Пластическое искусство читать ~7 мин.
Термин «пластические искусства» происходит от греческого слова plastikos, означающего «годный для лепки» или «податливый». Этим термином описывают виды искусства, связанные с созданием объёмных форм, то есть с лепкой, моделированием или формованием в трёх измерениях. Самый яркий пример пластического искусства — скульптура. Скульпторы обрабатывают, вырезают или иным образом формируют традиционные материалы (мрамор, гранит, песчаник, кость, слоновую кость, дерево, терракоту) и современные (бетон, алюминий, пенопласт). Другой вид пластического искусства, связанный с использованием глины, — керамика, которая включает в себя фаянс, майолику, посуду в стиле раку, а также китайский фарфор и изделия из селадона. К пластическим искусствам также относят коллаж, бумагопластику и оригами, художественную обработку металлов, выдувание стекла и другие виды стекольного искусства, включая мозаику, обработку дерева и такие современные направления, как ледяная скульптура и искусство из песка.
Проблемы определения
Остаётся неясным, можно ли относить к пластическим искусствам все формы трёхмерного творчества или только те, что предполагают непосредственное формование материала. Например, некоторые специалисты относят к этой категории архитектуру (которая является прикладным искусством), а также гравюру и кинематограф. Однако включение этих видов деятельности в общий список выглядит спорным. (См. также: Виды искусства.)
История пластических искусств
Истоки пластических искусств лежат в доисторической скульптуре ашельской культуры нижнего палеолита. Примером служит антропоморфная фигурка, известная как Венера из Берехат-Рама (230 000–700 000 лет до н. э.). К верхнему палеолиту относятся два знаменитых образца резьбы по слоновой кости: «Человеколев» из Холенштайн-Штаделя (около 38 000 лет до н. э.) и Венера из Холе-Фельс (около 38 000–33 000 лет до н. э.). В тот же период были созданы резные фигурки из пещер Швабского Альба (около 33 000–30 000 лет до н. э.) и керамическая Венера из Дольни-Вестонице (около 25 000 лет до н. э.).
В области древней керамики особенно выделяется Восточная Азия. Древнейшим в мире известным образцом является керамика из пещеры Сяньжэньдун (провинция Цзянси, Китай), датируемая примерно 18 000 годом до н. э. К другим ранним находкам китайской керамики относятся черепки из пещеры Юйчаньянь (провинция Хунань, около 16 000 лет до н. э.). Одной из величайших находок в истории пластических искусств стал комплекс терракотовых скульптур, известный как Терракотовая армия (около 210 года до н. э.), обнаруженный в провинции Шэньси. Этот погребальный комплекс был создан в эпоху династии Цинь (221–206 годы до н. э.). По оценкам учёных, на его создание потребовалось около 38 лет и труд 700 000 человек. Ещё один традиционный для Китая вид пластического искусства — резьба по нефриту; на Дальнем Востоке этот минерал ценится наравне с золотом, серебром и бриллиантами.
Глиняная скульптура, в первую очередь керамика, была широко распространена во всех ранних средиземноморских цивилизациях, включая Древнюю Грецию. Греческая керамика представлена множеством стилей, таких как геометрический, ориентализирующий, а также чернофигурная и краснофигурная вазопись. Другим популярным видом пластического искусства классической античности была скульптура.
Греческая скульптура делится на три периода: архаический (около 650–500 до н. э.), классический (около 500–323 до н. э.) и эллинистический (около 323–100 до н. э.). В это время творили такие знаменитые мастера, как Поликлет (V век до н. э.), Мирон (активен в 480–444 до н. э.), Фидий (около 488–431 до н. э.), Каллимах (конец V века до н. э.), Скопас (активен в 395–350 до н. э.), Лисипп (около 395–305 до н. э.), Пракситель (активен в 375–335 до н. э.) и Леохар (активен в 340–320 до н. э.). Среди самых известных произведений этого периода: «Венера Милосская», «Колосс Родосский», «Умирающий галл», «Ника Самофракийская» и «Лаокоон и его сыновья».
Римская скульптура известна своими мраморными портретными бюстами, историческими рельефами (например, колонна Траяна), а также копиями греческих оригиналов.
К другим формам пластического искусства, развивавшимся в железном веке, относится искусство кельтской металлообработки, примерами которого служат «Корона из Петри», «Чаша из Арды», «Клад из Дерринафлана» и более поздняя «Фибула из Тары».
Средневековые пластические искусства представлены в основном религиозными статуями и рельефными скульптурами, украшающими великие романские и готические соборы Северной Франции, Германии и Англии. К другим видам пластических искусств того периода относятся византийская мозаика, изделия мозанского искусства и венецианское стекло. За этим последовали скульптура и ювелирное дело эпохи Возрождения, представленные работами таких выдающихся мастеров, как Донателло (1386–1466) и Микеланджело (1475–1564). Особого внимания заслуживают «Давид» Донателло (1440-е годы) и «Давид» Микеланджело (1504). Следующим выдающимся мастером трёхмерной пластики был Джамболонья (1529–1608) с его невероятной статуей «Похищение сабинянок», в которой использован приём figura serpentinata. За ними последовали скульпторы эпохи барокко, рококо и неоклассицизма.
