), Мирон (действующий 480–444 гг. до н.э.), Фидий (ок. 488–431 гг. -408 г. до н.э.), Скопас (период активности 395–350 гг. до н.э.), Лисипп (ок. 395–305 гг. до н.э.), Пракситель (действ. 375–335 гг. до н.э.) и Леохар (период деятельности 340–320 гг. Среди известных работ: «Венера Милосская», «Колосс Родосский», «Умирающая Галлия», «Крылатая победа Самофракии» и «Лаокоон и его сыновья».
Римская скульптура известна своими мраморными портретными бюстами, а также историческими рельефами (например Колонна Траяна), а также копиями с греческих оригиналов.
Другие формы пластического искусства, разработанное в течение этого периода (железный век) включают кельтское слесарное искусство, например Корона Петри, в Чаша Ардаг, Чаша Дерринафлан и позднее Тара Брошь.
Средневековые пластические искусства в основном представлены религиозными статуями и рельефными скульптурами, найденными в великих романских и готических соборах Северной Франции, Германии и Англии. Менее пластические искусства того периода включали византийскую мозаику, изделия из металла Мосана и венецианское производство стекла. За этим последовали скульптура и ювелирное дело эпохи Возрождения, созданные такими выдающимися пластическими мастерами, как Донателло (1386–1466), Микеланджело (1475–1564). См., в частности, Давида Донателло (1440-е гг.) и Давида Микеланджело (1504 г.). Следующим выдающимся 3D-художником был Джамболонья (1529-1608) – посмотрите его невероятную статую – с её так называемой змеиной фигурой – под названием «Похищение сабинянок». После этого появились скульпторы эпохи барокко, рококо и неоклассицизма.
В XIX веке был только один по-настоящему великий пластический художник, Огюст Роден (1840-1917), но в число скульпторов конца XIX века входили выдающиеся абстрактные скульпторы, такие как Константин Бранкузи (1876-1957), Умберто Боччони (1882-1916), Наум Габо (Наум Нимия Певснер) (1890-1977), Пабло Пикассо (1881-1973), Марсель Дюшан (1887-1968), Жак Липшиц (1891-1973) и Александр Архипенко (1887-1964). Эта тенденция продолжалась в течение 20 века с современными пластическими художниками, такими как: Сальвадор Дали (1904-1989), Мерет Оппенгейм (1913-1985), Ф.Э. Маквильям (1909-1992), Жан Арп (1887-1966), Генри Мур (1898-1986), Барбара Хепуорт (1903-1975), Александр Колдер (1898-1976) и Альберто Джакометти (1901-1966).
Послевоенные инновации в пластическом искусстве включали ансамбли «скульптурная стена» Луизы Невельсон (1899-1988), войлочные скульптуры Роберта Морриса (р. 1931); неоновые работы Брюса Наумана (р. 1941); кинетическое искусство Жана Тэнгли (1925-1991); машины-скульптуры Сезара (1921-1998) и старые скульптуры Армана (Арман Фернандес) (р. 1928).
Поп-арт произвёл поролоновые бургеры Floor Burger (1962) и Giant Fag-Ends (1967) Класа Ольденбурга (род. 1929), Джо Софа (1968), Джонатана Де Паса (1932-1991), Донато Д’Урбино (1935 года рождения) и Паоло Ломацци (1936 года рождения). Пластическое искусство 1960-х и 1970-х годов – по большей части абстрактная скульптура – также было представлено минимализмом – см. работы Сола Левитта (род. 1928), Дональда Джадда (1928-1994) и Карла Андре (р. 1935).
1960-е годы также стали свидетелями совершенно нового типа пластического искусства, известного как ленд-арт (земляные работы, или искусство окружающей среды), которым занимались такие художники-пластики, как Роберт Смитсон (1938-1973) и Энди Голдсуорси (р. 1956). По сути, эта деятельность была реакцией на коммерческую эстетику.
Постмодернистская пластика проиллюстрирована работами Энтони Гормли (b.1950), такими как Ангел Севера (1994-8), Дэмийно Хёрста (b.1965), такие, как Богородица (2005) и его алмазный инкрустированный череп Любовь Бога (2007). Другие известные примеры современного пластического искусства: монументальные стальные скульптуры Марка Ди Суверо (1933 г.р.) и Ричарда Серры (1939 г.р.), фотореалистические статуи Дуэйна Хансона (1925 г.р.) и работы в стиле нео-поп Джеффа Кунса (р. 1955).
ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
О важных датах развития изобразительного искусства и других видов искусства см.: История искусства.
ИСТОРИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Чтобы узнать о происхождении и развитии трёхмерного искусства, включая основные архитектурные движения, см.: История скульптуры.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ ПЛАСТИКИ
Список 100 лучших пластических художников (500 г. до н.э. – 2009 г.) см. в разделе «Величайшие скульпторы». А также Ирландская скульптура (c.1800-настоящее время).
ОЦЕНКА ИСКУССТВА
Два очерка о признании скульптуры см. в разделах Как ценить скульптуру и Как ценить современную скульптуру.
ФОРМЫ СКАЛЬПИИ
О различных типах трёхмерной резьбы или литья см.: Каменная скульптура – гранит, известняк, песчаник и другие породы. Мраморная скульптура – Пентелийский, Каррарский, Паросский мрамор. Резьба по дереву, например, рельефная резьба по хвойным и лиственным породам. Бронзовая скульптура методом литья по выплавляемым моделям (cire perdue) и др.
ВИДЫ ИСКУССТВА
О произведениях искусства, сделанных из утилизируемых материалов, см.: Junk Art. О картинах и скульптурах, выполненных художниками, не относящимися к мейнстриму, см. Искусство аутсайдеров. О работах душевнобольных см.: Брут-арт.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Для объяснения эстетических проблем, связанных с изобразительным искусством, включая «пластические» дисциплины, откройте страницу: Искусство, определение.
ЛУЧШЕЕ ИСКУССТВО
В МИРЕ Лучшие трёхмерные работы см. в разделе «Величайшие скульптуры всех времён».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?