Центральной фигурой в пластическом искусстве XIX века считается Огюст Роден (1840–1917). Однако на рубеже XIX – XX веков и в начале XX века появились выдающиеся скульпторы-модернисты, во многом определившие развитие искусства в новом столетии. Среди них: Константин Бранкузи (1876–1957), Умберто Боччони (1882–1916), Наум Габо (Наум Певзнер) (1890–1977), Пабло Пикассо (1881–1973), Марсель Дюшан (1887–1968), Жак Липшиц (1891–1973) и Александр Архипенко (1887–1964). Эта тенденция получила развитие в XX веке благодаря таким современным художникам, как Сальвадор Дали (1904–1989), Мерет Оппенгейм (1913–1985), Фредерик Эдвард Мак-Уильям (1909–1992), Жан Арп (1887–1966), Генри Мур (1898–1986), Барбара Хепуорт (1903–1975), Александр Колдер (1898–1976) и Альберто Джакометти (1901–1966).
Послевоенные инновации в пластическом искусстве включают скульптурные ассамбляжи-стены Луизы Невельсон (1899–1988), войлочные скульптуры Роберта Морриса (1931–2018), неоновые инсталляции Брюса Наумана (р. 1941), кинетическое искусство Жана Тэнгли (1925–1991), скульптуры-механизмы Сезара (1921–1998) и «накопления» Армана (Арман Пьер Фернандес) (1928–2005).
Поп-арт породил такие работы, как «Напольный бургер» (1962) и «Гигантские окурки» (1967) Класа Ольденбурга (р. 1929), а также диван «Джо» (1968) работы Джонатана Де Паса (1932–1991), Донато Д’Урбино (р. 1935) и Паоло Ломацци (р. 1936). Пластическое искусство 1960-х и 1970-х годов, представленное по большей части абстрактной скульптурой, также включало минимализм — см. работы Сола Левитта (1928–2007), Дональда Джадда (1928–1994) и Карла Андре (р. 1935).
В 1960-е годы также появился совершенно новый вид пластического искусства, известный как ленд-арт (также земляное искусство или энвайронмент-арт), представителями которого являются Роберт Смитсон (1938–1973) и Энди Голдсуорти (р. 1956). По своей сути это направление стало реакцией на коммерческую эстетику.
Искусство постмодернизма в пластике иллюстрируют работы Энтони Гормли (р. 1950), такие как «Ангел Севера» (1994–1998), и Дэмиена Хёрста (р. 1965), например «Дева-мать» (2005) и инкрустированный бриллиантами череп «За любовь Господа» (2007). Другие известные примеры современного пластического искусства — монументальные стальные скульптуры Марка Ди Суверо (р. 1933) и Ричарда Серры (1939–2024), фотореалистичные статуи Дуэйна Хансона (1925–1996) и работы в стиле нео-поп Джеффа Кунса (р. 1955).
ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
О важных датах развития изобразительного искусства и других видов искусства см.: История искусства.
ИСТОРИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Чтобы узнать о происхождении и развитии трёхмерного искусства, включая основные архитектурные движения, см.: История скульптуры.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ-ПЛАСТИКИ
Список 100 лучших пластических художников (500 г. до н.э. – 2009 г.) см. в разделе «Величайшие скульпторы». А также Ирландская скульптура (c.1800-настоящее время).
ОЦЕНКА ИСКУССТВА
Два очерка о восприятии скульптуры см. в разделах Как ценить скульптуру и Как ценить современную скульптуру.
ФОРМЫ СКУЛЬПТУРЫ
О различных типах трёхмерной резьбы или литья см.: Каменная скульптура – гранит, известняк, песчаник и другие породы. Мраморная скульптура – пентелийский, каррарский, паросский мрамор. Резьба по дереву, например, рельефная резьба по хвойным и лиственным породам. Бронзовая скульптура, созданная методом литья по выплавляемым моделям (cire perdue) и другими техниками.
ВИДЫ ИСКУССТВА
О произведениях искусства, сделанных из утилизируемых материалов, см.: Джанк-арт. О картинах и скульптурах, выполненных художниками, не относящимися к мейнстриму, см. Искусство аутсайдеров. О работах душевнобольных см.: Ар брют.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Для объяснения эстетических проблем, связанных с изобразительным искусством, включая «пластические» дисциплины, откройте страницу: Искусство: определение и значение.
ЛУЧШЕЕ ИСКУССТВО
Лучшие трёхмерные работы см. в разделе «Величайшие скульптуры всех времён».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?